Преподавание сольфеджио в ДМШ
Из опыта работы преподавателя музыкальной школы
Сольфеджио-очень тонкая и сложная специальность. Это дисциплина практическая, предполагающая выработку ряда практических навыков. Музыкальные термины необходимо не столько заучивать, сколько практически применять при слуховом анализе, разучивании песни, пении с листа или записи диктанта. Все элементы курса сольфеджио взаимно обусловлены, должны логично дополнять друг друга, образуя цельную систему.Курс сольфеджио начинается с выработки вокально-хоровых навыков. На первых уроках учащиеся не пользуются учебником. Они воспринимают музыку на слух, поют песни, разученные с педагогом на уроке. С первых уроков следует обратить внимание на интонацию учеников, при этом следует учитывать возрастные особенности детей.
Группы по сольфеджио комплектуются по возрастному принципу - поэтому недопустимо объединять в одной группе учащихся первого класса семилетней школы с учащимися первого класса пятилетней школы.
В младших классах основой усвоения должно быть эмоциональное восприятие детей, яркость и осознанность эмоциональных ощущений. В средних классах основой работы должны быть узнавание, сопоставление и усвоение осознанных явлений. В старших классах основное внимание преподавателя должно быть направлено на воспитание музыкального мышления, творческой активности, самоконтроля, способности к теоретическим обобщениям. Построение программы по сольфеджио, очередность усвоения сведений по музыкальной грамоте должны диктоваться, прежде всего, доступностью материала для слухового восприятия. Следует каждое новое понятие увязывать с пройденным материалом, и тогда новый навык войдет в сознание учащегося, образуя стройную систему воспитания слуховых навыков. Примеры должны быть подобраны так, чтобы трудность постепенно возрастала. Очень важно подобрать музыкальный материал соответственно возрасту учащихся, можно использовать сочинения, изучаемые на уроках музыкальной литературы.
Важно в каждом уроке сочетать три момента: 1) повторение пройденного, б) освоение нового навыка, в) подготовку слуха к следующему навыку. Чтобы урок был полноценным, и внимание учащихся все время было активным, следует чередовать формы, приемы ведения урока, не допускать утомления, однообразия. Подготовка к урокам должна начинаться с составления полугодового или четвертного плана. Материал программы распределяется по количеству уроков. Так же надо считать обязательным составление поурочных планов. В них должен быть отражен весь процесс работы на каждом уроке и используемый музыкальный материал. Домашнее задание по сольфеджио необходимы. Формы домашних заданий могут быть следующие:
1. Интонационные упражнения и распевы, пройденные на уроке.
2. Сольфеджирование примеров.
3. Самодиктант (запись знакомых мелодий на память).
4. Письменные задания (списывание, транспонирование, построение).
Задания не должны превышать возможности учащихся на данном уровне их развития.
Чтение с листа на уроках предполагает способность учащегося петь по нотам незнакомую мелодию. В первую очередь нужно добиться точной передачи интонации и ритма мелодии. А Барабошкина пишет, что для того, чтобы начать работу над чтением с листа, нужно владеть следующими навыками:
1. Умение петь без поддержки инструмента
2. Чистотой, распевностью пения
3. Умение мысленно представлять себе звуки
4. Знание нот и понимание нотной записи
Первый вокальный навык, который дети должны усвоить – это медленное, распевное, связное пение. При исполнении быстрых песен учащимся труднее вести мелодию, следовательно, труднее чисто интонировать. Медленное пение заставляет вслушиваться в собственное исполнение; при слиянии звуков ему легче удержать тональность и осознать ладовые связи мелодии. При воспитании чистой интонации необходимо учитывать на каждом этапе диапазон детских голосов. Чтобы добиться чистой интонации, необходимо учитывать и вокальность мелодии, избегать песни, содержащие неудобные мелодические обороты. Очень полезны упражнения, в которых учащемуся предлагается спеть в поступенном движении те звуки, которые он сам хочет, при условии правильного их называния.Предложенную мелодию следует предварительно проанализировать. Учащиеся должны определить тонику, указать длительности, размер, мысленно спеть песню, отмечая рукой доли, и затем спеть ее вслух.
Музыкальный диктант - это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития учащегося. В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и психологической деятельности:
1) мышление, обеспечивающее осознание слышимого;
2) память, дающая возможность уточнять услышанное;
3) внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять звуки, ритм.
Основные задачи в работе над диктантом:
- создавать и закреплять связь слышимого и видимого
- развивать память и внутренний слух
- использовать диктант, как средство для закрепления и практического освоения знаний и навыков, полученных на уроках сольфеджио.
Запись диктанта по памяти и возникающие в этом случае трудности (внутреннее напряжение и сосредоточенность, необходимые для охвата мелодии) оправдываются несомненной пользой в воспитании и совершенствовании слуха. Этот метод позволяет преподавателю играть мелодию выразительно, благодаря чему учащийся легко может запомнить, ясно ощутить ее характер, форму, ритм. Хороши для диктанта песни, выученные детьми в детском саду или школе, а также не знакомые им, но эмоционально доступные попевки, песни, инструментальные
темы, способствующие формированию вкуса учащихся.
Прежде чем учащиеся приступят к записи музыкального диктанта, у них необходимо выработать целый ряд навыков. В первую очередь должно быть воспитано внимание. Оно развивается специальными заданиями, например: чтобы во время пения дети смотрели только на преподавателя, чтобы начинали и кончали петь все вместе по его знаку; учащиеся поют песню вразбивку (преподаватель указывает, кому продолжать).
Учащиеся должны слышать направление мелодии (вниз, вверх, на месте), ощущать разницу между восьмой и четвертью, слышать сильные и слабые доли. Нужно научить учащихся правильно и красиво писать ноты. Для этого рекомендуется переписывать в тетрадь знакомые мелодии. Приступая к диктанту, учащиеся должны знать хотя бы три тональности: До, Соль и Фа мажор. По мере того как усваиваются новые тональности, нужно стараться на каждом уроке разнообразить их с тем, чтобы учащиеся хорошо знали взаимоотношения звуков в каждой из них. Полезно записанную на уроке песню тут же петь в других тональностях, строго соблюдая ритм и темп. Очень важно воспитать у учащихся способность самоконтроля, выработать умение найти свою ошибку. Музыкальный диктант должен стать обобщением всех полученных знаний по музыкальной грамоте, и знания эти должны применяться сознательно.
Преподаватель по сольфеджио должен иметь многие качества: обладать музыкальностью, творческой инициативой, уметь играть, петь, дирижировать. В современном обществе музыкальное воспитание, в том числе и сольфеджио, призвано решать не только задачи в области обучения и музыкального образования, но и задачи, связанные с эстетическим и культурным ростом общества.
Список литературы:
1. А.В.Барабошкина «Методика преподавания сольфеджио в ДМШ» - Л.1963 г.
2. Е.В.Давыдова «О преподавании сольфеджио в ДМШ» - М. в.1., 1970 г.
3. Е.В.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио» - М. из.2, 1986 г.
4. А.В. Барабошкина «Сольфеджио» 1 класс – М, 1972 г.
Рекомендуем посмотреть:
Концерт учащихся ДМШ для детей детского сада. Сценарий с презентацией Конспект урока по вокалу, 1 класс Музыкальное творчество Салиха СайдашеваПохожие статьи:
Автор: Олеся Шулаева
Опубликовано: 2636 дней назад (5 октября 2017)
Просмотров: 2682
Блог: Олеся Сергеевна Шулаева
Рубрика: Методическая разработка
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|