Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Работа над техникой в классе фортепиано ДМШ. Методическая работа

Из опыта работы педагога ДМШ. Работа над техникой в классе фортепиано
Некоторые понимают под техникой только то, что касается скорости, силы, выносливости в фортепианной игре. Однако такой взгляд крайне ограничен. Техника - это комплекс средств, позволяющих пианисту передавать эмоционально-образное содержание исполняемых произведений. « Я шла от музыки к технике, а не наоборот»,- говорит А.Д. Артоболевская. Ни один профессиональный музыкант-исполнитель не может обойтись без глубокого и всестороннего знания секретов своего мастерства. Когда говорят о фортепианной технике, то подразумевают сумму навыков, приемов игры на фортепиано, при помощи которых пианист добивается нужного художественного, звукового результата.
Современная методика работы над фортепианной техникой сформировалась в результате длительного исторического развития. Не сразу был осознан факт, что на смену клавесину пришло фортепиано с его разнообразием приемов звукоизвлечения, а наряду с сочинениями Гайдана, Моцарта, раннего Бетховена начали свою жизнь поздние опусы Бетховена, музыка романтиков, импрессионистов. На протяжении всего своего существования техника развивалась и претерпевала различные изменения в зависимости от тех задач, которые ставились перед пианистами. Менялась и ее классификация.
Г. Нейгауз выделяет несколько видов (элементов) фортепианной техники:
1) Взятие одной ноты;
2) Трель;
3) Гаммы;
4) Арпеджио;
5) Двойные ноты;
6) Аккордовая техника;
7) «Прыжки» и «скачки»;
8) Полифония.
Ф. Лист подразделял технические трудности на четыре класса:
1) Октавы и аккорды;
2) Тремоло и трели;
3) Двойные ноты (терции, сексты);
4) Гаммы и арпеджио.
Постепенно музыканты приходили к заключению, что упражнение является не механическим, а психофизическим процессом.
Достаточно вспомнить работу Ф.Листа над ключевыми формулами фортепианной техники. Только подготовительным упражнениям к мажорным и минорным гаммам он посвятил целую тетрадь из своих двенадцати тетрадей « Технические упражнения для фортепиано».
Педагог занимаясь «постановкой рук» должен научиться делать это незаметно, в большей степени при помощи своих рук. Любая техническая работа - это работа не механическая, а связанная с активным участием слуха и интеллекта учащегося и требующая внимания к качеству звучания.
Непременные условия хорошей техники - свобода, гибкость всей руки, естественная посадки за фортепиано. Не только на первых уроках, но и в дальнейшей учебе педагог должен постоянно следить за тем, чтобы учащийся сидел на соответствующей его росту высоте, чтобы он не напрягался, не поднимал плечи, не сутулился. Локоть следует слегка отвести от себя так, чтобы он оказался естественно выше запястья. Есть упражнения, которые помогают добиться свободы рук и ощущения опоры в пальцах:
Упражнение 1. На ощущение всей руки от плеча. Стоя, маховые движения рук вперед и назад.
Упражнение 2. Для развития ощущения свободного шага пальца из ладони, можно попросить ученика представить его руку человечком и пошагать пальцами по столу (любой парой «ног – пальцев»).
Упражнение 3. Поднимать плечи и внезапно легко и непроизвольно опускать их.
Упражнение 4. «Прицеленный полет» или бросок руки из одной точки в разные, заранее намеченные точки.
Игру приемом non legato начинаем после подготовительного упражнения на ощущение нагрузки и освобождения рук. Рука свободно падает на колено, при этом ощущается вес руки, а при медленном подъеме – ощущаем поддержку в верхних частях пианистического аппарата. Опираясь пальцем на клавишу и чувствуя на пальце вес всей руки, можно попросить учащегося немного попружинить кистью, сделать небольшие движения локтем, то есть научить проверять свободу всей руки.
Контакт с клавиатурой изменяется в зависимости от характера музыки, темпа, динамики и фактуры произведения. Первоначально наработанный контакт с клавиатурой иногда нарушается в период, когда начинается работа над активизацией пальцевого удара. Упражняться следует в медленном темпе, высоко поднимая пальцы и сильно опуская их на клавиши. Упражнение предполагает движение пальца, производимое почти полностью за счет своей собственной мускульной энергии. Для приобретения ощущения контакта с клавиатурой очень полезна игра аккордов.
Известно, что при игре на фортепиано нужны « крепкие» пальцы. Активные, сильные пальцы являются основой для приобретения всего многообразия техники пианиста. Именно пальцевой удар придает ясность и блеск быстрым последовательностям, встречающимся в произведениях для фортепиано.
Учащийся должен научиться сочетать активный пальцевой удар с опорой и свободой руки на клавиатуре.
Высокий подъем пальцев, сильный удар необходимы в подготовительных упражнениях, помогающие активизации пальцев, которые нужно играть только в медленном темпе.
Цель исполнения гамм - добиться плавного непрерывного исполнения пассажа без толчков, ровно по звучанию и временным соотношениям. Работа над гаммами начинается, как правило, во втором полугодии первого класса. В работе над гаммами и арпеджио особое внимание уделяется выработке чуткости пальцевого туше, пальцевой артикуляции, в игре аккордов - воспитанию опоры всей тяжести руки на клавиатуру.
Прежде чем начать играть, учащийся каждый раз должен подумать, как он хочет сыграть гамму, мысленно представить темп, характер звука, артикуляцию, динамику и только после этого начать играть. Игре гамм предшествует слуховая подготовка учащегося. Сначала он должен усвоить гамму на слух – интонационно, как мелодию, научиться петь ее в одну октаву вверх и вниз от разных звуков, различать на слух гамму от других звуковых последований, а затем и разные виды гамм. Всякое упражнение основано на многократном повторении одной технической детали. Однако механическое повторение притупляет внимание ребёнка, снижает контроль слуха и сознания над качеством звучания и точностью пианистического движения. Вот почему можно внести в исполнение гамм простейшие, доступные детям и активизирующие их восприятие ритмические, темповые и динамические краски.
Параллельно со слуховой ведется и пианистическая подготовка учащегося к игре гамм. Это проработка элементов, на которых основано гаммообразное движение,- поступенного движения в трех-, четырех_ и пятипальцевой позициях и соединения позиций посредством подкладывания первого пальца и перекладывая через него. Нужно уделять особое внимание развитию первого пальца, не поднимает ли учащийся движение пальца толчком кисти. Последовательность освоения гамм может быть такой:
-игра отдельно каждой рукой в одну октаву, с интонированием мелодической мелодии;
- расширение гаммы до двух октав;
- переход к игре двумя руками сначала в одну, а потом в две октавы;
- игра параллельного или противоположного движения от одного звука.
Игра позиционных последований ставит целью закрепление навыков игры легато, динамических, ритмических и артикуляционное выравнивание звука. В позиционных упражнениях самостоятельность пальцев сочетается с минимальным движением кисти руки.
Работу над гаммами Черни тесно связывал со звуковыми и артикуляционными задачами. Он рекомендовал учить гаммы pp, p, mf, f, наверх – crescendo (начиная с рр, и затем, постепенно подводя к ff), вниз- diminuendo; советовал применять также различные виды туше, акценты. Основное место работы с начинающими отводится развитию мелкой техники. Вместе с тем следует отметить необходимость овладения элементарными приемами аккордово-интервальной техники. Можно менять артикуляцию и динамику на протяжении
одной и той же гаммы. Например, начать legato, а с третьей октавы перейти на
staccato, или сделать еще более дробную разбивку. Или, разбив на квартоли, играть попеременными штрихами legato - staccato:
В связи с тем, что в арпеджио позиция более широкая, чем в гаммах, для учащихся с маленькой рукой да еще с плохой растяжкой между пальцами сложным является совмещение двух задач - отчетливой артикуляции и связности мелодической линии. Достижение самостоятельности каждого пальца облегчается, если палец находится в удобном для него положении прямо напротив клавиши, а не сбоку от нее. Короткое арпеджио каждой рукой отдельно изучают после того, как ученик освоил игру трезвучий аккордами. Сначала используются арпеджио из трех, затем четырех звуков. При группировке по три звука достигается большая активация пальцев, т.к. акцент приходится на разные пальцы. Важное условие игры - певучее legato, исключающее толчки рукой на каждом звуке.
Работа над основными техническими формулами помогает слуховому постижению мажорного и минорного лада, способствует овладению основными аппликатурными закономерностями, развитию пальцевой техники, приобретению навыков разнообразной артикуляции, выработке ровности в мелодических линиях, точности звукоизвлечения, воспитанию культуры интонирования.
Выбор форм работы и упражнений должен быть с учетом индивидуального развития учащегося. Учащиеся бывают по-разному подготовлены к решению той или иной задачи. Прививая учащемуся определенные технические навыки, либо показывая ему необходимые приемы, педагог должен сам практически проверять целесообразность своих рекомендаций. У Фейнберга по этому поводу есть хорошее высказывание: «Внимательный анализ своих собственных технических приемов является существенной, если не основной предпосылкой для плодотворных педагогических занятий».

Список литературы:
1. Е. Либерман « Работа над фортепианной техникой»- М.Фигаро,1996-135 с
2. В.М. Спиридонова «Пианистическое развитие учащихся музыкальных школ на материале гамм и арпеджио»- Елабуга, 31 с.
3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. –М. Музыка, 1988
4. Б. Милич « Воспитание ученика-пианиста»-К, Муз.Украина, 1982-86 с.

Рекомендуем посмотреть:

Музыкальная сказка Теремок для детей Адаптация первоклассников к обучению в музыкальной школе Роль ансамблевого музицирования в музыкальном развитии и воспитании учащихся ДМШ Концерт учащихся ДМШ для детей детского сада. Сценарий с презентацией
Преподавание сольфеджио в ДМШ
Опубликовано: 350 дней назад (23 июня 2019)
Просмотров: 701
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!