Музыкальное творчество Салиха Сайдашева
Музыкально-театральное творчество Салиха Сайдашева
Выступление на семинаре, посвященное творчеству татарского композитора Салиха Сайдашева. Материал может быть использован в музыкальной школе, на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в школе.В 1922 году Кариму Тинчурину было поручено создать первый показательный татарский государственный театр. Для театра выделили новое здание (ныне театр Юного зрителя). Великий русский драматург А.Н.Островский писал: «Национальный театр – есть признак совершеннолетия нации, так же, как академии, университеты, музеи. Иметь свой родной театр и гордиться им желает каждый народ».
Как это характерно для исторического развития музыкального театра многих народов, первоначальные элементы татарского музыкально-сценического искусства зарождается в недрах драматического театра. Одним из важных условий для этого было введение музыки в театральные постановки. Сначала музыка звучала лишь в антрактах, без всякой связи с постановкой. Сосредоточив в Казани лучшие актерские и режиссерские силы, Карим Тинчурин пригласил из Оренбурга для руководства музыкальной работой Салиха Сайдашева. С этих пор музыка заняла важное место в постановках татарского драматического театр, стала их неотъемлемой составной частью, способствуя раскрытию общего идейно-художественного замысла. Под руководством С. Сайдашева в театре были созданы хор и оркестр. Все это давало возможность при подготовке музыкального спектакля включать довольно сложные, многочастные вокальные номера с широким диапазоном и виртуозной сольной партией, а также хоровые эпизоды и оркестровые вступления.
В 1924 году, в бенефис главного режиссера театра К. Тинчурина, впервые была поставлена драма «Сунгэн йолдызлар» («Потухшие звезды»), для которой Салих Сайдашев создал свою первую увертюру, которая строится на самостоятельном музыкальном материале и завершается вариациями на тему «Апипа». Воссоздавая атмосферу молодежных развлечений в татарской деревне, увертюра выполняет роль своеобразной заставки и противопоставляется трагическому содержанию пьесы. Успех драмы был огромен.
Драма «Зэнгэр шэл» была написана в 1926 году. В ней рассказывается о тяжелой жизни татарского крестьянина. Для этой драмы Сайдашев написал несколько оригинальных номеров: «Дусларым,кангырып кайттым»-драматическая функция этой песни близка к выходным ариям классических опер, «Кара урман»-выразительное оркестровое вступление к песне, припев песни имеет маршевый характер и воссоздает образы народных мстителей и др.
В 1927 году в театр пришел драматург Тази Гиззат. К его драме «Наемщик» музыку написал С.Сайдашев, которая стала центральным произведением его творчества. Драма сразу завоевала популярность. Образно-выразительная музыка «Наемщика»-драмы, рисующей борьбу крестьянства Поволжья с помещиками в период отмены крепостного права –самое крупное и значительное достижение С. Сайдашева. Музыка к драме состоит из 28 номеров, включающих увертюру, арии, дуэты, хоры, танцевальные, балетные номера. Воспитанный на народно-песенных традициях, прекрасно эрудированный в области родной литературы и фольклора, Сайдашев творчески переработал предшествующий художественный опыт и создал свой оригинальный самобытный стиль музыки. В тоже время Сайдашев-подлинный новатор в музыке. Его новые темы, образы нашли новаторское воплощение в новом музыкальном языке, прочными нитями связанном с лучшими традициями народа, обогащенного опытом других народов, опытом мировой музыкальной культуры. Композитор отлично понимал, что никакое национальное искусство не может развиваться изолированно от культуры других народов. «Сайдашев,-писал М.Джалиль,-поднял татарскую музыку на новую ступень развития. Его многолетняя плодотворная деятельность может считаться целой эпохой в развитии татарской музыки.»
Свои музыкальные драмы композитор создавал в творческом содружестве с писателями Каримом Тинчурином, Фатхи Бурнашем, Тази Гизатом. Музыка ко многим спектаклям рождалась в процессе репетиционной работы, в период сценического воплощения пьесы, при этом в драматический план, текст спектакля порою вводились изменения, обусловленные музыкальной драматургией. Первое десятилетие работы в театре знаменуется интенсивностью его творчества, он пишет музыку к 36 спектаклям. Самыми значительными его работами были музыкальные драмы по пьесам К. Тинчурина «Потухшие звезды», «Казанские полотенца», «Голубая шаль», «Родина», «На Кандаре», Ф.Бурнаша «Тахир и Зухра», «Хусаин Мирза», Т.Гиззата «Наемщик». Г.Литинский писал: «Наивысшим, бесценным и бессмертным достижением Сайдашева явились те, написанные огнем сердца страницы его театральной музыки, которые сверкают немеркнущим светом в сокровищнице не только татарской, но и всей многонациональной советской музыкальной культуры».
Музыка Сайдашева остается популярной и актуальной по нынешнее время, она сохраняют свою художественную, эстетическую ценность. Все новые и новые поколения любителей музыки находят в музыке Сайдашева заряд бодрости, душевного тепла и отклик на волнующие мысли и чувства.
Список литературы:
1. Г.Литинский «Музыкальная культура Советской Татарии» Музгиз 1959 г;
2. М.Нигматзянов «Композиторы и музыковеды Советского Татарстана» Казань Татарское книжное издательство 1986 г;
3. С.И.Раимова, З.Ш.Хайруллина «Салих Сайдашев» Казань «Татполиграф» 1970 г;
4. С.И.Раимова «История татарской музыки» Казань КГПИ 1986 г;
Рекомендуем посмотреть:
Концерт учащихся ДМШ для детей детского сада. Сценарий с презентацией Преподавание сольфеджио в ДМШ Конспект урока по вокалу, 1 классПохожие статьи:
← Мероприятие ко Дню Конституции РФ в школе, 8 класс. Сценарий | Сценарий Новогоднего мероприятия в музыкальной школе →
Автор: Олеся Шулаева
Опубликовано: 506 дней назад (5 августа 2023)
Просмотров: 731
Блог: Олеся Сергеевна Шулаева
Рубрика: Доклад на семинаре
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!