Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект НОД по рисованию на дидактической основе в средней группе по ФГОС

Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) на дидактической основе по рисованию
.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Красивые салфетки»
Младший дошкольный возраст, 4-5 лет

Пояснительная записка.
Конспект непрерывной образовательной деятельности максимально направлен на реализацию задач Рабочей программы для детей 4-5 лет, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», раздел декоративное рисование. Составлен с учетом:
• авторской парциальной программы «Цветные ладошки» - программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова;
• Пособия Парамоновой Л.А. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. (ОЛМА Медиа Групп, 2008);
• Пособия Комаровой Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада.

Актуальность предлагаемой разработки в том, что она показывает применение деятельностного подхода в рамках занятия по рисованию с детьми 4-5 лет. Дети знакомятся с нетрадиционным способом рисования, его особенностью, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных навыков и умений создавать свои рисунки, что обеспечивает развитие творческой личности, способной применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Обоснованность и взаимосвязь целей и задач.
Ориентируясь на позиции деятельностного подхода, педагог не передает готовые образцы, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками. Предлагаемый конспект НОД показывает, каким образом можно подвести детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Вместе с детьми формулируется цель предстоящей деятельности (помогаем кукле украсить салфетку - формирование способов изображения растительных узоров), обсуждаются проблемные ситуации, как можно помочь кукле Маше. Выясняем, при помощи каких средств мы сможем это сделать, формулируются выводы.
Достижение образовательного результата занятия является целью деятельности педагога с детьми, поэтому для реализации задач выбраны наиболее эффективные в данном случае, методы работы – практический и наглядный. Например, чтобы правильно расположить узор на круглой салфетке вниманию детей предлагаются вязаные и вышитые салфетки. Дети рассматривают, сравнивают, чем похожи, чем отличаются, выделяют элементы растительного узора, определяют особенности расположения их в круге.
В процессе занятия дети знакомятся с новым способом изображения цветка и тренируются в его изображении, а также применяют ранее известные приёмы (примакивание , тычок) .
Ребятам предлагается самим выбрать необходимые технические средства изображения, продумать элементы узора, расположить элементы, согласно обозначенным педагогом требованиям.
Соответствие достижениям современной педагогики
Ребенок на пятом году жизни достаточно самостоятельный и инициативный. Основные достижения данного возраста напрямую связаны с развитием интереса к рисованию. У него активно развиваются мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точные, ловкие, что помогает ему овладевать умением рисовать. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда; он начинает осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов изображения), проявляет желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняться в этом. Ребенок уже в состоянии устанавливать понятные ему причинно-следственные отношения. У него быстро совершенствуются все психические процессы, и особенно память.
Учитывая, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, предлагаемый конспект НОД выстроен на основе игровой сюжетной линии, содержание программного материала реализуется через игровые упражнения, игровые проблемные ситуации, сюрпризные моменты, в которых дети выявляют существенные особенности и отношения предметов в рамках обозначенной темы, осваивают новые технические способы изображения предметов. Но при этом занятие структурно соответствует позициям деятельностного подхода:
1. Создание проблемной ситуации
2. Целевая установка.
3. Мотивирование к деятельности.
4. Обращение к опыту для решения проблемной ситуации.
5. Выполнение действий, самостоятельная деятельность
6. Анализ результатов деятельности, рефлексия
7. Подведение итогов.
В процессе НОД осуществляется интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие », «Социально-коммуникативное развитие».
Преемственность. В рамках изучения курса по рисованию в средней группе из 36 часов – на декоративное рисование отводится - 8 часов.
На них решаются задачи:
1. Развитие у детей чувства композиции в связи с построением узора на различных формах, развитие чувство цвета.
2. Развитие способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве.
3. Совершенствуются технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
4. Знакомятся с декоративным искусством, дымковской, филимоновской, богородской, семеновской росписью,
Ребята обследуют объекты, рассматривают репродукции, участвуют в элементарных опытах с красками по смешиванию и получению нового цвета, овладевают техническими навыками рисования.
Условия реализации:
1. Разработку целесообразно применять в период ознакомления детей 4-5 лет с декоративно-прикладным творчеством, в процессе работы по теме «Посуда», возможно также проведение перед праздником «8 Марта».
2. Наличие игровой сюжетной линии занятия;
3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей;
4. Обеспечивать эмоциональный комфорт (дружелюбный тон, жесты, мимика, располагающие к себе);
5. Обеспечить мотивацию к деятельности;
6. Обеспечить возможность свободного перемещения по группе, доступности необходимого оборудования и инвентаря.
7. Оптимально участие подгруппы 10 - 15 человек,
8. Время проведения занятия 20 минут.
При подготовке и проведении НОД важным является использование нетрадиционной техники рисования цветка - штампа (дном бутылки), мотивация к предстоящей деятельности - звонок по телефону от куклы Маши.
Оборудование для проведения занятия:
1. Сундук
2. Круглые вязаные салфетки – 5-7 шт.
3. Круглые салфетки из ткани с вышитым на них узором 3-5 шт.
4. Мольберт – 2
5.Бумага для практического рисования.
Раздаточный материал:
• Набор цветных карандашей -14
• Краски акварельные -14
• Кисти -14
• Набор восковых мелков -14
• Лист бумаги круглой формы -14
• Бутылка пластиковая для штампа 0.5 л.- 7-14
• Емкость с гуашью -4 основных цветов (2-4 емкости каждого цвета.)
• Стаканчики для воды -14
• Ватные палочки -1 упаковка
• Салфетки- 1 упаковка

Ожидаемые результаты:
Каждый ребенок оформит бумажную салфетку в форме круга элементами растительного узора, соблюдая порядок расположения элементов узора, используя технические приёмы рисования «примакивания» , «тычок», «штамп».

Действенность, результативность НОД
Имя Расположение узора: по центру и равномерно по краям Использованы технические приёмы: (штамп, примакивание, тычок)
Имеют признаки растительного узора( листья, цветы, бутоны..)
Качество работы
Итог
Вероника 1 1 1 1 4 б.
Арина К. 1 1 1 1 4 б.
София 1 1 1 1 4 б.
Лиза 1 1 1 1 4 б.
Арина Т. 1 1 1 1 4 б.
Богдан 1 1 1 1 4 б.
Ксения 1 1 1 1 4 б.
Слава 0.5 1 1 0.5 3 б.
Сергей 0.5 1 1 0.5 3 б.
Соня 1 1 1 1 4 б.
Кристина 1 1 1 1 4 б.
Катя 1 1 1 1 4 б.
Женя 1 1 1 1 4 б.
Аня 1 1 1 0.5 3.5 б.

Вывод: из 14 человек - у 11(79%) детей сформированы технические навыки изображения растительного узора, узор размещен согласно требованиям, работа выполнена аккуратно.
У 3 (21 %) детей, частично сформированы технические навыки изображения растительного узора, в работах наблюдается использование растительного узора, но у 2-х детей узор неравномерно расположен по краю салфетки , 3 работы имеют признаки смешения красок, неаккуратны.

Критерии оценивания.
Середина круга заполняется крупным узором, а край окаймляется нешироким декоративным рисунком; повторяющиеся элементы располагаются по краям, а середина остается свободной; элементы узора размещаются на осевых линиях симметрично вокруг середины. Таких элементов может быть четыре или восемь, и они повторяются или чередуются (по форме и цвету).
1. Узор расположен по центру и краю равномерно, чередуется.
2. Использованы технические приемы - штамп, примакивание, тычок.
3. Имеются признаки растительного узора (наличие цветов, листьев, бутонов, горошин)
4.Качество работы – каждый элемент хорошо просматривается, краска не смешивается, не растекается.
Уровни оценивания.
За правильно выполненную работу - 1 балл
За работу с помощью педагога или имеющие небольшие неточности – 0,5 балл
Не справился с заданием – 0 баллов.
Дополнительных диагностических материалов не применяется.
Технические указания:
• Для выполнения цветка приёмом - штамп нужны бутылки 0.5 мл. с резным дном.( см. приложение)
• Желательно приготовить влажные салфетки, так как во время тренировки дети могут выпачкать руки.
• Перед началом работы с кистью и ватными палочками необходимо вспомнить правила безопасности.
• Желательно приготовить дополнительные листы бумаги , во избежание проблемных ситуаций( у ребёнка может что-то не получится и он всегда может переделать или сначала потренироваться)
Основная часть
Цель образовательной деятельности: формирование способов изображения растительных узоров на листе бумаги круглой формы по мотивам декоративно-прикладного народного творчества.
Задачи:
• Сформировать элементарные представления о художественно-эстетических изделиях народного творчества, выполненных руками людей: салфетки из ткани, с вышитыми растительными узорами.
• Научить вычленять элементы растительного узора на салфетках - листочек, ягодка, цветочек, веточка.
• Научить изображать элементы растительного узора на ограниченном пространке: круг – по краю и в центре.
• Познакомить с новым способом изображения цветка с помощью штампа (дном бутылки): - нижняя часть емкости опускается в краску, стряхивается лишняя краска, прикладывается к листу бумаги – выполняется оттиск, и обеспечить опыт детской деятельности по освоению нового способа рисования.
• Закреплять умение изображать элементы растительного узора используя технические средства : краски , кисти (ватные палочки ), карандаши, на основе бумаги в форме круга, а также способы изображения:
- примакивание всей кистью - рисование листьев,
- тычком , концом кисти или ватной палочкой рисование ягод и горошка.
• Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
• Содействовать формированию самостоятельности при выборе средств изображения, умение убирать свое рабочее место по окончанию деятельности.
Содержание занятия.
1. Вводная часть:
Мотивация и целеполагание к предстоящей деятельности, игровая ситуация:
Звонок по телефону от куклы Маши с просьбой о помощи.
2. Основная часть: обращение к опыту, новый материал: освоение нового способа деятельности, самостоятельная подготовка рабочего места, самостоятельная работа детей.
Проблемная ситуация: дети не могут купить , вышить, связать салфетки.
Не знают, как должен располагаться узор в круге.
Работа над формированием нового способа изображения.
Тренировочные задания: припоминание ранее освоенных способов рисования, знакомство со способом изображения цветка с помощью штапа.
Самостоятельная работа: выбор средств рисования и выполнение работы. Оказание помощи детям при необходимости.
3. Заключительная часть:
Подведение итога занятия, дети располагают свои работы на общем поле–мольберте, выясняем, все ли работы соответствуют критериям, рефлексия.

Словарь:
Узор - рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней
Венок - плетёное в виде кольца украшение из цветов, листьев, веток
Ажурные - лёгкие, воздушные, сквозные .
Бутон - нераспустившийся цветок.
Цель образовательной деятельности: формирование способов изображения растительных узоров на листе бумаги круглой формы по мотивам декоративно-прикладного народного творчества.
Цель для детей: украсить салфетку для куклы.
Задачи:
• Сформировать элементарные представления о художественно-эстетических изделиях народного творчества, выполненных руками людей: салфетки из ткани, с вышитыми растительными узорами.
• Научить вычленять элементы растительного узора на салфетках - листочек, ягодка, цветочек, веточка.
• Научить изображать элементы растительного узора на ограниченном пространке: круг – по краю и в центре.
• Познакомить с новым способом изображения цветка с помощью штампа (дном бутылки): - нижняя часть емкости опускается в краску , стряхивается лишняя краска, прикладывается к листу бумаги – выполняется оттиск, и обеспечить опыт детской деятельности по освоению нового способа рисования.
• Закреплять умение изображать элементы растительного узора используя технические средства : краски , кисти (ватные палочки ), карандаши, на основе бумаги в форме круга, а также способы изображения: - примакивание всей кистью - рисование листьев , -тычком , концом кисти или ватной палочкой рисование ягод и горошка.
• Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
• Содействовать формированию самостоятельности при выборе средств изображения, умение убирать свое рабочее место по окончанию деятельности.
Мотивация к деятельности – помощь кукле Маше. Сюжетная линия занятия: проблемная ситуация детям позвонила кукла Маша и просит помочь изготовить салфетки.
Ожидаемый результат: каждый ребенок оформит салфетку, соблюдая порядок расположения узоров.
Привлечь внимание детей, заинтересовать предстоящей деятельностью.
Организационный момент: установка на предстоящую деятельность. Психогимнастика.
Игра « Передай улыбку (сердечко) по кругу.
В. -Ребята, у меня хорошее настроение, я вас всех люблю и хочу передать свою улыбку и частичку своего тепла вам по кругу. Я передаю улыбку и сердечко рядом стоящему ребёнку, этот ребёнок улыбается и передаёт своему соседу и т.д.
Сюрпризный момент
Звонок по телефону. (телефон на громкой связи)
В. -Кто это звонит, сейчас узнаем.
«Здравствуйте ребята! Это кукла Маша. Приближаются праздники, ко мне придут гости, а мне нечего постелить на стол. Мне хочется порадовать и удивить гостей. Я хочу, чтобы вы подарили мне круглые салфетки, а на них были в центре – цветы, а по краю - листья, ягодки или веточки.
В. -Вы согласны помочь Маше? (Да)
-Как мы сможем это сделать?
Д. Можно купить, сшить.
Обобщаю детские ответы.
В. Посмотрите, я вам приготовила сюрприз.
Сундучок … старинный, бабушкин.
Только, чтобы его открыть, нужно сказать волшебные слова.
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Резная крышка, медная задвижка ,
Раз, два, три, сундучок отопри.
- Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?
Открылся!!!
В. -Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем.
В. - Что же это? Салфетки (Размещаю их на доске)
В. – «С давних времён наши прабабушки и бабушки, старались, чтобы в доме было красиво, особенно на столе, ведь за столом во время обеда собиралась вся семья – кушали, разговаривали и обсуждали разные дела. На столе лежали полотенца или салфетки, да не простые, а узорчатые – с цветами, ягодами, фруктами, птицами , листьями. Смотреть на них было радостно, поэтому еда казалась еще более вкусной, а чай — сладким и ароматным»
В. -Давайте рассмотрим их.
-Какой они формы?
Д. Круглые.
В. -Какого цвета?
Д. белые.
В.- Что есть на всех салфетках?
Д. Цветы, листья, горошинки, веточки.
В. - Как выглядит узор? Как он расположен на салфетке?
Д. – Посередине большой цветок, солнышко.
По краю цветочки маленькие, горошки, листья….
Обобщаю ответы детей: в середине, в центре крупный элемент – цветок, венок ( плетёное в виде кольца украшение из цветов, листьев, веток), солнышко.
- Более мелкие элементы расположены по всей поверхности салфетки на равном расстоянии друг от друга или только по краю.
это …. веточки, горошины, бутоны , цветы.
-В. А из чего сделана салфетка?
Д. Одни сделаны из ткани и вышиты разноцветными нитками,
В.Покажите мне салфетки с вышивкой.
В. - Что вышито на салфетках?
Д. - Ягодки, цветы, листья.
В. Другие, ажурные (лёгкие, воздушные, сквозные) ,
связаны из ниток с помощью специального приспособления – крючка.
Найдите мне такие салфетки.
В. -На что похожа эта салфетка?
Д. Цветок, снежинку, солнышко.
Обобщение увиденного.
Вывод: чем все салфетки похожи ?
1. Круглые по форме,
2. Узор расположен - в центре и по краю.
3. На всех салфетках цветы, ягоды, листья…
В. - Можем ли мы так сделать?
Д. Нет.
В. -А что же нам делать?
Мы можем нарисовать, наклеить , купить.
Д.- Чем можем нарисовать? Карандашами, красками мелками, фломастерами.
В. - как я буду располагать узор? ( в центре и по краю)
Что можно изобразить в центре листа? (цветок)

Показ приемов и способов изображения и размещения узора в круге
У меня есть для вас очень интересный способ – как можно изобразить цветок. Хотите узнать?
Закройте глазки и считайте : раз, два, три….
Что это?
Д. Бутылки.
Хотите, я вам покажу, как с помощью бутылки можно нарисовать цветок?
Показ нового способа изображения цветка
Показ и обучение ( показываю и проговариваю особенности технического приема ( нижняя часть емкости опускается в краску, стряхивается лишняя краска, прикладывается к листу бумаги – выполняется оттиск. Стараться не сдвигать штамп.

В. Что ещё можно нарисовать на салфетке?
Д. Листья, веточки, веночки, горошки

В. - Кто может показать, как нарисовать листок?
рисуем листочки - примакиванием всей кистью .
( показ способа действия)

В.- Веточку? Рисуем концом кисти или всем ворсом, в зависимости от толщины. Линии могут быть прямые и волнистые.
В.- Ягоды или горошины? Концом кисти или ватной палочкой ( тычком)
В. - Цветок? Можно с помощью приёма: примакивание , тычком .
Озвучивание критериев оценки работ детям
В. -Давайте вспомним, что мы будем рисовать в центре?
Д.- Крупный цветок, венок из цветов …
В. Что будем рисовать по краю салфетки?
Д.- Листочки, ягодки, горошины, цветочки ,
В. Помните, что элементы узора должны быть расположены на равном расстоянии друг от друга, могут чередоваться.
Правила рисования кистью:
В. Может ли кто-то рассказать и показать, как правильно нужно работать с кистью и красками?

Обобщаю ответы детей:
-Посмотрите, как правильно надо держать кисть:
• Кисть брать двумя пальцами большим и указательным за железку,
• Средним пальцем придерживаем кисть,
• Кистью набираем краску,
• Лишнюю краску снимаем о край палитры.
• Прежде, чем набрать другую краску, кисточку необходимо промыть в банке с водой, вытереть салфеткой кисть.
• Наносить краску так, чтобы цвета не сливалась.
В. -Что будет, если мы будем нарушать правила?
Д. Краски будут смешиваться, потекут, работа будет неаккуратная
Подготовка рабочего места:
Представляю подготовленный материал ( краски, кисти, ватные палочки, штампы.
В. --Подумайте, какой рисунок будет на вашей салфетке и что вам для этого нужно.
В. --А теперь можете взять всё, что вам необходимо для вашей работы и пройти на свои рабочие места.
В. -Подумайте , с чего вы начнёте, как закончите.
Самостоятельная работа
Задаю уточняющие или ободряющие вопросы по ходу рисования.
В. -Какие цвета тебе понадобятся?
--Что ты нарисуешь в центре?
Кто закончил , может убрать своё рабочее место.
Итог
В.-Посмотрите, какие прекрасные получились салфетки. Вам нравятся?
-Чья салфетка вам нравится больше всех?
-Почему?
-Посмотрите, все ли в своей работе соблюдали правила?
1.На всех ли работах есть растительный узор (листья, цветы, бутоны, горошки?)
2. Как расположен узор?
Д.Узор расположен по центру и по краю .
3. Какая салфетка самая аккуратная?
-Как вы думаете, кукле Маше подойдут ваши салфетки?
В.- Я сейчас сфотографирую салфетки и отправлю по Whats App Маше, пусть посмотрит все ли салфеточки ей подойдут.
( Фотографирую на телефон)
- Что вам сегодня понравилось больше всего?
- Что было сложнее всего?
-Что вы ещё хотите научиться делать?
- Я приглашаю вас убрать свои рабочие места
Приложение.
Оборудование для проведения занятия.



Образцы салфеток, используемых в качестве демонстрационного материала:

Готовые работы:


Рекомендуем посмотреть:

Конспект ННОД в младшей группе: Путешествие в сказку НОД в средней группе Изобразительная деятельность: Рисование дымковской игрушки Конспект ДО по речевому художественно - эстетическому развитию в средней группе детского сада Конспект НОД по музыке в подготовительной группе на тему: Весна
Участник №7 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 октября 2017 года по 30 января 2018 года
Опубликовано: 2604 дня назад (29 октября 2017)
Просмотров: 6538
Рубрика: НОД
+2
Голосов: 2
Комментарии (2)
Гульнара Руслановна Курманова # 23 ноября 2017 в 19:49 +1
Очень интересное занятие! Голосую! Будем использовать в нашей практике. Спасибо за идею.
Юлия Витальевна Белозёрова # 29 ноября 2017 в 05:52 0
Огромное спасибо,Гульнара Руслановна. Мнение коллег мне очень важно.