Конспект воспитательного занятия театрального кружка
Конспект воспитательного занятия кружка «БЫТЬ НА ЗЕМЛЕ ЧЕЛОВЕКОМ»
Пивень Светлана ВладимировнаПедагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества Ленинского района города Донецка»
Цель:
• обучать кружковцев искусству толерантного общения с ровесниками, родными и друзьями;
• воспитывать у кружковцев человечность, гуманизм в отношениях, доброжелательность, уважение к людям, скромность, доброту, великодушие, ответственность, любовь к ближнему;
• развивать навыки взаимопомощи.
Задачи: сформировать у кружковцев понимание понятий «смысл жизни», «доброта»; показать важность добрых поступков, уважения к людям.
Методы: словесные: беседа, обсуждение; практические: интерактивные упражнения.
Оборудование: цветная бумага, флип-чарт, схема «Моя жизнь», высказывания о человеческих ценностях, пословицы, поговорки, притчи, лепестки к цветку доброты, «Книга жизни».
Тип занятия: интерактивное.
Ход занятия.
I. Вступительная часть1. Организационный момент. (10 мин.)
Упражнение «Самопрезентация»
Руководитель кружка: Начнем сегодняшнее занятие с самопрезентации, продолжая предложение: «Я - ...(имя). Обо мне люди говорят, что я ... (добрая, веселая, искренняя, милосердная)».
Я вижу, что в нашей группе прекрасные дети, которых объединяет доброта, искренность, взаимопомощь, уважение друг к другу; дети, которых можно назвать друзьями. Поэтому, давайте, улыбнемся друг другу, ведь дружба начинается с улыбки. (дети улыбаются друг другу, благодаря чему создается доброжелательная атмосфера на занятии).
2. Объявление темы занятия.
Руководитель кружка (рассказывает легенду): «Один восточный властелин захотел узнать всю историю человечества. мудрец принес ему 500 томов. Занятый государственными делами, царь отослал его, приказав изложить все это в более сжатой форме. Через 20 лет мудрец вернулся. История человечества занимала теперь всего 50 томов, но царь был слишком стар, чтобы одолеть столько толстых книг, и снова отослал мудреца. Прошло еще 20 лет и постаревший и поседевший мудрец принес владыке один-единственный том, который умещал всю премудрость мира, которую тот жаждал познать. Однако царь лежал на смертном одре, у него не осталось времени, чтобы прочесть даже одну эту книгу. Тогда мудрец изложил ему историю человечества в одной строке: человек рождается, страдает и умирает».
Руководитель кружка: Не одно поколение задумывалось над вопросом, кто такой Человек, для чего он живет на Земле? Чтобы пострадать и бесследно уйти в небытие? Какой смысл в этом? Или, возможно, у каждого из нас – своя миссия, свои задачи на этой Земле...Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Сегодня мы с вами попробуем обсудить важные для каждого из нас вопрос: для чего человек приходит в этот мир, в чем смысл нашей жизни, и что значит выражение «быть Человеком»?
Тема нашего занятия: «Быть на Земле Человеком».
II. Основная часть. Проработка темы занятия.
1. Методом «Микрофон» обучающиеся высказывают свои мысли о смысле жизни, передавая из рук в руки микрофон. Говорить имеет право лишь тот, у кого в руках микрофон.
После высказываний руководитель кружка подводит кружковцев к выводу о том, что«смысл жизни в служении людям». Именно так говорил выдающийся педагог В.Сухомлинский
2. Прослушивание и обсуждение притчи.
Руководитель кружка: Сознание новорожденного – это чистый лист бумаги. Что и как на нем напишут родители, то и прочитают на нем и сами родители, и люди, и общество. Поэтому, нужно с детства прививать ребенку осознание доброты, ответственности, любви к ближнему, к Богу, к Родине. И очень важно, сформировать у ребенка те качества, которые делают человека – Человеком. Давайте все вместе послушаем еще одну интересную притчу.
«Говорят, жил себе один мужчина, хозяин. Он был очень праведный и такой старый был, что уже и правнуков дождался. И его все — и свои, и чужие — любили и уважали, и как кому надо было в каком деле советы, то уже к нему шли советоваться. Пришло время умирать старику. Собрались около него и свои, и чужие, все плачут, прощаются с дедом. Начал он с детьми прощаться, Старший сын заплакал и говорит: «Папа, научите меня, как мне жить без вас на свете».
А старый говорит ему: «Как ты, сын, родился на свет, так мы все радовались, а ты плакал. Живи же так, чтобы как придется тебе умирать, так чтобы все люди плакали за тобой, а ты сам, чтобы радовался и не боялся стать на суд перед Богом». Умер дед, а слово его упало людям в душу. Они не забыли деда, и до сих пор о нем вспоминают и о его науке говорят».
Руководитель кружка: может ли такой человек украсить мир? А какой человек, по вашему мнению, может украсить этот мир? (рассуждения кружковцев о чертах характера, о поступках людей).
3. Определение понятий «доброта» и «добрый человек».
Руководитель кружка: Неоднократно здесь сегодня звучали слова «доброта» и «добро». Что же это такое, как вы понимаете? И важно быть добрым человеком?(ответы детей)
Упражнение «Продолжи предложение»
Руководитель кружка: Давайте на минутку представим себя доброй Феей. Что бы вы хотели сделать в первую очередь. Дети по кругу продолжают фразу: «Если бы я была доброй Феей...».
Педагог подводит воспитанников к выводу, что добро – это способность человека познать себя, управлять собой, не быть равнодушным к людям.
Работа в тройках.
Упражнение «Ассоциация» (создание цветка доброты) 10 мин.
Руководитель кружка: А теперь, попробуем все вместе создать «Цветок доброты».
Каждый обучающийся на лепестке пишет личное понимание слова «добро». Прикрепляя к серединки, каждый зачитывает и аргументирует написанное.
Руководитель кружка: добро – не наука, добро – это действие.
Злой человек сам себя постоянно обкрадывает, она не умеет по - настоящему радоваться, смеяться, любить. Но и быть добрым не легко. Ведь не может человек быть добрым, сидя дома на диване. Добро надо творить для кого-то, ибо того требуют все, кто есть рядом с нами. Только добром и добрыми поступками мы можем украсить этот мир.
4.Практическая работа. Создание модели «Моя жизнь, мой мир».
Руководитель кружка: жизнь наша насыщена, и мы в ней не одиноки. Каждый из нас имеет свой «небольшой мир», мир, в котором мы живем, воспитываемся, учимся. Этот мир – это наше окружение и его можно разделить на определенные составляющие.
(Все вместе дети определяют эти составляющие: семья, друзья, школа, окружающий мир природа, люди, живущие рядом, но я их не знаю, соседи.))
Педагог прикрепляет к доске плакат «Моя жизнь, мой мир».
МОЯ ЖИЗНЬ, МОЙ МИР
- Моя семья
- Мои друзья
- Школа, Центр творчества
- Окружающий мир
Руководитель кружка: Попробуйте определить, чем для вас является каждая составляющая вашей жизни? Что является важным для каждой из этих составляющих? Нужно ли добро в отношениях с друзьями, в школе, в семье, с окружающим миром?
Работа в группах (дети объединяются в четыре группы)
Каждая группа работает над поставленной задачей.
1 группа – «Моя семья»;
2 группа – «Мои друзья»;
3 группа – «Школа, Центр творчества»;
4 группа – «Окружающий мир».
После проработки задания, проводится презентация и обсуждение каждой составляющей жизни.
«Составляющие моей жизни»
1 составляющая – «Моя семья»
Руководитель кружка: У каждого из нас есть семья – это первое и ближайшее окружение, из которого с первых дней нашей жизни начинается общение. Из семьи мы начинаем познание мира: формируются привычки, стиль поведения. Родительская любовь безгранична. Нас любят не за что-то конкретное, а за то, что мы у родителей есть. Но мы, в свою очередь, не можем быть пассивными потребителями этой любви. Попробуйте определить, что для вас есть семья? Чего же ждут от нас? Что нужно делать чтобы сохранить хорошие отношения в семейные?
(размышления детей 1 группы, дополнения и обсуждения)
Вывод: Родители ждут: уважения и заботы, доверия, помощи, откровенного общения. Делать так, чтобы родители не огорчались, чтобы в семье царил уют и комфорт.
2 составляющая - «Мои друзья»
Руководитель кружка: В народе говорят: «Верный друг – самое большое сокровище». Друг – это очень близкий человек, который доверяет тебе самое сокровенное и твое отношение должно быть таким же. А что же такое дружба, кого можно назвать другом? Нужны ли друзья вообще?
(размышления детей 2 группы, дополнения и обсуждения)
Руководитель кружка: Но часто случается такое, что твой друг вспоминает о тебе только ради пользы. Разве это друг? От такого друга вы увидите доброту, хорошее отношение, помощь?
Что нужно делать чтобы сохранить хорошие, добрые отношения с друзьями?
• Относись к друзьям так, как хочешь чтобы относились к тебе.
• Не делай неприятностей и обидных поступков.
• Относись с уважением, будь вежливым.
• Всегда будь готов прийти на помощь.
Руководитель кружка подводит кружковцы к выводу, что не творя добро для друзей, не будет и дружбы.
3 составляющая - «Школа»
Руководитель кружка: А нужна ли доброта в школе? Какими должны быть отношения в школе?
(размышления детей 3 группы, дополнения и обсуждения)
Обсуждение ситуации
«В класс пришел новый ученик. Когда учитель предложил ему сесть на любое свободное место, все ученики демонстративно начали утверждать, что у них место занято. На перерыве он остался в классе один, сиротливо стоя сбоку, в то время, когда все ученики класса обсуждали веселую историю. После третьего урока он долго искал кабинет английского языка и на урок опоздал. Его появление в кабинете вызвала громкий смех одноклассников. Он услышал, что сейчас ему устроят „ боевое крещение"...»
Вывод: Итак, каждый человек хочет чувствовать поддержку и хорошее отношение к себе: учитель, ученик, ученик – новичок.
4 составляющая - «Окружающий мир»
(размышления детей 4 группы, дополнения и обсуждения)
Руководитель кружка: говорят, в современной жизни нам иногда трудно приспособиться к тем или иным обстоятельствам, найти правильное решение. Но нужно всегда помнить, что мы - люди и нас окружают такие же люди, которые ежедневно требуют нашего внимания, заботы, помощи.
Обсуждение притчи.
Вечерело. По дороге шли два путника: отец и маленький сын. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. Ему было больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв мальчика за руку, пошел дальше. На другой день отец с сыном шли той же дорогой обратно. Отец вновь не заметил камня, вновь споткнулся ей ушиб ногу. На третий дня отец и сын шли той же дорогой. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну:
— Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень. Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Они сбавили хода, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой дед.
•Дедушка, — спрашивает мальчик, — вы не видели камня?
•Я убрал его с дороги.
•Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?
•Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
•Почему же вы убрали камень?
•Ибо я человек.
Мальчик стал и думает.
•Папа, — спрашивает он, — а разве вы не человек?
После обсуждения притчи руководитель кружка подводит детей к выводу, что нужно проявлять свою заботу и доброту везде: и в общении с незнакомыми людьми, и с соседями, с друзьями, семьей; беспокоиться о ближних, о сохранении природы, стараться никогда и никому не навредить.
5. Игра «Волшебный стул».
Кружковец садится на стул, а дети говорят ему хорошие слова. Можно посадить на стул несколько детей.
Руководитель кружка: Дети, а вам приятно чувствовать заботу о себе, приятно слышать хорошие слова в свой адрес? А часто ли вы говорите своим родителям, друзьям, знакомым приятные, красивые слова?
Руководитель кружка: Какие впечатления от игры? Понравилось слышать хорошие слова? Легко ли было говорить их другим ?
Обсуждение игры, кружковцы высказывают свои впечатления.
IV. Итог занятия.
Руководитель кружка: Сегодня мы с вами прорабатывали важную для каждого человека тему: какой должен быть добрый человек, какими ценностями она должна обладать, что он должен нести людям. Создание модели «Моя жизнь, мой мир» - еще одна возможность задуматься над тем, как мы строим нашу жизнь и отношения в нем, это возможность еще раз пересмотреть наше отношение к наших близких и родных людей, которые являются важнейшей частью нашей жизни. Каким будет жизнь каждого из вас – решать вам. Какие ценности вы хотели бы пронести через всю свою жизнь – зависит от вас. Говорят, человек приходит в мир, чтобы написать свою Книгу жизни, и какими будут эти страницы – зависит только от человека. Это могут быть страницы, запятнаны равнодушием, злобой к окружающим, к родной земле. Но в наших силах оставить на этих листах список хороших поступков и добрых дел. Давайте попробуем все вместе написать образец нашей «Книги жизни» (папка с чистыми листами; сверху надпись «Книга жизни»).
Упражнение «Книга жизни».
На стикерах каждый кружковец пишет ценности, которые являются для него важными и которыми он хотел бы обладать, и добрые дела, которые он хотел бы делать в своей жизни.
После завершения самостоятельной работы кружка зачитывают написанное и вклеивают свои стикеры в «Книгу жизни».
После завершения упражнения, все вместе читают книгу.
Руководитель кружка: В завершение нашего занятия давайте послушаем еще одну интересную притчу.
«Старый мастер поставил каменный дом. Стал сбоку и любуется им. «Завтра в нем поселятся люди», — думал с гордостью Мастер. А тут возле дома гулял мальчик. Он вскочил на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на еще не затвердевшем цементе.
— Зачем ты портишь мою работу? — с упреком спросил Мастер. Мальчик глянул на отпечаток ноги, засмеялся и убежал. Прошло много лет. Мальчик стал взрослый. Жизнь его сложилась так, что он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался — ни руками, ни душой.
Подоспела старость. Вспомнил старый человек свое родное село . Захотелось ему побывать в нем. Приехал старыйчеловек на свою родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию, и все только плечами пожимают — никто не помнит такого человека. Встретился по дороге старенький дедушка и спрашивает:
— Что же ты оставил после себя? Есть ли у тебя сын или дочь?
— Нет у меня ни сына, ни дочери, — ответил старик.
— Возможно, ты посадил дуб?
— Нет, не посадил я дуба...
— Возможно, ты взрастил поле?
— Нет, не взрастил я поля...
— Выходит, ты песню сочинил?
— Нет, и песни я не сочинил.
— Кто же ты такой? Что же ты делал целую жизнь? — с удивлением спросил дедушка.
Ничего не смог ответить старик. Вспомнилось ему то мгновение, когда он оставил след на ступеньке. Подошел к тому дому. Стоит дом, будто вчера его поставили, а на нижней ступеньке — окаменевший отпечаток его маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле, — с горечью думает старик. — Но ведь этого мало! Не так надо было жить!..»
Обсуждение притчи, размышления детей
Руководитель кружка: в начале занятия звучал вопрос: зачем человеку жизнь? Ответ очень прост: каждый человек пришел в мир, чтобы творить добро, чтобы оставить добрую память по себе. А для этого каждый из нас должен быть на Земле Человеком!
Пусть девизом вашей жизни станут слова: «Жизнь коротка, спешите творить добро, только оно украсит мир!»
Рекомендуем посмотреть:
План-конспект занятия с презентацией: Введение в образовательную программу Занятие театрального кружка в детском саду в средней группе. Конспект Конспект занятия в детской школе искусств. Секреты игры в ансамбле Конспект занятия по хореографии "Повторение движения Criss Cross" для детей 10-14 летУчастник №30 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2017 года
← Конспект занятия театрального кружка: Этюдная деятельность | Итоговое занятие в школе раннего развития →
Автор: Светлана Владимировна Пивень
Опубликовано: 2739 дней назад (13 июня 2017)
Просмотров: 3293
Рубрика: ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (1)
|