Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

 

Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

Конспект воспитательного занятия театрального кружка

Конспект воспитательного занятия кружка «БЫТЬ НА ЗЕМЛЕ ЧЕЛОВЕКОМ»
Пивень Светлана Владимировна
Педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества Ленинского района города Донецка»


Цель:
• обучать кружковцев искусству толерантного общения с ровесниками, родными и друзьями;
• воспитывать у кружковцев человечность, гуманизм в отношениях, доброжелательность, уважение к людям, скромность, доброту, великодушие, ответственность, любовь к ближнему;
• развивать навыки взаимопомощи.

Задачи: сформировать у кружковцев понимание понятий «смысл жизни», «доброта»; показать важность добрых поступков, уважения к людям.

Методы: словесные: беседа, обсуждение; практические: интерактивные упражнения.

Оборудование: цветная бумага, флип-чарт, схема «Моя жизнь», высказывания о человеческих ценностях, пословицы, поговорки, притчи, лепестки к цветку доброты, «Книга жизни».
Тип занятия: интерактивное.
Ход занятия.
I. Вступительная часть
1. Организационный момент. (10 мин.)
Упражнение «Самопрезентация»
Руководитель кружка: Начнем сегодняшнее занятие с самопрезентации, продолжая предложение: «Я - ...(имя). Обо мне люди говорят, что я ... (добрая, веселая, искренняя, милосердная)».
Я вижу, что в нашей группе прекрасные дети, которых объединяет доброта, искренность, взаимопомощь, уважение друг к другу; дети, которых можно назвать друзьями. Поэтому, давайте, улыбнемся друг другу, ведь дружба начинается с улыбки. (дети улыбаются друг другу, благодаря чему создается доброжелательная атмосфера на занятии).

2. Объявление темы занятия.
Руководитель кружка (рассказывает легенду): «Один восточный властелин захотел узнать всю историю человечества. мудрец принес ему 500 томов. Занятый государственными делами, царь отослал его, приказав изложить все это в более сжатой форме. Через 20 лет мудрец вернулся. История человечества занимала теперь всего 50 томов, но царь был слишком стар, чтобы одолеть столько толстых книг, и снова отослал мудреца. Прошло еще 20 лет и постаревший и поседевший мудрец принес владыке один-единственный том, который умещал всю премудрость мира, которую тот жаждал познать. Однако царь лежал на смертном одре, у него не осталось времени, чтобы прочесть даже одну эту книгу. Тогда мудрец изложил ему историю человечества в одной строке: человек рождается, страдает и умирает».

Руководитель кружка: Не одно поколение задумывалось над вопросом, кто такой Человек, для чего он живет на Земле? Чтобы пострадать и бесследно уйти в небытие? Какой смысл в этом? Или, возможно, у каждого из нас – своя миссия, свои задачи на этой Земле...Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Сегодня мы с вами попробуем обсудить важные для каждого из нас вопрос: для чего человек приходит в этот мир, в чем смысл нашей жизни, и что значит выражение «быть Человеком»?
Тема нашего занятия: «Быть на Земле Человеком».

II. Основная часть. Проработка темы занятия.
1. Методом «Микрофон» обучающиеся высказывают свои мысли о смысле жизни, передавая из рук в руки микрофон. Говорить имеет право лишь тот, у кого в руках микрофон.
После высказываний руководитель кружка подводит кружковцев к выводу о том, что«смысл жизни в служении людям». Именно так говорил выдающийся педагог В.Сухомлинский

2. Прослушивание и обсуждение притчи.
Руководитель кружка: Сознание новорожденного – это чистый лист бумаги. Что и как на нем напишут родители, то и прочитают на нем и сами родители, и люди, и общество. Поэтому, нужно с детства прививать ребенку осознание доброты, ответственности, любви к ближнему, к Богу, к Родине. И очень важно, сформировать у ребенка те качества, которые делают человека – Человеком. Давайте все вместе послушаем еще одну интересную притчу.

«Говорят, жил себе один мужчина, хозяин. Он был очень праведный и такой старый был, что уже и правнуков дождался. И его все — и свои, и чужие — любили и уважали, и как кому надо было в каком деле советы, то уже к нему шли советоваться. Пришло время умирать старику. Собрались около него и свои, и чужие, все плачут, прощаются с дедом. Начал он с детьми прощаться, Старший сын заплакал и говорит: «Папа, научите меня, как мне жить без вас на свете».

А старый говорит ему: «Как ты, сын, родился на свет, так мы все радовались, а ты плакал. Живи же так, чтобы как придется тебе умирать, так чтобы все люди плакали за тобой, а ты сам, чтобы радовался и не боялся стать на суд перед Богом». Умер дед, а слово его упало людям в душу. Они не забыли деда, и до сих пор о нем вспоминают и о его науке говорят».

Руководитель кружка: может ли такой человек украсить мир? А какой человек, по вашему мнению, может украсить этот мир? (рассуждения кружковцев о чертах характера, о поступках людей).

3. Определение понятий «доброта» и «добрый человек».
Руководитель кружка: Неоднократно здесь сегодня звучали слова «доброта» и «добро». Что же это такое, как вы понимаете? И важно быть добрым человеком?(ответы детей)

Упражнение «Продолжи предложение»
Руководитель кружка: Давайте на минутку представим себя доброй Феей. Что бы вы хотели сделать в первую очередь. Дети по кругу продолжают фразу: «Если бы я была доброй Феей...».

Педагог подводит воспитанников к выводу, что добро – это способность человека познать себя, управлять собой, не быть равнодушным к людям.

Работа в тройках.

Упражнение «Ассоциация» (создание цветка доброты) 10 мин.
Руководитель кружка: А теперь, попробуем все вместе создать «Цветок доброты».

Каждый обучающийся на лепестке пишет личное понимание слова «добро». Прикрепляя к серединки, каждый зачитывает и аргументирует написанное.

Руководитель кружка: добро – не наука, добро – это действие.

Злой человек сам себя постоянно обкрадывает, она не умеет по - настоящему радоваться, смеяться, любить. Но и быть добрым не легко. Ведь не может человек быть добрым, сидя дома на диване. Добро надо творить для кого-то, ибо того требуют все, кто есть рядом с нами. Только добром и добрыми поступками мы можем украсить этот мир.

4.Практическая работа. Создание модели «Моя жизнь, мой мир».
Руководитель кружка: жизнь наша насыщена, и мы в ней не одиноки. Каждый из нас имеет свой «небольшой мир», мир, в котором мы живем, воспитываемся, учимся. Этот мир – это наше окружение и его можно разделить на определенные составляющие.

(Все вместе дети определяют эти составляющие: семья, друзья, школа, окружающий мир природа, люди, живущие рядом, но я их не знаю, соседи.))

Педагог прикрепляет к доске плакат «Моя жизнь, мой мир».

МОЯ ЖИЗНЬ, МОЙ МИР
- Моя семья
- Мои друзья
- Школа, Центр творчества
- Окружающий мир
Руководитель кружка: Попробуйте определить, чем для вас является каждая составляющая вашей жизни? Что является важным для каждой из этих составляющих? Нужно ли добро в отношениях с друзьями, в школе, в семье, с окружающим миром?

Работа в группах (дети объединяются в четыре группы)

Каждая группа работает над поставленной задачей.

1 группа – «Моя семья»;

2 группа – «Мои друзья»;

3 группа – «Школа, Центр творчества»;

4 группа – «Окружающий мир».

После проработки задания, проводится презентация и обсуждение каждой составляющей жизни.

«Составляющие моей жизни»

1 составляющая – «Моя семья»
Руководитель кружка: У каждого из нас есть семья – это первое и ближайшее окружение, из которого с первых дней нашей жизни начинается общение. Из семьи мы начинаем познание мира: формируются привычки, стиль поведения. Родительская любовь безгранична. Нас любят не за что-то конкретное, а за то, что мы у родителей есть. Но мы, в свою очередь, не можем быть пассивными потребителями этой любви. Попробуйте определить, что для вас есть семья? Чего же ждут от нас? Что нужно делать чтобы сохранить хорошие отношения в семейные?

(размышления детей 1 группы, дополнения и обсуждения)

Вывод: Родители ждут: уважения и заботы, доверия, помощи, откровенного общения. Делать так, чтобы родители не огорчались, чтобы в семье царил уют и комфорт.

2 составляющая - «Мои друзья»
Руководитель кружка: В народе говорят: «Верный друг – самое большое сокровище». Друг – это очень близкий человек, который доверяет тебе самое сокровенное и твое отношение должно быть таким же. А что же такое дружба, кого можно назвать другом? Нужны ли друзья вообще?

(размышления детей 2 группы, дополнения и обсуждения)

Руководитель кружка: Но часто случается такое, что твой друг вспоминает о тебе только ради пользы. Разве это друг? От такого друга вы увидите доброту, хорошее отношение, помощь?

Что нужно делать чтобы сохранить хорошие, добрые отношения с друзьями?
• Относись к друзьям так, как хочешь чтобы относились к тебе.
• Не делай неприятностей и обидных поступков.
• Относись с уважением, будь вежливым.
• Всегда будь готов прийти на помощь.

Руководитель кружка подводит кружковцы к выводу, что не творя добро для друзей, не будет и дружбы.

3 составляющая - «Школа»
Руководитель кружка: А нужна ли доброта в школе? Какими должны быть отношения в школе?
(размышления детей 3 группы, дополнения и обсуждения)

Обсуждение ситуации
«В класс пришел новый ученик. Когда учитель предложил ему сесть на любое свободное место, все ученики демонстративно начали утверждать, что у них место занято. На перерыве он остался в классе один, сиротливо стоя сбоку, в то время, когда все ученики класса обсуждали веселую историю. После третьего урока он долго искал кабинет английского языка и на урок опоздал. Его появление в кабинете вызвала громкий смех одноклассников. Он услышал, что сейчас ему устроят „ боевое крещение"...»

Вывод: Итак, каждый человек хочет чувствовать поддержку и хорошее отношение к себе: учитель, ученик, ученик – новичок.

4 составляющая - «Окружающий мир»
(размышления детей 4 группы, дополнения и обсуждения)
Руководитель кружка: говорят, в современной жизни нам иногда трудно приспособиться к тем или иным обстоятельствам, найти правильное решение. Но нужно всегда помнить, что мы - люди и нас окружают такие же люди, которые ежедневно требуют нашего внимания, заботы, помощи.

Обсуждение притчи.
Вечерело. По дороге шли два путника: отец и маленький сын. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. Ему было больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв мальчика за руку, пошел дальше. На другой день отец с сыном шли той же дорогой обратно. Отец вновь не заметил камня, вновь споткнулся ей ушиб ногу. На третий дня отец и сын шли той же дорогой. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну:
— Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень. Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Они сбавили хода, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой дед.
•Дедушка, — спрашивает мальчик, — вы не видели камня?
•Я убрал его с дороги.
•Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?
•Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
•Почему же вы убрали камень?
•Ибо я человек.
Мальчик стал и думает.
•Папа, — спрашивает он, — а разве вы не человек?

После обсуждения притчи руководитель кружка подводит детей к выводу, что нужно проявлять свою заботу и доброту везде: и в общении с незнакомыми людьми, и с соседями, с друзьями, семьей; беспокоиться о ближних, о сохранении природы, стараться никогда и никому не навредить.

5. Игра «Волшебный стул».
Кружковец садится на стул, а дети говорят ему хорошие слова. Можно посадить на стул несколько детей.

Руководитель кружка: Дети, а вам приятно чувствовать заботу о себе, приятно слышать хорошие слова в свой адрес? А часто ли вы говорите своим родителям, друзьям, знакомым приятные, красивые слова?

Руководитель кружка: Какие впечатления от игры? Понравилось слышать хорошие слова? Легко ли было говорить их другим ?

Обсуждение игры, кружковцы высказывают свои впечатления.

IV. Итог занятия.
Руководитель кружка: Сегодня мы с вами прорабатывали важную для каждого человека тему: какой должен быть добрый человек, какими ценностями она должна обладать, что он должен нести людям. Создание модели «Моя жизнь, мой мир» - еще одна возможность задуматься над тем, как мы строим нашу жизнь и отношения в нем, это возможность еще раз пересмотреть наше отношение к наших близких и родных людей, которые являются важнейшей частью нашей жизни. Каким будет жизнь каждого из вас – решать вам. Какие ценности вы хотели бы пронести через всю свою жизнь – зависит от вас. Говорят, человек приходит в мир, чтобы написать свою Книгу жизни, и какими будут эти страницы – зависит только от человека. Это могут быть страницы, запятнаны равнодушием, злобой к окружающим, к родной земле. Но в наших силах оставить на этих листах список хороших поступков и добрых дел. Давайте попробуем все вместе написать образец нашей «Книги жизни» (папка с чистыми листами; сверху надпись «Книга жизни»).

Упражнение «Книга жизни».
На стикерах каждый кружковец пишет ценности, которые являются для него важными и которыми он хотел бы обладать, и добрые дела, которые он хотел бы делать в своей жизни.
После завершения самостоятельной работы кружка зачитывают написанное и вклеивают свои стикеры в «Книгу жизни».
После завершения упражнения, все вместе читают книгу.

Руководитель кружка:
В завершение нашего занятия давайте послушаем еще одну интересную притчу.

«Старый мастер поставил каменный дом. Стал сбоку и любуется им. «Завтра в нем поселятся люди», — думал с гордостью Мастер. А тут возле дома гулял мальчик. Он вскочил на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на еще не затвердевшем цементе.
— Зачем ты портишь мою работу? — с упреком спросил Мастер. Мальчик глянул на отпечаток ноги, засмеялся и убежал. Прошло много лет. Мальчик стал взрослый. Жизнь его сложилась так, что он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался — ни руками, ни душой.

Подоспела старость. Вспомнил старый человек свое родное село . Захотелось ему побывать в нем. Приехал старыйчеловек на свою родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию, и все только плечами пожимают — никто не помнит такого человека. Встретился по дороге старенький дедушка и спрашивает:
— Что же ты оставил после себя? Есть ли у тебя сын или дочь?
— Нет у меня ни сына, ни дочери, — ответил старик.
— Возможно, ты посадил дуб?
— Нет, не посадил я дуба...
— Возможно, ты взрастил поле?
— Нет, не взрастил я поля...
— Выходит, ты песню сочинил?
— Нет, и песни я не сочинил.
— Кто же ты такой? Что же ты делал целую жизнь? — с удивлением спросил дедушка.
Ничего не смог ответить старик. Вспомнилось ему то мгновение, когда он оставил след на ступеньке. Подошел к тому дому. Стоит дом, будто вчера его поставили, а на нижней ступеньке — окаменевший отпечаток его маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле, — с горечью думает старик. — Но ведь этого мало! Не так надо было жить!..»

Обсуждение притчи, размышления детей
Руководитель кружка: в начале занятия звучал вопрос: зачем человеку жизнь? Ответ очень прост: каждый человек пришел в мир, чтобы творить добро, чтобы оставить добрую память по себе. А для этого каждый из нас должен быть на Земле Человеком!

Пусть девизом вашей жизни станут слова: «Жизнь коротка, спешите творить добро, только оно украсит мир!»

Рекомендуем посмотреть:

План-конспект занятия с презентацией: Введение в образовательную программу Занятие театрального кружка в детском саду в средней группе. Конспект Конспект занятия в детской школе искусств. Секреты игры в ансамбле Конспект занятия по хореографии "Повторение движения Criss Cross" для детей 10-14 лет
Участник №30 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2017 года
Конспект занятия театрального кружка: Этюдная деятельность | Итоговое занятие в школе раннего развития
Опубликовано: 1364 дня назад (13 июня 2017)
Просмотров: 2375
+4
Голосов: 4
Комментарии (1)
Вера Михайловна Мишина # 14 июня 2017 в 12:43 +1
Здравствуйте,Светлана Владимировна! Публикация Ваша мне очень понравилась. Конспект замечательный,сама идея и тема актуальны и необходимы в наше время. С удовольствием оставила свой голос,единственное,чего не хватает в разработке,это иллюстраций. А так всё на высшем уровне! Так держать!