Педагогические идеи Сухомлинского
Педагогические идеи В.А.Сухомлинского и их значение для современной системы образования.
Краткое описание: данная работа может использоваться учителями как на уроках внеклассного чтения с детьми, так и при организации родительского собрания или выступления перед коллегами. Она затрагивает такие важные направления воспитательной работы как: патриотизм, идейность, нравственность и т.д.Цель: познакомить аудиторию с творчеством В.А.Сухомлинского.
Задачи
- формировать умения ориентироваться в тексте
- развивать нравственную и социокультурную стороны личности
- научить переносить смысл прочитанного на собственные примеры из жизни.
***
Вступив в XXI век, век надежд на совершенствование технологий, общество, к сожалению, вынуждено признать бездуховность как главную угрозу человечеству и современной России. Поэтому одним их приоритетных направлений становится духовно-нравственное воспитание. Миссия учителя воспитателя, несомненно, очень важна для сохранения будущего поколения страны.
Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
За свою жизнь Василий Александрович Сухоминский написал 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей. Он стал признанным классиком педагогики 20 века и создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального. Его идеи воплощены в практике многих школ. Василий Александрович продолжал лучшие гуманистические традиции в педагогике, которые восходят к Коменскому, Толстому, Штайнеру, Корчаку.
Насколько же и для кого актуален опыт этого педагога в нашей школе? Что в его взглядах временное, конъюнктурное, а что – вечное.
Сухомлинский любил высокие слова. Он высказывал правильные, банально-правильные мысли… Такие фразы часто были заглавиями его статей и книг. Но когда начинаешь вчитаться, вдумываться в его тексты, отбрасывая свойственную эпохе риторику, то открываются подлинные, имеющие непреходящую ценность мысли.
ИДЕИ СУХОМЛИНСКОГО:
Современная школа призвана, не только обучать, но и разносторонне развивать подрастающее поколение. Выпускник средней школы должен отвечать запросам времени: быть жизненно целеустремленным, способным сделать правильный нравственный, социальный и профессиональный выбор.Так в книге «Как воспитать настоящего человека» он говорил:
про воспитание…
«Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания - наука о нравственности, этика.»
про совесть…
«Самое главное, чтобы маленький человек устыдился, — вот тогда он и убоится. Стыд — это, образно говоря, воздух, на котором держатся крылья человеческой ответственности. Чувствуя ответственность, человек боится — боится оказаться плохим. Этот страх не сковывает силы, а стимулирует их, порождая мужество, бесстрашие, моральную стойкость и несгибаемость»
«Мудрая власть коллектива» раскрывает идеи Сухомлинского о власти и доверии.
Василий Алексеевич рассуждает о власти учителя над ребенком…
Каждого из нас должна тревожить мысль о чрезвычайно важной проблеме нашей профессии - проблеме власти педагога<…> над младшим. <…> власть над детьми - наиболее общее, всеобъемлющее и одновременно острое, тонкое, хрупкое и опасное средство. Это инструмент, которым можно сделать безболезненную и незаметную операцию, но можно и больно раскроить нежную ткань детской души. Инструмент этот весьма необходимый и одновременно небезопасный. Все зависит от того, как им пользоваться, с какими побуждениями подходить к человеку. Властвование над детьми - одно из труднейших испытаний для педагога, один из показателей педагогической культуры.
Говорит про доверие…
<…> только тогда я имею право быть наставником, когда, понимаю и сердцем ощущаю безграничное детское доверие и неминуемую в связи с этим беззащитность, власть свою над ребенком основываю на этом доверии и этой беззащитности. Чем больше ребенок верит мне, чем с большей готовностью идет за мной, тем больше возрастает моя ответственность за каждый свой и его шаг <…> Безгранично доверяя педагогу, ребенок сердцем чувствует, что старший, мудрый человек всегда найдет выход из положения, каким бы тяжелым оно ни было
«Разговор с молодым директором школы» затрагивает рассуждения о профессионализме учителя…
Подлинный мастер педагогического процесса<…> не дает в поурочном плане изложение нового материала. Он продумывает содержание рассказа, готовит наглядные пособия, примеры и задачи. Все это нет надобности записывать в поурочный план. Его поурочный план - это не содержание рассказа (лекции, объяснения), а заметки о деталях педагогического процесса на уроке, необходимые для руководства умственным трудом учащихся. Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда.
в книге «Письма к сыну» основным содержанием нравственного воспитания Сухомлинский считал заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни. Ведущую роль в воспитании всесторонне развитой личности он придает необходимости превращения образования в важнейшую жизненную ценность.
Он рассуждает об убеждениях…
Самое страшное для человека-это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно; проходить спокойно мимо зла и неправды. Человек без убеждений - тряпка, ничтожество... Человек должен скорее пойти на гибель, нежели отказаться от своих убеждений…
об умении рассуждать…
Без рассуждений, размышлений слушание лекций превращается в механический процесс, а студент - в "живое устройство" для запоминания. Бойся как огня этой опасности. Бездумное заучивание лекций отупляет<...> Где зубрежка - там и шпаргалка. Это самое страшное, это гибель для творческого разума.
Читая Сухомлинского, задумываясь над истоками его педагогического творчества, невольно задаешь себе вопрос: что же главное, определяющее в его педагогике, какова движущая сила его творчества. Думаю, каждый со мной согласится — этим главным и определяющим является ЛЮБОВЬ к ребенку.
«Сто советов учителю»
про любовь к ученикам…
Любовь - это, прежде всего ответственность за судьбу того человека, которого полюбил. Любить - это значит, прежде всего, отдавать, отдавать любимому существу силы своей души, творить для любимого существа счастье.
Хотелось бы процитировать еще несколько фраз В.А.Сухомлинского.
про оптимизм…
Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника. Недоброжелательность – опасный недуг души, который отражается и на сердце, и на нервах.
о чтении…
Интерес к знаниям немыслим без постоянного чтения литературы. Не дополнительные занятия, не бесконечное "подтягивание", а чтение, чтение и еще раз чтение – вот что играет решающую роль в умственном труде тех, кому трудно учиться. Благодаря чтению развивается его интеллект. Чем больше «трудный» ученик читает, тем яснее становится его мысль, тем активнее его умственные силы.
о наказании…
Не допускайте, чтобы к ребенку применялись физические меры воздействия. Нет ничего вреднее и зловещее, чем «сильные», волевые средства. Ремешок и подзатыльник, вместо умного, ласкового, доброго слова — это ржавый топор вместо хрупкого, нежного, острого резца скульптора. Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце..
Возможно, в современном образовании мы немного отошли от его убеждений, но педагогическое наследие В.А. Сухомлинского и сейчас актуально. Оно направлено на жизненность, на настоящего человека. Оно воспитывает самоуважение.
Закончить свое выступление хочу его простым высказыванием об учителе
«Сердце отдаю детям»
Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком. В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка.
Рекомендуем посмотреть:
О роли дидактических игр для дошкольников Стили педагогического общения Цитаты Ушинского Творчество Ушинского в духовно-нравственном становлении личностиПохожие статьи:
Участник №42 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2018 года
Автор: Валия Салаватовна Гопта
Опубликовано: 2425 дней назад (2 апреля 2018)
Просмотров: 7519
Рубрика: педагогические размышления
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!