Конспект классного часа на тему: "Как люди приветствовали друг друга на Руси" для начальной школы
Автор: Дайлиденок Любовь Евгеньевна, начинающий педагог г. Кострома
Описание: Материал предназначен для учителей начальных классов, классных руководителей.
Цель урока: Знакомство детей с формами приветствия на Руси.
Задачи: 1. Расширить кругозор знаний детей.
2. Помочь ребятам почувствовать полноту тактильных ощущений с помощью игры.
3. Создать благоприятную атмосферу в классе.
Использованный материал: цветок «Умная Ромашка», «Тучка», «Солнышко».
Организационный момент: (Учитель проверяет готовность детей к уроку)
Учитель: Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Добрый день, дорогие ребята. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим частичку своего настроения друг - другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
Подготовительный этап: Учитель: Сегодняшнее занятие у нас не простое, а волшебное. А знаете почему? Потому что мы отправимся с вами в волшебную страну, где узнаем много интересного. Вы готовы? Закройте глаза. Все вместе считаем до десяти (один, два, три…) и мы с вами в волшебной стране.
Нас ждет в этой стране много интересного. Но попасть туда не просто, надо получить пропуск. Вам нужно разделиться на группы по 4 человека. Подумать сначала каждый самостоятельно, затем обсудите свои варианты в группе, какие слова мы используем при встрече друг с другом, и затем назовите по одному слову – приветствию. Та группа, которая назовет слово-приветствие, та и получает «пропуск» в волшебную страну слов. На обсуждение вам дается 2 минуты. Кто справиться раньше поднимает руки.
Ребята по очереди называют слова, например, «привет», «здравствуйте», «доброе утро» и т.д. Ход урока:
Учитель: Сегодня мы узнаем, как раньше на Руси приветствовали друг друга, какие слова ушли из оборота, а какие мы используем до сих пор.
Итак, что за чудеса ждут нас в этой стране?!
Первое чудо: «Встреча с цветком под названием «Умная Ромашка»». Работа в парах.
Перед вами цветок с необычными лепестками. На каждом лепестке написаны слова. Хотите узнать, какие слова скрываются за каждым лепестком?
Ученики отвечают: «Да!»
Учитель: Для этого каждая пара будет отрывать по одному лепестку. Вы сначала зачитываете это слово, затем попробуете своими слова объяснить, как вы думаете, что оно обозначает, затем я прочитаю вам правильный ответ.
Используемые слова, с правильными значениями в скобках:
- Здравствуйте (форма приветствия сложившаяся в конце 17 века- повелеваю тебе здравствовати, или пожелание здоровья ).
- Привет (обращенное к кому-либо выражение дружелюбия, расположения, добрых пожеланий)
- Добрый день/утро/вечер (приветствие при встрече и пожелания добросердечного, т.е. сердечного, душевного дня/утра/вечера)
- Приветствую (вас) (подать знак доброго отношения к кому-либо)
- Мое почтение (глубокое уважение к кому-либо)
- Нижайший поклон (низкий поклон в знак уважения)
- Доброго здоровья (пожелание хорошего здоровья)
- Радуйся (знак приветствия)
- Бог в помощь! (использовалось, когда человек проходил мимо работающих людей)
- Здравия тебе и долгих лет жизни! (пожелание здоровья и долго жить)
- Буди тебе добро сего дне! (Утреннее приветствие в XVII веке – пожелание добра на сегодняшний день).
- «Свеженько тебе!» (здоровались с девушкой, черпающей воду из реки или колодца.)
-«Хлеб да соль!» ( говорили тем, кто принимал пищу) . Учитель: Русь всегда была хлебосольной и доброжелательной.
Нигде так не умели привечать и встречать гостей так, как это было на Руси.
Хлеб и соль, вот обязательные атрибуты для встречи гостей.
Замечательный обычай, всякого проезжего и прохожего приглашать к себе в дом и угощать, пришел к нам из далекой древности.
Приветствовали гостя, конечно, хлебом с солью. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил и влияний.
Нарезать и подать хлеб с солью должен был сам хозяин. Тем самым между гостем и хозяином должно было установиться отношение доверия. Отказ отведать хлеб-соль расценивался как оскорбление.
Учитель: Второе чудо: «приветствие без слов».
Для этого давайте поиграем в игру.
Игра называется «Давайте поздороваемся». Правила игры:
Дети хаотично двигаются по классу (можно выйти в коридор) и по сигналу учителя (хлопок в ладоши) здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
— один хлопок — здороваемся за руку;
— два хлопка — здороваемся плечиками;
— три хлопка — здороваемся спинками.
Запрет на разговор поможет ребятам почувствовать полноту тактильных ощущений. Учитель: Молодцы ребята. Теперь продолжим наше занятие.
Итак, а что значит само слово «приветствие?»
Приветствие — это обращение к кому- либо с приветом; речь с выражением добрых пожеланий, своего расположения.
Приветствия могут выражаться жестом, словами, рукопожатием.
В течение многих веков для приветствия складывались свои правила. Люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко.
Мужчина должен приподнять шляпу, не доходя нескольких шагов до встречного, с которым намеревается поздороваться, но другие головные уборы не приподнимает. Обычай снимать головной убор при приветствии был общепринят почти 500 лет назад. Входя в комнату, люди снимают головной убор.
Вопрос ребятам: Как вы думаете, что означает этот жест?
Ребята отвечают. Учитель: Молодцы. Правильный ответ: этим жестом вы показываете хозяевам, что уважаете дом, в который пришли, и живущих в нем людей.
Учитель:
На Руси было принято раскланиваться при встрече.
Но и поклоны бывали разные. Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее. Такой поклон назывался "большим обычаем". Знакомых и друзей встречали "малым обычаем" - поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз. Интересно, что жест "от сердца к земле" является исконно славянским, а "от сердца к солнцу" нет. Прикладывание руки к сердцу сопровождало любой поклон - так наши предки выражали сердечность и чистоту своих намерений. Любой поклон означает смирение перед собеседником. В нем также есть момент беззащитности, ведь человек склоняет голову и не видит того, кто перед ним, подставляя ему самое беззащитное место своего тела - шею.
Учитель: Форма приветствия – объятия.
Обнимания были распространены на Руси, но и этот вид приветствия имел разновидности. Один из интереснейших примеров - мужское объятие "сердцем к сердцу", показывающее, на первый взгляд, полное доверие мужчин друг к другу, но в действительности свидетельствующее об обратном, ведь именно таким образом мужчины проверяли, нет ли оружия у потенциального опасного соперника.
Такое пасхальное приветствие дошло и до наших дней.
Учитель: Рукопожатия - древнейший жест, сообщающий очень много собеседникам без единого слова. По тому, насколько сильным и долгим является рукопожатие, можно определить чрезвычайно много. Длительность рукопожатия пропорциональна теплоте отношений, близкие друзья или люди, давно не видевшие друг друга и радующиеся встрече могли совершать горячее рукопожатие не одной рукой, а обеими. Старший обычно первым протягивал руку младшему - это было как бы приглашением того в свой круг. Рука обязательно должна быть "голой" - это правило сохранилось и до наших дней. Открытая рука свидетельствует о доверии.
Важно помнить следующее: Первым должен приветствовать:
- младший по возрасту- старшего по возрасту;
Первым протянуть руку: - женщина-мужчине;
- старший по возрасту (должности) -младшему по возрасту(должности)
Заключительная часть: Вот и подошло к концу наше с вами путешествие. Мы узнали с вами много нового интересного.
Ребята у вас на партах лежат солнышки и тучки, если вам понравилось занятие , то поднимите « солнышко», если не понравилось, поднимите – «тучки».
Заключительное слово учителя: Здравствуйте — желаю Вам здоровья!
В слове этом — мудрость, доброта,
Что всегда соседствуют с любовью,
И души славянской красота!
Почему у нас в ходу «привет»?
Полагаю, сколько не ищите,
Все равно, не сыщете ответ.
На «Привет» — «Пока» и «Извините».
Вовсе не в «Привете» дело, нет!
Просто в радость — человека встретить,
«Сколько зим!» — воскликнуть — «сколько лет!»
И улыбкой на «Привет!» ответить.
Если с вами повстречаюсь вновь я,
Знайте, что «Привет» мой — ерунда.
Я хочу вам пожелать здоровья —
Здравствуйте! Сейчас и навсегда!
(автор Ковалева Елена)
Рекомендуем посмотреть:
Классный час в начальной школе на тему: Права детей
Классный час в начальной школе на тему: Дружба
Беседа с учащими начальной школы на тему: Приметы
Классный час в начальной школе на тему: Театр
Похожие статьи:
Классный час в начальной школе. Что такое совесть и зачем она человеку?
Классный час в начальной школе «Пернатые друзья»
Классный час в начальной школе «Нормы нравственного поведения»
Классный час для 1-4 класса. Слава богатырская
Занятие в начальной школе. Правила поведения у воды