Дидактические игры на уроках русского языка в 5 классе
Дидактические игры на уроках русского языка для школьников
Автор: Чернова Елена Эдуардовна, учитель русского языка и литературы МОУ "Школа № 77 г. Донецка"Актуальность: дидактические игры на уроке способствуют: развитию учебно-познавательной деятельности; повышают внимание; повышают интерес учащихся к предмету. С помощью дидактических игр активизируется познавательная деятельность каждого учащегося на уроке, а так же дидактические игры стимулируют интерес к изучаемым предметам, помогает стать креативными личностями, учат по новому относиться к любому делу, помогают углубить применения индивидуальных средств обучения, обеспечивают эмоционально-психологическое развитие школьников .
Проблема: В психололого-педагогических исследованиях познавательный интерес определяется как потребность ребенка в знаниях, ориентирует его в окружающей действительности. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются установить глубокие связи и отношения между различными явлениями. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.
Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей.
Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
Цель разработки: повысить интерес к изучению русского языка; развивать логическое мышление, тренировать память; воспитывать умение участвовать в диалоге, развивать способность самокоррекции, воспитывать самостоятельность.
Рекомендации к использованию: рекомендуется для использования на уроках русского языка с целью закрепить, повторить или развить знания учащихся по определенной теме, а так же развить умение работать в группе или самостоятельно.
1. «Угадай меня»
Цель: закрепить знание учащихся о морфемах
а) Ученик загадывает слово, дает детям лексическое значение загаданного слова и рисунок морфем, из которых оно состоит. Класс должен отгадать слово, которое загадал учащийся.
б) Один учащийся загадывает слово, говорит его второму, тот с завязанными глазами рисует морфемы, из которых это слово состоит и показывает, что оно значит. Класс должен отгадать слово.
2. «Собери свой багаж»
Цель: закрепить знание орфограммы «буквы а-о в корнях –лаг- - -лож-, -раст- - -рос-
На доске развешены картинки чемоданчика и карточки со словами на орфограммы буквы а-о в корнях –лаг- - -лож-, -раст- - -рос- вокруг них. У каждого ученика на парте лежат карточки с буквами а, о в том количестве, сколько на доске записано слов. Каждый ученик, записав слова в тетрадь, подходит к доске и кладет в чемоданчики нужное количество букв. В конце игры учитель подсчитывает количество багажа в каждом чемоданчике, и помогает учащимся найти свои ошибки.
3. «Внимание, внимание!»
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать слова со сочетаниями ча, ща:
а) Целый день я хлопо____ б) Мишка, мой матер____тый,
Всё в гнездо свое та____ Спи в пижамке клет____той!
Разбудить кого хо______ - Я тебя кА____ю,
Очень громко затре_____: Песню напеваю:
Глазки, соня, открывай, «Дождь, не лейся ____сто,
Утро новое встре____й! Стало так ненастно,
Плачут все осины,
Клёны и рябины,
____хнут травы и листва -
Осень в ___________ к нам пришла!»
4. «Память, АУ»
Цель: развивать память; закрепить правописание сочетаний «чк», «чн», «щн»
Учащимся предлагается за определенное время вспомнить как можно больше пословиц и поговорок на «Правописание слов с сочетаниями «чк», «чн», «щн»»
Например:
Печаль беде не помощник.
Умелые руки — помощники науки.
Конь живой и конь стальной — помощники в работе.
Зимний ветер морозу помощник.
Нет лучше веселья, чем сердечная радость.
Труд, труд и труд — вот три вечных сокровища.
Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт.
Источник жизни — в труде, а успеха — в сноровке.
В пустой бочке звону много.
Без печки холодно, без хлеба голодно
Белые ручки чужие труды любят.
Привычка всё делает лёгким.
5. «Алфавит»
Цель: развивать внимание, умение работать в коллективе
Учащиеся получают карточки с буквами алфавита. Если в классе меньшее количество детей, нежели букв в алфавите, то за одним учащимся может быть закреплено две буквы. Учитель называет фразу, учащиеся, которые закреплены за буквами, присутствующими в данной фразе должны выйти к доске и выстроиться в нужном порядке.
Например: друг мой эльф, картофельный суп, где бы нам взять сухой ёршик?, "Э!Чёрный зуб!-Скажет Людвиг, босый Эльф мужчин везёт к царю.
6. «Потерянное слово»
Цель: закрепить правописание ча, ща, чу, щу, развивать мышление
Учащимся дается ряд слов, но одно из слов потерялось. Ученикам нужно дописать потерянное слово, имеющее слоги ча, ща, чу, щу
1. Чай, блюдце, сахар, ложечка – (чашка)
2. Секунда, минута, сутки – (час)
3. Лес, тайга, роща – (чаща)
4. Пиранья, сом, акула – (щука)
5. Молчу, говорю – (кричу)
7. «Ударь по слову»
Цель: закрепить знание правописания гласных а-о в корне слова
Учащимся даны слова на чередование гласных а-о в корне. Ребятам нужно заменить слово, чтоб чередующаяся гласная проверялась.
Излагать (изложить), вырастить (вырос), загорелый (загар), касательная (коснуться), озаренность (зорька), наложить (налагать), подрастать (подросли), приращение (приросли).
8. «Подставь и представь»
Цель: повторить правописание приставок, развивать умение работать самостоятельно.
Каждый учащийся получает цветочек, в серединке написана приставка, на лепесточках слова, учащийся должен подставить приставку к каждому слову.
Оборудование: карточки – цветочки со словами.
9. «Собери слова»
Цель: развитие навыков логического мышления, закрепить знания учащихся о части речи «прилагательное».
Учитель предлагает детям прилагательное и набор букв. Учащиеся должны из этих букв составить существительные, относящиеся к данному прилагательному.
Деревянный – с, а, у, р, а, т, о, ш, о, ф, а, к, л, с, н, т, л, т, п, к, о. (стол, стул, шкаф, окно, парта)
Зеленый - д, о, к, е, р, е, в, т, л, о, у, к, с, е, в, и, с, ч, е, т, с, р, е, ц, и, т, о, в, т, к. (дерево, куст, листочек, свитер, цветок).
Белый – д, ц, е, в, т, ь, г, л, н, е, с, и, г, б, н, с, р, е, т, и. (день, цвет, снег, лист, гриб)
Светлый – а, к, б, т, а, о, о, ч, ь, н, е, т, б, и, е, т, о, н, у, е, н, щ, д, к, у, е, ч, в, е, л. (кабинет, оттенок, ночь, будущее, человек)
Радостный – ч, е, ь, о, е, д, в, с, т, л, е, н, о, н, е, у, л, м, к, а, й, м, ч. (день, человек, случай, момент)
10. «Помоги слову»
Цель: закрепить знание учащихся о частях речи, развивать умение работать самостоятельно
Учащимся даются карточки – цветочки (отдельно лепестки со словами и серединка с частью речи). На одном из лепестков будет слово, не относящееся к данной части речи. Учащийся должен присоединить лепесточки к серединке, а с лишним словом составить предложение.
11. «Разбери картинку»
Цель: закрепить знание частей речи, развивать умение работать в паре, прививать уважение друг к другу
На парту дается картинка. Ученики должны найти все существительные, прилагательные или глаголы изображенные на ней, а затем в паре проверить друг друга.
12. «Угадай число»
Цель: развивать умение работать в группе,
Учащиеся организовывают две группы. Капитаны групп получают лист с заданием. Командам нужно назвать цифры, чтоб получилось в сумме определенное число. Один из участников выходит к доске и записывает одно число, следующий должен к уже записанному добавить свое число, чтобы получилась заданная сумма. Начинает капитан. Учитель внимательно следит за участниками: если игрок ошибается, выходит из игры. Побеждает та команда, в которой останется больше игроков.
13. «Помню, помню»
Цель: развивать память, внимание, умение работать в команде, прививать уважение друг к другу
Класс организовывает 2 команды. Командир противоположной команды записывает на доске слова, учащиеся их запоминают, затем один из учащихся выходит к доске и по памяти дублирует их. Побеждает команда, в которой останется больше игроков. Каждый раз слова меняются.
14. «Собери слово»
Цель: закрепить знание о морфемах слова, развивать умение работы в группе, прививать уважение друг к другу
Класс объединяется в две группы. Каждый ученик группы получает карточку с морфемой. В группах учащиеся должны собрать полученные слова. Побеждает команда, которая быстрее соберет все слова.
15. «Помоги двоечнику»
Цель: повторить правило переноса слов, развивать чувство взаимопомощи, прививать уважение к окружающим
Ученик записал стишок, но не правильно поставил переносы в словах и перепутал строчки. Помоги двоечнику записать стихотворение.
Перенес слова Незнайка:
о-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за.
за-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,
уши, ше-я, ло-б, гла-за,
А еще он перенес:
зо-я, гри-ша, тим-офей,
ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вес,
аня, о-ля и сер-гей.
Где ошибки? вот вопрос!
Кто исправит перенос?
16. Переставь буквы и получи новое слово.
Цель: развивать логику, мышление
Валик – (вилка)
Кайма – (майка)
Атлас – (салат)
Канал – (накал)
Лопата – (оплата)
Соринка – (росинка)
Насос – (сосна)
Банка – (кабан)
Липа – (пила)
Сила – (лиса)
17. «Найди слово числительное»
Цель: закрепить знания о числительных, развивать мышление, прививать интерес к родному языку
Место (100), семья (7), лимонад (лимон), ириска (рис), сахароза (сахар, роза), внутри (три), носорог (нос, рог), головастик (голова), сорока (40), бабочка (бочка), победа (беда), лесник (лес), одиночка (1).
8. «Шифровка»
Цель: развивать логическое мышление, внимание
BMGNAHNMHA (МАМА), NBОCGXКIНА (ОКНА), NYмEJNOurре (МОРЕ), yуtrтjmюyгu (УТЮГ), jчyuеrtлjdоtdвnjtеuhкe (ЧЕЛОВЕК), tлhnиtehцnrо (ЛИЦО), SDУFVТRКLА (УТКА)
19. «Разгадай ребус».
Цель: развивать внимание, логическое мышление; повторить алфавит.
Каждая буква соответствует цифре от 1 до 33.
33/19/ 15/ 16/ 6 // 14/16/18/16/9/15/16/6 // 21/20/18/16 Ясное морозное утро
1/1/1/ // 3/ // 1/22/18/10/12/6 // 18/6/12/10 // 3/16/20 // 20/1/12/16/11 // 26/10/18/10/15/29 ААА, в Африке реки вот такой ширины
15/1 // 5/3/16/10/23 // 16/5/15/16 // 21/20/18/16 На двоих одно утро
21// 13/21/12/16/14/16/18/30/33 // 5/21/2 // 9/6/13/6/15/29/11 У лукоморья дуб зеленый
17/16/19/14/16/20/18/10 // 12/1/12 // 15/16/19/10/20/19/33 // 19/14/6/26/15/1/33 // 10 // 19/3/33/20/1/33 // 5/6/20/3/6/18/1 Посмотри, как носится смешная и святая детвора
А Б В Г д е ё ж з и
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
й к л м н о п р с т
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
у ф х ц ч ш щ ъ ы ь
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
э ю я
31 32 33
Литература:
1. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой, М.1991
2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М: 1988.
3. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! – Брянск: “Курсив”, 2000.
4. Минский Е. М. От игры к знаниям., М., 1982.
5. Славкина В. В. Русский язык. Справочник школьника / Под ред. В.Славкина. М., 1994.
Скачать Игры для детей от 8 до 15 лет
Рекомендуем посмотреть:
Урок русского языка в коллежде Конспект урока русского языка в 9 классе Урок русского языка для учащихся 9 класса I вида Конспект урока игры по русскому языку в 5 классеПохожие статьи:
Участник №19 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2017 года
Автор: Елена Эдуардовна Чернова
Опубликовано: 2578 дней назад (2 ноября 2017)
Просмотров: 16726
Рубрика: Дидактические игры
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!