Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

 

Творческий конкурс для педагогов «Интересная Зима»

Конспект занятия по ПДД, 1 класс. Правила перехода дороги

Занятие по ПДД для младших школьников на тему «Правила перехода»
Герои занятия: Мальчиш-Гаиш и Малышка-Гаишка
* * *
1. Работа с памяткой «Правила перехода»
Учитель предлагает детям ознакомиться с памяткой «Правила перехода» (листы с памяткой есть у каждого учащегося). Дети самостоятельно читают текст памятки, выбирают, на каком правиле они наиболее интересно могут построить свое выступление, иллюстрируя его примерами из личного опыта.
Затем вызванный ученик, прочитав одно из правил, объясняет, как он будет выполнять те условия, о которых говорится в правиле, будучи пешеходом, поясняет, для чего нужно строго следовать этому правилу, к чему может привести игнорирование принципа вести себя по правилам. Учитель своими комментариями может помочь ученикам осознать те правильные действия, которые должны выполнять пешеходы.

Дети читают, рассуждают, работая в парах, обдумывают свою формулировку правила:
• Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрёстках, по линии тротуаров или обочин.
• При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрёстка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
• В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.
• На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
• При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
• Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.
• Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
2. Фронтальная беседа «Переходить дорогу будем осторожно, запомнить правила для нас несложно!».
- Что значит выражение «движение регулируется»? (На этом участке дороги установлен светофор - пешеходный или транспортный, а может руководить движением специальное должностное лицо - регулировщик.)
- В каком случае разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части? (Если отсутствуют в зоне видимости переход или перекрёсток, а участок дороги хорошо просматривается в обе стороны, на нем нет разделительной полосы и ограждений.)
- Как правильно поступить, если не успел перейти дорогу, а транспорту зелёный цвет светофора «разрешил» движение? (Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.)
- Где вы (пешеходы) должны пересекать проезжую часть? (Мы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным.)
- А если нет пешеходных переходов? (На перекрёстках по линии тротуаров или обочин.)
- Можно ли переходить дорогу на нерегулируемом пешеходном переходе? (Пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.)
- Почему пешеходы не должны задерживаться или останавливаться на проезжей части? (Потому что они являются помехой движущимся транспортным средствам и создают прямую угрозу.)
- Опасно ли выходить из-за стоящего транспортного средства? Почему? (Трудно заметить приближающийся транспорт, ведь из-за автобуса, в данном случае являющегося помехой для пешехода, обзор дороги ограничен, поэтому существует вероятность угодить под колеса. Лучше подождать, когда стоящий транспорт уйдет, либо самому последовать к пешеходному переходу и безопасно перейти проезжую часть.)
3. Мастер-класс от Мальчиша-Гаиша и Малышки-Гаишки (инсценированный диалог).
Мальчиш-Гаиш.
Расскажем юным пешеходам,
Что переходим мы ВСЕГДА
ПО ПЕШЕХОДНЫМ ПЕРЕХОДАМ
ЧЕРЕЗ ДОРОГУ без труда.

Всего удобнее - подземный.
(Наземный тоже подойдёт.)

Малышка-Гаишка.
А что же, коль обыкновенный
Не видно рядом переход?

Мальчиш-Гаиш.
Благодарю, вопрос прекрасный.
На перекрёсток поспешим
И для того, чтоб было ясно,
Вокруг внимательно глядим.

Найдя границу тротуара
(края обочин и кювет),
Глядим налево, ищем фары
Машин и, видя, что их нет,

На часть проезжую вступаем,
Вперёд решительно идём,
До середины дошагаем
И там немного подождём.

И разобраться если здраво,
Откуда транспорт может быть,
То здесь внимательно направо
Должны мы взгляды устремить.

Опять же, чётко убедившись,
Что справа транспорт не идет,
На шаг дальнейший все ж решившись,
Идём уверенно вперёд.

А если справа к вам, допустим,
Машина тихо подползла,
Её мы вежливо пропустим
И перейдем. И все дела!

Идти везде без остановок
И без задержек мы должны.
Ведь даже тем, кто очень ловок,
По жизни правила нужны!

Малышка-Гаишка.
- А если нет и перекрёстка? -

Мальчиш-Гаиш.
Опять вы можете спросить.
Не беспокойтесь, очень просто:
Разрешено переходить

На тех участках, где в дороге
Нет разделительных полос.
Но в обоснованной тревоге
Себе задайте тут вопрос:

«А в обе стороны дорогу
Насколько можно просмотреть?»
И, если видно всё, тревогу
Разрешено преодолеть.

Лишь убедившись, безопасен
Здесь абсолютно переход
И ваших действий точно ясен
Порядок, движемся вперёд!

Опять налево смотрим дружно,
А дальше полный повторить
Набор из Правил вам здесь нужно,
Как мы уже переходить

На перекрёстке научились
Дорогу все, друзья мои.
Ну, подошли, остановились
И, вспомнив правила, пошли!

Распространённая ошибка
У пешеходов всей Земли –
Перед машиной бегать шибко,
Чтоб убедиться все смогли,

Какой вы ловкий и проворный
И вас машине не догнать...
Забудем тезис этот спорный.
Необходимо выполнять

Набор всех правил непременно,
Чтоб переход осуществить,
И нужно помнить, что мгновенно
Не может транспорт тормозить!

И кое-что ещё добавить
Необходимость есть, друзья:
Опасность вмиг собой представит
Стоящий транспорт, нам нельзя

Переходить пред ним дорогу,
А если надо перейти,
Призвав свод правил на подмогу,
Попробуй сзади обойти

Стоящий транспорт. Вероятность
В разы уменьшится тогда,
Что слева будет неприятность
И вдруг приблизится беда.

Но непременно помнить нужно,
Не перепутав невзначай:
Обходим спереди лишь дружно
На остановках мы трамвай!

А вот автобус и троллейбус,
Спеша беду предотвратить,
Мы, совершенно не колеблясь,
Должны лишь сзади обходить!

Ну и, конечно же, понятно,
Углы прямые на пути
Всем тем, кто просто и приятно
Идти захочет, соблюсти

Необходимо при движении;
На помощь нам, цветаст и скор,
Потратив несколько мгновений,
Всегда приходит светофор.

А если нет вдруг светофора,
Регулировщик на пути
Поможет радостно и споро
Через дорогу перейти.
Малышка-Гаишка. Можно попросить ребят разъяснить или уточнить для меня некоторые слова, которые встречались в твоем замечательном стихотворении о правилах перехода?
Мальчиш-Гаиш. Конечно, это даже нужно. Все термины должны быть понятны и тебе, и ребятам, тогда и легче правила запомнить.
Малышка-Гаишка. Где бывает разделительная полоса, для чего она нужна, что она разделяет? (Разделительная полоса - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.)
Мальчиш-Гаиш. Друзья, объясните, пожалуйста, несмышленой Гаишке, почему перед машиной бегать шибко является грубейшей ошибкой пешеходов. (Потому что шибко* - значит скоро, быстро. Только в этом случае значительная по степени проявления, интенсивная скорость будет не во благо, как в спортивных соревнованиях, а может закончиться бедой. С машиной в скорости не соревнуются. Шибко бежать перед машиной и хвастаться, как быстро ты умеешь бегать, не нужно. Дай возможность ехать без волнения водителю, а потом и сам спокойно переходи дорогу. А вот на стадионе можно бегать шибко сколько хочешь!)
Малышка-Гаишка. Слово тезис тоже для меня незнакомо. Почему, Гаиш, ты советуешь нам забыть какой-то «тезис спорный»?
Мальчиш-Гаиш. Основное значение слова тезис следует понимать так: кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, статьи и т. п. В нашем случае мы назвали спорным тезисом положение, требующее доказательства. Своими доказательствами мы опровергли ошибочное мнение некоторых мальчиков и девочек, которые считают, что на дороге есть место игре, лихачеству, можно шибко бегать перед машиной. Теперь ни у кого из ребят не вызывает сомнения то обстоятельство, что тезис этот вовсе и не спорный для любого нормального человека, сознательного и послушного пешехода, потому что если мы сформулируем тезис из тех Правил дорожного движения, которые нам хорошо известны, то он будет абсолютно бесспорным, кратким, ясным и понятным каждому ребёнку: перебегать проезжую часть дороги или просто улицу перед близко движущимся транспортом запрещено!
А ты, Гаишка, всё уяснила? Вопросы ещё есть?
Малышка-Гаишка. Спасибо, с тезисом разобралась, но кое-что ещё хотелось бы уточнить. О регулировщике мне слышать доводилось, а вот встретиться на дороге с регулировщиком возможности не представилось пока ни разу. Может быть, ты сможешь подробнее рассказать о его назначении?
Мальчиш-Гаиш. Действительно, ребята, сейчас крайне редко движение регулируют инспекторы ГИБДД, человека на дорогах заменили автоматы — светофоры различной современной модификации. Но ситуации бывают разные: аварии электросетей приводят к отсутствию электроснабжения, светофоры не функционируют; на дорогах, особенно на трудных её участках, сосредоточивается большое количество машин, водители нервничают, образуются пробки, пешеходы волнуются, опаздывая по своим делам, - полный хаос и неразбериха. А сколько аварий! И тут на помощь приходят регулировщики, уж они-то своими отточенными движениями, строгими взглядами, чёткими поворотами, сопровождаемыми громкими звуками свистка, мгновенно наведут порядок. Кто такой регулировщик, сейчас узнаем. (Можно показать плакат, на котором записано определение термина, можно спроецировать на доске определение слова «регулировщик».)
Вызванный ученик читает определение.
Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Малышка-Гаишка. У меня был еще один вопрос, но с вашей помощью я уже в его объяснении не нуждаюсь, даже сама могу кое-что пояснить. Слушайте! Помните, как говорилось в стихотворении: «Если нет светофора, то регулировщик радостно и споро поможет нам дорогу перейти!». Так вот споро — это значит быстро и успешно, ловко и умело. Регулировщик, судя по его жестам, и сам человек, обладающий сноровкой, то есть спорый человек, и нас такими быть обязывает, призывает и помогает в этом.
4. Закрепление. Решение стихотворной задачки.
Прочитайте условие задачи, написанное в стихотворной форме. Подумайте о решении и выберите правильный вариант ответа.
Утром в школу шла Гаишка,
Торопилась на урок.
Вот идти уже малышке
Через транспортный поток.

Вдруг трамвай, звеня тревожно,
Встал пред нею на пути,
И Гаишке осторожно
Надо транспорт обойти.

Всё забыв в мгновенья эти,
Встав, замешкалась она.
Помогите вспомнить, дети,
Как идти она должна.
Варианты ответов:
1. Трамвай нужно обходить спереди.
2. Трамвай нужно обходить сзади.
3. Трамвай вообще не нужно обходить, надо под ним проползать.
Дети называют правильный (первый) вариант ответа, объясняют, почему они так решили; могут внести разумное дополнение: лучше подождать, когда трамвай продолжит движение, обзор дороги будет полный, можно свободно и беспрепятственно переходить проезжую часть.

Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное мероприятие по ПДД в 1 классе «Путешествие в страну правил дорожного движения» Внеклассное мероприятие «Безопасность на дорогах». Начальная школа Занятие по ПДД «Правила поведения детей на улице и дороге» Занятие по ПДД в начальной школе. Тема «Права и обязанности пассажиров». Конспект

Похожие статьи:

Конспект занятия экскурсии в начальной школе по ПДД

Внеклассное мероприятие на День космонавтики в начальной школе | Занятие по ПДД «Правила поведения детей на улице и дороге»
Опубликовано: 32 дня назад (2 ноября 2020)
Просмотров: 324
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!