Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Лето красное. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Лето красное»
Цель: познакомить с признаками лета в живой и неживой природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев, описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка, называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунок годового круга, православный календарь, репродукции картин А.И. Куинджи «Березовая роща», И.И. Шишкина «Рожь», А.П. и С.П. Ткачевых «Июньская пора», распечатки текстов о летних месяцах, на доске запись темы урока и названий летних месяцев.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос

— Как мы можем весной участвовать в охране природы?
— Расскажите о грибе, растении или животном нашего края, внесенном в Красную книгу России.
— Какими источниками информации вы пользовались при составлении рассказа?
III. Самоопределение к деятельности
— Сейчас я прочитаю вам об одном художнике. Имя его называть не буду. А вы посмотрите на репродукции картин в ваших учебниках на с. 110-111 и попробуйте догадаться, о создателе какой из них идет речь.
Это чудесный русский художник. Он был сыном бедного сапожника-грека. Отлично говорил на татарском и греческом языках. В три года мальчик осиротел и уже в десять лет работал на стройке. Затем стал слугой торговца хлебом. Но с самого раннего детства он любил рисовать. Как художник стал замечательным мастером, особенно в изображении лунного и солнечного света. Так оправдалось значение его фамилии: «ювелир», «мастер».
В конце жизни все свои деньги завещал в помощь молодым художникам.
— Догадались ли вы, об авторе какой картины идет речь? Как вы это поняли? (Ответы учеников.)
Действительно, Архип Иванович Куинджи — непревзойденный мастер света на картинах. Бывали случаи, что зрители пытались заглянуть за его картины на выставках, желая убедиться, что там нет свечи, от которой идет свет.
— А что вы помните об авторе второй картины? Мы говорили о нем на прошлых уроках. Прочитайте его фамилию под репродукцией.
— Как вы думаете, что общего в этих картинах? (Обе написаны прекрасными мастерами — это первое, что их объединяет.)
— Почему они попали на соседние страницы учебника? (Ответы учеников.)
— А что еще? Подсказка: что на них изображено? (Лето, летний пейзаж.)
— Как мы узнаем, что на картинах лето? В названиях лето не упоминается: «Березовая роща» и «Рожь». (Ответы учеников.)
— Да, название сегодняшнего урока: «Лето красное». И опять загадка! Лето названо красным, а на картинах и не видно красного цвета. Почему же лето принято называть красным? (Ответы учеников.)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа

(Учитель прикрепляет к доске рисунок годового круга.)
— Вот нас и встречает последняя часть года-сада. По-настоящему вы будете гулять по ней сами в дни школьных каникул. А пока совершим воображаемую прогулку. Что мы можем встретить в этом саду? (Ответы учеников.)
— Итак, какие же гряды-месяцы приготовлены для нас? Как называются летние месяцы в современном русском языке?
— А теперь прочитаем, как назывались три летних месяца у древних римлян.
(Учащиеся читают названия месяцев, записанные на доске: юниус, юлиус, августус.)
— Вам уже приходилось переводить с древнего языка. Назовите названия летних месяцев в современном языке.
2. Работа по учебнику
А теперь послушайте, как называли летние месяцы в старину на Руси.
(Учитель читает старинные названия месяцев на с. 111 учебника.)
— Вот названия июня. Что можно из них узнать о первом месяце? Чем он одаривает людей? (Ответы учеников.)
— Послушайте, каким увидел июнь поэт Сергей Козлов.
Здравствуй, птенчик!
Клюнь! Клюнь!
На крыльце сидит Июнь.
Пахнет сеном, сенокосом,
Солнцем, утренней росой.
На рассвете точит косу,
По росе идет босой.
И парного молока
По утрам полна река.
— Ребята, найдите на с. 110—113 учебника репродукцию картины, которая точно подходит к этому стихотворению. (Ответы учеников.)
(Учитель обсуждает с учениками картину А.П. и С.П. Ткачевых «Июньская пора».)
— Какие из старинных названий больше всего подходят к ней?
На картине, посвященной первому месяцу лета, художники
изобразили ребенка-младенца — такого же юного, полного сил, как и сам месяц. Июнь можно назвать детством лета.
— Прочитайте на с. 112 учебника присловия об июне. Объясните их смысл.
(Учитель просит желающих отметить наклейкой на настенном календаре день летнего солнцестояния — 22 июня. Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 110 учебника.)
— Ребята, посмотрите на изображение святого Кирилла Белозерского нас. 112. Его икона как будто наполнена июньским солнцем. Все залито его лучами. И святой не только озарен светом, но и сам излучает теплый, ровный свет любви и добра.
— А теперь постарайтесь найти на страницах учебника кукол, отражающих вечное состязание дня и ночи.
(Ученики находят фотографию кукол «День-ночь». Учитель показывает кукол «День-ночь».)
— Как мастеру удалось передать мысль о том, что в этом поединке никогда не будет победителя? (Куклы связаны между собой; одна без другой не может; в течение года мы убедились: то одна перетягивает, то другая.)
Один раз в году происходит перелом в сторону света, солнца, лета. И бывает это зимой, в день зимнего солнцеворота.
— Когда отмечают зимний солнцеворот?
Но проходит полгода, и верх начинает одерживать ночь. Сначала по чуть-чуть, а потом все решительнее охватывает она нашу землю, чтобы через полгода опять уступить своему светлому братцу.
(Затем по просьбе учителя один из учеников отмечает наклейкой на настенном календаре день летнего солнцеворота — 25 июня.)
— Теперь можно переходить ко второй, средней, гряде. Напомните, пожалуйста, название второго летнего месяца.
— А как называли июль наши предки?
— Какое название кажется вам наиболее точным? (Ответы учеников.)
— Один из июльских дней наиболее примечателен. Прочитаем последние два абзаца текста на с. 112 учебника.
(Один из учащихся отмечает наклейкой дату 12 июля на настенном календаре.)
— И наконец, последняя, третья, гряда называется... (Ответы учеников.)
— А наши предки называли его... (Ответы учеников.)
— О чем говорят эти названия? Что нашим предкам казалось главным в августе? (Ответы учеников.)
Август, август!
Кабачок
Лег на грядку на бочок,
И бычок в тени улегся,
И бегут куда-то вдаль
Облака,
И речка вьется...
Но чего-то очень жаль.
С. Козлов
— Какая особенность месяца отмечается в стихотворении и в народных названиях месяца? (Урожайность августа.)
— О чем жалеет автор, когда говорит: «...чего-то очень жаль»?
3. Составление рассказов по картинам
— Наша прогулка по летним месяцам года-сада была воображаемой. Настоящее лето у нас впереди. И жалеть о нем рано. Вернемся к картинам А. Куинджи и И. Шишкина. Попробуйте определить, в какой летний месяц могла так выглядеть природа. Постарайтесь сочинить рассказ по понравившейся картине. Подберите подходящие к картине старинные названия летних месяцев.


(Учитель слушает рассказы учеников.)
V. Физкультминутка
Игра «День-ночь»

(Если позволяет помещение, можно провести физкультминутки по принципу игры «День-ночь». Ученики выстраиваются в шеренгу. Рассчитываются на день — ночь. Все, кто стал «ночью», поворачиваются спиной и свою пару «день» берут под руки. По команде учителя «день» тянет в одну сторону, а «ночь» — в другую.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради

Задания 1,2 (с. 62)
— Прочитайте, выполните задания.
Задание 3 (с. 63)
— Прочитайте, выполните задание.
Задание 5 (с. 64)
— Прочитайте, выполните задание.
Ответ. Пришел Петрок - уволок часок, пришел Илья - уволок и два.
Задания 6, 7 (с. 64)
— Прочитайте, выполните задания.
VII. Рефлексия
(Учитель раздает учащимся распечатки текстов.)
— Прочитайте текст, угадайте, о каком месяце идет речь. В тексте подчеркните предложения, которые помогли вам в выборе правильного ответа.
Конец пролетья, начало лета. Самые длинные дни. На сырых лугах цветы теперь все больше солнечного цвета: купальницы, калужницы, лютики — луг от них весь золотой. И вот уже прошел самый длинный день во всем году — 22 июня, день летнего солнцестояния. С этого дня медленно-медленно, так же медленно, как убывает весной снег, день идет на убыль. (Июнь.)
Макушка лета — устали не знает, все прибирает. Начинается покос, в лугах звенят косы, идет страда. Примолкать начинают пичужки: им уже не до песен. Во всех гнездах птенчики. Они родятся голенькими слепышами и долго нуждаются в заботах родителей. Но земля, вода, лес и даже воздух — все полно сейчас корма для маленьких — достанет для всех! В лесах всюду полно маленьких сочных плодов: ягод земляники, черники, голубики, смородины. Луга сменили золотое свое платье на ромашковое, белый цвет лепестков отражает горячие солнечные лучи. (Июль.)
Почти каждую ночь беззвучно озаряют леса быстрые зарницы. Последний раз летом луга меняют наряд: теперь он пестрый, цветы по нему все больше темные: синие, лиловые. Начинает слабеть солнце — надо собирать, хранить его прощальные лучи. Поспевают крупные плоды: овощи, фрукты. Поспевают и поздние ягоды: малина, брусника; зреет клюква на болоте, на дереве — рябина. Нарождаются старички — те, что не любят жаркого солнца, те, что прячутся от него в прохладной тени, — грибы. А деревья перестают расти и толстеть. (Август.)
VIII. Подведение итогов урока
— Ребята, взгляните на календарь. Скажите: когда наступает день летнего солнцестояния?
— Когда отмечают летний солнцеворот?
— Чем примечателен день 12 июля?
— Приведите примеры народных названий летних месяцев.
— Какие из этих названий вам запомнились, показались самыми точными? (Ответы учеников.)
— Ребята, перед тем как выйти из чудесного года-сада, мы должны сделать вывод. Как вам кажется, о чем самом главном мы говорили сегодня?
Итак, летние месяцы — июнь, июль, август. 22 июня — день летнего солнцестояния. Народные названия летних месяцев отражают особенности природы и труда людей в летнюю пору. Поэты и художники воспевают щедрость лета в своих произведениях.
— А теперь потихоньку закроем за собой калитку года-сада. Урок окончен.
(Учащиеся имитируют движениями закрывание калитки. Учитель предлагает сыграть в молчанку. После слов: «Венчики, венчики, летели бубенчики по травке и росе, по чужой стороне, собирали орешки, медок, сахарок. Молчок!» - ребята надувают щеки и молчат до тех пор, пока кто-то не засмеется или не скажет что-нибудь.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 110—113), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 113).
2. Выполнить задание 4 (с. 63) в рабочей тетради.
3. Продолжить наблюдать за погодой в течение лета. Результаты занести в таблицу (с. 65) рабочей тетради. Сфотографировать или нарисовать уголок родного города или села летом с подписью.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Время. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Времена года. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Красные дни календаря. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенние месяцы. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Чудесные цветники весной. УМК «Перспектива» | Внеклассное занятие в 1 классе. Письма с фронта
Опубликовано: 26 дней назад (2 мая 2020)
Просмотров: 636
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!