Конкурс пословиц и поговорок в начальной школе. Сценарий
Конкурс пословиц и поговорок для младших школьников
Цели: способствовать развитию интереса у учащихся к одному из видов устного народного творчества - пословицам, обогащению речи, воспитанию любви к устному народному творчеству, повышению уровня нравственного воспитания.Оборудование: разрезные пословицы; подарок для аукциона; плакат «Красна речь пословицей».
Ход конкурса
I. Организационный момент.Учитель. Добрый день, ребята, садитесь, пожалуйста.
II. Основная часть.
1. Вступительная беседа.
- Сегодня мы с вами проведем конкурс «Красна речь пословицей».
Но вначале я вам немного расскажу о пословицах. Не всякий расскажет сказку или споет песню, а пословицу каждый когда-нибудь да и скажет, и сам не заметит, что употребил ее в разговоре. Недаром в народе говорится, что без углов дом не строится, а без пословицы речь не молвится. Удалось установить, что каждый человек, независимо от того, живет ли он в городе или в селе, много или мало учился, употребляет в разговоре 200-300 пословиц. В Воронеже живет известная сказочница Анна Николаевна Королькова, которая знает более 100 сказок, много песен и частушек. Так она и пословиц знает больше, чем другие, и часто заканчивает ими свои сказки, употребляет в разговоре. Записано от нее более 500 пословиц.
Что же такое пословица?
Пословицами называются краткие изречения, которые живут в разговорной речи и применяются в разных случаях жизни. Пословицы есть у каждого народа, но часто они похожи друг на друга. Многие пословицы являются выводами из сказок и басен. Вспомните басни Крылова, какие слова из них стали пословицами? {«Ты все пела, это дело, так пойди же попляши», «А Васька слушает, да ест» и др.)
Пословицы стремятся научить, воспитать, поэтому они всегда обращены к собеседникам.
2. Конкурсы и задания, аукционы.
- Вот и мы сейчас проведем конкурс, чтобы узнать, как вы знаете пословицы, насколько богата ими ваша речь. Играть будем по командам. По ходу конкурсов мы будем составлять пословицу для каждой команды, которую потом прочитаем.Задание 1.
- Итак, сейчас мы будем передавать пословицу «по секрету». Для каждой команды предлагается своя пословица, которая записана на листе бумаги. Первый человек читает, а затем передает по цепочке другому (на ухо). Последний должен будет сказать ее. Побеждает та команда, которая правильнее ответит.
1-я команда - «Много слов, а мало дела»;
2-я команда - «Тише едешь, дальше будешь».
Задание 2.
Объясните смысл пословиц:
1) «Всякая работа мастера хвалит».
2) «Сам молчун, а руки громкие».
Задание 3.
Продолжите пословицы:
1) «Век живи ... (век учись)».
2) «Умный себя винит ... (глупый - своего товарища)».
3) «Красива птица опереньем, а ... (человек умением)».
4) «Трус своей ... (тени боится)».
Задание 4.
Узнайте пословицу по ее концу:
1-я команда - (Поспешишь) - людей насмешишь.
2-я команда - (Не спеши языком), торопись делом.
1-я команда - (Волков бояться) - в лес не ходить.
2-я команда - (Терпи, казак) - атаманом будешь.
Задание 5.
- Какими пословицами можно выразить смысл следующих предложений:
1) Береги время.
2) Доводи начатое до конца.
3) Не торопись, а делай все аккуратно.
(Предполагаемые ответы: «Игра игрою, а дело делом», «Делано наспех, сделано на смех», «Делу время, потехе час».)
Задание 6.
- А сейчас проведем аукцион. Вот эту вещь получит тот, кто назовет самым последним пословицу, в которой есть слово «один».
Задание 7.
Эстафета.
- На листе написать пословицу и передать лист другому.
Задание 8.
- Составьте пословицу (из слов на карточках).
1-я команда - «При солнышке тепло, а при матери добро».
2-я команда - «Новых друзей наживай, а старых не теряй».
Задание 9.
Определите темы пословиц:
1) «Без пословицы не проживешь».
2) «Неученая голова, что фонарь без огня».
3) «Труд все побеждает».
4) «Правда глаза колет».
5) «За добро плати добром».
6) «Лишнее пожалеешь, последнее потеряешь».
III. Заключительная часть.
1. Рассказ.
- А сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ, а вы определите, сколько в нем пословиц.
Рассказ называется «Кашу маслом не испортишь».
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! - сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Отберу молоток.
Стучит.
- Сказано, сделано! - бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай.
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе, как своих ушей. Саша заплакал.
- Я машинку чиню.
А бабушка:
- Всякому делу свое время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про время, а он про Фому. Как с Луны свалился. Русским языком сказано: поздно уже, все спят.
- Не все, мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
(10 пословиц.)
2. Подведение итогов.
- Мне бы хотелось, ребята, чтобы и вы в своей речи употребляли побольше пословиц и поговорок.
Вот тогда все будут восхищаться вашей речью и стараться обогащать свою речь.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по чтению, 3 классПохожие статьи:
Внеклассное занятие в начальной школе «Детство в произведениях русских писателей»
← Праздник книги в библиотеке. Сценарий для младших школьников | Конспект урока «Творчество Чуковского», 1 класс →
Опубликовано: 1196 дней назад (13 августа 2021)
Просмотров: 2656
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!