Внеклассное занятие в начальной школе «Детство в произведениях русских писателей»
Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению для младших школьников
Цель: продолжить знакомство ребят с творчеством А. Гайдара, В. Г. Распутина, Ю. Яковлева, Т. Каленовой.
Задачи: на примере главных героев показать детям, что верность дружбе, отвага, взаимовыручка, доброта, честность во все времена являются положительными чертами характера, учить ребят самостоятельно работать в группах, выполняя общее задание.
Оборудование: презентация «Русские писатели детям», плакат «Человек - это то, во что он верит» (А. П. Чехов), 4 ватмана, маркеры.
За 1-2 недели до занятия разделить учащихся на 4 группы, дать задания.
Задание 1-й группе
Рассказать об А. Гайдаре и его повести «На графских развалинах», так чтобы детям захотелось прочитать ее самим.
Вопросы к повести А. Гайдара «На графских развалинах»:
1. Что делали Яшка и Валька в старом графском замке?
2. Почему они прятали Волка?
3. Как познакомились Яшка и Дергач?
4. Как Дергач оказался на графских развалинах? Почему он сбежал от Хряща? Он его боялся?
5. Расскажите об истории с фотографией. Какую роль сыграл Волк в этой истории?
6. Как повел себя Дергач, встретившись с Графом и Хрящом?
7. Как вы можете охарактеризовать мальчиков?
Задание 2-й группе
Рассказать о В. Г. Распутине и его повести «Уроки французского».
Вопросы к повести В. Распутина «Уроки французского»:
1. Почему мальчик оказался далеко от дома?
2. Как жили люди в то время?
3. Как жилось мальчику в семье тети Нади?
4. Во что играли мальчики? Почему главный герой пристрастился к этой игре?
5. Какую роль сыграла в судьбе мальчика Лидия Михайловна?
6. Какую хитрость придумала учительница, чтобы подкормить мальчика?
7. Изменился ли мальчик? (Черты характера.)
Задание 3-й группе
Рассказать о Ю. Яковлеве и познакомить ребят с рассказом «Рыцарь Вася».
Вопросы к рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»:
1. Опишите главного героя.
2. О чем мечтал Вася?
3. Расскажите о происшествии на реке.
4. Как вели себя Димка Ковалев и Вася?
5. Что произошло на линейке?
6. Почему Вася не рассказал правду?
7. Кто вам симпатичнее и почему?
8. Какие черты характера у главного героя вам нравятся?
Задание 4-й группе
Рассказать о Тамаре Каленовой и ее повести «По следу Рыбки».
Вопросы к повести Т. Каленовой «По следу Рыбки»:
1. Расскажите о главных героях.
2. Чем занималась Валя в свободное время?
3. Как оказалась на плоту Рыбка?
4. Почему так поступили мальчики?
5. Кто помогал Вале?
6. Какие черты характера проявили дети, спасая Рыбку?
На уроке предоставить слово каждой группе, ограничив во времени (5-10 мин). Во время рассказа ребята пользуются материалом презентации. В конце выступления ребят каждой группе предложить на листе ватмана написать положительные черты характера-главных героев и сравнить. О чем говорят совпадения в перечислении черт характера? Ребята самостоятельно приходят к выводу, что честность, смелость, взаимовыручка, дружба, отвага, самоотверженность, трудолюбие и т. д. являются во все времена ценностью, без которой нельзя человека назвать Человеком.
Дополнительный материал к занятию
Аркадий Петрович Гайдар
Встреча с его книгами: «Тимур и его команда», «Военная тайна», «На графских развалинах» — не оставят тебя равнодушным. На всю жизнь запомнишь ты Альку, Жигана, Тимура.
Гайдар был не только большим настоящим писателем. Он был замечательным Человеком. Он прожил короткую, но яркую жизнь.
Он пишет о себе: «Мне было десять лет, когда грянула мировая империалистическая война.
Отца с первых же дней забрали в солдаты. Нас осталось трое ребятишек. Мать была фельдшерицей. Я только что поступил в первый класс реального училища. Через месяц я сбежал пешком к отцу на фронт. На фронт я, конечно, не попал и был задержан в 90 верстах от своего города.
Когда меня, усталого и голодного, задержали, то я и сам был рад, потому что на фронт мне уже не хотелось, а сильно хотелось домой, а самому вернуться было стыдно.
Я рос в городке Арзамасе. Там громко гудели колокола тридцати церквей, стояли четыре монастыря, и через весь город всегда тянулись вереницы божьих странников в знаменитую Саровскую пустынь.
Когда произошла Октябрьская революция, я оказался на стороне большевиков. Понемногу мне стали доверять, и я бегал, выполняя мелкие поручения, бывал на митингах, в бараках у беженцев, в лазаретах, в деревнях и у деповских рабочих.
Но самое большое доверие мне было оказано, когда в октябре 1917 года мне разрешили взять винтовку и послали меня патрульным для связи.
Я был рослым, крепким мальчишкой, и вскоре после некоторых колебаний меня приняли на 6-е киевские курсы красных командиров.
В конце концов вышло так, что с 14 лет я командовал ротой на петлюровском фронте. А в 17 лет был командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом.
Когда меня спрашивают, как это могло случиться, что я был таким молодым командиром, я отвечаю: это не биография у меня необыкновенная, а время было необыкновенное. Это просто обыкновенная биография в необыкновенное время».
В 1924 году по болезни Аркадий Гайдар был комиссован из армии. И началась его писательская жизнь. Он считал, что писать надо искренно, потому что, сколько ни подлаживайся, ни манерничай, умный читатель всегда угадает и не поверит.
Когда грянула война с фашистской Германией, Гайдар ушел на фронт добровольцем. Он всегда был настоящим командиром. Для взрослых и для детей. Он знал, как применить военную хитрость, ходить в разведку, как стать выносливым и сильным, как сберечь силы в трудном походе, как вовремя прийти на помощь. И еще он знал главное: кого любить и кого ненавидеть.
Аркадий Гайдар погиб в 1941 году сражаясь с фашистами.
Валентин Григорьевич Распутин
Валентин Распутин - современный русский писатель. Он родился и вырос в деревне и поэтому прекрасно чувствует тончайшие оттенки языка. Это позволяет ему создавать яркие, сочные картины жизни простых людей, которые живут вокруг нас. Он сочувствует своим героям и всегда оставляет надежду на лучшее.
Одна из повестей - «Уроки французского» - рассказывает о трудном послевоенном времени, о том, как жили дети в ту пору, как тяжело складывались отношения между людьми во время голода и нищеты. Распутин сумел показать мир взрослых и мир детей. Чтобы понять и простить, человек должен преодолевать трудности, превозмогать обиду и душевную боль, воспитывать в себе человеческое, даже если тебе только 11 лет.
Это рассказ и об учительнице французского языка, которая сумела дать самый главный урок своему ученику - урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.
Юрий Яковлев
Замечательный русский писатель Ю. Яковлев посвятил свое творчество детям. В его повестях и рассказах ярко и красочно описана жизнь школьников. Вот как он сам пишет о своем творчестве:
«Мой дом - мои книги, а мои герои - люди, ради которых читатель переступает порог моего дома. Я буду очень рад, если ты, мой читатель, застал своих добрых знакомых - рыцаря Васю, мальчика с кошками, некрасивую Ленку, которая играет в красавицу, и мужественного друга собак Костю. Надеюсь, они станут твоими добрыми друзьями.
Мои книги не только мой дом, но и моя душа. Все, что я пережил, перестрадал сам, - все это оставило след в моем творчестве. Эти книги и обо мне самом. Я незримо присутствую в каждом рассказе; в мыслях и чувствах моих героев - мои мысли и чувства. Они сокровенные, но я открыл их тебе. Может быть, они помогут тебе в жизни».
Тамара Каленова
В повести Т. Каленовой «По следу Рыбки» рассказывается о приключении ребят из поселка Лесного. Вчерашние шестиклассники попадают в обстоятельства, позволяющие им по- новому увидеть и воспринять друг друга, испытать свои силы и знания, задуматься о будущих профессиях, о своем месте во взрослой жизни. Остросюжетная повесть написана увлекательно, она затрагивает важнейшие нравственные проблемы.
Автор: Г. И. Хуторянская
Похожие статьи:
Внеклассные мероприятия для начальной школы
Игры на праздниках в начальных классах
Сценарий внеклассного мероприятия 4 класс по теме: Моя родословная
Нет комментариев. Ваш будет первым!