Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Как изображают землю, 3 класс. Окружающий мир

Занимательный материал к уроку окружающего мира в 4 классе. Тема: «Как изображают землю»
Загадки
Одноногий, но стою,
Знаю службу я свою:
На моей ноге одной (Глобус.)
Шар удержится земной.

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой. (Глобус.)

Страну любую, реку, полюс
Тебе покажет круглый ... (глобус).

Шар земной внесли в автобус –
В класс везём мы новый... (глобус).
Сведения для учителя.
Проекции земного шара
Изображение поверхности сферического объекта, например земного шара, на плоскости никогда не может быть точным, поэтому картографам приходится пользоваться различными проекциями.
Представьте себе, что в центре прозрачной Земли помещён источник света. Если обернуть вокруг планеты воображаемый лист бумаги так, чтобы посередине он касался линии экватора, то континенты отбросят на образовавшийся бумажный цилиндр тени. Именно с помощью метода цилиндрической проекции фламандский географ Герард Меркатор создал в 1569 г. первую относительно точную карту. Сегодня более совершенной считается проекция Гуда. Карта выглядит так, как будто с апельсина сняли кожуру и развернули её на плоскости. При этом контуры континентов сохраняются достаточно точно, а океаны растягиваются, чтобы заполнить пространства между сегментами проекции.
Глобус
Глобусом называют шарообразную модель планеты или небесной сферы. На выпуклой поверхности глобуса изображения поверхности шарообразных тел точнее, чем на плоских географических картах, где контуры объектов, углы и площади искажены.

Известно, что модель земного шара впервые построил хранитель Пергамской библиотеки Кратес Малосский во II веке до н. э., однако она, к сожалению, не сохранилась.
Первый дошедший до нас земной глобус был изготовлен в 1492 году немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом. На этой модели земного шара диаметром 54 см, именовавшейся «земным яблоком», Бехайм разместил карту мира древнегреческого учёного Птолемея. Глобусом это маленькое подобие нашей планеты стали называть позже. Конечно, изображения на нём были далеки от истины, ведь создатели «земного яблока» не могли ничего знать о существовании Нового Света, поскольку Колумб в 1492 г. только отправился на поиски западного пути в Индию. Глобус Мартина Бехайма экспонируется в Нюрнбергском музее в Германии.
В XVI-XVII вв. глобусы стали очень популярны. Их можно было увидеть в покоях монархов, в кабинетах министров, учёных и купцов. Карманные глобусы в специальных футлярах предназначались для путешествий. Изготовленные для кабинетов глобусы среднего размера часто снабжались механизмом, который приводил их в движение, вращая вокруг оси.
Некоторые глобусы превышали человеческий рост, и на них умещались не только красочные карты поверхности Земли, но и сведения о разных странах.
Глобусы считались ценным и значимым подарком, особенно славились голландские глобусы. Один из них, изготовленный в мастерской Блау в Амстердаме, в 1672 г. был прислан в подарок русскому царю Алексею Михайловичу. Сегодня этот глобус хранится в Государственном историческом музее в Москве.
Самый большой земной глобус диаметром 12,5 м построен в 1998 году в США.
Символ власти
Греческий географ Страбон, повествуя о первом глобусе Кратеса Малосского, отмечал, что на нём суша была символически разделена пересекающимися океанами. Позже описание Страбона стало широко известно в христианском мире. Держава - непременный атрибут высшей власти - есть не что иное, как трансформированный глобус. Этот небольшой золотой шар, увенчанный крестом и перекрещенный двумя линиями по окружности (подобно океанам на глобусе Кратеса), европейские монархи держали на ладони, демонстрируя власть над государством и всем миром. На Руси во время приёма послов и во всех других торжественных случаях «яблоко державное», как называли державу, лежало на специальной серебряной подставке - стоянце - по левую руку от царя.
Кроссворд по теме «Как изображают землю»
Разгадав ключевое слово, вы узнаете, как называется одна из двух крайних точек воображаемой оси вращения Земли.
1. Острова, расположенные группами. (Архипелаг.)
2. Параллель, которая условно делит Землю на два равных полушария: северное и южное. (Экватор.)

3. Уменьшенная модель земного шара. (Глобус.)
4. На какой полюс попадёшь, если двигаться по любому меридиану на юг? (Южный.)
5. Воображаемая неподвижная прямая линия, проходящая через полюса Земли. (Ось.)
Ключевое слово: «полюс».
Тест по теме «Как изображают землю»
1. После чего люди окончательно убедились в том, что Земля имеет шарообразную форму?
A) После первого полёта в космос;
Б) после запуска первого спутника;
B) после кругосветных путешествий великих мореплавателей;
Г) после первого погружения на дно океана.

2. Где были сделаны первые уменьшенные модели земного шара?
A) В Древней Греции;
Б) в России;
B) в Германии;
Г) в Швейцарии.

3. Что в переводе с латинского обозначает название «глобус»?
A) Земля;
Б) круг;
B) шар;
Г) планета.

4. Что такое параллели?
A) Линии на глобусе ши карте, которые сходятся у полюсов;
Б) границы государств;
B) линии, условно проведенные на поверхности Земли параллельно экватору;
Г) воображаемая линия, проходящая через центр глобуса, вокруг которой его можно вращать.

5. Линия, которая условно делит Землю на северное и южное полушария:
A) ось;
Б) экватор;
B) меридиан;
Г) северный полюс.
6. Сколько материков на земном шаре?
А) 4;
Б) 6;
В) 5;
Г) 3.

7. Подчеркни названия материков:
Африка, Европа, Китай, Северная Америка, Евразия, Индия, Антарктида, Азия, Южная Америка, Австралия, Россия.

8. Из списка выбери океаны. Из списка выбери моря.
Атлантический
Охотское
Северный
Ледовитый
Балтийское
Японское
Индийский
Тихий
Лаптевых
Каспийское

9. Чем различаются материк и остров?
A) Размерами;
Б) природой;
B) климатом;
Г) формой.

10. Зачеркни «лишнее» слово в каждой строчке:
• запад, север, масштаб, юг, восток
• Кавказские, Уральские, Эльбрус, Алтайские
• Волга, Обь, Нева, Дон, Байкал
Китай, Африка, Австралия, Евразия

Рекомендуем посмотреть:

Как человек познаёт окружающий мир, 4 класс. Гармония Тест по окружающему миру с ответами, 4 класс. Плешаков Кроссворд на тему «Как ориентироваться на местности» с ответами Как изображают предметы и местность, 4 класс
Что изображают на картах, 4 класс. Гармония | О планетах солнечной системы для детей 4 класса
Опубликовано: 80 дней назад (3 сентября 2024)
Просмотров: 446
+3
Голосов: 3
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!