Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста через математические игры
Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развитие умственных способностей через математические игры»
Автор: Коробкина Алевтина Германовна, воспитатель МДОУ «Детский сад Улыбка», Пермский край, п.г.т. Суксун. Описание: материал может быть полезен для воспитателей детских садов. Актуальность. Для развития умственных способностей детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Цель: содействовать развитию умственных способностей детей, через математические игры.
Ведущая образовательная область:
«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: • «Речевое развитие» • «Социально – коммуникативное развитие» • «Физическое развитие» Задачи: Образовательные: «Познавательное развитие» Содействовать: • навыкам порядкового и обратного счета; • умениям ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу);
«Речевое развитие» Содействовать: • развитию умений составлять загадки математического содержания; • обогащению словаря Развивающие: «Познавательное развитие» Содействовать: • развитию интереса к математике через игру; • развитию умственных способностей, любознательности, познавательного интереса, внимания, памяти, находчивости и сообразительности; • развитию представлений о сутках; • развитию умений видоизменять геометрическую фигуру (трансформировать).
«Физическое развитие» Содействовать: • развитию физических качеств у детей (ловкости, выносливости и координации)
Воспитательные: «Социально – коммуникативное развитие» Содействовать: воспитанию уважительных и дружеских взаимоотношений между детьми в игре.
Методы и приёмы
Практический Игровой Словесный Наглядный
Форма: игра
Опыт работы
В своей работе, «Развитие умственных способностей через математические игры», использую головоломки, логические упражнения. Они ищут ход решения, который ведет к результату.
Работа с счетными палочками, их называю задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Например: я предлагаю детям сложить из 5 счётных полочек 2 равных треугольника, из 7 – 2 равных квадрата и даже из 1 палочки можно сложить треугольник.
Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в группе с детьми являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируем предмет, подмечаем простейшие математические отношения: два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол). Я использую их в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.
С целью развития мышления детей использую различные виды логических задач и упражнений. Например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Игра – «Четвертый лишний».
Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. В такой деятельности формирую важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.Стараюсь учить детей находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Использую словесные игры, и игровые упражнения, в основе которых лежат действие по представлению: «Скажи наоборот» например: БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ; «Кто быстрее назовёт?» например: называю геометрическую фигуру круг, а дети должны назвать предметы похожие на эту фигуру, предметы не должны повторятся; «Кто быстрее найдёт?» например: предлагаю детям закрыть глаза, в этот момент прячу игрушку или любой предмет, по сигналу дети должны найти, конечно нужно сразу договориться с детьми, где будет игра в группе или на веранде или в другом помещении. Учу детей внимательно слушать друг друга.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Ребят увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Например: «Колумбово яйцо», «Танграм». Детям очень нравится игра «Веселые клеточки ». Это игровой способ развития у детей пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости.
Наш результат
Как мы видим из данных мониторинга математические игры и упражнения помогли лучше усвоить и развить элементарные математические представления у детей. Таким образом, в игровой форме прививая ребёнку знания из области математики, дети научились выполнять различные действия, улучшилась память, мышление, творческие способности.
Методическая литература
Основой моей работы является следующие методические источники: Программа целостного комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности «Детский сад – дом радости» Н.М. Крылова Учебное – методическое пособие «Математика в детском саду» автор В.П. Новикова. На основе книги «Азы математики. Игры – задания. Правильно решаем задачи» составитель В.В. Маркевич. «Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов» автор Ю. Гурьянова
Презентация на тему: Развитие умственных способностей через математические игры
Здравствуйте Алевтина Германовна. Очень интересная работа. На разных этапах воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ можно использовать ваши рекомендации как непосредственно на занятиях по математике, так и в интегрированных занятиях, например с лепкой, или конструированием. А в свободное время хорошо и поиграть с детьми в математику. В нашем детском саду математику ведет высококвалифицированный специалист. Так в работу с детьми у нас широко вводятся игры Воскобовича. Это питерский разработчик, но с нашим воронежским детским садом он работает уже лет 15-20. Если будет интересно можете посмотреть в интернете. Мы как только начали работать с играми Воскобовича, делали их своими руками. Так, что это не реклама. Просто есть у него интересные вещи. Спасибо. Удачи. Голос +1.
Алевтина Германовна, спасибо за интересную разработку из опыта работы.Ваша публикация «Развитие умственных способностей через математические игры» безусловно полезна как для начинающих педагогов, так и для опытных. Поставленная Вами цель: содействовать развитию умственных способностей детей, через математические игры, достигнута, поскольку актуальным для развития умственных способностей детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.Удачи! Голос + 1
Алевтина Германовна, здравствуйте! Спасибо, что поделились своим опытом. Развитие умственных способностей посредством математики я считаю, как и вы, очень актуальной темой. Моему сыну сейчас 5 лет, он ходит в детский сад с 1,5 лет, в группе куда он ходит, один из воспитателей математике уделяет особое внимание и использует подобные методы. Результаты действительно по окончании каждого года в данной области феноменальные и не только у моего сына, но и у всех детей из его группы. Я бы ещё рекомендовала ваш материал для родителей. Вами предоставлена очень полезная информация для них. Ведь родители дома с детьми тоже занимаются, я надеюсь. Желаю вам успехов и голосую за ваш опыт. С уважением, Евгения Владимировна.
Добрый вечер, Алевтина Германовна. Ознакомилась с вашим материалом.В основе которого заложена довольно -таки сложная система математических головоломок, логических задач и упражнений.Которая будет не сразу подвластна и младшему школьнику. Все это говорит о накопленном опыте и правильно поставленной цели педагога. Желаю вам в дальнейшем находить легкие решения из создавшихся жизненных и не только математических ситуаций. Голос №4.
Добрый вечер, Алевтина Германовна! Спасибо за приглашение! С большим удовольствием познакомилась с вашей новой методической разработкой из опыта работы. Согласна со всеми коллегами, что материал из опыта вашей работы очень полезен и продуктивен. Ваши наработки по развитию умственных способностей с помощью математических игр будут полезны всем воспитателям, которые работают над этой темой. Предложенные математические задачи разнообразны и интересны. Такие математические игры любят и дети. Примите и мой голос за ваш полезный опыт работы с детьми.
Начну с того, что шикарное оформление. Представленный разнообразный материал заинтересует многих и учителей в том числе. Здорово, что вы поделились своим неоценимым опытом. От души желаю вам успеха и дарю свой голос!
Добрый вечер, Алевтина Германовна! Благодарю за приглашение! Очень интересный, познавательный опыт работы по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста по средством математических игр. Думаю многие педагоги воспользуются вашим опытом работы. Примите мой голос!
Алевтина Германовна,всегда с большим вниманием знакомлюсь с разработками из опыта работы. Ваш новый материал доступно и наглядно показывает,какие методы и приёмы можно использовать в игровой форме на занятиях в ДОУ.Наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность,у которых отсутствует желание думать,стремление узнавать что-то новое. Математика в детском саду должна быть весёлой и занимательной. Элемент занимательности облегчает процесс обучения,развивает мышление, воображение,смекалку,быстроту реакции. Ваша разработка будет полезна педагогам,которые будут преподносить математику в игровом плане. Хорошим дополнением и помощью в работе станет ваша презентация! С удовольствием голосую за Ваш опыт работы и творческий подход к своей деятельности!!! Желаю удачи в конкурсе!!!
Здравствуйте, Алевтина Германовна! Большая работа проделана Вами, накоплен определенный опыт по развитию умственных способностей детей через математические игры. Несомненно Ваша публикация будет востребована коллегами. Примите мой голос! Желаю успеха!
Здравствуйте Алевтина Германовна, спасибо за приглашение! Вы очень активный и ищущий педагог, это видно по вашим разработкам! Материал понравился, много накоплено опыта и ваши воспитанники точно с детства будут увлечены королевой наук - математикой. С удовольствием Голосую!
Добрый вечер, Алевтина Германовна. Вы представили увлекательный и содержательный материал! Данные игры будут хороши как для фронтального проведения, так и в индивидуальной работе с детьми. Их можно рекомендовать и родителям для работы с детьми дома. Игры, представленные Вами многообразны, занимательны. Послужат прекрасным материалом для развития умственных способностей детей. Презентация составлена грамотно, ярко, красочно. Хорошо прописана интеграция образовательных областей. Желаю вам успехов и голосую за ваш опыт.
Добрый день, Алевтина Германовна. Спасибо за приглашение! Очень интересный, познавательный материал по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста через математические игры. Примите мой голос и пожелание удачи!
Алевтина Германовна, спасибо за приглашение. Было интересно ознакомиться с Вашим опытом работы по развитию умственных способностей детей через математические игры. С помощью представленных игр: головоломок, логических упражнений, задач на смекалку, загадок и многих других развиваются математические умения и навыки, мышление, память, творческие способности. Очень нужный, замечательный материал! Примите голос!
Интересная разработка, давно известно, что математика способствует развитию памяти, логики и умственных способностей детей, а благодаря предложенному Вами подходу, дети "с пеленок" развивают свои способности! Отлично!
Здравствуйте, Алевтина Германовна! С удовольствием познакомилась с вашим опытом работы по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста через математические игры. Материал замечательный, игры интересные по содержанию, хорошо, что представлен иллюстративный материал. Принимайте мой голос № 22 и желаю удачи в конкурсе!
Здравствуйте, Алевтина Германовна! Представленный Вами материал включает логические задачи разных видов и разной сложности. Изложены методы использования задач для тренировки логического мышления детей. Задания, представленные в вашей работе, можно использовать также для организации разнообразных развлечений, в том числе творческого характера.С удовольствием Голосую!!!
Очень интересная работа. Игры, представленные Вами многообразны, занимательны. Они служат прекрасным материалом для развития умственных способностей детей.Думаю, многие педагоги воспользуются вашим опытом работы. Мой голос Вам!
Здравствуйте, Алевтина Германовна. Интересный и познавательный материал, который, безусловно, способствует развитию умственных способностей детей. Примите голос.
Добрый вечер, Алевтина Германовна! Интересный материал по развитию логического мышления!Хорошее оформление, учтены возрастные особенности. Прекрасное подспорье в нашей работе!!! ГОЛОС!!!
Очень хорошая работа. Тема очень полезная для педагогов и детей. Математические игры очень полезны для детей дошкольного возраста. У них развивается логическое мышление. Молодцы.
Алевтина Германовна, спасибо за приглашение. Было интересно ознакомиться с Вашим опытом работы по развитию умственных способностей детей через математические игры. С помощью представленных игр: головоломок, логических упражнений, задач на смекалку, загадок и многих других развиваются математические умения и навыки, мышление, память, творческие способности. Очень нужный, замечательный материал! Примите голос!
Здравствуйте, Алевтина Германовна! Спасибо за приглашение!С удовольствием познакомилась с вашим опытом работы по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста через математические игры. Вы представили интересный, познавательный материал.От души желаю вам успеха и голосую за вашу разработку!
Алефтина Германовна, спасибо вам за приглашение. С интересом ознакомилась с вашим материалом, у вас много задач на смакалку, внимание, что способствует развитию наблюдательности, памяти и прочего. Принимайте голос.
Здравствуйте, Алевтина Германовна! С удовольствием познакомилась с вашим опытом работы по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста через математические игры Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.Желаю Вам успехов и с удовольствием отдаю голос!
Добрый вечер, Алевтина Германовна! С большим интересом познакомилась с Вашей работой. Материал преподносится в увлекательной форме, а значит будет максимально усвоен детьми. Уверена, что дети получили огромное удовольствие. И, как знать, быть может, это именно те ростки, которые через какое - то время дадут свои плоды. И имя этим плодам будет МАТЕМАТИКА!!! Отдаю Вам свои голос!!!
Очень интересная разработка. Весь материал представлен в игровой форме,что наиболее подходит детям дошкольного возраста. Детям будет интересно и они быстро смогут освоить материал и надолго его запомнят. Какие отличные иллюстрации Вы подобрали! Примите голос. Успехов.
Алевтина Германовна, добрый вечер! Спасибо за приглашение! Ваша работа достойна внимания! Интересные, познавательные и увлекательные головоломки и игры полезны как для детей, так и для взрослых!!! Голосую и удачи в дальнейшем творчестве!С ПРАЗДНИКОМ!!!!
Алевтина Германовна, спасибо за приглашение. Математика - царица всех наук! Это Вы доказали еще раз в своей работе. Ваш материал будет полезен не только для воспитателей, но и для учителей начальных классов, а также для родителей, которые заинтересованы в развитии своих детей. Материал нужный и полезный, хорошо оформлен. Молодец! Голосую с удовольствием.
Алевтина Германовна, с большим интересом познакомилась с вашей работой. Она достойна внимания и высокой оценки, поскольку направлена решение одной из актуальнейших задач- развитие познавательных способностей детей. Удачи Вам в конкурсе.Голосую!
Добрый вечер, Алевтина Германовна! Спасибо за приглашение! Вы подготовили довольно интересный, познавательный материал по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста посредством математических игр. Такое количество материала говорит о большом опыте работы и огромном желании творить. Примите мой голос!
Здравствуйте, Алевтина Германовна. Очень интересная работа.Мне немного трудно дать какую-то характеристику занятию потому, что я учитель истории в школе. Но совершенно очевидно, что математика в детском саду должна быть занимательной! У вас это явно присутствует. Кроме того, должна быть наглядность. Ведь у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление. Это тоже прослеживается в работе! Я думаю, работа будет полезна многим воспитателям! Примите мой голос!
Добрый вечер, Алевтина Германовна! Благодарю за приглашение! Очень интересный опыт работы по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста с помощью математических игр. Он заслуживает внимания. Присоединяюсь к высказываниям коллег и желаю вам победы в конкурсе. Примите мой голос!
Ваша работа,Алевтина Германовна, имеет существенное значение для развития умственных способностей детей, помогает им осмысливать приобретённые ими математические представления о царице наук-математике!Всё это, бесспорно, активно влияет на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. С удовольствием голосую и желаю удачи в конкурсе! Мой голос № 47
Алевтина Германовна! Очень хорошая подборка математических игр у Вас получилась. Такие игры интригуют, заставляют работать фантазию, мышление, учат выдержке, терпению. Спасибо! Конечно же голос.
Здравствуйте, Алевтина Германовна, с интересом прочитала Вашу работу. Материал, изложенный Вами, действительно, очень полезен для дошкольников. Крайне важно прививать любовь и интерес к математике детям ещё в дошкольном возрасте. Игры, предложенные Вами, как раз и решают эту задачу. Кроме того, решается ещё много задач: развивается внимание, память, мышление, речь, интерес к окружающему миру. Примите мой голос.
Алевтина Германовна, здравствуйте! Ваш опыт работы по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста с помощью математических игр заслуживает внимания. Весь материал представлен в игровой форме,что наиболее подходит детям дошкольного возраста. Я тоже использую игровые технологии на уроках, что способствует привитию интереса к предмету.Желаю вам победы в конкурсе. Примите мой голос!
Добрый вечер" Алевтина Германовна у вас очень интересное направление в детскому саду. Я считаю, что математика у детей должна стоять на первом месте. Так как у детей развивается сильно логическое мышление. Я думаю, что вы победите на конкурсе. Желаю удачи. Голос отдаю вам.
Здравствуйте, Алевтина Германовна! С удовольствием познакомилась с вашим опытом работы .Очень интересный материал направленный на развития умственных способностей детей.Доступно,наглядно,интересно! Вам мой голос!
Зашла на оригами, а тут ещё и математические игры увидела.Понравилось занятие!Оно способствует не только развитию умственных способностей детей, но и служит первой ступенькой воспитания любви к математике как науке! Это в школе очень пригодится! Я уже побывала у вас, но теперь беру в закладки этот познавательный материал и рекомендую коллегам-математикам для семинара! Большое спасибо!