Песочная терапия для дошкольников
Арт-терапевтический метод в работе с детьми дошкольного возраста. Песочная терапия.
Рекомендации для педагогов по проведению занятий с песком ("песочная терапия").Педагогам и родителям нелегко узнать, что таится на душе у ребенка. О чем думает малыш сейчас? Почему он так задумчив? От чего он последнее время молчалив? Или наоборот, чересчур энергичен? На наши вопросы ответит арт-терапия. Песочная терапия как один из видов арт-терапии является уникальным в своем роде терапевтическим методом, который был официально оформлен в 1980 году Дорой Кальфф (Дора Кальфф является автором книги «Sandplay», в которой описаны случаи из ее практики) и успешно реализован. Незадолго до этого (в 1930 году) ее предшественница Маргарет Ловенфельд уже применяла песочную терапию в своей работе с детьми из неблагополучных семей. Главный принцип песочной терапии - «создание свободного и защищенного пространства». Проводить занятия с песком могут , педагоги, родители. Принимают участие дети от 2х лет и взрослые любого возраста. Необходим специальный инвентарь, который частично можно приобрести в магазине, изготовить самим и программа занятий. Цель терапии - самоисцеление посредством творческого выражения эмоций на песке.
Песочная терапия и ее возможности:
1.Изменение отношения к себе;
2.Повторное переживание негативного опыта с целью проработки ситуации и освобождения от нее;
Песочная терапия решает терапевтические, диагностические и коррекционные задачи, а так же способствует творческому раскрепощению и развитию.
Для организации занятий с песком понадобится:
• Ящик для песка (песочница), размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.
Песочница может быть пластиковой, деревянной. Главное - высокие (и в тоже время удобные по высоте для вас) края. Синее или голубое дно.
• Песок (обычный, но просеянный, чистый);
• Вода;
• Коллекция миниатюрных фигурок (их размер не должен превышать 8 см.);
Маленькие машинки, горошины, домики, человечки, палочки, камешки, шишки, сказочные персонажи (злые и добрые), украшения, сувениры. Все мелкие детали, кажущиеся ненужными на первый взгляд, пригодятся.
Занятия по технике «Sandplay»
Организовывать занятия следует так: детская группа должна быть одной возрастной категории. Желательно, чтоб дети знали друг друга заранее (это способствует быстрому раскрепощению малышей). Лучше собрать небольшую группу детей на занятие (4-5 чел.), чтоб ребята не мешали друг другу и имели личное пространство.
Ритуал «приветствие песка»:
Упражнение «Змейки»:поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями.
Упражнение «Привет, песочек»:дотронуться до песка ребрами ладоней, поводить ручками по песку так, как желает малыш.
Упражнение «Поток»:набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
Упражнение «Найди ручки»:закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
Упражнение «Угадай, какой пальчик?»:раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
Упражнение «Пианино»:поиграть на песке, как на пианино.
Куратор выбирает, каким упражнением из списка начать очередное занятие. На первых двух занятиях можно испробовать все упражнения (потренироваться).
Упражнения для развития мелкой моторики:
На заметку! Во время занятий песочной терапией рекомендуется проговаривать испытываемые ощущения, это способствует развитию речи и мышления ребенка.
Упражнение «Отпечатки наших рук»:ребенок и взрослый поочередно делают отпечатки ладоней на песке. Ладонь вдавлена и слегка погружена в песок. Первым свои ощущения рассказывает взрослый. Он говорит о том, какой песок мягкий или шершавый, какие мелкие песчинки он ощущает кожей. Затем о песке рассказывает ребенок.
Упражнение «Дождик из песка»:куратор объявляет, что сегодня в песочнице начался дождик из песка. Ребенку дают возможность почувствовать, как струится песок из кулачка на ладошку, в песочницу, на ладонь мамы. Затем мама делает дождь ребенку на ладошку. Это упражнение снимает агрессию.
Упражнение «Следы на песке»:упражнение проводится в форме игры. Ведущий предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок кулачками делает ямки в песке.Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка....а далее "полет вашей фантазии".
Упражнение "Прятки":при помощи этой игры педагог может выяснить, что беспокоит ребенка и от чего он хотел бы избавиться. Ребенку предлагается закопать в песок один или несколько предметов из выбранных 12. Педагог не смотрит на процесс пряток. После этого ребенок отыскивает один за другим спрятанные предметы и рассказывает о каждом.
Упражнение "Тематический мир":ребенку предлагается построить мир на одну из выбранных тем: «Моя семья», «Мои друзья» и тд.
Педагог составляет свой комплекс из 3-4 упражнений за одно занятие, выбирая из предложенных вариантов.
Используемые источники:
1. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с: ил. — | (Серия «Практикум по психотерапии»).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему: Дружба Песочная терапия для детей дошкольного возраста Конспект занятия в старшей группе. Сказкотерапия Конспект занятия по песочной терапии в старшей группе детского сада← Консультация для родителей ДОУ. Психофизическое здоровье дошкольников | Консультация для молодых специалистов в детском саду →
Автор: Александра Жукова
Опубликовано: 3033 дня назад (25 августа 2016)
Просмотров: 4062
Блог: Блог Александры Шориной
Рубрика: Развивающие занятия в ДОУ
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (2)
|
|