Урок литературы в 6 классе по творчеству М.Ю. Лермонтова «Тучи небесные, вечные странники»
Автор: Печникова Альбина Анатольевна, учитель литературы МОУ «Зайковская СОШ №1»
Название работы: Урок литературы в 6 классе по творчеству М.Ю. Лермонтова: «Тучки небесные, вечные странники» Анализ. Восприятие. Оценка стихотворения"
Описание: Предлагаемый вашему вниманию урок литературы представляет собой фрагмент анализа поэтического текста стихотворения «Тучи», написанного великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Стихотворение программное, изучается в 6 классе (ФГОС ООО). Данный материал может пригодиться в работе учителей начальной школы, педагогов - словесников для детей младшего и среднего звена образовательного сообщества.
Цель: Развитие аналитических способностей учащихся в работе над поэтическим текстом.
Задачи: 1) Прививать познавательный интерес к поэзии М.Ю. Лермонтова;
2) Учить анализировать и обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал по теме через поэтическое слово;
3) Развивать творческое воображение и устную речь школьников, пробуждать их фантазию и образное мышление.
Урок литературы в 6 классе по творчеству М.Ю. Лермонтова «Тучки небесные, вечные странники». Анализ и восприятие стихотворения.
Ход урока: Учитель: Добрый день, ребята! Скажите - ка мне, часто ли вы наблюдаете хмурое небо, по которому плывут, словно в мягкой перине, облака? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы видите тучи? Подберите эпитеты, сравнения или другие средства выразительности к вашему ассоциативному ряду.
Ответы детей: Путешествующие во Вселенной; небесные путники; стражи неба; дружные капли, лишённые влаги, вечные странники.
Учитель: Ваши эпитеты интересны, а кто из поэтов тоже называл тучи вечными странниками? Правильно, Михаил Лермонтов. Так о чём на уроке сегодня пойдёт речь, как вы думаете, ребята?
Учитель: Запишите в тетрадь по литературе тему урока: «М.Ю. Лермонтов. Анализ и восприятие стихотворения «Тучи» На прошлом уроке, ребята, вы подготовили кластеры о творчестве поэта. Расскажите об этом подробнее.
Ответы детей: Мой пучок созвездий содержит интересную информацию о детских годах поэта. Я удивился, когда узнал, что маленький Мишель часто болел простудой, по телу была сыпь, и с мальчиком редко кто дружил. Это ведь так тяжело - жить без друзей!
Ученица: Я с болью прочитала о том, что поэта воспитывала бабушка Елизавета Арсеньева, потому что мама мальчика умерла, когда ему едва исполнилось два годика. Бабушка обвиняла в смерти своей единственной дочери отца будущего поэта и не разрешала им видеться. Я думаю, что Михаил втайне надеялся, что его отношения с отцом возобновятся.
Ученик: А я запомнил такую деталь: Михаил Юрьевич получил прекрасное домашнее воспитание, знал французский и английский языки. Прекрасно лепил из воска, играл на скрипке, возился с теневым театром и чудесно рисовал! Это был очень талантливый человек, хотя совсем одинокий!
Учитель: Да, одиночество стало основной темой творчества поэта. Давайте обратимся к тексту стихотворения и истории его создания, а затем прокомментируем ваши рисунки.
Ученица: В 1840 году, когда были написаны эти замечательные строки, поэт поссорился с известным во Франции сыном посла и стал поневоле участником дуэли, которые были запрещены. М.Ю. Лермонтову из-за этого следовало покинуть северную столицу и отправиться на Северный Кавказ под пули горцев. Так с грустными мыслями об отъезде в кругу единомышленников родились эти знаменитые поэтические строчки. Сам автор, читая, плакал. Так горько и одиноко было на его сердце!
Ученик: А я читал другие сведения о рождении этих стихов. Вы знаете, я тоже, как и Лермонтов, люблю рассматривать облака. Они всегда меняют свои причудливые формы. Ещё ребёнком Михаил Юрьевич смотрел в небо, наблюдая за тучами. Облака напоминали ему себя. Такие же пушистые, как стада овец на пастбище, такие же свободные в любое время года: и летом, и зимой, и весной, и осенью... Тучи,которым невозможно ничего запретить и как-то помешать...
Учитель: Спасибо за ваш исследовательский материал,ребята.Однако каковы бы ни были ваши находки в создании чудесных на весь мир строк, ясно одно: лирический герой стихотворения действительно сравнивает себя с вечными скитальцами-тучами. А ведь этот образ для русской литературы не нов! Кто остановит тучи? Вот вы, ребята, смогли бы? Зададимся вопросом, а кто же такой странник? Есть ли у него настоящие друзья-единомышленники? Как ещё мы называем людей, не похожих на нас?
Ученица: Белыми воронами, как меня, например.
Ученик: Изгоями, не такими, как все, странными людьми. Но почему? Все гении - странные, не похожие на других. Они этим и интересны!
Учитель: Давайте, ребята, ответим на вопрос: а кто же эти тучи гонит? Судьба, рок, пастух?
Ученик: Не знаю, в тексте этого нет. Может, Лермонтов не знал этих «гонителей»?
Учитель: Автор пользуется в стихотворении специальными оборотами речи. Они называются риторическими обращениями. Такие вопросы никогда не требуют ответа. Запомните это, ребята! Автор хочет заставить нас, читателей, поразмышлять вместе с ним о жизни, о судьбе...А какие приёмы вы ещё можете назвать?
Ученица: Я заметила, что тучи сами по себе, они вольные, и делают, что хотят. Лирический герой поэта мучается. Его тревожит то, что он должен уезжать «с милого севера в сторону южную» А у туч нет родины, поэтому их никто ниоткуда не прогонит.
Учитель: Верно, это и есть изгнание, когда против своей воли приходится покидать близких и родных тебе людей. Тучам такие «страсти» не знакомы! Ребята, а в каких стихотворных строчках вы почувствовали противопоставление? Между чем и чем?
Ответы учеников: Это родина и изгнание, родной край и несвобода.
Учитель: Назовите те выразительные средства, которые вы обнаружили в стихотворении «Тучи». Для этого поработайте в группах,выберите лидера,который сможет ответить на мой вопрос.
Ответы детей: 1 группа: Эпитеты — «зависть тайная », « клевета ядовитая», « злоба открытая », « лазурная степь», « милый север», «жемчужная цепь».
2 группа: Метафоры — «мчитесь вы, кто же вас гонит», «чужды вам страсти и чужды страдания», «вам наскучили нивы».
3 группа: Олицетворение — «тучки — странники»
Учитель: Молодцы! Подумайте, с кем автор сравнивает себя? Можем ли мы сказать, что лирический герой - это сам автор? Докажите это текстом, аргументируйте свой ответ.
Ученица: Думаю, автор и лирический герой – одно целое. Он размышляет о причинах, которые заставляют его подчиниться воле общества: неужели друзья могут стать злыми завистниками? Тогда в чём же смысл дружбы, ведь дружба проверяется как раз в беде и несчастье! Объект сравнения - тучи. Они счастливее поэта, потому что свободны сами выбирать свой путь!Мне очень понравилось это стихотворение!
(Чтение фрагментов стихотворения) Учитель: В далёкие годы детства тучи "преследовали" юношу. Они, как и молодой поэт, странствовали по миру, ища поддержки, опоры, верной дружбы. Тучи эти сопровождали автора и в последние месяцы перед дуэлью с Мартыновым, который поверил клевете и лживому обществу. Бывший товарищ предпочёл лишить жизни человека, имя которого теперь знает весь мир! Ребята, вы отразили настроение этого стихотворения в рисунках. Замечательный портрет Михаила Юрьевича у Лены. Нестандартное представление о тучах у Карины. Прекрасная работа у Александра. Молодцы!
(Оценивание детей учителем. Самооценка.). Наш урок ограничен по времени, но на этом исследование поэтических форм в стихах поэта не заканчивается. Мне бы хотелось, чтобы ваше домашнее задание было исследовательским, творческим. Я предлагаю вам попробовать перо, как это делали известные мастера словесности: А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Фет. Ф. Тютчев. Скажу сразу, что это задание сложное, но очень интересное! Желаю вам, дорогие друзья, творческих успехов в поэтическом лабиринте слов!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока игры по литературе в 6 классе. Пушкин
Конспект урока литературы в 6 классе
Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 6 классе: Литература. Музыка. Театр
Урок литературы в 6 классе. Изображение войны в творчестве Симонова
Похожие статьи:
Игра соревнование по литературе, 6 класс