Сложности формирования эмоциональности у детей дошкольного возраста
Статья «Сложности развития эмоциональной сферы дошкольника. Задачи и решения.
Краткая аннотация статьи: методические рекомендации по развитию эмоциональной сферы детей ,раскрытие проблем и пути решения проблемы.
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка и дальнейшем его существовании в мире и осознании своего «Я».
У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и сложности взаимопонимания со взрослыми.В дальнейшем могут быть более серьезные последствия, как расстройство ЦНС ,или не стабильность психо-эмоционального состояния.
Целью данной работы является создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния, а также профилактика эмоциональных нарушений.
Задачами же являются:
1. Изучение уровня знаний детей и их родителей об эмоциях и способах их выражения.
2. Изучение социально-эмоциональной сферы личности ребенка.
3. Ознакомление детей с различного вида эмоциями, обучение различению их в графическом изображении.
4. Подбор средств коррекции эмоционального неблагополучия: организация досуговой, театрализованной, игровой и других видов деятельности детей, направленных на развитие эмоциональной сферы детей.
5. Формирование у детей способов самовыражения эмоций.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или в младшей группе после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово “эмоция” не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием “настроение”.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но оно имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.
Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Необходимо изучать развитие эмоциональной сферы дошкольника, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, а в последствие обеспечит эффективность их применения.
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий:
1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.
В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения. Неправильное общение в семье может привести: к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками; к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным; к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка.
2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, праздники) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием .
3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.
4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.
Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.
Способы поведения, которые мы, естественно, демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны, часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития эмоциональной сферы дошкольника необходима специальная работа в этом направлении. Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.Зачустую ребенок не способен объяснить свое поведение-взрослый должен помочь ему в этой ситуации.
Родители часто не понимают сами, почему так ведет себя ребенок.
Для решения проблем эмоционального развития дошкольником в данной работе представлены перспективы ближайшего и дальнейшего развития эмоциональной сферы детей.
Перспективы ближайшего развития:
1. Изучение эмоционального благополучия детей 3–4-летнего возраста
2. Подбор средств коррекции у детей нарушений в эмоциональной сфере
3. Ознакомление родителей с проблемами в эмоциональной сфере их детей. Разработка рекомендаций, памяток
Перспективы дальнейшего развития:
1. Работа с детьми по обучению самоконтролю эмоций и чувств, а также наблюдению за эмоциями и чувствами других людей.
2. Применение средств коррекции эмоционального неблагополучия детей.
Рекомендуем посмотреть:
Познание окружающего мира в детском саду Положение о временной творческой группе педагогов по теме: Конструирование - это интересно ОБЖ в детском саду Организация режимных моментов на основе литературно - художественных произведений
Автор: Алла Ивановна Рубцова
Опубликовано: 3268 дней назад (13 декабря 2015)
Просмотров: 3635
Рубрика: статья
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!