Конспект родительского собрания для родителей будущих первоклассников
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников на тему: «Ваш ребенок идёт в 1-ый класс!»
Информация для родителей будущих первоклассников

Назначение: Мечта всех родителей – видеть своих детей умными, уверенными в себе, и чтобы их таланты и способности были востребованы в будущем. Из многих наглядных жизненных примеров следуют выводы, что такие заветные желания сбываются лишь у тех родителей, которые действуют целенаправленно и ничего не пускают на самотёк, которые с самого рождения малыша занимаются его развитием, воспитанием и обучением.
Для маленького человечка школа – это новый этап в его жизни. И от многих факторов зависит, сможет он успешно учиться, общаться, будет ли с удовольствием посещать школу или с криком и слезами на глазах. Любящие родители понимают это и, можно сказать, с младенчества стараются готовить малыша к такому важному жизненному моменту. Кто-то может сам, в домашних условиях, подготовить ребёнка к школе, а кому-то не по плечу такое задание и нужно обращаться в специальные учреждения.
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти.
Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный ) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь.
Предлагаю родителям будущих первоклассников информацию, практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.
Цель: выявление уровня готовности ребенка-первоклассника к систематическому обучению, заблаговременный прогноз трудностей, создание условий и своевременная помощь родителям будущих первоклассников в процессе подготовки ребенка к школе.
Задачи:
1.Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
2.Информировать родителей о проблемах первоклассников.
3.Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.
Учитель: Добрый день, уважаемые мамы и папы!
Уже совсем скоро наступит первый для вашего ребенка учебный год.
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
У вас событие – ваш ребёнок впервые переступит порог школы. Как он будет усваивать знания, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребёнок.
В первый класс как в первый раз! Это естественно, поскольку каждый маленький человек – неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами так все организовать, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.
Что же ждёт вашего ребенка в школе?
Приход ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни. Произойдёт переход к новому образу жизни, деловой деятельности, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Для вашего ребёнка школа станет центром жизненных интересов. И от того, как успешно произойдёт этот переход, сможет ли ваш ребёнок успешно преодолеть трудности, ждущие первоклассника, зависит не только от учителей, но и от вас, дорогие родители.
Очень важно, чтобы ребенок был готов к этим переменам, был готов к обучению в школе.
Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Чтение и счёт - это учебные умения, которые ребёнок приобретает в ходе обучения.
Безусловно, это хорошо, замечательно и конечно облегчит ему учёбу в 1 классе, но это не самое важное.
Важнее на данном этапе психологическая готовность ребенка к школьному обучению, которая определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовкой:
-умение ориентироваться в окружающем мире,
-развитие психических функций,
-сформированность мотивации к обучению.
Чем выше уровень психологической готовности ребенка к школьному обучению, тем он быстрей и без труда адаптируется к новым условиям, что немало важно для успешного обучения.
Как проверить, готов ли Ваш ребенок к школе?

Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
-Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
-Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут).
-Развитие произвольной памяти(способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).
Причины неуспеваемости ребенка могут корениться не только в его интеллектуальных нарушениях, но так же в его индивидуальных особенностях:
- неумение принять учебную задачу, низкая мотивация к обучению;
- неумение сосредоточиться или организовать свою деятельность.
Поэтому особенно важно определить уровень развития мышления ребенка для того, чтобы более точно установить причины его неуспеваемости и помочь ребенку их преодолеть.
Психологическая готовность к школе не возникает на уроках подготовительных курсов и других центрах подготовки детей к школе. Она возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка-дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам.
Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы.
Будущий первоклассник должен уметь: рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения, удерживать в памяти определенное количество информации, уверенно владеть ручкой.
У ребенка должна возникнуть способность выполнять длительное время не очень интересное задание. К началу обучения дети должны ориентироваться на школьные требования (т.е. «надо» уже может пересилить «хочу») Зрелость также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.

Однако, вы можете быть уверены в том, что ваш ребёнок достиг личностной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых, стремление получить новые знания, умения и навыки, а во-вторых, потребность участвовать в серьёзной деятельности.
Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических функций:

-лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером;

-завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков;
-завинчивание и отвинчивание крышек банок, пузырьков;
-рисование, штриховка, пальчиковые и точечные рисунки.

При низком уровне развития крупной моторики – то есть движений рук, ног, тела – у ребенка часто возникают трудности на уроках физкультуры, а также проблемы коммуникативного характера из-за невозможности полноценно участвовать в совместных играх со сверстниками.
2.Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).
3.Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
Итак, успех ребёнка в школе зависит от:
-психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего, желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные;
-развития произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания;
-развития речи и фонематического слуха.
Успешный ребенок - здоровый ребенок
Основой для определения готовности ребенка к обучению в школе являются и данные медицинских осмотров. Дети здоровые, физически выносливые легче перенесут адаптацию, справятся с учебной нагрузкой.
1.Выполняйте рекомендации, данные врачом.
2.Создайте дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей: это в первую очередь, соблюдение режима дня.
3.Почаще бывайте на свежем воздухе.
4.Не забывайте о сбалансированном, полноценном питании.
Помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Перед поступлением в школу Ваш ребёнок должен иметь определённый запас знаний, основанный на его жизненном опыте.
Ребёнок должен знать:
-имя, фамилию, адрес (город, улицу, дом, телефон);
-имена и отчества родителей, где они работают;
-должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, деревья, птиц, насекомых, зверей и т.д.
Ваши дети должны не просто воспринимать действительность, а делать определённые выводы, размышлять. Чаще задавайте детям вопрос: а почему ты так думаешь?
Важно, чтобы ребёнок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять.
Совершенно необязательно уметь считать до 1000. Гораздо важнее, чтобы ребенок мог:
1.Ориентироваться в пределах десятка (т.е. счет в прямом и обратном порядке, сравнение чисел, соседние числа, решение простых задачек):
-как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
-цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9;
-знаки +,-,=,>,<;
-название текущего месяца, последовательность дней недели;
-уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
-соотносить цифру и число предметов;
-составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
-пользоваться арифметическими знаками действий;
-измерять длину предметов с помощью условной меры;
-составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
-делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
-ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
2.Ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, справа, слева, между, впереди и т.д.)
Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка.
Книги, которые читают детям, не всегда их соответствуют возрасту и развитию. Иногда это чтение с отставанием («Репка», «Колобок» и т.п.) или с опережением (рассчитанные на младший или средний школьный возраст). Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном.
Задавайте ему вопросы:
– О ком или о чём произведение?
– Кто понравился и чем?
– Как бы ты поступил на месте героя?
– Продолжи сказку (рассказ).
– Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?
– Нарисуй свой рисунок.
Сегодня в нашем обществе из-за недостаточного внимания, уделяемого в семье игре, она всё меньше и меньше заполняет жизнь ребёнка. На место игры пришёл – телевизор. При этом в телевизионной игре не работает ни воображение, ни фантазия ребёнка, а малыш из активного субъекта превращается в пассивного зрителя. И это приводит к снижению интеллектуального развития и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной активности.
Нужно ли учить ребёнка читать и писать?
Неквалифицированное обучение чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Намного сложнее переучить, чем научить. Для того, чтобы ребёнок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память (зрительную и слуховую), мышление, воображение. Но всё же, если ребёнок хочет или уже умеет читать, совершенствовать технику чтения можно с помощью букваря Н.С. Жуковой, в котором даны рекомендации для вас, дорогие родители.
Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (от 3,5 до 7 тыс. слов), умения правильно произносить звуки родного языка, способности к простейшему звуковому анализу слов, пониманию грамматических конструкций предложений.
К началу обучения в школе дети должны уметь:
-строить сложные предложения всех видов;
-составлять рассказы по картинке, серии картинок, небольшие сказки;
-находить слова с определенным звуком;
-определять место звука в слове;
-составлять предложения из 3-4 слов;
-членить простые предложения на слова;
-членить слова на слоги (части);
-различать разные жанры художественной литературы: рассказ, сказку, стихотворение;
-самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
-уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
-иметь представления о сезонных явлениях природы;
-знать свой адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать рукописные буквы!
Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить руку, которой будет писать малыш, различными упражнениями:
-раскрашивание;
-вырезание;
-штриховка;
-лепка;
-застёгивание и расстёгивание пуговиц;
-завязывание и развязывание лент;
-перекладывание мелких игрушек;
-закручивание и раскручивание гаек;
-перебирание крупы;
-мозаика.
Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве.
До 6-7 - летнего возраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться.
А в школе «вдруг» у вполне нормального ребенка, с точки зрения родителя, начинают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер.
Какие требования предъявит учитель к вашему ребёнку?
1.Прежде всего, детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке.
2.Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса.
3.Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку.
4.Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт оттого, что в классе для учителя все дети равны, и он один из них.
Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения!
Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое.
Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе.
Всё это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа».
Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки.
Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.
В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?
1.Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса.
2.Проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным решениям.
3.У него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.
Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках. У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться.
Ребенок должен уметь ухаживать за собой:
1.Пользоваться носовым платком.
2.Застегивать куртку.
3.Завязывать шнурки, шапку.
4.Самостоятельно одеваться.
Если не все из перечисленных навыков освоены ребенком, надо развивать эти умения.

2.Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
3.Не ждите от ребенка немедленного результата, он учится учиться.
4.Делайте всё от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.
5.Не подавляйте инициативу ребенка, его познавательную активность.
6.Период адаптации к школе индивидуален: от 3-х недель до 8-ми месяцев.
7.Детские вопросы выступают показателем развития любознательности ребёнка.
8.Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
9.Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
10.Если ребёнка хвалить, то он учится оценивать ситуации.
Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину. Признаками лжи могут быть:
-развитое воображение,
-нужда в похвале или проявление любви взрослого,
-попытка скрыть свою вину,
-попытка избежать наказания,
-неуверенность в собственном успехе,
-желание выразить свою враждебность тому, то лжёт.
Советский психолог, ученица Льва Выготского Л. И. Божович отмечает: «...беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, - он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков».
Для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы и успех не заставит себя ждать!
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:




Похожие статьи:
Родительское собрание в 1 классе. Внимание и внимательность
Родительское собрание в 1 классе. Знакомство с родителями
Родительское собрание - тренинг для родителей первоклассников
Родительское собрание в 1 классе в начале учебного года. Сентябрь
Родительское собрание в 1 классе. Роль игры в развитии младшего школьника
Участник №27 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 июня по 30 сентября 2017 года
← Инновационные технологии в начальной школе. Из опыта работы | Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС? →
![]() |
Автор: Алла Алексеевна Кондратьева
Опубликовано: 2779 дней назад (21 августа 2017)
Просмотров: 79956
Рубрика: Методические рекомендации
|
+30↑ Голосов: 30 |
Комментарии (52)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|