Личностное развитие младших школьников при взаимодействии семьи и школы
Методические рекомендации по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся (из опыта работы).
Автор: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курская область
Цель: анализ работы по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи:
раскрыть сущность опыта, систему педагогических действий, способствующих осуществлению сотрудничества школы с родителями младших школьников;
представить результаты, полученные в процессе осуществления данного опыта в начальной школе.
Описание: Ф. Достоевскому принадлежат такие слова:«Человека делают человеком светлые воспоминания детства».
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе ФГОС НОО лежит концепция духовно-нравственного воспитания, воспитания личности гражданина России.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Данная статья посвящена взаимодействию школы и семьи, поэтому будет полезна учителям, классным руководителям, завучам по воспитательной работе в школе.
В течение всей своей практической деятельности я пытаюсь сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического процесса, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если родители педагогам доверяют, значит, и дети школе доверяют тоже. А это очень хороший фундамент для общего успеха. Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся, родителей в процессе их совместной деятельности и общения.
Проблемы семейного воспитания рассматривали в своей педагогической деятельности Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци и т.д.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.Сухомлинский
Великий русский педагог В. Сухомлинский так же писал: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы. Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью".
Семья – это институт, где формируются основные нравственные качества ребёнка. Общество меняется, меняются взгляды семьи на жизнь, ведущие ценности. В последние годы вся педагогическая общественность особенно остро осознала простую истину: воспитание ребёнка без укрепления связи с семьёй невозможно.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса.
«Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание». В. Сухомлинский
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Родители перекладывают дело воспитания на образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, телефонам, компьютеру, рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».
Существует множество традиционных форм работы с семьей (индивидуальных, групповых, коллективных): анкетирование, родительские собрания, создание родительского комитета, индивидуальные беседы и консультации, лектории, совместные игры с детьми…
Проработав много лет в школе и наблюдая за детьми и родителями, я пришла к выводу, что родителям наиболее интересны нетрадиционные формы работы, поэтому я стараюсь вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс с помощью необычных форм деятельности.
Прежде всего, это родительские собрания - праздники, собрания - концерты, совместные поездки и экскурсии, встречи с интересными людьми, дни открытых уроков и внеклассных мероприятий, дни совместного творчества детей и их родителей. В настоящее время совместные мероприятия вышли за рамки класса и стали общешкольными, даже районными.
В нашем классе есть традиция, когда дети готовят для своих родных концерты, спектакли.
В рамках внеурочной деятельности в классе действует любительский клуб «Арлекин».
Эти формы работы сближают детей и родителей, а классный коллектив становится единым целым, большой семьёй, которая сплачивается и интересно живёт вплоть до 11 класса. В своей совместной работе с родителями я никогда не забываю их благодарить, часто вручаю им грамоты, благодарственные письма. Всегда можно найти, за что сказать родителям «Спасибо». В работе с родителями важно не предъявлять претензий, проявлять такт в разговоре.
В рамках сегодняшней модернизации я активно использую в своей работе форму социальных проектов.Работу по сплочению детского коллектива начинаю с социального проекта «Моя семья».
Первым шагом проекта стала выставка семейных фотогазет «Моя семья».
Следующий шаг - знакомство с «Семейными традициями». Родители писали творческие рассказы на тему «Семейные традиции», а дети пытались нарисовать, какие, на их взгляд, есть в семье традиции. Многие дети нарисовали то, что в своих рассказах описывали родители. Это и любимые игрушки, и детские книги, которые передаются из поколения в поколение, и обеды по воскресеньям у бабушки с дедушкой за круглым столом, когда достается особая семейная посуда из комода, и поездки на природу, и сборы грибов в особую корзинку.
Затем родители и дети работали над созданием генеалогического древа. Оказывается, детям очень интересно узнать не только ближнее окружение, но и дальних родственников, узнать, какие у них были необычные имена, разные фамилии, национальности и профессии, кто, сколько лет прожил.
Проект «Семейная мастерская» помогает мне в организации школьных, районных и областных выставок и конкурсов, на которых представлены результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки).
Ежегодно класс участвует в акции «Подари свою книгу библиотеке».
В рамках проекта " Папа, мама, я – читающая семья!» класс занял 1 место в начальной школе.
Социальный проект «Мой папа самый лучший» призван повысить роль отца в воспитании детей.
Большое воспитательное значение на детей оказал проект «Боевой путь моего прадеда» ("Есть, кем гордиться").Одна из мам в прошлом году предложила сделать в классе фото-выставку «Герои Отечества».
В этом году мы продолжили работу в этом направлении и делали коллективные семейные выставки «Дети - герои войны», «Космос глазами детей», к 8 Марта - выставку « Великие женщины России», к 9 мая - выставку « Мы помним. Мы гордимся!"
Социальные проекты повышают общий уровень культуры школьников за счет получения дополнительной информации. Они учат доброте, милосердию, показывают истинный смысл жизни.
Проект «Культурный дневник школьника»
Реализовать задачи нравственно-патриотического воспитания во взаимодействии семьи и школы возможно еще и в рамках нового проекта «Культурный дневник школьника».
Этот проект набирает силу уже по всей стране (стартовал он в Казани, Ульяновской области, Пензенской и Рязанской областях). У меня в классе он значится как проект - «Клуб выходного дня». Проект предполагает систематическое знакомство детей с основными учреждениями и объектами культуры Курской области, ведь наша область, край динамично развивающийся, самобытный, богатый своей культурой и историей, традициями. С его помощью узнают дети о наших земляках: поэтах, писателях, художниках и спортсменах области, познакомятся с уникальными местами и туристическими маршрутами региона, музеями и памятниками архитектуры,а также родители будут активно вовлечены в культурно-просветительский процесс.
«Культурный дневник школьника» призван объединить детей и родителей, сделать их общение более тесным.
Проект «Дневник добрых дел».
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос достойным членом общества и просто хорошим человеком. Перечисляя желаемые качества характера для своего малыша, любая мама назовет среди них доброту.Маленькие дети совершают добрые поступки чаще интуитивно, неосознанно, копируя поведение взрослых. Чем старше ребенок, тем осознаннее его поведение.
Притча:
Один старый и очень мудрый человек сказал своему другу:
— Рассмотри комнату, в которой мы находимся получше, и постарайся запомнить вещи коричневого цвета. В комнате было много чего коричневого, и друг быстро справился с этой задачей.
Но мудрый китаец задал ему следующий вопрос:
— А теперь закрой-ка глаза свои и перечисли все вещи... синего цвета.
Друг растерялся и возмутился:
— Я ничего синего не заметил, ведь я запоминал по твоей указке только вещи коричневого цвета!
На что мудрый человек ответил ему:
— Открой глаза, осмотрись — ведь в комнате очень много вещей синего цвета.
И это было чистой правдой. Тогда мудрый продолжил:
— Если ты ищешь в комнате вещи только коричневого цвета, а в жизни - только плохое, то ты и будешь видеть только это, замечать исключительно это, и только это будет тебе запоминаться и участвовать в твоей жизни.
Запомни:если ты ищешь плохое, то ты обязательно его найдешь и никогда не заметишь ничего хорошего.
Не секрет, что то, на что направлено наше внимание, является направлением нашего движения по жизни. Но, как доказали научные исследования, современный человек так устроен, что его внимание автоматически "прилипает" только к негативным вещам. Практика ведения дневника добрых дел может в корне поменять жизненное направление в позитивную сторону.
Нужно помнить о том, что малышам сложно мыслить абстрактно и обширно. Именно по этой причине в моем классе совместно составлен список добрых дел для детей. Имея такую подсказку, ребенок точно поймет и запомнит, что есть добро, а также сможет стать лучше.
Чаще улыбайся!
Дари окружающим радость!
Помоги тем, кому нужна помощь!
Заботься о братьях наших меньших!
Умейте отдавать, и вы получите больше!
Творить добро можно и в собственном доме!
Подумайте сами, помочь кому-то из родственников выполнить домашнюю работу – это хороший поступок, или порадовать маму или папу чашкой чая, подарком без повода, помочь практически в любом деле – от уборки до похода в магазин.Вместе можно сделать больше!
Считаю, что подобные "дневники добрых дел" помогают в самоорганизации и самодисциплине.
«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по лёгкости усвоения. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило». Антуан де Сент-Экзюпери
Таким образом,наша школа с помощью социального проектирования школа решает очень важную задачу: воспитывает не просто образованных, но еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать за себя и свой коллектив. Каждый учащийся может получить за время обучения в школе определенный социальный опыт, примерить на себя социальные роли, чтобы чувствовать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно.
Я считаю, что воспитателям, учителям, классным руководителям, родителям следует помнить о том, что дети — свидетели, они учатся жить у жизни.
Если:
Ребёнка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
Ребёнок живёт во вражде, он учится... (быть агрессивным).
Ребёнок живёт в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
Ребёнок растёт в терпимости, он учится... (понимать других).
Ребёнка хвалят, он учится ... (быть благородным).
Ребёнок растёт в честности, он учится ... (быть справедливым).
Ребёнок растёт в безопасности, он учится ... (верить в людей).
Ребёнка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
Ребёнка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
Ребёнок живёт в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
Ребенок не рождается личностью, он ею становится.
По своему психологическому статусу школа и семья - противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты. У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа может и должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания.
В.А.Сухомлинский писал:«Отец и мать – величайшие авторитеты для ребёнка. Существует глубокая связь поколений. Ребёнок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».
Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребёнка скачет на языке.
« Дети - это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным». Так говорил А.С. Макаренко.
Социологические исследования показывают, что на воспитание ребёнка влияют:
Семья - 50%
СМИ и телевидение - 30%
школа - 10%
улица -10%.
"Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная.Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые… эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты." А.Н.Острогорский
Закончить своё выступление мне хотелось бы стихотворением Э. Асадова «Воспитать человека».
Воспитать человека
Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.
Советы несутся со всех сторон;
Пишут учёные, и писатели,
И методисты, и воспитатели,
Иные из кожи аж лезут вон.
Пишут о строгости и о такте,
Что благо, а что для учёбы враг.
Твердят, что воспитывать надо так-то,
А вот по-иному нельзя никак!
Тысячи мнений простых и сложных,
Как разные курсы для корабля,
О том, что любить надо осторожно
И мудрости вдалбливать детям должно
С первых шагов, ну почти с нуля.
Всё верно, беда, коли мало знаний.
И всё-таки в этом ли только зло?
А что как успехов при воспитанье,
Простите крамолу мою заранее,
Добиться не так уж и тяжело?!
Нет, беды не сами собой являются,
Хотите вы этого, не хотите ли,
И дети с пороками не рождаются,
А плюсов и минусов набираются
Всё чаще от мудрых своих родителей.
Все ждут, чтоб горели глаза ребят
Незамутнённо, светло и ясно.
И детям с утра до темна твердят,
Что надо быть честным, что ложь ужасна.
Но много ли веры внушеньям этим?
Ведь если родители сами лгут,
На службе и дома, и там и тут,
Лгут просто, как будто бы воду пьют,
Откуда же взяться правдивым детям?!
А совесть? Всегда ли она слышна?
Ведь если мы, словно играя в прятки,
Ловчим иль порою хватаем взятки,
Да всем нашим фразам лишь грош цена!
И кто будет верить словам о том,
Что вреден табак и спиртное тоже,
Коль взрослые тонут в дыму сплошном
И кто-то нарежется так вином,
Что только у стенки стоять и может!
А что до красот языка родного,
То все хрестоматии – ерунда,
Коль чадо от папочки дорогого
Порой понаслышится вдруг такого.
Что гаснут аж лампочки от стыда!
Как быть? Да, внушать можно то и сё,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут всё очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и всё! (Э. Асадов)
«Какими бы прекрасными не были наши школьные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются отец и мать. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении». В.А.Сухомлинский
Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка. От того, как будут складываться отношения между педагогом, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Занимательные задания по математике для 1 класса. Сравнение предметов по размерам и форме Приём Кластер в начальной школе Как формировать навыки самостоятельного чтения у младших школьников Модель воспитательной работы в начальных классахПохожие статьи:
Физкультурные занятия для младших школьников
Весёлые спортминутки для учащихся начальных классов
Изучение литературного чтения в начальной школе
Участник №18 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 июня по 30 сентября 2017 года
← Мероприятие к Международному дню детской книги в начальной школе. Сценарий | Семейный праздник в начальной школе. Сценарий →
Автор: Алла Алексеевна Кондратьева
Опубликовано: 2725 дней назад (8 июля 2017)
Просмотров: 6690
Рубрика: Методические рекомендации
|
+49↑ Голосов: 49 |
Комментарии (87)
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|