Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы. 185 лет сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
185 лет сказке А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане…»
«Сказка о царе Салтане…»
Автор: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино, Курская область
Описание: данный материал можно использовать учителям начальных классов, воспитателям, вожатым для проведения внеклассных мероприятий, игр, конкурсов со старшими дошкольниками и младшими школьниками.
Цель мероприятия:создание условий для применения обобщённой системы знаний, полученной в результате изучения сказок А.С.Пушкина.
Задачи:
1. Повторить, обобщить знания о творчестве А.С.Пушкина, уметь узнавать его сказки по характерным особенностям.
2. Расширять читательский кругозор, прививать интерес к чтению.
3. Развивать речь, память, логическое мышление, зрительное восприятие, творческие способности обучающихся.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации, выставка книг.
Учитель: Смешные, милые, умные сказки! Они помогают надеяться на лучшее, приносят радость, окрыляют нас. Именно поэтому сказки живут с нами, переходя из поколения в поколение. Но сказка не только мечта. Она несет людям знания, по-своему приводит человека в окружающий его мир.
"Сказка - ложь, да в ней намек: " Добрым молодцам урок", - писал А.С. Пушкин.
Сегодня мы поговорим о чудесных литературных сказках, написанных великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Давайте вспомним некоторые эпизоды биографии А.С.Пушкина, ответив на некоторые вопросы:
-Где родился А.С.Пушкин? (в Москве)
-Какое любимое время года поэта? ( Осень)
-Назовите учебное заведение, в котором учился поэт. (Царскосельский лицей)
-Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева)
Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.
Бабушка учила маленького Сашу читать и писать, но огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт вспоминал всю свою жизнь и посвятил ей немало литературных произведений. Няня рассказывала ему первые сказки. Маленький Саша заслушивался сказками и засыпал, окруженный волшебникам. Именно Арина Родионовна пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание дарить сказки людям.
Игра «Узнай героя по описанию и назови сказку»
-Давайте вспомним и оценим себя, как хорошо мы знаем сказки А.С. Пушкина?
1.Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла…
(Царица-мачеха, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
2.В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки…
(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
3.Смолоду был грозен он,
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел…
(Царь Дадон, «Сказка о золотом петушке»)
4. Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых,
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит…
(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)
5.Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(Царевна-лебедь, «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасно царевне-лебеди».)
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(Тридцать три богатыря, «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди».)
Сейчас мы вспомнили название сказок А. С.Пушкина и их главных героев.
Пушкин написал 5 сказок, которые знает и читает весь мир.
Блиц-турнир по сказкам Пушкина
-Теперь предлагаю вспомнить содержание сказок Пушкина.
1. Кто в сказках А. С. Пушкина является исполнителем всех желаний? (Золотая рыбка)
2. Назовите средство передвижения князя Гвидона и его матери по морю?(Бочка)
3. Любимый предмет злой мачехи, на который она постоянно злилась.(Зеркальце)
4. Какую птицу посадили на спицу для охраны границы.(Петушок)
5. Кто из персонажей сказки жил в хрустальном дворце? (Белка)
6. Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке? (Простофиля)
7. Кто расплачивался с работником щелчком по лбу? (Поп)
8. Сколько было богатырей в «Сказке о мертвой царевне»?(Семь богатырей).
9. Что появилось в море на необитаемом острове Буяне?(Княжество Гвидона)
10.Как звали девушку, в облике которой было что - то необычное, но ее это
не портило? (Царевна - лебедь)
«Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»(1831г.) в этом году исполнилось 185 лет. Приключения отважного царевича Гвидона, прекрасной царевны-Лебедь и царя Салтана напоминают нам о том, что любовь, верность и сила духа всегда побеждают!
Предлагаю вам занимательную викторину по сказке о царе Салтане.
1. Сколько девиц сидело вечером за пряжей? (Три девицы )
2. О чём девушки мечтали за работой? (Выйти замуж)
3. О чём мечтала первая девица, если станет царицей?(Устроить пир на весь крещёный мир)
4. Какую из сестер царь Салтан сделал своей царицей-женой? (Младшую сестру)
5. Почему царь Салтан вынужден был покинуть молодую жену? (В те поры война была.)
6. Что произошло во дворце в отсутствие царя? (Царица родила богатыря):
«Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин»
7. Кто перехватил и подменил радостную весть царю Салтану?
( Ткачиха с поварихой со сватьей бабой Бабарихой)
8. Что сообщили завистницы царю о рождении сына? (Что царица родила «неведомую зверушку»):
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
"Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку".
9. Какой приказ отдал царь, когда прочитал это подложное письмо?
( Ничего не делать, «ждать царева возвращенья для законного решенья»)
10. Почему царица с маленьким сыном оказались в бочке и в море? (Ткачиха с поварихой со сватьей бабой Бабарихой снова подменили письмо)
11. Сколько времени проплавали царица и сын в бочке? («день прошёл, царица вопит, а дитя волну торопит…»)
12. Куда волна вынесла царицу и сына? (На необитаемый остров)
13. Кого спас от коршуна молодой царевич, когда выбрался из бочки на берег? (Лебедь)
14. Кем на самом деле оказался коршун?
(«Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил»).
15. Как отблагодарила лебедь молодого царевича за своё спасение?
(Сделала из заросшего лесами острова большой город, а царевича — князем этого острова)
16.С какой целью и кто время от времени посещал чудный остров князя Гвидона?(Корабельщики, которые торговали мехом, конями, булатом, серебром и златом, неуставным товаром)
17. Как лебедь помогла царевичу увидеть своего отца? (Трижды превращала его в комара, муху, шмеля)
18. Каким образом ткачиха с поварихой со сватьей бабой Бабарихой препятствовали встрече царя Салтана с князем Гвидоном? (Рассказывали о чудесах, которые намного интересней острова Буяна)
19. О каком чуде повариха рассказала царю Салтану? (О белке, которая грызёт золотые орешки и песенки поёт)
20. Сколько богатырей выходило из моря под руководством дядьки Черномора охранять чудный остров?( Тридцать три)
21. Кто оказался прекрасной царевной, от которой «неможно глаз отвесть»?(Царевна-лебедь)
22. Как князь Гвидон наказал тетушек, не пускавших царя Салтана в гости к Гвидону?
(Находясь в образе насекомых, князь Гвидон покусал их)
23. Как поступил царь Салтан с поварихой, ткачихой и сватьей бабой Бабарихой, когда узнал, что князь Гвидон - его сын? (Простил их)
24. Кто из главных героев сказки вам больше понравился и почему? (Ответы детей)
25. Чему учит нас сказка Пушкина о царе Салтане? (Сострадать ближнему, быть милосердным, терпимым. Нужно уметь прощать, когда совершаются ошибки. В сказке о царе Салтане добро побеждает зло, там много добрых чудес).
Сказки Пушкина - драгоценный вклад в историю русской литературы.
Поэт довел русскую сказку до совершенства. Написав 5 сказок, Пушкин создал специальную детскую литературу. Ее продолжили Л.Толстой, П.Ершов, А.Толстой, К.Чуковский, Н.Носов и другие писатели и поэты.
Мало кто знает, что у Пушкина есть еще одна сказка – «Сказка о медведихе»
«Сказка о медведихе» начинает свое повествование в один из теплых весенних дней. Именно в эту пору на заре из дремучего леса выходит на прогулку бурая медведиха, взяв с собою собственных милых детушек, чтобы осмотрели округу и себя показали. Села мама под белую березу. Медвежата начали между собой играть, валяться в травке, бороться и кувыркаться. Вдруг увидели они мужика, идущего по лесу. «Сказка о медведихе» продолжается описанием этого человека. В руках его рогатина, а за поясом нож. За его плечами мешок. Медведиха видит мужика с рогатиной, издает рев. Зовет малых детушек своих - глупых медвежатушек. Говорит им, чтобы они перестали играть, валяться, бороться и кувыркаться, ведь к ним мужик приближается…
(Посетив библиотеку, вы можете прочитать эту сказку самостоятельно).
Есть у А.С. Пушкина и знаменитая сказочная поэма «Руслан и Людмила».
Давайте вспомни всем знакомый отрывок из поэмы:
У лукоморья дуб зелёный
(Из поэмы «Руслан и Людмила»)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
185 лет исполнилось в этом году еще одной сказке Пушкина - «Сказке о попе и его работнике Балде»(1831г). Поговорим подробнее о ней мы на другом внеклассном мероприятии.
А сегодня мы бесконечно благодарны нашему великому русскому поэту А.С.Пушкину!
Наши современники посвящают ему свои стихотворения.Послушайте стихотворения поэтессы нашей школы, заслуженной учительницы России Алферовой Анны Михайловны.
Я к Пушкину иду
(А.Алферова)
Я к Пушкину иду,
Когда мне тесны стены,
Когда весь мир со мною не в ладу,
Когда я, как в аду, от боли и измены,
Я к Пушкину иду,
Я к Пушкину иду…
Лишь с ним одним про «чудные мгновенья»
Могу я откровенно говорить.
Про сладость грез, про муки вдохновенья,
Про то, как горько, - быть или не быть?!
Звучат во мне волшебные мотивы
Его пылающей души.
И лишь тогда бываю я счастливой,
Когда читаю Пушкина в тиши.
Мой Пушкин жив!
Я в это твердо верю.
И от того на поэтическом пути
Мне не страшны свирепые метели,
Ведь я до Пушкина должна дойти!
Что я скажу любимцу двух столетий?
Что не померкла ни одна его строка,
Что за любовь к нему была и я в ответе,
ЧТО ЖДУТ ЕГО ГРЯДУЩИЕ ВЕКА!
«Когда о Родине я говорю»
(А.Алферова)
Какой безумный разговор
О том, что Родины не стало…
Кому – укор, кому –позор,
А мне – отравленное жало.
Кому-то, может, нипочем,
Что все идет по нисходящей,
А мне – как по груди – бичом,
Я вся в России настоящей!
Когда о ней я говорю,
То вижу Пушкина рассветы,
Его последнюю зарю,
Его несбывшееся лето.
Над Черной речкой черный крест,
Как символ безутешной боли,
Как самый горький благовест
Над самой горестной судьбою.
И я сегодня повторю:
«Весь мир земной из тьмы и света»,
Но я его боготворю,
За то, что он не канул в лету.
За то, что я в глуши лесной
Нашла свой путь – не заблудилась,
За то, что жаркою волной
Во мне моя Россия билась.
И вот теперь мои стихи-
Российских колоколен звуки,
А в них – созвучья всех стихий:
Мечты людей, их боль и муки…
Когда о Родине я говорю -
Передо мною даль такая,
Что не одну еще зарю
Мы вместе с Пушкиным здесь повстречаем!
Закончить наш разговор об Александре Сергеевиче Пушкине я хочу стихотворением Николая Алифиренко.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина- Руси «спасибо»
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.
Рекомендуем посмотреть:
Кроссворды и литературные игры по сказкам Пушкина для 4 - 7 классов Викторина с ответами по сказкам Пушкина для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников Внеклассное мероприятие в начальной школе ко дню рождения Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» Литературная викторина с ответами для 2 класса. Сказки ПушкинаПохожие статьи:
Театрализованная викторина для младших школьников. Сказки Пушкина
Внеклассное занятие по сказкам Пушкина в начальной школе
Участник №51 творческого конкурса «По сказочным дорожкам» с 15 июля по 15 октября 2016 года
← 80 лет книге Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | Классный час для начальной школы. Путешествие в волшебный мир анимации →
Автор: Алла Алексеевна Кондратьева
Опубликовано: 2991 день назад (15 октября 2016)
Просмотров: 16783
Рубрика: Сказочный калейдоскоп
|
+26↑ Голосов: 26 |
Комментарии (19)
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|