Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект воспитательного мероприятия по теме: Сказки, 1-2 класс

План - конспект воспитательного мероприятия для детей 7-9 лет студии «Фитодизайн».
Тема: «Старая добрая сказка»
Цель: формирование устойчивого интереса и уважения к этнографии, культуре и истории нашей Родины.
Задачи:
- расширить и углубить знания о культуре и этнографии своей Родины;
- пробудить неподдельный интерес к устному народному творчеству и сказочному наследию наших предков как квинтэссенции опыта народа;
- активизировать познавательную деятельность детей, их стремление к самообразованию;
- воспитывать патриотические чувства к родному краю, уважение к истории и традициям предков;
-развивать внимание, память, мышление, создавать ситуацию успеха
Тип занятия: сообщения новых знаний.
Вид проведения занятия: коллективное.
Форма: лекция-беседа.
Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, лекция,
Материалы и оборудование: иллюстрации, книги сказок, фотоаппарат.
Оформление мероприятия: помещение оформлено рисунками, учащиеся располагаются за круглым столом.
Описание мероприятия:
Мероприятие посвящено этнографии и символике сказок и проводится в форме свободной познавательной беседы. В ходе беседы учащиеся смогут по-новому взглянуть на традиционных сказочных героев и сказочное пространство в целом на примере самой известной сказки: «Колобок». Наша беседа обращается к истокам символизма традиционных сказочных животных. Её цель— заинтересовать детей, подтолкнуть их к дальнейшему самостоятельному изучению культурного и духовного наследия наших предков. Время проведения 15-20 минут. Воспитательное мероприятие может быть проведено вместе с родителями в свободное время. Либо планируется в начале занятия (урока). Беседа рассчитана на детей от 7 лет и старше. Но может быть скорректирована для учащихся старшей группы детского сада.

Предварительная работа.
Для преподавателя. Изучить источники. Написать план конспект. Подобрать иллюстративный материал. Оформить кабинет. Оповестить всех участников мероприятия заранее.
Для учащихся. Вспомнить сказки про животных, прочитать сказку «Колобок».
План мероприятия:
1.Организационный момент.
2.Основная часть.
3.Заключительная часть.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент.
Приветствие. Организация группы. Техника безопасности во время нахождения в здании ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» и кабинете студии «Фитодизайн».
2.Основная часть.
Итак, друзья, тема нашего сегодняшнего мероприятия: «Старая добрая сказка».
И на эти сказки мы постараемся взглянуть с совершенно другой стороны, увидеть необычное в старом и казалось бы известном. Мне бы хотелось показать вам сказку с иной, не сказочной стороны, указать начало пути, по которому так сложно и в то же время так интересно идти вперед, открывая для себя новые грани истории и традиции своего народа.
Что же такое сказка? Как вы считаете.
Следуют ответы учащихся.
Да, сказка--это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и события. Что-либо фантастическое, заманчивое, выдумка или ложь. Но вот совсем ли ложь. Как говорят про сказку?
Сказка ложь--да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
( «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкин)

Александр Сергеевич писал: «Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка». А «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры» (А. И. Куприн).
Сказка-это история. Но поданная в зашифрованном виде. Мы с вами живем в мире, где все слишком практично, все рационально, все объяснено и разложено по полочкам. А так хочется чуда. Недаром сказки о Гарри Поттере вызвали такой фурор. Людям просто до физической боли не хватает необычного и необъяснимого. Отсюда такая нездоровая тяга у населения к различным культам, псевдонаучным передачам о колдунах. М ныне можем существовать только в мире машин и рационального объяснения. Нам нужно творчество и образное поэтическое, сиречь, сказочное. Только тогда человек чувствует себя полноценным. Поэтому сказка появляется в нашей жизни на самой ее заре. Когда мама поет колыбельную и что-то тихо шепчет нам про зверей, птиц и фей. Через сказки мама учит нас распознавать добро и зло, через сказки и песенки учит ребенок свои первые слова. «По сути, даже утратив со временем многие исконные смыслы древних сказов, народ сохраняет их содержание практически неизменным, благодаря генетической духовной памяти, традиции передавать их в раннем возрасте «из уст в уста». ( М. Н. Шабанова).
Великий психолог и философ Карл Юнг говорил: «...сказка – это кодовый язык, шифр нации. И если она глупит, то нарочно, потому что должна быть общедоступной». К сожалению, мы все-таки воспринимаем сказки буквально, как написано, не задумываясь о смысле. Поэтому часто сказка нам непонятна или даже скучна. Или мы считаем ее слишком «детской».
А ведь заложенный в них смысл раскрывается не прямо, а иносказательно, зашифровано. Вообще сказки мало изменились с самых-самых древних времен. Просто не было нужды что-то менять. Разумеется, что-то было утрачено, немного переделано, но в целом короткие сказки дошли до нас через тысячелетия. Сказки сродни музейным ценностям, которые нашли под землей. Только сказку не было необходимости очищать от слоя земли. На нее стоило просто внимательно посмотреть поближе. Славянские и вообще старинные европейские сказки — это зашифрованное послание наших Предков. Теперь на знакомые нам с детства сказки, можно посмотреть совершенно в другой плоскости.
Давайте вспомним знакомую сказку о колобке. Постараемся даже изобразить ее в лицах.
Учащиеся читают сказку, выполняя роли действующих персонажей, дополняя своими замечаниями о характере животных и самого колобка.
Колобок.
« Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!
И покатился по дороге — только Заяц его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Волк:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, подавно уйду!
И покатился по дороге — только Волк его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Медведь:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, подавно уйду!
И опять покатился — только Медведь его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Лиса:
— Колобок, Колобок, куда катишься?
— Качусь по дорожке.
— Колобок, Колобок, спой мне песенку!
Колобок и запел:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лисы, нехитро уйти!
А Лиса говорит:
— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.
Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.
А Лиса опять ему:
— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.
Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела ».

Вроде все просто. Сказка о том, как ушел колобок от трусливого и глупенького зайца, убежал от жестокого и злого волка, обманул могучего, но неповоротливого медведя, а вот с хитростью и коварством совладать не смог. Погубила колобка его самонадеянность. О чем говорит сказка? Всегда думай, что делаешь, не хвастайся понапрасну, не иди на поводу у льстецов и обманщиков, не думай, что тебе всегда будет везти просто так— удачу нужно заслужить….
Но есть и другая сторона этой сказки. Колобок-сказка очень древняя, пришла к нам из седой старины, аналогичные сюжеты есть у многих народов Европы и Азии, и везде хлебобулочное изделие круглое.
Шар или блин в традиционной культуре индоевропейцев (наших предков)— символ солнца. Блины на масленицу символизируют солнышко. И когда вы их едите, то зовете солнце и весну. На древнеславянском «коло» или «хоро» — «круг», отсюда и хоровод. На санскрите также «кхала» — солнце, «гхола» — «круг», «сфера».
Колобок — этакое маленькое солнышко. Поэтому передвижение колобка и поедание его Патрикеевной связывают с солнечным затмением. Хотя и не только с ним. В далекие времена, когда люди во всех явлениях природы видели божественное, любые вещи и явления называли метафорически, образно. Облака называли быками и тучными коровами тучи, ястребом звали солнце, и говоря так, предки точно понимали о чем речь. Мама, рассказывая ребенку сказку о колобок ,совсем не подразумевала настоящих зверей или реальный колобок. Она рассказывала ребенку о циклах смены времен года и ночных созвездиях, о хитрости и слабости. Но постепенно мышление изменилось, остались слова, а то, что стояло за ними, ушло.
Что же символизируют встречаемые звери? Например, различные созвездия. У славян названия созвездий были связаны со значимыми животными. Это такое образное наблюдение древних астрономов за движением месяца от полнолуния к новолунию.
Но помимо этого сказка обращается к смене времен года. Скольких животных встречает колобок?
Учащиеся отвечают, что четырех.
И сколько у нас времен года? Вот только раньше не отсчитывали по календарю с датами. Давным-давно смотрели, когда солнце пригреет, трава зазеленеет, колос нальется, лист с дерева полетит.
И в каждый период было свое животное, свой хозяин.
Заинька.


Заяц труслив, но проворен, очень ловок и быстр.
Зайца далекие предки посвящали солнцу-- Яриле. Время зайца — начало весны, начало пробуждения природы, фактически— начало нового года. Вам же говорили, что раньше славяне не праздновали новый год зимой, этот обычай ввел Петр Первый. Цвета — белый и серый.
Волк.


«Серый волк-- зубами щелк. »--так о нем говорится в сказках. Каким мы считаем волка?
Учащиеся отвечают, что жестоким, коварным, злым, беспощадным. Волк не очень много думает, скорее действует, а потом уже задумывается о последствиях.
Но знаете, он в сказках, между прочим, является одним из самых честных персонажей.
В далекие-далекие времена волк был священным животным- покровителем воинов, символом храбрости, победы, и заботы о пропитании семьи (существует масса сказаний и легенд о волчице или волке, выкормивших и воспитавших человеческих детей). А встретить серого хищника накануне сражения считалось самым благоприятным предзнаменованием. Для древних земледельцев волки были очень полезной силой. Когда всходили яровые хлеба и лён, в лесу появлялось много животных, причинявших огромный вред посевам; именно волки на просторах засеянных полей отлавливали этих вредителей ( косуль, кабанчиков, оленей и т.д.). Тем самым они оберегали поля от потравы и поедания урожая. Это была одна из причин, по которой бирюка в народном представление стали связывать с плодородием. А еще, волка представляли в образе огромной дождевой тучи, в которой были очень заинтересованы земледельцы. До сих пор у сербов есть поверье, что встреча с волком на полях приносит удачу и сулит богатый урожай. Волка считали духом нивы и хлебов, а когда колосья колыхались на ветру, в некоторых регионах говорили: "По хлебам проходит волк", "Ржаной волк бежит по полю". Даже детишек, собирающих колоски и васильки в поле, пугали волком, сидящим в середине поля: "Смотрите, придет ржаной волк и вас съест". Волку посвящали последний сноп с поля, который не трогали и аккуратно хранили до следующего урожая, такой сноп (дидух) называли «Ржаным волком».
Так скажите мне, какому времени года посвящен серый охотник?
Учащиеся отвечают, что лету и времени жатвы.
Третьим был Медведь.


Это было священное животное, связанное с богом Велесом, скотьим богом, покровителем скота. Медведя почитали как воплощение этого божества, относились уважительно, хотя и охотились на него. Но всегда совершали массу магических ритуалов и просили прощения. Не принято было называть это тотемное животное его настоящим именем. Поэтому использовали прозвища и иносказания: «хозяин», «медведь», т.е. «ведающий медом». А как же звался медведь на самом деле? Вспомните английское слово Bear—бер. Оно же сохранилось в древнем названии жилища мишки, в слове «берлога», что означает «логово бера». Медведь всегда связывался у предков с силой, но также был хранителем леса, хозяином. А значит запасливым, собирающим еду впрок перед голодной зимой. Людей приводил в трепет его ритм жизни, его природная особенность пережидать самое злое и голодное время года в спячке. Люди брали с него пример, готовились к холодам, утепляясь и укрепляясь осенью. И как вы думаете, с каким периодом года связывали его наши предки?
Учащиеся отвечают, что с осенью.
И кто же у нас остается? Да, верно, лисичка-сестричка, Лиса-Патрикеевна, Лисонька-голубушка, кумушка, рыжая... Как ее только не называют в сказках.


Лиса — это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши — богини судьбы. Славяне уважали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, хотя и не любили за разорение курников. Рыжий цвет шубки лисицу напоминал предкам огонь и оттенок грозовой тучи. В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи окрашивали небо в темно-оранжевый цвет, назывался лисьей темнотой. Но больше с лисой ассоциировали зиму и стужу, болезни и недуги, вызываемые холодом. Как и зима лиса хитра, коварна и непредсказуема.
Время лисы — начало и середина зимы, самое тяжелое и холодное. В сказках лиса постоянно хитрит и изворачивается зимой, живет в ледяной избе, и мороз ей не почем. Именно в декабре, как вы знаете, самые долгие ночи. А на севере зимой вообще нет светового дня несколько месяцев. Во многих областях в декабре-январе короткий световой день, долгая ночь, небо днем нередко тяжелое и низкое из-за серых облаков. Солнце не показывается неделями, словно съедено неведомым хищником. Такие образы появлялись в воображении предков. И как же они ждали середины февраля, когда день начинает ощутимо прибавляться, и, не смотря на морозы, чувствуется приближение весны.
3.Заключительная часть.
Вот видите, можно и так рассказать эту старую и всем знакомую сказку. И это только одна из множества чудесных и поучительных историй. А сколько их сохранилось в памяти народов мира! Сколько необыкновенных образов создало людское воображение. Сколько знаний заложили предки в простые и вычурные легенды и сказания. Это огромный, очаровывающий и захватывающий с головой мир, где существуют свои законы времени и пространства, где загадки следует одна за другой. Мы лишь слегка приоткрыли дверь и заглянули внутрь, но стоит открыть эту дверь пошире и безбоязненно зайти. Поверьте, вы не разочаруетесь!

Список литературы и источники.
1. Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси.--М.: Изд-во Эксмо,2006.--608 с.
2. Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева.\Составитель Аникин В.П.--М.: Худож. лит.,1983.—319 с.
3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.— М.: «Лабиринт», 2000.-- 336 с.
4. Животные в мифологии. [Электронный ресурс]— Электрон. дан.—Мифологическая энциклопедия, 2000-2016.
5. Педагогические науки. Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 1 (25).
6. Славянская культура.[Электронный ресурс]—Электрон. дан.—Славянская культура, 2007-2016.
7. Магические символы.[Электронный ресурс]—Электрон. дан.—Магические символы, 2016.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия "А ну-ка, мальчики!" для начальной школы Развлекательная программа ко Дню смеха 1 апреля в начальной школе Развивающая игра для детей подготовительной группы детского сада Игра - викторина по сказкам для 1 - 2 класса

Похожие статьи:

Конкурсы по сказкам для 1-2 класса

Игра – викторина в начальной школе по сказкам Андерсена

КВН в 1-2 классе по теме «Пословицы и поговорки»

КВН в 1-2 классе по теме: Времена года

Участник №14 творческого конкурса «По сказочным дорожкам» с 15 ноября 2016 года по 15 февраля 2017 года
Флористическое панно из песка и природных материалов своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 2942 дня назад (3 декабря 2016)
Просмотров: 5451
+8
Голосов: 8
Комментарии (12)
Наталья Викторовна Бурдейная # 3 декабря 2016 в 10:50 0
Сказка ложь, а в ней намёк...
Сколько живём, столько и учимся, на старых добрых сказках.
Дарю, Вам первый голос.
Лина Валерьевна Шуленко # 3 декабря 2016 в 15:51 0
Спасибо!
Юлия Вяльцева # 4 декабря 2016 в 08:08 0
Здравствуйте, Лина Валерьевна! Спасибо за приглашение. Интересное знакомство со старой доброй русской народной сказкой. Я узнала для себя много нового, никогда не задумывалась об этническом, историческом прочтении сказочных произведений. С удовольствием голосую за Вашу публикацию. Желаю успехов!
Лина Валерьевна Шуленко # 12 декабря 2016 в 01:08 0
Большое спасибо!
Валентина Ивановна Никифорова # 5 декабря 2016 в 18:16 +1
Добрый вечер, Лина Валерьевна!Мне понравилась Ваша разработка. Из нее я узнала много нового и интересного. Думаю, детям было не скучно! Примите голос!
Лина Валерьевна Шуленко # 12 декабря 2016 в 01:08 0
Спасибо!
Алла Ивановна Ефимова # 5 декабря 2016 в 22:36 0
С огромным удовольствием голосую.
Увлекательно и познавательно.
Лина Валерьевна Шуленко # 12 декабря 2016 в 01:08 0
Спасибо!
Надежда Николаевна Земелькина # 11 декабря 2016 в 07:01 0
Лина Валерьевна, спасибо за приглашение! Очень интересная и познавательная у вас получилась лекция-беседа. Вы выполнили поставленную цель: формирование устойчивого интереса и уважения к этнографии, культуре и истории нашей Родины! Примите мой голос!
Лина Валерьевна Шуленко # 12 декабря 2016 в 01:07 0
Спасибо большое.
Вера Александровна Павлухина # 10 февраля 2017 в 10:48 0
Интересная разработка по углублению знаний о культуре и этнографии своей Родины. Интересно и познавательно. Примите голос.
Лина Валерьевна Шуленко # 10 февраля 2017 в 19:56 0
Спасибо!