Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект беседы с детьми старшей группы «Колокольный звон»
Составитель: Елькина Надежда Александровна, Музыкальный руководитель МБДОУ «Комсомольский детский сад» Пермский край Кунгурский муниципальный район.
Описание: Занятие представляет собой рассказ о колоколах и колокольном звоне на Руси для старшей группы детского сада. В ходе занятия прослеживается интеграция образовательных областей познание и музыка. Данное занятие можно провести в канун церковных праздников: Рождество, Пасха.
Цель: знакомство с колоколами и колокольным звоном
Задачи:
• Расширять кругозор детей: рассказать о колоколах и колокольном звоне.
• Развивать чувство звуковысотности, ритмичности.

Материал: Средства мультимедиа (проектор, экран), валдайские колокольчики. Колокольные звоны в аудио записи.
Ход:
Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель:
Я хочу рассказать вам о колоколах. На протяжении многих веков они сопровождали жизнь наших предков: своим звоном возвещали время трудиться и отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселья и время скорби. Оповещали о стихийном бедствии и приближении врага, созывали для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстанию. Звон колоколов, разносившийся на много верст окрест, был символом России.
На экране появляется слайд с изображением Царя – колокола в Кремле.

Колокольный звон встречается в русских операх патриотического содержания – «Иване Сусанине» М.И. Глинки, «Князе Игоре» А.П. Бородина, «Борисе Годунове» М. П. Мусоргского. И ныне одним из наших символов Москвы, столицы нашего государства, является звон колоколов на Спасской башне.

На экране появляются слайды с изображением Спасской башни. Звучит звон колоколов

Колокольный звон включает размеренные удары самого низкого колокола, ритмичный гул средних колоколов, попевки самых высоких. Звук каждого колокола неповторим, как голос человека.

На экране появляются слайды с изображением больших и малых колоколов.

Колокола различают по размерам и звучанию: большой звучит мощно, торжественно, неторопливо, в низком регистре. Вот послушайте.
Звучание большого колокола.
Редкие удары колокола звучат долго.
Маленькие колокола – звонкие, удары их более частые, и звучат они в верхнем регистре. Слушайте…

Звучание малых колоколов.

Литьё колоколов – и искусство и тяжелый труд. На изготовление одного колокола уходит несколько месяцев. У мастеров были свои секреты: каждый колокол «играет» только одну ноту, и она должна быть очень красивой.
Особенно славились мастера колокольного дела в Валдае. Вот валдайские колокольчики (показывает), выполненные этими мастерами, в миниатюре: большой, средний и маленький. (Слушают)
Игра «Угадай колокольчик»

На экране появляется слайд с изображением колокольни и звонницы.

Для колоколов строили не только колокольни, но и звонницы. В церквях били в разные колокола: поочередно – благовест; в несколько одновременно – трезвон. (Слушают благовест и трезвон)
Звонари обычно не имели музыкального образования, но были талантливыми и влюбленными в свое дело людьми. Известные звонари Гаранин и Юрьев из древнерусского города Суздаля. Послушаем колокольный звон в их исполнении.

На экране появляются портреты звонарей. Звучит звон.

Давайте внимательно рассмотрим один из колоколов. У каждого из них есть «язык», за него привязывают веревку. Подвешивают колокола за так называемые «уши». Для красоты их украшали чеканными рельефами с надписями и орнаментами.

На экране появляется слайд с изображением церкви.

Сейчас мы часто слышим колокольный звон – это церковь созывает всех верующих на службу или оповещает о начавшемся празднике. Если услышите звон, обратите внимание, что это – благовест или трезвон, прислушайтесь. Удары колокола могут быть тревожными и грозными, глухими и печальными, звонкими и радостными, торжественными и величественными.
У нас с вами есть тоже колокольчики детские, с которыми мы очень любим поиграть.
Игра «Жмурки с колокольчиком»
Подведение итогов занятия.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе «Северные приключения» Конспект НОД по логопедии для старшей группы Методическая разработка конспекта экскурсии для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка конспекта НОД по математическому развитию в старшей группе

Похожие статьи:

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Путешествие в страну знаний

Участник №20 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей». Апрель-май 2014 года
Игровая программа для подготовительной группы детского сада | Музыкальное развитие детей дошкольного возраста
Опубликовано: 978 дней назад (8 апреля 2014)
Просмотров: 13351
Рубрика: Без рубрики
+7
Голосов: 7
Комментарии (4)
Ольга Ивановна Марченко # 8 апреля 2014 в 17:05 0
Интересная беседа с дошкольниками, в канун великого праздника Пасха очень актуально. Хорошо, что беседа сопровождается презентацией и дети не только слушают, но и могут увидеть это на фотографиях. Голосую!
Ирина Игоревна Константинова # 14 апреля 2014 в 16:19 0
Мне тоже понравилось, не утомительно, познавательно для детей. Уже проголосовала!
Юлия Владимировна Мещерякова # 19 мая 2014 в 15:23 0
Очень хороший конспект.Тема занятия актуальна,подобран хорошо материал,расширяется детский кругозор.Удачи.Отдаю свой голос +1.
Ираида Анатольевна Толстопятова # 22 ноября 2014 в 21:26 0
Очень интересный конспект, необычный. Даю голос!