Внеклассное мероприятие «Русский народный костюм», 5-7 класс
Конспект внеурочного занятия для учащихся средних классов на тему «Русский народный костюм»
Цели: показать детям красоту русского народного костюма, привить интерес к русской крестьянской культуре, воспитывать уважение и любовь к родным русским истокам.
Оборудование: иллюстрации русских народных костюмов; карандаши, краски, альбомы, трафареты костюмов.
Ход занятия
I. Вступительное слово учителя.
Учитель. На протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками.
Одежда - одна из важнейших частей культуры. В ней заметнее всего происходящие перемены. В одежде наиболее ярко проявляются представления людей о достойном и красивом.
II. Информационная копилка (рассказ учителя).
Мужской костюм
Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки - вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине (рис. 1, слева).
Рис. 1. Мужская косоворотка
Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины. линия соединения рукава с проймой).
Верхней одеждой служил зипун (или кафтан) из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой - овчинные нагольные шубы.
Мужская обувь - сапоги или лапти с онучами и оборотами.
Женский костюм
Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном - поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан.
Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенным на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия.
В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликов- деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соединяли четыре полотнища холста шириной 32-42 см каждый (рис. 2, с. 43). Косые полики (в форме трапеции) соединялись широким основанием с рукавом, узким - с обшивкой горловины. Оба конструктивных решения подчеркивались декоративно.
Рис. 2. Женская рубаха прямого покроя
По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, гак и южного женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины (рис. 3).
Рис. 3. Передник
Холщовые белые рубахи и передники северные крестьянки носили с сарафанами. В XVIII в. и в первой половине XIX в. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти.
Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом по середине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Такой сарафан имел силуэт усеченного конуса с большим расширением книзу (до 6 м), придающим фигуре стройность.
В одежде русского Севера от древнерусского костюма сохраняются «епанечки» и душегреи, стеганные на вате, с рукавами.
В русском костюме вместо сарафана более широко применялась понева - одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Ткань, используемая для поневы, - чаще всего темносиняя, черная, красная, с клетчатым или полосатым (с поперечным расположением полос) узором. Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками. Широкая горизонтальная полоса подола сочеталась с прошвами, вертикальными цветными вставками. Колористическое решение понев было особенно ярким и красочным благодаря их темному фону.
По конструкции понева представляет собой три - пять полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вздержки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Понева могла быть глухой и распашной. Распашные поневы иногда носили «с подтыком подола». В этом случае поневу орнаментировали с изнанки.
В поневе женская фигура утрачивала свою стройность, придаваемую ей сарафаном. Линия талии, выявляемая поневой, обычно маскировалась напуском рубахи или передником. Часто поверх рубахи, поневы и передника надевался нагрудник - накладная или расшитая одежда из шерсти или холста (прямой силуэт). Нагрудник отделывался тканой или плетеной тесьмой по горловине, борту, низу изделия и низу рукавов.
Многослойность костюма, имевшего различную длину одновременно надеваемых рубах, поневы, передника, нагрудника, создавала горизонтальное членение силуэта, зрительно расширявшее фигуру. В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки - оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего - в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники, «сороки», разнообразные повязки и венцы.
Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.
Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборками.
В конце XIX в. в народной одежде вместе с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма, более однообразные и стандартизированные. Это юбки и кофты прямого или прилегающего силуэта с баской, наплечные платки, косынки. Эта одежда была оранжевого, василькового, изумрудно-зеленого, малинового цвета. Отделывали белым машинным кружевом, оборками, пуговицами. Самыми красочными были платок, кофточка и более приглушенной по цвету - юбка.
Большое распространение в крестьянской одежде конца XIX в. получает вышивка по печатным рисункам, специально изготовленным для деревни: пышные букеты садовых цветов, венки и гирлянды из крупных роз.
Традиционный женский наряд русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», так как основные его части - рубаха и сарафан. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен — это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. Не потому ли так ценились в народе люди, готовые отдать нуждающемуся последнюю рубашку? Это была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в XIX в. кое-где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.
В старину рубаху шили из льняного или конопляного холста, пропуская цельное полотнище от ворота до подола. Отсюда и название - проходница, бытовавшее в Вологодской губернии. Но уже в прошлом столетии такая одежда встречается лишь как свадебная и похоронная, в обычное же время носят рубаху из двух частей. Верхнюю на Севере называли рукава и шили из более тонкой, даже покупной материи, нижнюю - стаи - из обычной домотканины.
В русской деревне украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую богатую, годовую, надевали три - четыре раза в год, в самые торжественные дни. Ее очень берегли, старались не стирать и передавали по наследству.
Готовя нарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все, на что способны. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. У особых рубах, которые с пояском надевали на покос или жатву, ее почти сплошь покрывал вышитый или тканый узор. Шли с песнями - ведь для крестьян сбор урожая не только тяжелый труд, но и великий праздник. В Орловской губернии бытовала нарядная плакальная рубаха, или махавка, с очень длинными и узкими рукавами. Невеста надевала ее в день свадьбы и, прощаясь с родителями, махала рукавами вокруг головы и по полу, причитая об ушедшем девичестве и будущей жизни в чужой семье.
Интересно, что слово «сарафан» впервые встречается на Руси в документах XIV в. применительно к мужской одежде. Наиболее древний тип женского сарафана - шушпан крестьянки, а молодежь освоила распашной сарафан, застегивающийся на металлические пуговицы. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих его в подоле, он получил название клиник. Впрочем, встречались и другие названия - по ткани: кумашник, набоешник, штофник, ведь клиники шили не только из окрашенной в синий или красный цвет домотканины, но и из покупных материй. Необыкновенно популярен был кумач, который шел на праздничную одежду. На самую же нарядную брали шелковые ткани - атлас и штоф, а в наиболее зажиточных семьях - парчу. Во второй половине XIX в. на смену косоклинному пришел прямой сарафан из пяти — шести полотнищ с узкими лямками: лямошник, круглый, раздувай, москвич, шубка.
Помнится, не так давно были модны широкие платья без пояса, выдержанные будто бы «в русском стиле». Но так ли? Ведь на Руси никогда не ходили распояской, и первой «одеждой», которую получал новорожденный, был именно пояс: считалось, что он оберегал от бед. Известны опояски тканые, вязаные, плетеные, широкие - для верхней одежды и поуже - для горничной, праздничные и повседневные. Из гарусной шерсти ткали узорные пояса с пышными махрами на концах. Многие были «со словесами»- искусно вытканной строкой молитвы или посвящения. А то просто: «Кого люблю, тому дарю», и имена...
Наконец, головной убор, без которого костюм русской крестьянки просто немыслим. Ведь по древнему русскому обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой - это считалось большим грехом. Девушки могли не покрывать волос. Отсюда различие уборов: у замужней это глухая шапочка, у девушки - перевязка, оставляющая верх головы незакрытым. Великолепны праздничные кокошники северянок, расшитые золотой нитью и речным жемчугом (до XVIII в. Русь им была очень богата). Своей формой они походили на распушившуюся курочку, но кое-где имели иные очертания. Скажем, нижегородские - с высоким гребнем в виде полумесяца или островерхие костромские. Нарядная девичья коруна действительно напоминала старинный царский венец с причудливыми зубцами, которому вторил парчовый косник, также отделанный жемчугом и шитьем. В будни девушки носили ленточку или платок.
Что еще дополняло основной костюм? С богатым сарафаном надевали для тепла парчовую душегрейку, собранную на спине красивыми складками. С рукавами - называлась епанечка, на лямках - коротенька. Вышитый передник тоже мог иметь рукава, но чаще надевался на шею или повязывался на грудь. Ну и в праздник - красивый платок или шаль, скажем, каргопольский золотой плат с узорами. Таков наряд крестьянок русского Севера.
Костюм южных губерний заметно отличался от него. И по составу - это так называемый «поневный комплекс». И по материалам - здешние крестьяне жили беднее и не покупали дорогих тканей. И по стилю - южнорусский костюм ярче и пестрее, чему причиною иной климат и соседство степных народов.
Основу его составляет древняя поясная понева. Представьте себе три сшитых полотнища с продетым вверху шнуром - гашником. Их обертывают вокруг бедер и укрепляют на талии, причем полы не сходятся, а в просвете видна рубаха. Это старинная распошная понева. Глухая появилась позже, когда прореху стали закрывать полотнищем другой материи - прошвой.
Делали поневу обычно из шерстяной домотканины, синей или черной, в крупную клетку. Этот орнамент дополняли вышивками или тканым узором, молодухи к тому же нашивали ленты, кисти пуговицы, блестки. Для здешнего наряда вообще характерна повышенная узорность. Скажем, на плечи рубахи, и без того насыщенной вышивкой и ткачеством, часто нашивали кранные прямоугольники - палеты. Сама рубаха суцельная и очень длинная. Ее подтягивали до колен, и у пояса образовывался большой напуск, который использовали как карман. Из-за этого мешка рязанок в старину часто дразнили «косопузыми».
В полный ансамбль входили еще навершник древнего туникообразного покроя и передник, прикрывающий прореху или прошву.
А вот о головном уборе замужней женщины кичке следует сказать особо. Это целое сооружение, состоящее порой из десяти частей, а по весу достигающее семи килограммов. Сначала надевали собственно кичку - холщовую шапочку на вздержке с твердым остовом. В передней части ее нередко возвышались рога. Видимо, они связаны с какими-то весьма древними представлениями, ибо раскопанные в Киеве глиняные женские фигурки тоже имеют двурогие уборы. Поверх кички надевали расшитые золотом или бисером налобник, позатыльник, сороку, наушники...
Как ни странно, русские женщины долго не хотели расставаться со всем этим. И. С. Тургенев рассказывает, как один помещик велел крепостным заменить «тяжелые и безобразные» кички на кокошник, но крестьяне носили его... поверх кичек. Известна и задорная частушка: «Рязанские рога не кину никогда: буду есть одну мякину, а рога свои не кину!..»
Своеобразен сибирский костюм. Русские люди переселялись в Сибирь из самых разных мест европейской России. Со временем их привычные наряды менялись в новых природных условиях. Причем многие переселенцы заимствовали у местных народов особенно теплую одежду и обувь. Так, в низовьях Оби мужчины и женщины носили немецкую малину из оленьего меха шерстью внутрь с капюшоном и рукавичками. Осваивали и новые ткани, ибо лен и конопля росли не везде. Например, в Забайкалье повседневные сарафаны шили из синей хлопчатобумажной дабы, которую привозили из Китая, для праздничных же широко использовали восточные шелка. Однако в целом традиционный костюм сохранился в Сибири и даже обрел неповторимые черты, особенно там, где переселенцы жили большими селениями, свято храня обычаи отечества старины.
Состав мужской одежды был повсюду одинаков. А вот о пестряди, из которой наравне с холстом шили рубахи и порты, стоит рассказать. Это клетчатая или полосатая ткань из крашеной пряжи. Расцветка и узор порой восхитительны - недаром деревенские щеголихи носили сарафаны пестрядинники. Клетка шла на рубахи, а полоска на штаны, которые так и назывались - синеполосые.
Наконец, обувь. Мы привыкли к мысли, что в деревне все ходили в лаптях. А ведь их носили преимущественно в центрально-черноземных губерниях, где сильнее сказалось крепостное право. Тут даже венчали и хоронили в лаптях. Зато степняки, поморы, сибиряки их вовсе не знали. На Севере лапти плели для работы, ибо на покосе или жатве они незаменимы: удобны, легки и ногу не наколешь. В праздники же надевали обувь кожаную - сапоги, полусапожки, башмаки. И еще коты с красной оторочкой - что-то вроде туфель, только попросторнее, чтобы нога в шерстяном чулке вошла. Вязаные чулки до колен с узорной опиской носили и мужчины и женщины, но с лаптями - обычно холщовые или суконные онучи белого цвета. Кажется, самая незамысловатая деталь костюма, а сколько и тут выдумки! Оборы, которыми привязывали обувь к ноге, часто плели из черной шерсти.
III. Итоговая беседа.
Вопросы к беседе:
- Что нового вы узнали?
- Понравились ли вам старинные костюмы разных территорий России?
Какие бы элементы, украшения, отделочные детали вы хотели перенести в современную одежду?
IV. Практическая творческая работа.
Задание. Создайте эскиз (рисунок) русского народного костюма.
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие для 6, 7 класс по теме увлечения
Внеклассное мероприятие в 6, 7 классе. Тема: История мороженого
Внеклассное мероприятие в 6-7 классе ко Дню святого Валентина
Нет комментариев. Ваш будет первым!