Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие по теме Мода

Ученик 10. Цилиндр появился в XVII веке. А в XVIII веке стал символом независимости для американских колонистов. Этот символ, разумеется, не мог привести в восторг власть предержащих. И когда 15 января 1797 года шляпных дел мастер Хеферингтон появился на улицах Лондона в цилиндре собственного изготовления, он был тут же арестован и заплатил большой штраф. А через 20 лет цилиндр носили уже и чиновники, и полицейские.

В 20-е годы XVIII столетия в моду вошла шляпа боливар, которую назвали в честь борца за независимость южноамериканских колоний Симона Боливара. Современники Пушкина тоже носили боливар.

А в 60-е годы XVIII века парижский модельер Ворт популяризовал шапочку-гарибальдийку.

Начало XX века отмечено модой на шляпы с перьями. Страдали экзотические животные. Одна только Франция ввезла в 1911 году более 1 миллиона птичьих перьев. Движение протеста затронуло даже «лучшие дома» Англии. В них отказывали в приеме дамам, которые носили шляпы с перьями.

Ученик 11. В XIX - начале XX века бедные крестьяне носили колпак из грубой валяной шерсти с большой отвернутой, плотно прилегающей тульей. В праздники молодежь украшала свои «валенки», так назывались эти колпаки, лентами. Более богатые могли себе позволить поярковые шапки, которые изготавливались из мягкой шерсти молодой овцы, а также высокие валяные цилиндры (гречневики) и суконные шапки с опушкой. Зимой из овчины делали треух (малахай).

А в середине XX века появился карпуз (фуражка с козырьком на голландский манер), который впоследствии был переименован в картуз.

Ученик 12. На Руси с древних времен существовал обычай: замужняя женщина не имела права показаться простоволосой на людях. Женщины покрывали голову ширинкой, так называлась вышитая узорами полоса холста. Носили платок. Девушки повязывали его под подбородком, а замужние женщины - концами назад. И это называлось «по-бабьи».

До Петра I русские женщины обходились без беретов, шляп и чепцов. Следуя обычаю, они повязывали голову так, чтобы скрыть волосы. Использовали повойник, сороку, кичку и кокошник. А сверху головные уборы обязательно покрывали платком или шалью.

Замужние женщины носили рогатую кичку, которая богато Расшивалась. Но это уже зависело от достатка владелицы.

Ученик 13. Русский головной платок появился в XII веке. В подмосковных селах Коломенском и Богородском в XVII веке Уже ткали шелковые платки. А во второй половине XVIII века начали выпускать хлопчатобумажные.

В XIX веке получили распространение шерстяные платки и шали. Их выпускали в Поволжье, Подмосковье, Рязанской и Воронежской губерниях.

В 1806 году помещица Мерлина организовала у себя производство кашмирских шалей. Они были тонкие и нежные. Крепостные девушки, трудясь на производстве шалей, зарабатывали для себя вольную. Труд был тяжелым, мало кто из работниц доживал до 30 лет. Пряжу ткали из пуха тибетских коз. Две мастерицы трудились полтора-два года, чтобы получить невесомую шаль, которая к тому же имела до 10 оттенков. Стоила она до 12 тысяч рублей. А в то время это было целое состояние. Кашмирские шали завоевали международную славу на Всемирной промышленной выставке в Лондоне в 1851 году.

Затем вошли в моду «турецкие» квадратные платки. Они изготавливались промышленным способом, были более доступны. С конца XVIII века Россия носит ситцевые набивные платки. Большой популярностью пользовались платки фабрики Барановых (Владимирская губерния). Они имели на кумачовом фоне яркие желтые, зеленые и синие цветы.

Московская Трехгорка славилась темно-синими платками с красными розами, тюльпанами и гвоздиками.

На фабриках таких владельцев, как Мерлин, Елисеев, Шишкин, Колокольцев, были созданы изделия, которые в наше время считаются ценнейшими экспонатами лучших музеев мира.

Имена владельцев известны, а имена мастеров почти нет. А вот художники Волков и Аксаков решили оставить свои имена прямо на платках. И таким образом увековечили себя.

Ученик 14. Особое место среди головных уборов занимают венки, венцы и короны. Они были в большом почете у древних цивилизаций и служили символом богатства и власти. Общественное положение человека, род его занятий - об этом говорил венок. Миртовый венок - для представителя высшей власти, для храброго воина - дубовый или оливковый, венок из лавра - для актера или победителя игр.

Прославленный поэт тоже получал лавровый венок. Отсюда и слово «лауреат», от латинского laurea, что означает «лавровое дерево». A laureatus - увенчанный лаврами. Венки позора изготавливались из травянистого дерева аканта. По-латыни corona - это венок, а также венец.

У древних римлян короны вручались воинам-победителям. Феодальная власть сделала корону олицетворением духовной и светской власти над человеком.

Русские цари венчались на царство шапкой Мономаха. Именно она стала символом самодержавия в России и всегда принадлежала старшему в роде. Короны русских царей, которые находятся в Оружейной палате, могут поведать многое.

Петр I заменил венчание на царство коронацией. А Екатерина I, его супруга, стала обладательницей первой русской короны, которая была изготовлена по западноевропейскому образцу (позолоченное серебро с большим рубином). Этот рубин затем перешел в корону внука Петра I - Петра И. Екатерина II истратила на отделку новой короны 58 крупных бриллиантов и 4878 поменьше, а также большой рубин и 75 жемчужин. Масса короны достигала почти двух килограммов.

Сын Екатерины II, Павел I, заменил в короне жемчуг. Вместо 75 мелких жемчужин появились 45 крупных. В таком виде корона служила всем монархам России вплоть до революции 1917 года. После революции она стала музейным экспонатом.

Ученик 15. Мы убедились, что во все времена головные уборы служили символом, знатности, богатства, зависимости, принадлежности к определенному сословию, роду занятий, власти. Нельзя обойти вниманием в истории головных уборов России и буденновку, которая была утверждена в 1918 году Реввоенсоветом республики. Она имела вид шлема и была изготовлена из сукна по образцу древнерусского шлема. Назвали этот шлем с отворотами сначала богатыркой. С 1920 года, когда ее надели воины Буденного, богатырка стала называться буденновкой и оставалась частью формы красноармейцев до Великой Отечественной войны.

Головные уборы всегда занимали очень важное место в гардеробе. И не только мужчин, но и дам. В книге «Дамские моды XIX века» (СПб., 1899) сообщалось о том, что с 1815 по 1830 год насчитывалось более десяти тысяч различных форм шляп и чепчиков! Модные журналы почти перестали писать о платьях и стали посвящать свой материал описанию шляп и их изображениям.

Конкурс «Смелое решение»

Ведущая предлагает ребятам распределиться по группам принять участие в конкурсе.

Задание. Вы - художник-оформитель спектаклей в театре. Пьеса современная, с элементами фантастики. Вам необходимо пРидумать головные уборы (шляпки) для персонажей.

Материал для работы: бумага, картон, клей, скотч, нитки, Ткань, проволока, пуговицы, цветы и т. д.

Время - 5-7 минут.

Ребята работают. Затем каждая группа демонстрирует и комментирует свое изобретение.

Ученик 16. Современная жизнь внесла свое разнообразие в мир головных уборов. Но она еще и способствовала развитию женского «брючного обличья». Современные женщины и девушки уже не могут представить себя без этого вида одежды. А когда-то в Древнем Риме на эту новую «варварскую одежду» накладывали строжайший запрет.

История этого удобнейшего вида одежды началась с истории юбки (шотландцы и греки носят ее до сих пор). В Средние века мужчины носили штаны-чулки. И каждый такой чулок натягивался отдельно. В XVI веке штаны знати были словно подушки. Для придания объема в них заталкивали мякину, сено, перо и пр.

В 1650 году голландский посланник в Париже Рейнгрейв предложил надеть поверх штанов широкие трусы с оборками. Эта мода продержалась сорок лет. Самыми популярными в XVII, XVIII и даже XIX веках стали короткие поколенные штаны кюлоты. Их носили и горожане, и полководцы, и солдаты, и аристократы.

И Петр I в самом начале XVIII века ввел для дворян и горожан новую одежду. Им предписывалось носить кафтан и камзол, кюлоты, а также чулки и башмаки с пряжками.

Длинные штаны надели якобинцы в период Великой французской революции (до этого их носили моряки и бедняки). А через двадцать лет панталоны (по имени героя итальянской комедии Панталоне) стали нормой в одежде.

А прототипом современных брюк принято считать штаны детского матросского костюма 1780-х годов.

Ученик 17. С тех пор брюки какими только не были: широкими и узкими, с отворотами и без, клеши и дудочки, галифе, юбка-брюки, спортивные брюки и т. д. Когда знаменитая кинозвезда Марлен Дитрих появилась на экране в брюках, это не осталось незамеченным.

Но женщины получили право носить брюки далеко не сразу. О своем праве на ношение брюк первой заявила в XV веке Жанна д' Арк. Затем была французская королева Мария-Антуанетта. Во Франции моду на брюки пропагандировала и Жорж Санд.

Еще в 1960-е годы к брюкам относились как к слишком вольному новшеству. И в некоторых местах (университет Кембриджа, например) женщинам нельзя было появляться в брюках.

1940-е годы считаются началом эры женских голубых джинсов. Их история началась с изготовления прочной плетеной ткани для парусов (jean) и красителя индиго. В 40-е годы XIX века эмигранта из Баварии Леви Штраусса занесла в Калифорнию «золотая лихорадка». Он изготавливал палатки. Но заметил, что рабочие брюки из прочной ткани - дело более выгодное. В 1873 году Штраусе запатентовал брюки под названием «джинсы».

Брючный гардероб современной женщины значительно превосходит мужской. Различные виды брюк - это удобно, современно, модно.

Ведущая. В ходе нашей экскурсии в мир одежды мы часто употребляли слово «модно». Вокруг этого слова и понятия всегда было много разговоров и дискуссий. Модно одеться - это всегда одеться со вкусом? Умеем ли мы одеваться со вкусом? И что же такое мода? Приглашаю всех желающих поделиться своим мнением к свободному микрофону.

Ученики:

- Можно одеться модно, но плохо выглядеть. Главное - это вкус. Если вы хотите проявить внимание к окружающим людям, то вы оденетесь со вкусом, изящно и опрятно.

- Но вкусы у всех разные. И если у вас хороший вкус, то он сможет подсказать вам свой собственный стиль.

- Мода возникает и вдруг становится всеобщей потребностью, вызывает у большинства людей повышенный интерес.

- Считаю, что слепо следовать моде - это, по крайней мере, неразумно. Мода обычно очень изменчива, и за ней трудно угнаться. Мода предлагает нам только общие установки. А вот что применить к себе - это каждый должен решить сам.

- Следуя моде, надо не забывать о своем вкусе, возрасте и возможностях. Мера в одежде нужна еще и потому, что обстановка, в которой мы находимся, диктует нам правила по использованию того или иного вида одежды.

- Молодежь, став слишком раскованной и внутренне свободной, перенесла это и в мир одежды, своего внешнего вида. Но молодежная одежда не всегда бывает уместной в определенных жизненных ситуациях. И это вызывает оправданное негодование взрослых. И нам делают замечания.

- Такие отчитывания за сверхмодность всегда очень унизительны и обидны. Думаю, что я сама вправе решать, как мне одеваться.

- Нет, мы появляемся в школе, других общественных местах, где принято одеваться по-иному, поэтому наша внешность и манера одеваться - это не только наше личное дело. Молодым, как, впрочем, и всем, необходимо знать чувство меры, а оно и подскажет, как одеться со вкусом.

- Согласитесь, что в молодости это чувство меры соблюдать трудно. Все такое яркое и красивое. Хочется все поносить, тем более если это носят все твои подружки. Не хочется отставать.

Страницы: 1 2 3

Комментарии (1)
Наталья Ивановна Шатова # 5 марта 2015 в 13:53 0
Прекрасный познавательный, исторический, интересный материал. Автором проделана больная исследовательская работа. Читала с удовольствием и находила новые факты и исторические события из "жизни" моды. Желаю дальнейших творческих успехов автору и приглашаю посетить, ознакомиться и высказать мнение о моем труде https://kladraz.ru/blogs/natalja-ivanovna-shatova/scenarii-prazdnichnogo-koncerta-tradici-narodnye.html Заранее благодарю за внимание.