Наши конкурсы
Конкурс для педагогов «Незабываемая Осень»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное мероприятие по литературе «Басни Крылова», 5 класс. Конспект

Конспект внеурочного мероприятия по литературе «Встреча с И. А. Крыловым и его баснями»

Оформление. Портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг Крылова.

Люблю, где случай есть пороки пощипать.

И. А. Крылов

I. Слово о писателе, баснописце и драматурге И. А. Крылове.

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца "дедушки Крылова", как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

Ведущий 1. И. А. Крылов (1769-1844 гг.) родился в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из казённых учреждений "подканцеляристом". Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.

Ведущий 2. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал "Зритель". Но именно басня сделала его известным.

Ведущий 1. Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов "посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов..."

Ведущий 2. По определению Н. В. Гоголя, басни Крылова - "книга мудрости самого народа". В. Г. Белинский высоко ценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

Ведущий 1. Иногда задумываешься: а что, если бы в баснях речь шла только о животных? Что, если бы персонажи и "мыслили" по-звериному? Или, напротив, действовали бы в них только люди? Пожалуй, всё бы и пропало. Ведь "душа" крыловской басни в этом "органическом синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном".

II. Выступление учащихся.

1. Крылов отрицательно относился к царю Александру I, который много обещал и ничего не сделал для народа. Царя и его министров он высмеял в басне "Квартет".

2. В 1810 году Александр I перестроил Государственный Совет, разделив его на четыре департамента. Во главе каждого из них стоял министр. Однако законов никаких для облегчения жизни народа не последовало. Крылов высмеял это бесплодное мероприятие.

3. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.

III. Басня "Квартет" (учащиеся инсценируют басню, в руках инструменты - картонные скрипки, баса, альта).

Ведущий 1. Чему учит эта басня? (Разоблачает хвастунов, самоуверенных, берущихся не за свое дело.)

Ведущий 2. Есть у Крылова басни, в которых нет вывода, но сама сцена, коротенький сюжет заставляют задуматься.

IV. Басня "Демьянова уха" (учащиеся инсценируют басню).

Ведущий 1. Какие слова из этой басни часто употребляются в нашей речи? ("Сыт по горло", "катился градом пот" и др.)

V. Выразительное чтение наизусть басни "Волк на псарне".

Ведущий 2. Какому событию посвящена басня? (Басня "Волк на псарне" была написана И. А. Крыловым во время Отечественной войны 1812 г. Французы заняли Москву. Наполеон предложил Кутузову заключить мир, но предложение было отвергнуто, и вскоре началось изгнание французов из России. И. А. Крылов послал эту басню Кутузову в действующую армию.)

VI. Каждая басня имеет своих действующих лиц.

Рассмотрим иллюстрации к басням. Какие строчки вспоминаются?

Ведущий 1. Сегодня вы были и артистами, и иллюстраторами, и знатоками басен И. А. Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов - актёр, художник, музыкант. Он сам читал свои басни, и замечательно!

Ведущий 2. Стихотворение М. В. Исаковского о Крылове и его баснях.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Всё знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

Ведущий 1.

Мы пригласили вас в театр,

Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,

Раскрыть свой начинающий талант

И показать, как исполняли роли.

VII. Заключительное слово.

Поэт Батюшков писал о Крылове: "Это человек - загадка, и великая!"

А великий критик Белинский восхищённо заметил: "Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского".

Дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире.

Викторина по басням И. А. Крылова

1. В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник?

(В Петербурге, в Летнем саду.)

2. Что означает слово "квартет"?

(Музыкальное произведение для четырех инструментов.)

3. Из каких басен взяты эти строки?

а) Да только воз и ныне там.

("Лебедь, Щука и Рак".)

 

б) Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

("Стрекоза и Муравей".)

 

в) А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

("Квартет".)

 

г) Вертит очками так и сяк:

То к темю их прижмёт,

То их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

("Мартышка и очки".)

 

д) У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем.

("Волк и Ягнёнок".)

 

е) Голубушка! Как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

("Ворона и Лисица".)

 

ж) Он порча, он чума, он язва здешних мест!

(А Васька слушает да ест.)

("Кот и повар".)

 

з) Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

("Слон и Моська".)

4. Каждый герой басни олицетворяет собой определенные качества. Какие качества олицетворяют Волк, Осёл, Ягнёнок, Лиса?

5. Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Объясните их смысл.

а) "Слона-то я и не приметил";

б) "Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку";

в) "Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет";

г) "На задних лапках я хожу";

д) "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?";

е) "Да только воз и ныне там";

ж) "...рыльце у тебя в пуху".

6. В каких случаях употребляется выражение "демьянова уха"?

Похожие статьи:

Сценарий заочного путешествия для школьников. Толстой. Ясная Поляна

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе в 7 классе

Внеклассное мероприятие по литературе для 6 класса. Тема: Мой Пушкин

Кроссворд по сказке «Конёк – Горбунок» 5 класс с ответами

Литературная игра для школьников по книге Дюма «Три мушкетера»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!