Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное мероприятие по литературе, 7 класс. Жизнь и творчество Чехова

Музыкально-литературная гостиная «Уроки Чехова». Сценарий

Оформление. Выставка книг А. П. Чехова и литературы о нем. Два журнальных столика. На одном - портрет А. П. Чехова в молодости, пенсне, томик Чехова с рассказом "Жалобная книга", ручка, чернильница, листы бумаги. На стенде эпиграф:

"Мое святое святых - это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода - свобода от силы и лжи".

В вечере занято семь человек (их может быть и меньше). Они свободно двигаются по сцене, то присаживаясь к столику, то подходя к книжной выставке.

Инсценировка рассказа "Жалобная книга" свободная. Кое-какие записи выпущены. Каждая запись читается новым лицом. Используются реквизиты: тросточка, пенсне, шляпа и т. д.

Звучит музыка ("Песнь жаворонка" из "Времен года" П. И. Чайковского). На фоне музыки вступает первый чтец.

За короткую жизнь А. П. Чехов в своих рассказах и повестях сумел отобразить почти все стороны российской действительности 80-90-х годов прошлого века. Это свойство его творчества - удивительное. По обилию тем, которые он затронул, Чехову нет равных среди самых прославленных русских писателей.

И "малая форма", то есть коротенький рассказ, с внешне незатейливым сюжетом, но с очень глубоким содержанием, удалась особенно Чехову. Он общепризнанный мастер этого жанра, до сих пор непревзойденный в мире.

Удивительны также у Чехова юмор и сатира. Они выступают и в обособленном, "чистом" виде ("Хирургия", "Лошадиная фамилия"), и в сложном сочетании с раздумьями над смыслом жизни, ее трагическими сторонами. Он поражает достовернейшим воспроизведением будничной действительности, жизни простых людей, их стремлений, их судеб.

Непосредственное воздействие Чехова на читателя не встречает никаких помех: Чехов доходчив, предельно правдоподобен. Чехов изображал жизнь многообразного, пестрого "среднего" слоя в социальном укладе России, который занимал место между привилегированным дворянством и бесправным крестьянством; этот слой особенно интенсивно развивался в пореформенную эпоху - это разночинская интеллигенция: врачи, учителя, студенты, служащие, инженеры, писатели, артисты, чиновники, купечество. Чехов выбирал темы и сюжеты, лишенные какой- либо экзотики, всем знакомые, при всей их подчас анекдотичности.

И наконец, Чехов предоставляет полную возможность самому читателю делать выводы. Последнее особенно важно и составляет особый "секрет" таланта Чехова.

1-й чтец. "К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное... Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие: из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который вскрикнул, громко возмутился... Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен: очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других" ("Крыжовник", 1898).

2-й чтец. Эти слова были написаны почти сто лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них - весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым "человеком с молоточком", который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что "в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Он самый близкий из классиков к нам по времени, мироощущению и тому идеалу, который он выдвинул в своем творчестве.

3-й чтец. Но, чтобы понять Чехова-человека, не нужно представлять его себе таким, каким он выглядит на портретах последних лет: с утомленным лицом, в пенсне, делающим взгляд тусклым. Это не подлинный Чехов. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил всего 44 года. Лучше взгляните, каким Чехов был в двадцать лет. Искренний, смелый взгляд, бесстрашно устремленный на мир. Именно бесстрашно и правдиво рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг. Им восхищался Толстой. Музыкальной тонкостью чувств он напоминал Шопена. Это был не просто художник. Это был человек, который открыл для себя и без всякого догматизма предложил людям особый образ жизни и мышления. Иными словами, это был человек, который сделал себя сам.

4-й чтец. Родился Чехов на берегу Азовского моря, в уездном, глухом в ту пору городе Таганроге, в семье купца третьей гильдии. Мещанская бедность семьи, молчаливая мать, "истовый и строгий" отец, заставлявший по ночам старших сыновей петь в церковном хоре, мучивший их спевками поздними вечерами. Нередко он требовал, чтобы они сидели в качестве "хозяйского ока" в лавке. Правда, это сидение в лавке дает Антону раннее знание людей, делает его взрослей, так как лавка его отца была клубом таганрогских обывателей. Знанию жизни помогло и то, что он с шестнадцати лет жил среди чужих, зарабатывал себе на хлеб, а затем в Москве еще студентом много толкался в "мелкой прессе", где человеческие недостатки и пороки не очень-то скрываются. К тому же чуть не с первых курсов стал работать летом в земских больницах. Долг перед семьей был для Чехова святым: "Отец и мать - единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук..."

5-й чтец. Однако обстановка в семье была сложной. У отца был вспыльчивый, крутой характер, от которого нередко страдали жена и дети. Но воспитание - великое дело. И могучая власть чеховской педагогики коснулась и отца, не говоря уже о братьях и сестре. Характерно, что в письме к тридцатилетнему брату Николаю двадцатишестилетний Антон объясняет, что такое воспитание (март, 1886 год):

Каждый пункт письма читается первым, вторым и т. д. чтецами.

"Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:

1. Они уважают человеческую личность, всегда снисходительны, мягки, уступчивы...

2. Они уважают чужую собственность, а потом платят долги.

3. Не лгут даже в пустяках. Они не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...

4. Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие...

5. Они не суетны...

6. Если имеют в себе талант, то уважают его... Они жертвуют для него всем. Они брезгливы".

7-й чтец. "Они воспитывают в себе эстетику... Им нужна от женщины не постель... Им, особенно художникам, нужны свежесть, изящество..." И так далее.

Тут нужны беспрерывные дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля...

Это письмо интересно не только как назидание. Из него можно понять, как воспитывал себя Антон Павлович и как требователен был к себе. Оно также объясняет многие стороны его характера. Например, ему не свойственны были выспренность и многозначительность. "Возвышенные слова" его раздражали. Когда один знакомый пожаловался ему: "Антон Павлович! Что мне делать? Меня рефлексия заела!" Он ответил: "А вы поменьше водки пейте".

3-й чтец. Однажды его посетили три пышно одетые дамы, наполнив комнату шумом шелковых юбок и запахом крепких духов? Они заговорили о политике и начали "ставить вопросы":

Роли дам распределяются между чтецами-девушками.

- Антон Павлович! А как вы думаете, чем кончится война?

Антон Павлович покашлял и тоном серьезным и ласковым ответил:

- Вероятно - миром...

- Ну да, конечно! Но кто же победит? Г реки или турки?

- Мне кажется, победят те, которые сильнее...

- А кто по-вашему сильнее? - наперебой спрашивали дамы.

- Те, которые лучше питаются и более образованны...

- А кого вы больше любите - греков или турок?

Антон Павлович ласково посмотрел... и ответил с любезной улыбкой:

- Я люблю мармелад... А вы любите?

3-й чтец. Он терпеть не мог таких слов, как "красиво", "сочно", "красочно". И возмущался вычурностью московских модернистов. "Какие они декаденты! Они здоровеннейшие мужики! Их бы в арестантские роты отдать!.. Все это новое... искусство - вздор... Ново только то, что талантливо".

4-й чтец. Он любил повторять, что человек, который не работает, всегда будет чувствовать себя пустым и бездарным. "Праздная жизнь не может быть чистою", - так говорит доктор Астров у Чехова. Сам же он работал, даже когда слушал. Его записные книжки полны сюжетов, схваченных на лету. Иногда он вынимал из стола записную книжку и, подняв лицо и блестя стеклами пенсне, говорил: "Ровно сто сюжетов! Да-с, милсдарь! Не вам чета, молодым! Хотите, парочку продам?"

Какие сюжеты он предпочитал? Простые. Например, профессор узнает, что болен неизлечимой болезнью, и ведет дневник своих последних месяцев. Чехова поразил контраст между трагизмом надвигающейся смерти и обыденностью последних поступков человека. Так родилась "Скучная история".

5-й чтец. Еще сюжет. Человек, у которого колесом вагона отрезало ногу, беспокоится, что в сапоге, надетом на отрезанною ногу, 21 рубль. Или: Икс, бывший подрядчик, на все смотрит с точки зрения ремонта и жену себе ищет здоровую. Н. прельщает его тем, что при всей своей громаде идет тихо, плавно, все, значит, в ней на месте.

6-й чтец. Сюжеты его просты и ненадуманны. Он берет их из жизни. Вот, к примеру, "Майонез". Чиновник брал взятку. В самый момент грехопадения вошел его начальник и подозрительно впился глазами в его кулак, в котором лежала благодарственная кредитка. Чиновник ужасно смутился.

- Послушайте! - обратился он к просителю, разжимая кулак. - Вы забыли что-то у меня в кулаке!

7-й чтец. Когда козел бывает свиньей?

Повадился к нашим козам чей-то козел ходить, - рассказывает один помещик. - Мы взяли и побили его. Он продолжал все-таки ходить. Мы его выпороли и к хвосту его палку привязали. Но и это не помогло. Подлец все еще продолжал лазить к нашим козам. Хорошо же! Мы его поймали, насыпали ему в нос табаку и вымазали скипидаром. После этой экзекуции он не ходил три дня, а потом опять начал ходить. Ну, не свинья ли он после этого?

1-й чтец. Примерная находчивость.

Петербургский репортер N. N., обозревая прошлогоднюю мануфактурную выставку, остановил между прочим свое внимание на одном павильоне и начал что-то записывать.

- Это не вы обронили четвертную? - обратился к нему хозяин павильона, подавая ему бумажку.

- Я уронил две четвертные! - нашелся репортер.

Экспонент изумился такой находчивостью и подал ему другую четвертную.

Это не анекдот, а быль.

2-й чтец. Будучи врачом, он мог наблюдать людей в самые отчаянные и кризисные моменты. Болезнь и нищета не лгут. Человек представляется Чехову существом страдающим и часто в своей гнусности близким животному.

Ему доводилось видеть мужика с пропоротым вилами животом; женщину, обварившую кипятком ребенка ненавистной соперницы; он записывает: когда живешь дома, в покое, то жизнь кажется обыкновенною, но едва вышел на улицу и расспрашиваешь, например, женщин, то жизнь - ужасна.

Но, если жизнь ужасна, как вынести ее самому и как помочь другим? Прежде всего активным состраданием. Ни один писатель не действовал так активно, как Чехов - врач и советчик. Он пытался облегчить людские страдания. Кстати, доктором он был превосходным. Живя в Мелихове, он обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Часто приходилось ходить пешком по осеннему бездорожью, по двое суток не ночевать дома.

Обращавшихся к нему за помощью Чехов лечил бесплатно.

Знания врача помогали ему в литературной работе. Чехов неоднократно повторял, что "медицина его жена, а литература - любовница". Поэтому при всей поэтичности ум его был прежде всего аналитическим, и смотрел он на вещи и на людей как врач: "Так, например, простой человек смотрит на луну и умиляется, как перед чем-то ужасно загадочным и непостижимым... Но астроном не может иметь на этот счет дорогих иллюзий... И у меня, - ибо я доктор, - их не много... И мне, конечно, очень жаль, потому что это иссушает жизнь".

3-й чтец. При всей аналитичности ума у Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Иначе бы и не получилось из него писателя. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой. И хотя его жизнь была нелегкой: он был долгое время беден и всегда болен, - никто не слышал, чтобы он жаловался. В дни его самых острых страданий окружающие ни о чем не догадывались. Когда его жалели, он переводил беседу на другую тему и с мягким задушевным юмором говорил о пустяках...

Да, Чехов оставил по себе самую добрую память. Стоит вспомнить и три школы, построенные им в селах Талеж, Новоселки, Мелихове, две из которых действовали до 1975 года, а теперь стали филиалами музея. Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом смысле этого слова.

4-й чтец. А его поездка на Сахалин была настоящим гражданским подвигом. Он и сам внутренне гордился ею. Гордился тем, что в его литературном гардеробе появилась книга в арестантском халате "Остров Сахалин". Она заставила правительство задуматься об этой далекой окраине и принять кое-какие меры. Мы упомянули о гордости, и сразу вспомнилась фраза писателя: "Горды только индюки". Она появилась в ответ, когда кто-то из журналистов назвал его гордым писателем. И в этой фразе тоже весь Чехов.

5-й чтец. Но вернемся к его милосердию, активному состраданию. Как они проявились в творчестве? В полной мере. В его писательской этике прежде всего. Он считает, что писатель должен изображать, а не судить. "Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: кража лошадей есть зло... Пусть судят присяжные заседатели, а мое дело показать только, какие они есть".

Главным в литературе он считал правильную постановку вопроса.

В "Анне Карениной" и в "Онегине" не решен ни один вопрос, но они вас вполне удовлетворяют, потому только, что все вопросы поставлены в них правильно".

Никакой многозначительности, никакой позы не потерпел он ни в литературе, ни в жизни. Жене писал за три месяца до смерти: "Ты спрашиваешь, что такое жизнь? Это все равно, что спросить: что такое морковка? Морковка есть морковка, и больше ничего не известно".

1-й чтец. Литература, с точки зрения Чехова, должна быть правдивой и честной, писатель должен быть подобен химику, "отрешиться от житейской субъективности и знать, что навозные кучи в пейзаже играют очень почтенную роль, а злые страсти так же присущи жизни, как и добрые".

Да, он любил только все настоящее, искреннее, органическое. В своих работах да и в жизни он никогда не говорил о себе, о своих вкусах, взглядах. Кстати, это привело к тому, что его долго считали беспринципным, необщественным. Но симпатии его были чрезвычайно устойчивы, определенны. И среди них первое место занимала естественность. Потому-то его и восхитила фраза из ученической тетрадки - "море было большое...".

5-й чтец. Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Сам был необыкновенно талантлив в общении, часто затевал импровизации. Так и видишь его в то время: высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло-карими веселыми глазами, магнетически влекущий к себе. К своей неугомонной веселости он приобщал всех. Например, сунуть московскому городовому в руки тяжелый арбуз, обернутый бумагой, и сказать: "Бомба!., неси в участок, да смотри осторожнее..." Или уверить до святости наивную молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного света происходят от помеси голубя с кошкой такой же окраски, живущей во дворе...

6-й чтец. А его письма? Возвращает он приятелю на время взятый у него сюртук и пишет: "Желаю, чтобы он у тебя женился и народил множество маленьких сюртучков". Или: "Если не приедете, то желаю вам, чтобы у вас на улице публично развязались тесемки..."

Разговаривая с близкими, Чехов часто заменял их имена фамильярными кличками, которые часто прилипали к ним на всю жизнь. Лику Мизинову он звал Канталупа, брата своего Александра - Финилюга, детородный чиновник; Николая - Косой, Кокоша, Мордокривенко, а какую-то девицу - Самоварочка. В его маленьких рассказах та же вакханалия веселости.

"Жалобная книга" (читается по ролям).

1-й чтец. Всех изумляли свобода и легкость, с которой могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество разнообразных рассказов. Через столько мировых катастроф, войны, революции прошла юмористика Чехова, да и только ли юмористика? В грусти он был так же могуч, как и в смехе. Вспомните хотя бы "Дом с мезонином" или "Даму с собачкой". Сколько сменилось литературных мод, а Чехов живет и живет себе, как прочная стальная конструкция, и заставляет нас так же смеяться и грустить над своими страницами, как и своих современников.

- Что же все-таки сделало его произведения вечными, неувядающими? Прежде всего, бесконечная влюбленность в жизнь, радость бытия. Это и придавало его художническому взгляду неповторимую новизну, свежесть. Для него интересно все: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться. Давайте раскроем его письма.

2-й чтец. "Роскошь природа! Так бы взял и съел ее!"

"Природа удивительна до бешенства и отчаяния... Подлец я за то, что не умею рисовать..."

"Был в парикмахерской и видел, как одному молодому человеку целый час подстригали бородку. Вероятно, жених или шулер".

Или вот как в двух строчках, мимоходом, Чехов заметил, что пение цыган "похоже на крушение поезда с высокой насыпи во время сильной метели: много вихря, визга и стука".

А вот впечатление, испытываемое юными мужскими сердцами при взгляде на красивую девушку:

"Передо мною стояла красавица, и я понял это с первого взгляда, как понимаю молнию". Или: "Проговорился нечаянно, что занимается литературой, причем покраснел так, как будто украл курицу".

3-й чтец. А вот какими словами выразил он любовь к Петру Ильичу Чайковскому: "Посылаю Вам и фотографию и книгу, и послал бы даже солнце, если бы оно принадлежало мне".

А сколько обобщений, верных замечаний найдем мы у Чехова. Из его книг мы узнаем, что все вообще люди, встающие рано, ужасные хлопотуны; что, женившись, мужчины вообще перестают быть любопытными; что доктора всегда сопят, когда выслушивают; что почти у всякой молодой женщины в присутствии незнакомого мужчины натянуто-равнодушный вид; что все вообще холодные люди не знают целомудрия.

4-й чтец. А театр Чехова? В чем его своеобразие? Как здесь проявилась личность автора? И тут он так же прост, как и во всем. Интрига сведена к минимуму. Текст в его пьесах важен не столько тем, что говорится, столько тем, о чем умалчивается. За ним стоит подтекст - "подводное течение”. Лишь изредка герой осмеливается кричать о своей боли и ярости: например, взрыв дяди Вани против мнимого светила. Большую роль играют паузы. Иногда один герой пускается в монолог, его перебивают со своим монологом - в жизни люди тоже не всегда умеют слушать друг друга.

Однажды (рассказывает Станиславский) он телеграфировал из-за границы, чтобы вычеркнуть в "Трех сестрах" великолепный монолог, где Андрей описывает, что такое жена с точки зрения опустившегося человека. Он заменил этот монолог лишь тремя словами: "Жена есть жена". И все было сказано.

"Высшим выражением счастья или несчастья, - писал он, - является чаще всего безмолвие: влюбленные понимают друг друга лучше, когда молчат".

Звучит музыка. Романс.

5-й чтец. В этом он подобен великим музыкантам, которые с помощью паузы вызывают или поддерживают волнение или дают необходимую передышку, чтобы перейти к другой теме. У Чехова паузы нередко заполнены музыкой. Кто-то из героев насвистывает, напевает, играет на гитаре. Замирают вдали звуки оркестра. В "Чайке" без конца поют романсы. В "Вишневом саде" слышатся грустные песни, щебет птиц, звук лопнувшей струны. Он предвещает несчастье: вишневый сад вырубают.

6-й чтец. В самом деле, пьеса Чехова - это музыкальная композиция. Он любил "Лунную сонату" Бетховена и "Ноктюрн" Шопена. Думается, что он хотел подчеркнуть своими пьесами грустную мелодию жизни вообще.

И задумчивую красоту, присущую ей. Его авторские ремарки удивительны. Это тоже - высокое искусство.

"Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи. Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно". "Вечер. Горит одна лампа под колпаком. Полумрак. Слышно, как шумят деревья и воет ветер в трубах. Стучит сторож".

7-й чтец. Приятно говорить о реализме в пьесах Чехова. Но он был тоже особым. Например, один из актеров предупреждает Чехова, шедшего на репетицию "Чайки" в Московский художественный театр, что за сценой будут квакать лягушки, трещать стрекозы, лаять собаки.

- Зачем это? - недовольным голосом спрашивает Антон Павлович.

- Реально, - отвечает актер.

- Реально, - повторяет Антон Павлович, усмехнувшись, и после маленькой паузы произносит: - Сцена - искусство. У Крамского есть одна жанровая картина, на которой великолепно изображены лица. Что, если на одном из лиц вырезать нос и вставить живой? Нос "реальный", а картина-то испорчена".

1-й чтец. Он не любил лишнее на сцене. Не выносил оживляющих жестов. Драма - внутри человека, считал Чехов, а не во внешних проявлениях. Внешние проявления - это случай. Пьесы Чехова "крепко сбиты". Сюжеты его могут уместиться в трех фразах: люди несчастны, их положение безысходно, но они хранят надежду на неведомое будущее. По музыкальности своих пьес Чехов - "Шопен в драматургии". Воспитательное значение их огромно. После них каждый задумается и спросит себя: так ли я живу? Какой должна быть моя жизнь? Как изменить ее к лучшему?

2-й чтец. Чехов писал, что большой писатель должен вести читателя к большой цели. Какую же цель ставит он? Вот его слова: "... свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником".

Это была его программа. Плюс активное сострадание. Плюс вера в человека и подлинное чувство любви. Оно легче всего, с точки зрения Чехова, обнаруживается в любви между мужчиной и женщиной: "То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, - писал Чехов, - быть может, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть".

Была ли в жизни Чехова хоть одна большая любовь?

"Любовь. - писал он в своей записной книжке, - это или остаток чего-то вырождающегося, бывшего когда-то громадным, или же это часть того, что в будущем разовьется в нечто громадное, в настоящем же оно не удовлетворяет, дает гораздо меньше, чем ждешь".

3-й чтец. Имя Чехова, как правило, связывают с четырьмя женщинами: Мизиновой, Комиссаржевской, Авиловой и Книппер.

Бунин утверждает, что истинную любовь Чехов испытал к Лидии Алексеевне Авиловой. С глубокой нежностью Бунин, хорошо знавший Авилову, описывает ее: "В ней было все очаровательно: голос, некоторая застенчивость, взгляд чудесных серо-голубых глаз...", у нее был "высокий рост, прекрасная женственность, сложение, прекрасная русая коса, все породистое, барское..." "Я любил с ней разговаривать, как с редкой женщиной, в ней было много юмора даже над самой собой, суждения ее были умны, в людях она разбиралась хорошо. И при всем этом она была очень застенчива, легко растеривалась, краснела..."

Она оставила воспоминания о Чехове, написанные с большим блеском, редкой талантливостью и необыкновенным тактом. Давайте раскроем их.

4-й чтец. Она встретилась с Чеховым впервые в доме своей старшей сестры в 1889 году, и только через три года их встреча повторилась (см.: Авилова Л. А. Рассказы. Воспоминания. М., 1984. - С. 123).

Диалог читается по ролям.

... Не кажется вам, что, когда мы встретились с вами три года назад, мы не познакомились, а нашли друг друга после долгой разлуки?

- Да... - нерешительно ответила я.

- Конечно, да. Я знаю. Такое чувство может быть только взаимное. Но я испытал его в первый раз и не мог забыть. Чувство давней близости. И мне странно, что я все-таки мало знаю о вас, а вы - обо мне.

- Почему странно? Разлука была долгая. Ведь это было не в настоящей, а в какой-то давно забытой жизни?

- А что же мы были тогда друг другу? - спросил Чехов.

- Только не муж и жена, - быстро ответила я.

Мы оба рассмеялись.

- Но мы любили друг друга. Как вы думаете? Мы были молоды... и мы погибли... при кораблекрушении? - фантазировал Чехов.

- Ах, мне даже что-то вспоминается, - смеясь, сказала я .

- Вот видите. Мы долго боролись с волнами. Вы держались рукой за мою шею.

- Это я от растерянности. Я плавать не умею. Значит, я вас и потопила.

- Я тоже плавать не мастер. По всей вероятности, я пошел ко дну и увлек вас с собой.

- Я не в претензии. Встретились же мы теперь как друзья".

1-й чтец. Прочитав воспоминания Авиловой, Бунин писал, что биографам Чехова придется серьезно считаться с ними, ибо, по его мнению, Чехов "любил Авилову, боялся за нее, любя, оберегал ее, не хотел разрушать семью, зная, какая она мать".

2-й чтец. Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости непреходящи.

4-й чтец. Это и есть та чистая жизнь, к которой Чехов указывает нам путь.

5-й чтец. Это и есть настоящая подлинная любовь к человеку.

Снова звучит "Песнь жаворонка" из "Времен года" П. И. Чайковского.

Писатель был полон творческих планов, но неизлечимая болезнь быстро подтачивала его физические силы.

Чехов видел, как быстро таяли его силы. Вот в этих условиях возник, оформился и был осуществлен замысел "Вишневого сада". Есть серьезные основание полагать, что "Вишневый сад" был завещанием писателя. Завещанием творческим. Писатель стремился в этом произведении поделиться с людьми самыми сокровенными мыслями о жизни, о прошлом, настоящем и будущем своей Родины. Премьера состоялась в Московском художественном театре 17 января 1904 года. Она была приурочена к 25 летнему юбилею его творческой деятельности. А через неполные шесть месяцев - 2 июля 1904 года - Антон Павлович скончался. Нет с нами писателя, прожившего всего 44 года. Но не потеряло актуальности и осуждение празднословия, бесхарактерности, паразитизма, как и чеховские призывы к самоотверженному труду во имя счастливого завтра. Все более актуальным становятся чеховская чуткость, человечность, его забота о совестливости и чувстве гражданской ответственности за все, что окружает человека, чеховская непримиримость к пошлости и несправедливости...

А чеховская мечта о человеке, в котором должно быть "все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли..." Долго будет она путеводной звездой человечества, и чем дальше, тем более яркой и зримой.

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 7, 8 класс по математике

Внеклассное мероприятие по географии 6, 7 класс

Внеклассное мероприятие в 6, 7 классе. Тема: История мороженого

Игра «Счастливый случай» для 5-8 классов

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класс по теме увлечения

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!