Внеклассное мероприятие по литературе, 7 класс. Жизнь и творчество Чехова
Музыкально-литературная гостиная «Уроки Чехова». Сценарий
Оформление. Выставка книг А. П. Чехова и литературы о нем. Два журнальных столика. На одном - портрет А. П. Чехова в молодости, пенсне, томик Чехова с рассказом "Жалобная книга", ручка, чернильница, листы бумаги. На стенде эпиграф:
"Мое святое святых - это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода - свобода от силы и лжи".
В вечере занято семь человек (их может быть и меньше). Они свободно двигаются по сцене, то присаживаясь к столику, то подходя к книжной выставке.
Инсценировка рассказа "Жалобная книга" свободная. Кое-какие записи выпущены. Каждая запись читается новым лицом. Используются реквизиты: тросточка, пенсне, шляпа и т. д.
Звучит музыка ("Песнь жаворонка" из "Времен года" П. И. Чайковского). На фоне музыки вступает первый чтец.
За короткую жизнь А. П. Чехов в своих рассказах и повестях сумел отобразить почти все стороны российской действительности 80-90-х годов прошлого века. Это свойство его творчества - удивительное. По обилию тем, которые он затронул, Чехову нет равных среди самых прославленных русских писателей.
И "малая форма", то есть коротенький рассказ, с внешне незатейливым сюжетом, но с очень глубоким содержанием, удалась особенно Чехову. Он общепризнанный мастер этого жанра, до сих пор непревзойденный в мире.
Удивительны также у Чехова юмор и сатира. Они выступают и в обособленном, "чистом" виде ("Хирургия", "Лошадиная фамилия"), и в сложном сочетании с раздумьями над смыслом жизни, ее трагическими сторонами. Он поражает достовернейшим воспроизведением будничной действительности, жизни простых людей, их стремлений, их судеб.
Непосредственное воздействие Чехова на читателя не встречает никаких помех: Чехов доходчив, предельно правдоподобен. Чехов изображал жизнь многообразного, пестрого "среднего" слоя в социальном укладе России, который занимал место между привилегированным дворянством и бесправным крестьянством; этот слой особенно интенсивно развивался в пореформенную эпоху - это разночинская интеллигенция: врачи, учителя, студенты, служащие, инженеры, писатели, артисты, чиновники, купечество. Чехов выбирал темы и сюжеты, лишенные какой- либо экзотики, всем знакомые, при всей их подчас анекдотичности.
И наконец, Чехов предоставляет полную возможность самому читателю делать выводы. Последнее особенно важно и составляет особый "секрет" таланта Чехова.
1-й чтец. "К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное... Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие: из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который вскрикнул, громко возмутился... Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен: очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других" ("Крыжовник", 1898).
2-й чтец. Эти слова были написаны почти сто лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них - весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым "человеком с молоточком", который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что "в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Он самый близкий из классиков к нам по времени, мироощущению и тому идеалу, который он выдвинул в своем творчестве.
3-й чтец. Но, чтобы понять Чехова-человека, не нужно представлять его себе таким, каким он выглядит на портретах последних лет: с утомленным лицом, в пенсне, делающим взгляд тусклым. Это не подлинный Чехов. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил всего 44 года. Лучше взгляните, каким Чехов был в двадцать лет. Искренний, смелый взгляд, бесстрашно устремленный на мир. Именно бесстрашно и правдиво рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг. Им восхищался Толстой. Музыкальной тонкостью чувств он напоминал Шопена. Это был не просто художник. Это был человек, который открыл для себя и без всякого догматизма предложил людям особый образ жизни и мышления. Иными словами, это был человек, который сделал себя сам.
4-й чтец. Родился Чехов на берегу Азовского моря, в уездном, глухом в ту пору городе Таганроге, в семье купца третьей гильдии. Мещанская бедность семьи, молчаливая мать, "истовый и строгий" отец, заставлявший по ночам старших сыновей петь в церковном хоре, мучивший их спевками поздними вечерами. Нередко он требовал, чтобы они сидели в качестве "хозяйского ока" в лавке. Правда, это сидение в лавке дает Антону раннее знание людей, делает его взрослей, так как лавка его отца была клубом таганрогских обывателей. Знанию жизни помогло и то, что он с шестнадцати лет жил среди чужих, зарабатывал себе на хлеб, а затем в Москве еще студентом много толкался в "мелкой прессе", где человеческие недостатки и пороки не очень-то скрываются. К тому же чуть не с первых курсов стал работать летом в земских больницах. Долг перед семьей был для Чехова святым: "Отец и мать - единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук..."
5-й чтец. Однако обстановка в семье была сложной. У отца был вспыльчивый, крутой характер, от которого нередко страдали жена и дети. Но воспитание - великое дело. И могучая власть чеховской педагогики коснулась и отца, не говоря уже о братьях и сестре. Характерно, что в письме к тридцатилетнему брату Николаю двадцатишестилетний Антон объясняет, что такое воспитание (март, 1886 год):
Каждый пункт письма читается первым, вторым и т. д. чтецами.
"Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:
1. Они уважают человеческую личность, всегда снисходительны, мягки, уступчивы...
2. Они уважают чужую собственность, а потом платят долги.
3. Не лгут даже в пустяках. Они не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...
4. Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие...
5. Они не суетны...
6. Если имеют в себе талант, то уважают его... Они жертвуют для него всем. Они брезгливы".
7-й чтец. "Они воспитывают в себе эстетику... Им нужна от женщины не постель... Им, особенно художникам, нужны свежесть, изящество..." И так далее.
Тут нужны беспрерывные дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля...
Это письмо интересно не только как назидание. Из него можно понять, как воспитывал себя Антон Павлович и как требователен был к себе. Оно также объясняет многие стороны его характера. Например, ему не свойственны были выспренность и многозначительность. "Возвышенные слова" его раздражали. Когда один знакомый пожаловался ему: "Антон Павлович! Что мне делать? Меня рефлексия заела!" Он ответил: "А вы поменьше водки пейте".
3-й чтец. Однажды его посетили три пышно одетые дамы, наполнив комнату шумом шелковых юбок и запахом крепких духов? Они заговорили о политике и начали "ставить вопросы":
Роли дам распределяются между чтецами-девушками.
- Антон Павлович! А как вы думаете, чем кончится война?
Антон Павлович покашлял и тоном серьезным и ласковым ответил:
- Вероятно - миром...
- Ну да, конечно! Но кто же победит? Г реки или турки?
- Мне кажется, победят те, которые сильнее...
- А кто по-вашему сильнее? - наперебой спрашивали дамы.
- Те, которые лучше питаются и более образованны...
- А кого вы больше любите - греков или турок?
Антон Павлович ласково посмотрел... и ответил с любезной улыбкой:
- Я люблю мармелад... А вы любите?
3-й чтец. Он терпеть не мог таких слов, как "красиво", "сочно", "красочно". И возмущался вычурностью московских модернистов. "Какие они декаденты! Они здоровеннейшие мужики! Их бы в арестантские роты отдать!.. Все это новое... искусство - вздор... Ново только то, что талантливо".
4-й чтец. Он любил повторять, что человек, который не работает, всегда будет чувствовать себя пустым и бездарным. "Праздная жизнь не может быть чистою", - так говорит доктор Астров у Чехова. Сам же он работал, даже когда слушал. Его записные книжки полны сюжетов, схваченных на лету. Иногда он вынимал из стола записную книжку и, подняв лицо и блестя стеклами пенсне, говорил: "Ровно сто сюжетов! Да-с, милсдарь! Не вам чета, молодым! Хотите, парочку продам?"
Какие сюжеты он предпочитал? Простые. Например, профессор узнает, что болен неизлечимой болезнью, и ведет дневник своих последних месяцев. Чехова поразил контраст между трагизмом надвигающейся смерти и обыденностью последних поступков человека. Так родилась "Скучная история".
5-й чтец. Еще сюжет. Человек, у которого колесом вагона отрезало ногу, беспокоится, что в сапоге, надетом на отрезанною ногу, 21 рубль. Или: Икс, бывший подрядчик, на все смотрит с точки зрения ремонта и жену себе ищет здоровую. Н. прельщает его тем, что при всей своей громаде идет тихо, плавно, все, значит, в ней на месте.
6-й чтец. Сюжеты его просты и ненадуманны. Он берет их из жизни. Вот, к примеру, "Майонез". Чиновник брал взятку. В самый момент грехопадения вошел его начальник и подозрительно впился глазами в его кулак, в котором лежала благодарственная кредитка. Чиновник ужасно смутился.
- Послушайте! - обратился он к просителю, разжимая кулак. - Вы забыли что-то у меня в кулаке!
7-й чтец. Когда козел бывает свиньей?
Повадился к нашим козам чей-то козел ходить, - рассказывает один помещик. - Мы взяли и побили его. Он продолжал все-таки ходить. Мы его выпороли и к хвосту его палку привязали. Но и это не помогло. Подлец все еще продолжал лазить к нашим козам. Хорошо же! Мы его поймали, насыпали ему в нос табаку и вымазали скипидаром. После этой экзекуции он не ходил три дня, а потом опять начал ходить. Ну, не свинья ли он после этого?
1-й чтец. Примерная находчивость.
Петербургский репортер N. N., обозревая прошлогоднюю мануфактурную выставку, остановил между прочим свое внимание на одном павильоне и начал что-то записывать.
- Это не вы обронили четвертную? - обратился к нему хозяин павильона, подавая ему бумажку.
- Я уронил две четвертные! - нашелся репортер.
Экспонент изумился такой находчивостью и подал ему другую четвертную.
Это не анекдот, а быль.
2-й чтец. Будучи врачом, он мог наблюдать людей в самые отчаянные и кризисные моменты. Болезнь и нищета не лгут. Человек представляется Чехову существом страдающим и часто в своей гнусности близким животному.
Ему доводилось видеть мужика с пропоротым вилами животом; женщину, обварившую кипятком ребенка ненавистной соперницы; он записывает: когда живешь дома, в покое, то жизнь кажется обыкновенною, но едва вышел на улицу и расспрашиваешь, например, женщин, то жизнь - ужасна.
Но, если жизнь ужасна, как вынести ее самому и как помочь другим? Прежде всего активным состраданием. Ни один писатель не действовал так активно, как Чехов - врач и советчик. Он пытался облегчить людские страдания. Кстати, доктором он был превосходным. Живя в Мелихове, он обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Часто приходилось ходить пешком по осеннему бездорожью, по двое суток не ночевать дома.
Обращавшихся к нему за помощью Чехов лечил бесплатно.
Знания врача помогали ему в литературной работе. Чехов неоднократно повторял, что "медицина его жена, а литература - любовница". Поэтому при всей поэтичности ум его был прежде всего аналитическим, и смотрел он на вещи и на людей как врач: "Так, например, простой человек смотрит на луну и умиляется, как перед чем-то ужасно загадочным и непостижимым... Но астроном не может иметь на этот счет дорогих иллюзий... И у меня, - ибо я доктор, - их не много... И мне, конечно, очень жаль, потому что это иссушает жизнь".
3-й чтец. При всей аналитичности ума у Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Иначе бы и не получилось из него писателя. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой. И хотя его жизнь была нелегкой: он был долгое время беден и всегда болен, - никто не слышал, чтобы он жаловался. В дни его самых острых страданий окружающие ни о чем не догадывались. Когда его жалели, он переводил беседу на другую тему и с мягким задушевным юмором говорил о пустяках...
Да, Чехов оставил по себе самую добрую память. Стоит вспомнить и три школы, построенные им в селах Талеж, Новоселки, Мелихове, две из которых действовали до 1975 года, а теперь стали филиалами музея. Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом смысле этого слова.
4-й чтец. А его поездка на Сахалин была настоящим гражданским подвигом. Он и сам внутренне гордился ею. Гордился тем, что в его литературном гардеробе появилась книга в арестантском халате "Остров Сахалин". Она заставила правительство задуматься об этой далекой окраине и принять кое-какие меры. Мы упомянули о гордости, и сразу вспомнилась фраза писателя: "Горды только индюки". Она появилась в ответ, когда кто-то из журналистов назвал его гордым писателем. И в этой фразе тоже весь Чехов.
5-й чтец. Но вернемся к его милосердию, активному состраданию. Как они проявились в творчестве? В полной мере. В его писательской этике прежде всего. Он считает, что писатель должен изображать, а не судить. "Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: кража лошадей есть зло... Пусть судят присяжные заседатели, а мое дело показать только, какие они есть".
Главным в литературе он считал правильную постановку вопроса.
В "Анне Карениной" и в "Онегине" не решен ни один вопрос, но они вас вполне удовлетворяют, потому только, что все вопросы поставлены в них правильно".
Никакой многозначительности, никакой позы не потерпел он ни в литературе, ни в жизни. Жене писал за три месяца до смерти: "Ты спрашиваешь, что такое жизнь? Это все равно, что спросить: что такое морковка? Морковка есть морковка, и больше ничего не известно".
1-й чтец. Литература, с точки зрения Чехова, должна быть правдивой и честной, писатель должен быть подобен химику, "отрешиться от житейской субъективности и знать, что навозные кучи в пейзаже играют очень почтенную роль, а злые страсти так же присущи жизни, как и добрые".
Да, он любил только все настоящее, искреннее, органическое. В своих работах да и в жизни он никогда не говорил о себе, о своих вкусах, взглядах. Кстати, это привело к тому, что его долго считали беспринципным, необщественным. Но симпатии его были чрезвычайно устойчивы, определенны. И среди них первое место занимала естественность. Потому-то его и восхитила фраза из ученической тетрадки - "море было большое...".
5-й чтец. Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Сам был необыкновенно талантлив в общении, часто затевал импровизации. Так и видишь его в то время: высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло-карими веселыми глазами, магнетически влекущий к себе. К своей неугомонной веселости он приобщал всех. Например, сунуть московскому городовому в руки тяжелый арбуз, обернутый бумагой, и сказать: "Бомба!., неси в участок, да смотри осторожнее..." Или уверить до святости наивную молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного света происходят от помеси голубя с кошкой такой же окраски, живущей во дворе...
6-й чтец. А его письма? Возвращает он приятелю на время взятый у него сюртук и пишет: "Желаю, чтобы он у тебя женился и народил множество маленьких сюртучков". Или: "Если не приедете, то желаю вам, чтобы у вас на улице публично развязались тесемки..."
Разговаривая с близкими, Чехов часто заменял их имена фамильярными кличками, которые часто прилипали к ним на всю жизнь. Лику Мизинову он звал Канталупа, брата своего Александра - Финилюга, детородный чиновник; Николая - Косой, Кокоша, Мордокривенко, а какую-то девицу - Самоварочка. В его маленьких рассказах та же вакханалия веселости.
"Жалобная книга" (читается по ролям).
1-й чтец. Всех изумляли свобода и легкость, с которой могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество разнообразных рассказов. Через столько мировых катастроф, войны, революции прошла юмористика Чехова, да и только ли юмористика? В грусти он был так же могуч, как и в смехе. Вспомните хотя бы "Дом с мезонином" или "Даму с собачкой". Сколько сменилось литературных мод, а Чехов живет и живет себе, как прочная стальная конструкция, и заставляет нас так же смеяться и грустить над своими страницами, как и своих современников.
- Что же все-таки сделало его произведения вечными, неувядающими? Прежде всего, бесконечная влюбленность в жизнь, радость бытия. Это и придавало его художническому взгляду неповторимую новизну, свежесть. Для него интересно все: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться. Давайте раскроем его письма.
2-й чтец. "Роскошь природа! Так бы взял и съел ее!"
"Природа удивительна до бешенства и отчаяния... Подлец я за то, что не умею рисовать..."
"Был в парикмахерской и видел, как одному молодому человеку целый час подстригали бородку. Вероятно, жених или шулер".
Или вот как в двух строчках, мимоходом, Чехов заметил, что пение цыган "похоже на крушение поезда с высокой насыпи во время сильной метели: много вихря, визга и стука".
А вот впечатление, испытываемое юными мужскими сердцами при взгляде на красивую девушку:
"Передо мною стояла красавица, и я понял это с первого взгляда, как понимаю молнию". Или: "Проговорился нечаянно, что занимается литературой, причем покраснел так, как будто украл курицу".
3-й чтец. А вот какими словами выразил он любовь к Петру Ильичу Чайковскому: "Посылаю Вам и фотографию и книгу, и послал бы даже солнце, если бы оно принадлежало мне".
А сколько обобщений, верных замечаний найдем мы у Чехова. Из его книг мы узнаем, что все вообще люди, встающие рано, ужасные хлопотуны; что, женившись, мужчины вообще перестают быть любопытными; что доктора всегда сопят, когда выслушивают; что почти у всякой молодой женщины в присутствии незнакомого мужчины натянуто-равнодушный вид; что все вообще холодные люди не знают целомудрия.
4-й чтец. А театр Чехова? В чем его своеобразие? Как здесь проявилась личность автора? И тут он так же прост, как и во всем. Интрига сведена к минимуму. Текст в его пьесах важен не столько тем, что говорится, столько тем, о чем умалчивается. За ним стоит подтекст - "подводное течение”. Лишь изредка герой осмеливается кричать о своей боли и ярости: например, взрыв дяди Вани против мнимого светила. Большую роль играют паузы. Иногда один герой пускается в монолог, его перебивают со своим монологом - в жизни люди тоже не всегда умеют слушать друг друга.
Однажды (рассказывает Станиславский) он телеграфировал из-за границы, чтобы вычеркнуть в "Трех сестрах" великолепный монолог, где Андрей описывает, что такое жена с точки зрения опустившегося человека. Он заменил этот монолог лишь тремя словами: "Жена есть жена". И все было сказано.
"Высшим выражением счастья или несчастья, - писал он, - является чаще всего безмолвие: влюбленные понимают друг друга лучше, когда молчат".
Звучит музыка. Романс.
5-й чтец. В этом он подобен великим музыкантам, которые с помощью паузы вызывают или поддерживают волнение или дают необходимую передышку, чтобы перейти к другой теме. У Чехова паузы нередко заполнены музыкой. Кто-то из героев насвистывает, напевает, играет на гитаре. Замирают вдали звуки оркестра. В "Чайке" без конца поют романсы. В "Вишневом саде" слышатся грустные песни, щебет птиц, звук лопнувшей струны. Он предвещает несчастье: вишневый сад вырубают.
6-й чтец. В самом деле, пьеса Чехова - это музыкальная композиция. Он любил "Лунную сонату" Бетховена и "Ноктюрн" Шопена. Думается, что он хотел подчеркнуть своими пьесами грустную мелодию жизни вообще.
И задумчивую красоту, присущую ей. Его авторские ремарки удивительны. Это тоже - высокое искусство.
"Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи. Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно". "Вечер. Горит одна лампа под колпаком. Полумрак. Слышно, как шумят деревья и воет ветер в трубах. Стучит сторож".
7-й чтец. Приятно говорить о реализме в пьесах Чехова. Но он был тоже особым. Например, один из актеров предупреждает Чехова, шедшего на репетицию "Чайки" в Московский художественный театр, что за сценой будут квакать лягушки, трещать стрекозы, лаять собаки.
- Зачем это? - недовольным голосом спрашивает Антон Павлович.
- Реально, - отвечает актер.
- Реально, - повторяет Антон Павлович, усмехнувшись, и после маленькой паузы произносит: - Сцена - искусство. У Крамского есть одна жанровая картина, на которой великолепно изображены лица. Что, если на одном из лиц вырезать нос и вставить живой? Нос "реальный", а картина-то испорчена".
1-й чтец. Он не любил лишнее на сцене. Не выносил оживляющих жестов. Драма - внутри человека, считал Чехов, а не во внешних проявлениях. Внешние проявления - это случай. Пьесы Чехова "крепко сбиты". Сюжеты его могут уместиться в трех фразах: люди несчастны, их положение безысходно, но они хранят надежду на неведомое будущее. По музыкальности своих пьес Чехов - "Шопен в драматургии". Воспитательное значение их огромно. После них каждый задумается и спросит себя: так ли я живу? Какой должна быть моя жизнь? Как изменить ее к лучшему?
2-й чтец. Чехов писал, что большой писатель должен вести читателя к большой цели. Какую же цель ставит он? Вот его слова: "... свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником".
Это была его программа. Плюс активное сострадание. Плюс вера в человека и подлинное чувство любви. Оно легче всего, с точки зрения Чехова, обнаруживается в любви между мужчиной и женщиной: "То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, - писал Чехов, - быть может, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть".
Была ли в жизни Чехова хоть одна большая любовь?
"Любовь. - писал он в своей записной книжке, - это или остаток чего-то вырождающегося, бывшего когда-то громадным, или же это часть того, что в будущем разовьется в нечто громадное, в настоящем же оно не удовлетворяет, дает гораздо меньше, чем ждешь".
3-й чтец. Имя Чехова, как правило, связывают с четырьмя женщинами: Мизиновой, Комиссаржевской, Авиловой и Книппер.
Бунин утверждает, что истинную любовь Чехов испытал к Лидии Алексеевне Авиловой. С глубокой нежностью Бунин, хорошо знавший Авилову, описывает ее: "В ней было все очаровательно: голос, некоторая застенчивость, взгляд чудесных серо-голубых глаз...", у нее был "высокий рост, прекрасная женственность, сложение, прекрасная русая коса, все породистое, барское..." "Я любил с ней разговаривать, как с редкой женщиной, в ней было много юмора даже над самой собой, суждения ее были умны, в людях она разбиралась хорошо. И при всем этом она была очень застенчива, легко растеривалась, краснела..."
Она оставила воспоминания о Чехове, написанные с большим блеском, редкой талантливостью и необыкновенным тактом. Давайте раскроем их.
4-й чтец. Она встретилась с Чеховым впервые в доме своей старшей сестры в 1889 году, и только через три года их встреча повторилась (см.: Авилова Л. А. Рассказы. Воспоминания. М., 1984. - С. 123).
Диалог читается по ролям.
... Не кажется вам, что, когда мы встретились с вами три года назад, мы не познакомились, а нашли друг друга после долгой разлуки?
- Да... - нерешительно ответила я.
- Конечно, да. Я знаю. Такое чувство может быть только взаимное. Но я испытал его в первый раз и не мог забыть. Чувство давней близости. И мне странно, что я все-таки мало знаю о вас, а вы - обо мне.
- Почему странно? Разлука была долгая. Ведь это было не в настоящей, а в какой-то давно забытой жизни?
- А что же мы были тогда друг другу? - спросил Чехов.
- Только не муж и жена, - быстро ответила я.
Мы оба рассмеялись.
- Но мы любили друг друга. Как вы думаете? Мы были молоды... и мы погибли... при кораблекрушении? - фантазировал Чехов.
- Ах, мне даже что-то вспоминается, - смеясь, сказала я .
- Вот видите. Мы долго боролись с волнами. Вы держались рукой за мою шею.
- Это я от растерянности. Я плавать не умею. Значит, я вас и потопила.
- Я тоже плавать не мастер. По всей вероятности, я пошел ко дну и увлек вас с собой.
- Я не в претензии. Встретились же мы теперь как друзья".
1-й чтец. Прочитав воспоминания Авиловой, Бунин писал, что биографам Чехова придется серьезно считаться с ними, ибо, по его мнению, Чехов "любил Авилову, боялся за нее, любя, оберегал ее, не хотел разрушать семью, зная, какая она мать".
2-й чтец. Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости непреходящи.
4-й чтец. Это и есть та чистая жизнь, к которой Чехов указывает нам путь.
5-й чтец. Это и есть настоящая подлинная любовь к человеку.
Снова звучит "Песнь жаворонка" из "Времен года" П. И. Чайковского.
Писатель был полон творческих планов, но неизлечимая болезнь быстро
Чехов видел, как быстро таяли его силы. Вот в этих условиях возник, оформился и был осуществлен замысел "Вишневого сада". Есть серьезные основание полагать, что "Вишневый сад" был завещанием писателя. Завещанием творческим. Писатель стремился в этом произведении поделиться с людьми самыми сокровенными мыслями о жизни, о прошлом, настоящем и будущем своей Родины. Премьера состоялась в Московском художественном театре 17 января 1904 года. Она была приурочена к 25 летнему юбилею его творческой деятельности. А через неполные шесть месяцев - 2 июля 1904 года - Антон Павлович скончался. Нет с нами писателя, прожившего всего 44 года. Но не потеряло актуальности и осуждение празднословия, бесхарактерности, паразитизма, как и чеховские призывы к самоотверженному труду во имя счастливого завтра. Все более актуальным становятся чеховская чуткость, человечность, его забота о совестливости и чувстве гражданской ответственности за все, что окружает человека, чеховская непримиримость к пошлости и несправедливости...
А чеховская мечта о человеке, в котором должно быть "все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли..." Долго будет она путеводной звездой человечества, и чем дальше, тем более яркой и зримой.
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по географии 6, 7 класс
Внеклассное мероприятие в 6, 7 классе. Тема: История мороженого
Внеклассное мероприятие для 6, 7 класс по теме увлечения
Нет комментариев. Ваш будет первым!