Внеклассное мероприятие по географии, 8 класс
Внеклассное мероприятие по географии для школьников 7-9 класса. Театрализованное представление на тему: Путешествие Магеллана
Цели и задачи: расширить кругозор и повысить интерес к учебе, предмету географии; познакомить учащихся с историей географического открытия Фернана Магеллана; показать, как с течением времени расширялся географический кругозор человека; развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: на стене сцены изображение корабля «Виктория»; портрет Ф. Магеллана; карта с обозначением маршрута путешествия Ф. Магеллана; на плакатах высказывания А. С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно»; «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости»; музыкальное сопровождение.
Действующие лица:
Ведущий
(можно использовать фонограмму с записью слов ведущего)
Король
Королева
Священник
Вельможа
Магеллан (Магальянш - настоящая фамилия)
Карл V
Фонсека
Картахена
2 офицера
6 моряков Пигафетта Малаец Энрике
Есть два разряда путешествий.
Один - пускаться с места вдаль,
Другой - сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
(А. Твардовский.)
Ход представления
На фоне шума моря звучат слова ведущего.
Ведущий. «Наступят дни, через много веков океан разрушит оковы вещей, и огромная явится взорам земля... и новые Тифис откроет моря, и Фула не будет пределом Земли...»
Сцена 1.
Королева. Сир, двор уже не хочет и не может обходиться как на кухне, так и в погребе без индийских специй. А женщинам требуется все больше благовоний Аравии - дразнящего муската, приторной амбры, розового масла.
Священник. Сир, еще больший спрос на заморские товары предъявляет католическая церковь, ибо ни одно из миллиардов зернышек ладана не выросло на европейской земле.
Король. Да, мне уже подали прошения аптекари нашей столицы. Они ведь являются постоянными покупателями прославленных индийских специй - опия, камфары, драгоценной камедистой смолы.
Надо что-то предпринимать. Созвать совет - мой приказ таков.
Уходят.
Ведущий. Бесконечно велико было в те времена расстояние между Востоком и Западом. Ценность обыкновенного перца
была столь устойчива, что многие города и государства расплачивались им как благородным металлом: на перец можно было приобретать земельные участки, перцем выплачивали приданое.
Сцена 2.
Входит вельможа.
Вельможа. Государь, к Вам синьор Магальянш.
Король. Магальянш? Опять что-нибудь просить собрался для своих кораблей. Ну что же, пусть заходит.
Магеллан. Мой государь! (Кланяется.) Вот уже 5-й месяц как я вернулся со своей командой из Индии, где долгие 6 лет мы верой и оружием служили португальской короне. Для Вас, о Великий государь, мы завоевали Индию и Малакки.
Прошу Вас, дайте мне корабль, который будет под моим командованием находить новые земли.
Король (недовольным голосом). Капитан! Я благодарю вас за службу. Но мы не в состоянии сейчас исполнить вашу просьбу, у государства немало других забот.
Магеллан (рассерженно). Ах, другие заботы! Ну что же, я покидаю Вас, Ваше Величество.
Раскланявшись, уходит.
Ведущий. Оскорбленный Магеллан (а это был именно он) покинул родину и отправился в Испанию. Но это было не главной причиной. В Испании он надеялся осуществить свой проект поиска западного нуги в Азию к «островам пряностей». Из далеких своих походов он приехал с идеей о якобы существующем проливе между Атлантическим океаном и Южным морем к югу от Бразилии.
Сцена 3.
Звучит испанская музыка.
Карл V. Ввиду того, что вы, Фернан де Магеллани, рыцарь, уроженец Португальского королевства, намерены сослужить нам великую службу, в пределах коих находится предоставленная нам часть океана, повелеваем мы, чтобы с этой целью с вами было заключено соглашение.
(Обращается к Фонсеке.) Великий инквизитор Фонсека, объясните рыцарю его обязанности.
Фонсека. Вам надлежит действовать успешно, дабы открыть ту часть океана, коя заключена в отведенных нам пределах. Я по милости и по воле своей обещаю, что на первые десять предстоящих лет мы никому не будем давать разрешения плыть по тому же пути с намерением совершить те же открытия, кои вами были задуманы.
Магеллан. Прошу предоставить мне флотилию из 5 небольших кораблей: «Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион», «Викторию» с командой в 265 человек.
Фонсека. Хорошо, команду вы можете набирать сами.
Магеллан уходит.
Фонсека (обращается к королю). Капитаном «Сант-Антонио» станет Хуан Картахена, знатный дворянин. Он будет королевским контролером экспедиции.
Король. Вы правы, Ваше Преосвященство, в экспедиции должен быть свой человек.
Фонсека. А молодой Пифагетта, итальянец, который недавно появился при дворе, просится в эту экспедицию историографом.
Король. Это полезное дело. Пусть пишет.
Звучит музыка, соответствующая морской теме.
Сцена 4.
Магеллан. Мы только месяц как вышли в море. А между мной и вами появились разногласия.
Картахена. Да, адмирал. Мы требуем, чтобы вы согласовывали курс хотя бы со мной. Ведь меня поставили королевским контролером экспедиции.
Магеллан. Ваша обязанность - следовать днем за моим флагом, а ночью за моим фонарем.
Картахена. Это возмутительно. Это недопустимо.
Магеллан. Возьмите Картахена под стражу и посадите на «Викторию». Я назначу на «Сан-Антонио» другого капитана.
Ведущий. В конце ноября флотилия достигла Бразилии, а в начале января 1520 года устья Ла-платы. Магеллан около месяца исследовал берега Ла-платы и, конечно, не нашел прохода в Южное море. Далее простиралась неведомая пустынная земля... Никто из капитанов и команды не знал, какой это удар нанесло адмиралу.
Звуки моря.
Магеллан (за столом). Карта Мартина Бехайма неправильна. Сообщение португальских кормчих о якобы открытом ими проливе - опрометчивый вывод. Обманчивы были донесения, на которых я построил весь план кругосветного плавания. Если этот пролив вообще существует, то он должен быть расположен южнее. Но взять курс на юг - не значит плыть в теплые края. Февраль и март по ту сторону экватора не являются, как в родных широтах, концом зимы, а являются, наоборот, ее началом.
Сцена 5.
Магеллан (обращается к команде). Приближается зима. Я по праву адмирала решил остановиться на зимовку в бухте Сан-Хулиан.
Офицеры:
Кесаде. Нет, мы не согласны.
Мендос. Поворачивайте к мысу Доброй Надежды.
Кесаде. Не пойдем неизведанным путем.
Мендос. Давай веди нас к Мосуккским островам.
Кесаде. Бунтовать! Бунтовать! Не пойдем!
Мендос. Не пойдем.
Магеллан. Кто со мной?
Офицеры выходят.
Магеллан. Взять бунтовщиков. Кесаде отрубить голову, Мендоса четвертовать, а Картахена высадить на пустынный берег.
Звучит «Реквием» Моцарта.
Пигафетта. Без малого 5 месяцев удерживает холод флотилию в унылой, злосчастной бухте Сан-Хулиан. К месту зимовки подходили индейцы. Однажды утром на прибрежном холме показалась фигура странного человека. Он отличался таким гигантским ростом, что мы едва достигали ему до пояса. Был он хорошо сложен, лицо широкое, размалеванное красными полосами. Короткие волосы выбелены. Испанцы стали называть этих людей патагонцами (большеногие), а их страну - Патагонией.
Магеллан. Неизвестность, неизвестность. Но я считаю, надо идти вперед и открыть то, что обещал. Приказываю послать в юго-западный проход пролива лодку.
1-й моряк. Слушаюсь, капитан.
Тревожная музыка.
1-й моряк. Капитан, капитан! Посланная лодка вернулась с известием о том, что моряки видели мыс и открытое море.
Магеллан и команда радуются.
Магеллан. Все сбылось! Я нашел путь в другое неведомое море. Но где же корабль «Сан-Антонио», посланный в юго- восточный проход пролива?
2-й моряк. Капитан корабля «Сан-Антонио» дезертировал и увел корабль в Испанию.
1-й моряк. Боюсь, адмирал, он оклевещет Вас.
Магеллан. Пусть! Главное дело моей жизни сделано! Мы должны продолжить плавание. Выходим 20 октября.
Моряки. Да, адмирал. Мы с Вами.
Ведущий. Словно призраки, мертвенно бледные, исхудалые бродят люди. Почти все болели цингой, 19 человек умерло. Дабы не умереть с голоду, мы стали есть куски воловьей кожи, приходилось каждый кусок вывешивать за борт на 4 или 5 дней, дабы немного ее размягчить.
Магеллан. Мы плывем уже 60 дней - и все еще не видно земли! Ошибочными оказались все расчеты, сделанные на родине. Я считаю, что мы давно уже миновали Цыпангу (Японию), а на деле пройдена только треть неведомого океана, которому я из-за царящего безветрия нарекаю имя - Тихий.
Ведущий.
Вот океан, как мальчик спит,
Чуть-чуть бормочет и сопит.
Но что случилось? Посмотри,
Что за беда? Ах да!
Там синий спрут к киту прилип,
Мелькают тени странных рыб,
И высоко над головой
Играет луч морской травой,
Ползет звезда, и врылся краб
В морское дно десятком лап.
Моряк. Адмирал, мы видим островки.
Магеллан. Давайте причалим к ним и узнаем, какой народ там живет.
Малаец Энрике. Адмирал, я не понял ни слова из того, что пытались сказать нам туземцы. Могу смело утверждать, что это не малайские наречия.
Магеллан. Главное, мы сделаем эти острова провинцией императора Карла.
Ведущий. Вследствие своих ошибочных расчетов Магеллан совершил открытие - Филиппинские острова.
Магеллан. Я сделал вывод - между Америкой и тропической Азией лежит гигантское пространство, гораздо шире Атлантического океана. Оказалось, что большая часть поверхности океана земного шара занята не сушей, а океаном. Именно здесь, на островах, мне становится ясно - цель достигнута, мое дело закончено. Плывя с востока, я снова вступил в круг малайских языков. Мой подвиг завершился в минуту, когда впервые на вечные времена было доказано: тот, кто неуклонно плывет по морю - вслед ли за солнцем, навстречу ли солнцу, - неизбежно вернется к месту, откуда он плыл. Земля круглая, ибо человек обогнул ее!
Сцена 6.
Вельможа. К правителю города Себу адмирал испанского флота.
Магеллан. Ваше Величество, я пришел со своей командой в Ваш город и был поражен порядками настоящего цивилизованного мира. Позвольте просить Вас принять христианскую веру, чтобы смело войти в большой свет.
Вельможа (с приказом). Правитель Себу принял предложение уважаемого адмирала креститься со всей своей семьей и подданными.
Пигафетта. На правах покровителя новых христиан Магеллан вмешался в междоусобную войну на островке Мактан. В ночь на 27 апреля 1521 года он отправился гуда с 60 людьми на лодках.
Звучит музыка боя. Изображается сцена боя. Слышны крики «Вперед!».
1-й моряк. Там, у селения, нас ожидали и атаковали три отряда. С лодок начали стрельбу по нас, но стрелы и даже мушкетные пули на таком расстоянии не могли пробить деревянных щитов, которыми прикрывались нападающие. Магеллан приказал поджечь селение. Это разъярило мактанцев, и они стали осыпать чужеземцев стрелами и камнями, кидать в них копья.
2-й моряк (крича). Наши, за исключением 6 или 8 человек, оставшихся при капитане, немедленно обратились в бегство.
3-й моряк. Узнав капитана, на него накинулось множество людей, но все же он продолжал стойко держаться.
4-й моряк. Пытаясь вытащить меч, он обнажил его только наполовину, так как был ранен в руку бамбуковым копьем.
5-й моряк. Один из нападающих ранил его в левую ногу. Капитан упал лицом вниз, и тут же его закидали железными и бамбуковыми копьями и начали наносить удары тесаками до тех пор, пока не погубили наш свет, нашу отраду, нашего истинного вождя.
6-й моряк. Он все время оборачивался назад, чтобы посмотреть, успели ли мы все погрузиться в лодки.
Все выходят на сцену.
Пигафетта. После гибели Фернана Магеллана злопамятные испанцы, участники мятежа, предали группу моряков- португальцев, бросив их на произвол судьбы в племени. Так закончилась экспедиция под руководством Магеллана.
Ведущий. Но имя великого мореплавателя и первооткрывателя осталось в веках. Память о нем, как и о многих путешественниках, отдавших жизнь на благо Земли, будет вечна.
Путешествие Магеллана доказало шарообразность Земли. Были установлены почти полностью контуры всех обитаемых материков, открыты два ранее неизвестных материка и один - самый большой - океан. Мореплаватели исследовали огромные пространства всех четырех океанов и установили, что все они соединены между собой проливами, составляя единый Мировой океан. Великие географические открытия дали новый обширный материал для многих отраслей знания: истории, этнографии, ботаники, зоологии. Все эти открытия оплачены дорогой ценой жизнями лучших мореплавателей, людей мужественных и упорных, способных преодолевать голод и жажду, нестерпимую жару и лютые морозы, жестокие штормы и мятежи малодушных. Каждое из открытий было подвигом.
Я над утренним морем стою
И под шум его думаю думу свою:
Вот каким должен быть
Человек настоящий -
Необъятный душой, как оно,
Как простор этот, вечно шумящий,
Мчащий бурные волны в разгоне безбрежном.
Должен быть он и ласково-нежным,
Словно море летней зарей.
И таким после жизни своей
Будет в памяти жить он людской.
Автор: А. В. Филонова
Похожие статьи:
Игра по географии «Звездный час», 5 класс
Внеклассное мероприятие по географии, 8 класс. Поэтическое путешествие по Петербургу
Внеклассное мероприятие по географии 6, 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!