Сценарий праздника «Кузьминки» для школьников 5-6 класса
Разработка праздничного классного часа для учащихся 5-6 классов «Посиделки на Кузьминки»
Цели: познакомить с народными традициями и обрядами; рассказать о народном празднике «Кузьминки»; приобщить детей к народным традициям.
Класс убран празднично: плакаты «Кузьминки - об осени поминки» и с изображением скоморохов; вдоль доски столы с русскими полотенцами, деревянной и глиняной посудой, куклами в русских костюмах, куклами Кузьмой и Демьяном; горшочки с разными кашами, печеньем, петушками на палочке, самовар.
Ход классного часа
Ведущая. Праздник «Кузьминки» - традиционный русский народный праздник, который отмечался 14 ноября как день проводов осени и встречи зимы, как день, когда отмечали завершение работ в поле и огороде и приступали к делам домашним. Главные герои этого праздника - Кузьма и Демьян - покровители ремесел, ремесленники. В народе они слыли кузнецами - бессребрениками, которые ходили по селам, помогали людям, а платы не брали, творя добро от души. Народ назвал их святыми и считал покровителями кузнечного искусства и женского рукоделия. С Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимались за пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше: «Батюшка Кузьма- Демьян! Сравняй меня позднюю с ранней!» Ученые пишут, что раньше наши прапрабабушки трудились не разгибая спины: чтобы соткать за 6 месяцев по три холста в 50 метров длиной, надо было проводить за ткацким станком 12-15 часов в день. Поэтому зимой и прялка, и ткацкий станок были неразлучны с женщиной. Даже когда осенними и зимними вечерами девушки шли на посиделки, они могли начать игры и танцы лишь после того, как иссякали их принесенные из дому «уроки» - пряжа, которую обязательно надо было спрясть, и только потом развлекаться - петь, играть, шутить, плясать, то есть посиделки начинались после выполнения работы по рукоделию. А начать веселье, не завершив «урока», считалось немыслимым делом. Праздник Кузьмы и Демьяна был сигналом начала молодежных посиделок.
На 3 дня Кузьминок девушки снимали помещение, устраивали ссыпчину и принимали парней. Полагалось каждой девушке принести из дома что-нибудь съестное в сыром виде. Нередко они обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша и куриная лапша. Праздновала Кузьминки молодежь «до света», причем парни, расправившись с приготовленными угощениями, отправлялись воровать соседских кур. К кражам такого рода крестьяне относились снисходительно и бранились только для порядка. Именно так праздновала Кузьминки молодежь.
А что происходило на посиделках, как молодые парни и девчата проводили посиделки, мы постараемся разыграть сейчас и думаем, что вы не будете просто зрителями, а будете веселиться и играть вместе с нами.
Итак, посиделки на Кузьминках!
Хозяйка.
Тара, тара, та-ра-ра,
Идут девки со двора.
Песни петь да плясать –
Зиму радостно встречать!
Девочки (входят). Здравствуй, хозяюшка!
Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать! Проходите дружно в нашу светлицу: уроки делать, хороводы водить, петь да веселиться.
Девочки рассаживаются на скамейке.
Девочки. У хозяюшки у нашей супрядна была гуртовая. Что ты, хозяюшка, нам прясть дашь?!
Хозяйка. Старым старушкам шерсти клочок, а красным молодушкам белый ленок.
Раздает льняную пряжу, и девочки прядут, исполняя песню «Прялица».
Девочки. Чем же нас сегодня, хозяюшка, потчевать будешь?
Хозяйка. Кашей пшенной с молоком да куриною лапшой. (Ставит блюда на стол.)
Стук в дверь; две девочки подбегают, открывают дверь и вводят ряженого - Кузьму-Демьяна.
Девочки. Кузьма-Демьян! Кузьма-Демьян пришел! Встречаем тебя хорошенько, угостим на славу.
Начинают водить вокруг него хоровод на мотив «Во кузнице».
1-я девочка.
Кузьма-Демьян молодец,
Кузьма-Демьян удалец.
2-я девочка.
Тебе мы песню поем.
Тебе мы честь отдаем.
1-я девочка.
Станем мы тебя хвалить, не ругать,
Станем мы тебя хвалить, не бранить.
2-я девочка.
Приведи нам зимушку морозную!
Приводи нам зимушку с заносами!
Стук в дверь, девушки радостно перешептываются.
Хозяйка.
Проходи, честной народ,
Не пыли дорожки.
Добры молодцы идут
Погулять немножко.
Мальчики. Здравствуй, хозяюшка!
Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, не стесняйтесь! Мир вам, гости долгожданные, что явились в добрый час, встречу теплую, желанную мы готовили для вас!
Молодежь рассаживается, перемаргивается, начинает острословить.
1-й парень.
Девочки, беляночки,
Где вы набелились?
1-я девочка.
Мы вчера коров доили,
Молоком умылись.
2-й парень.
Вы послушайте, девчата,
Нескладуху буду петь:
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
2-я девочка.
Ехал Ваня на баране,
Нова дудочка в кармане,
Ваню бабушка любила,
Кашей масляной кормила.
3-й парень.
Настя-Настенька,
Плюшевая кошка,
Сиди дома не гуляй,
Веретенцами играй.
3-я девочка.
Федорок с вершок,
Голова с горшок,
Шапка колышком,
Ноги бревнышком.
4-я девочка.
А мы умницы, мы разумницы,
Просто знает нас наша улица!
Девчонки, а ну давайте запоем частушки!
1. У меня на сарафане
Петушки да петушки.
Скоро вырасту большая,
Приезжайте, женишки!
2. Сарафан мой, сарафан,
Огненные маки,
Первый раз из-за меня
На деревне драки.
3. У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа –
Косолапы женихи.
4. У меня на сарафане
Голубые бантики.
Меня в этом сарафане
Любят наши мальчики.
Мальчики.
5. Если так, сейчас уходим,
Обойдемся и без вас.
Не нужны нам хороводы,
Только видели вы нас.
Все девочки.
6. Чтобы печка разгоралась,
Надо жару поддавать.
Чтоб частушка легче пелась,
Надо пляской помогать!
Частушки доплясывают все и рассаживаются.
Хозяйка.
Сяду с вами я на лавку,
Вместе с вами посижу.
Да загадки слушать буду –
Очень уж я их люблю.
Девушки и парни поочередно называют загадки. Зрители отгадывают.
Загадки
• Текло, текло и легло под стекло. (Вода и лед.)
• Чем больше верчусь, тем больше толстею. (Веретено.)
• В огне не горит, в воде не тонет. (Лед.)
• Скатерть бела, весь свет одела. (Снег.)
• Я вода, да по воде и плаваю. (Лед.)
• Бело покрывало на земле лежало.
Лето пришло - оно все сошло. (Снег.)
• Маленькое, кругленькое, а за хвост не поднять. (Клубок.)
• Голубой платок, алый клубок по платочку катается, людям улыбается. (Солнце на небе.)
• Гуляет в поле - да не конь,
Гуляет на воле - да не птица. (Вьюга, метель.)
• Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга.)
• Шкаф большой, дверцы маленькие, кладут белое, вынимают черное. (Печь и дрова.)
• Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)
Далее ведущая предлагает зрителям самим называть из зала загадки.
Ведущая.
Кузьминки - встреча зимы.
Кузьминки - об осени поминки.
«Кузьма и Демьян - кузнец - кует лед на земле и на водах» - так гласят народные поговорки об этом празднике проводов осени и встречи зимы. Ребята, давайте послушаем стихи русских поэтов о зиме.
2 чтеца читают стихи Пушкина, Некрасова, приглашают желающих из зала читать стихи.
Девушка оглашает приметы русского народа, связанные с днем 14 ноября.
Приметы:
• Снежный день обещает будущей весной большой разлив.
• Если на Кузьмодемьяне лист остается на дереве, то на другие дни будут морозы.
• Кузьма закует, а лишь Михайло раскует. (Часто на 21 ноября бывает оттепель).
• Демьянов путь - не путь, а только перепутье.
• Не заковать реку зиме без Кузьмодемьяна.
Хозяйка. Порадовали вы меня! Многое знаете! Ну а какой же праздник без игры?! Давайте играть!
Игры проводят ребята сами, где надо - показывают.
Игра «Перышко»
Участвуют 10-20 человек. Играющие образуют 2 круга. По сигналу в каждом круге подбрасывают вверх перышко или пушинку. Игроки начинают дуть на свое перышко, чтобы оно не падало. Выигрывает тот круг, у кого перышко продержалось на воздухе дольше.
Игра «Удочка»
Играющих 10-20 человек. Все становятся в круг. Один идет в середину с веревочкой, к концу которой привязан мешочек с песком или тряпичный мячик. Он начинает крутить «удочку» над полом под ногами играющих. Играющие должны подпрыгивать, чтобы их не задела «удочка». Тот, кого «удочка» заденет, считается пойманным на удочку и выходит на место среднего.
Игра «Петушиный бой»
Двое играющих, заложив руки за спину и прыгая на одной ноге, толкаются плечами и стараются заставить друг друга стать на обе ноги. Тот, кто первым не выдержит и станет на 2 ноги, - проигрывает. Толкаясь, можно увертываться.
Игра «Бой петухов»
(как продолжение предыдущей игры)
Играющие составляют 2 шеренги, которые строятся одна напротив другой, на расстоянии 3 шагов. По знаку руководителя все отделяют одну ногу от земли, пригнув ее назад. Затем, делая подскоки на 1 ноге, каждый старается толкнуть стоящего напротив него игрока другой шеренги. Если тот не сохранит равновесие - станет на обе ноги или упадет, то он выходит из строя.
Та шеренга, которая выведет другую из строя, - выигрывает.
Игра «Уголки»
Участвуют 5 игроков: четверо занимают углы, а один - в центре. Задача ребят в углах - постоянно перемещаться, меняясь друг с другом. Задача центрального - во время перебежки занять место в уголке. Кто прозевает свой угол - становится в центр.
Ведущая. Вот и промчались наши посиделки. Именно так проводили их на Кузьминки парни и девчата. Мы благодарим всех участников, всех вас за активность, смекалку, веселье!
Хозяйка. Гости дорогие, а мы ведь не можем просто так расстаться, не отведав праздничных блюд: каши пшенной с молочком, печеньем да конфетами-петушками. Угощайтесь, гости дорогие!
Парни и девушки раздают ложки, горшочки с кашей, все дружно едят, с печеньем и конфетами.
Хозяйка.
Вот настал момент прощаться,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: «До свиданья.
До счастливых новых встреч!»
Все ряженые.
Приходи, зима, приходи
С морозами трескучими,
С вьюгами сыпучими,
С ветрами завьюжными,
С метелями дружными,
С Рождеством, Колядой,
С Масленицей молодой!
Хозяйка. Чем богаты, тем и рады.
Милости просим еще!
Кланяется и уходит.
Автор: В. Ю. Суслина
Похожие статьи:
Конспект беседы о защите прав потребителей для школьников 5-7 класса
Сценарий осеннего бала в школе для 5-8 классов интересный
Русские посиделки. Сценарий фольклорного праздника для детей, 5-6 класс
Конкурсная программа для школьников по культурно-историческому наследию
Нет комментариев. Ваш будет первым!