Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конкурсная программа для школьников по культурно-историческому наследию

Этнографическо-фольклорный конкурс для детей «Преданья старины глубокой...»

Цель: приобщение учащихся к культурно-историческому наследию своего народа, привлечение к коллективному творчеству.

Задачи: воспитание в школьниках уважение к историческому и культурному прошлому своего народа; почитание его традиций и обычаев.

Подготовительная работа: разработка сценарного плана проведения мероприятия и его согласования с классными руководителями тех классов, которые примут участие в игре;

• формирование состава жюри, обсуждение с его членами ряда организационных вопросов (дата проведения мероприятия, шкала баллов и т. п.);

• объявление о предстоящем конкурсе: по школьному радио или красочный плакат вывешивается на видном месте в школьном вестибюле, с указанием точной даты и времени проведения, участников игры;

• формирование групп поддержки, задача которой не только морально поддерживать команды, но и заполнять паузы отдельными номерами художественной самодеятельности в моменты совещания жюри;

• приобретение дипломов и памятных сувениров;

• оформление помещения для проведения мероприятия;

• назначение ответственных за проведение мероприятия;

• ознакомление ведущих (в костюмах скоморохов) со сценарным планом мероприятия, совместная с ними проработка отдельных вопросов.

План проведения мероприятия

В конкурсе участвуют две команды параллельных классов. В каждой из них равное количество игроков, например, пять девушек и пять юношей. Конкурс состоит из несколько разделов.

Первый раздел - ознакомительный.

Ведущий конкурса представляет жюри, в составе которого находятся историк, филолог, культуролог. Председатель жюри выступает с небольшим приветственным словом к игрокам. Далее идет представление команд: название, эмблема, девиз.

В качестве девизов могут быть использованы краткие поговорки, либо пословицы. Каждая команда высказывает пожелание своей сопернице (можно также поговоркой, либо пословицей), после чего командами на суд жюри представляется письменная тематическая работа: доклад, реферат, сообщение и т. п., выполненная коллективно. Конкурсантам дается по пять минут на защиту своей работы. Учитывается оригинальное оформление, форма подачи материала. Содержание должно полностью раскрывать тему работы.

Второй раздел. Конкурсанты отвечают на вопросы викторины и выполняют ряд заданий на фольклорно-этнографическую тематику.

Третий раздел. Показ домашних заготовок - номеров художественной самодеятельности.

Четвертый раздел. В русских забавах игроки должны продемонстрировать свою природную смекалку и выносливость.

Пятый раздел. Посвящается русским народным промыслам и ремеслам. Рассказ об одном каком-либо виде народного ремесла с обязательной демонстрацией предметов прикладного искусства, выполненного собственными руками (показ слайдов, иллюстраций и т. п.).

Заключительный раздел: подведение итогов конкурса, награждение победителей и участников игры дипломами и памятными сувенирами.

Оборудование и атрибуты: скоморошьи костюмы для ведущих; музыкальные инструменты - баян и балалайка; магнитофон с записью русских народных произведений; русские народные костюмы для конкурсантов.

Ход мероприятия

Раздел первый. Ознакомительный.

1. Представление команд-соперниц:

Команда «Веселые ребята».

Девиз: «Веселое слово - речи обнова...»;

 

Команда «Песняры».

Девиз: «Красна сказка складом, а песня ладом...»

Команда «Веселые ребята» (с пожеланиями соперникам). Игра игрою, а дело делом. Играй, играй, да дело знай!

Ответное слово команды «Песняры».

- Ваш намек нам невдомек!

Пожелание соперникам.

- Веселись, веселись, да смотри - с лавки не свались!

Ответное слово команды «Веселые ребята». Те же слова да не так бы молвить!

2. Команда «Веселые ребята» представляет и защищает реферат, темой которой является фольклористика. Примерное содержание реферата:

...Устное слово, древние рассказы, переходящие от поколения к поколению из уста в уста, были началом, из которого через тысячелетия выросли мифы, сказки и бывальщины, а затем и история, наука и литература.

Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость, народное знание». А если более конкретно, то фольклор - это устное народное творчество. Это все то, что создано нашими предками на протяжении многих веков: сказки, былины, народные сказания о богах (мифы), песни, загадки, пословицы и многое другое переданное устным путем.

Что это значит «устное народное творчество»? Каким образом «весь» народ сложил ту или иную сказку, песню? Конечно же, произведения народного творчества имеют своего реального автора, не могли же они складываться сами по себе. Каждое произведение создавалось конкретным человеком, имя которого со временем забывалось. Его же творение, удачно отвечающее настроениям и чувствам крестьянской среды, подхватывалось, запоминалось, передавалось от одного другому. Каждый старался внести при передаче что-то свое, на его взгляд более важное. В итоге авторское творение дополнялось, переделывалось, сокращалось и т. п. Поэтому о былине или песне, проделавшей такой путь, мы говорим: «она народная», потому что множество безвестных исполнителей внесло в нее что-то свое, освоило ее, как родную.

Вот какие признаки устанавливают ученые для определения того, можно ли считать го или иное произведение народным: оно должно родиться и жить в народной среде, отражать народное мировоззрение, оно должно забыть своего автора, должно быть много раз повторено устами народа - только такое произведение можно считать вошедшим в фольклор.

К примеру, напевает мать своей маленькой дочке колыбельную песенку, укачивая её в люльке. Пройдут годы, десятилетия. Подрастет дочка, у нее будут уже свои дети и, укачивая их, она вспомнит колыбельную, услышанную от своей матери в раннем детстве... Так, на протяжении нескольких поколений и звучит эта колыбельная, убаюкивая малышей своим старинным напевом.

Так же сохранились и дошли до нас, поколения XXI века, древние сказки о злой и коварной Бабе Яге, проказливом Лешем, о богатырях русских и их ратных подвигах. И мы их слушаем, затаив дыхание, так же, как и сотни лет назад слушали наши, тогда еще совсем юные, прапрадедушки и прапрабабушки.

Сегодня, в век продвинутых технологий и «всеобщей компьютеризации» живое общение людей друг с другом отходит на второй план. Человек живет в ускоренном бешеном ритме, на общение остается не так уж много времени: надо многое успеть узнать, сделать, да и общаться «в живую» отпадает особая необходимость. Телевизор вполне нам может заменить собеседника, очень даже удобного и ненавязчивого. Надоел, раз и выключил! Или переключил на другой канал, не извиняясь ни перед кем за резкую смену не совсем приятной беседы. Надоел телевизор, хочется пообщаться с другом - пожалуйста! Пару секунд и по телефону слышится знакомый голос.

Но как ни говори, никакая техника не может нам заменить живое общение с человеком, никакая техника не может передать его флюиды, ту особую энергетику, присущую только ему одному, которая доходит до нас быстрее сказанного вслух слова.

В давние же времена живое слово сближало, сплачивало народ. Чтобы узнать какую-либо новость или поделиться своей, обсудить возникшие проблемы, посоветоваться с мудрым собеседником, собирались вместе, чтобы «послушать, что люди добрые скажут да свое словечко молвить...». «Всем миром» коротали время долгими зимними вечерами за спорой работой, разговорами, веселой шуткой-прибауткой, разными сказками, занимательными и поучительными житейскими историями-бывальщинами.

Веками созданные творения наших предков несут в себе не только мудрость, но и передают важнейшие представления народа о таких жизненных ценностях, как семья, любовь, уважение и почитание старших, труд, родина, общественный долг.

Алексей Николаевич Толстой писал: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струп, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души, наполняла глубоким содержанием все его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Многие ученые изучали и изучают до сих пор духовное наследие, завещанное нам нашими предками. Собирать русский фольклор и записывать в книги стали сравнительно недавно, около трехсот лет назад. Большинство нам известных произведений в виде сказок, былин, загадок, пословиц, поговорок записано позднее - в XIX веке.

Перед учеными стоит задача - в этих записях нового времени найти остатки фольклора, созданного русским народом более тысячи лет тому назад. Наша задача, задача подрастающего поколения - не только знать свои корни, уважать, бережно хранить и передавать своим потомкам, но и постараться внести свой вклад в сокровищницу народного творчества.

Дополнительные вопросы к команде «Веселые ребята» по защите своей работы.

1. Какие древнерусские богатыри, прославленны в эпических песнях? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, гусляр Садко, богатыри Дюка Степанович и Василий Буслаев, пахарь Микула Селянович.)

2. Какому великому русскому писателю, поэту принадлежат знаменитые строки: «Сказка ложь, да в ней намек...»? (Александру Сергеевичу Пушкину.)

3. Известный литературно-исторический древнерусский памятник? (Старинная летопись «Слово о Полку Игореве».)

Слово для представления и защиты своей темы, которая называется «Этнография», предоставляется команде «Песняры».

...Фольклористика тесно связана и с другой, близкой ей, живой и интересной наукой - этнографией. Этнография занимается описанием и изучением быта различных народов, их хозяйства, промыслов, художественных ремесел, хозяйственных орудий и предметов домашнего обихода, одежды и оружия, верований, обрядов, игр. У каждой народности, в силу своих исторических и социальных условий развития, по разному складывался быт. Он имел свои особенности, что отражалось на жизни людей, оказывало влияние на развитие культуры.

Когда ученый воссоздает далекое прошлое какого-либо народа, он пользуется не только письменными сведениями об этом прошлом. Многое, что существовало даже в те времена, когда народы уже умели писать, исследователи узнают только по предметам быта, сохранившимся то в курганах и могилах, то на дне рек и морей. Под землей находят остатки целых городов, отдельных построек. Обломок посуды или оружия, золотое украшение, древний фундамент погибшего здания многое открывает опытному глазу исследователя. По этим следам он восстанавливает материальную культуру очень далеких времен.

Например, в ходе ряда археологических раскопок на территории нашей страны по предметам обихода древних славян, ученые установили, что первые гончарные изделия появились у нас в первом веке нашей эры (горшки, вылепленные руками из глины), а первый гончарный станок был изобретен значительно позже - в IX-X веках.

Удалось установить возраст русской печи. Оказывается, он определяется многими тысячелетиями. Назначением печи был не только обогрев крестьянского жилища и готовка еды, но и на ней спали, сушили продукты, одежду, а также она заменяла крестьянам баню.

С печью связано много народных обрядов и поверий. Считалось, что хозяин и хранитель дома - Домовой или, как его с почтением величали, Дедушка, жил за печью или в подпечье. Поэтому, чтобы его задобрить, хозяйки часто оставляли в печи лакомые кусочки, задабривая таким образом, «хозяина».

Много суеверий связано и с таким предметом домашнего обихода, как метла. Она не только служила хозяйкам для наведения чистоты в избе, но и отпугивала от дома разных «нечистей». Считалось, что если веник или метлу в перевернутом виде оставить около печи, то от дома можно отвадить злых и завистливых людей, колдунов. Если же в дом приходил неприятный гость, сразу же после его ухода, дабы избавиться от дальнейших его посещений, хозяйка мыла или «заметала» порог своего дома.

Память о культуре и традициях наших предков сохранилась не только благодаря устному народному творчеству, но и прикладному, например, резьбе по дереву. До сих пор сохранились до наших дней архитектурные памятники древнего зодчества в Архангельской, Новгородской, Вологодской, Костромской и других областях нашей необъятной Родины.

Замысловато переплетенное деревянное кружево, чудные орнаменты имели свое особое назначение. Они не просто служили украшением жилища человека, но и оберегом.

Большой интерес для ученых-этнографов представляет старинная одежда, национальные костюмы. Узоры на вышитой одежде таят в себе немало тайн. Это не просто украшение, а волшебные обереги, защищающие человека от болезней, бед и всякой нечисти. Например, вышитое поле в виде обычного ромба, в середине которого две скрещенные линии считался знаком плодородия. В свободных клеточках ромба крохотные точечки, означающие засеянное поле. Символы-знаки Солнца на вышивке похожи на обычные розетки, превратившиеся позже в цветы. Первый знак Солнца изображал непосредственно Солнце, а второй - его движение. Вышитое дерево с голубками на ветках означало Мировое дерево - самое первое дерево во всем мире, которое появилось посреди мирового океана. Ветви дерева объединяли время и пространство. Па его ветках сидели священные птицы - голуби, которые своими клювами доставали первую землю со дна океана и этим основали белый свет...

Дополнительные вопросы к команде «Песняры».

1. Известны ли вам центры народных промыслов, существующих и поныне? (Город Вологда до сих пор удивляет весь мир своими удивительными кружевами; город Холмогоры до сих пор славен резьбой по дереву; современные мастера города Семенова Нижегородской области известны великолепной хохломской росписью; город Торжок по-прежнему держит свою марку в золотом шитье.)

2. Родина промысла дымковской игрушки? (Заречная часть города Вятки - Дымково.)

3. Отгадайте старинную загадку:

Родился - вертелся, рос - вертелся.

Я ли не парился, я ли не жарился?

Всех любил, всех кормил,

А помер - без поминок в яму. (Гпиняный горшок.)

Во время совещания членов судейской команды участники групп поддержки исполняют номер художественной самодеятельности. После объявления результатов совещания, игра продолжается.

Раздел второй. Викторина.

Один из скоморохов объявляет следующее условие конкурса - быстро и правильно ответить на вопросы викторины:

Преданья старины глубокой

Хранят немалое для нас.

Не станем время же терять мы даром

И просветимся сей же час...

В викторине участвуют по три представителя от каждой команды. Ведущие по очереди задает игрокам вопросы. Они имеют право совещаться между собой, в случае затруднения с ответом имеют возможность один раз воспользоваться подсказкой своей команды. Если команда так же затрудняется с ответом, тот же вопрос повторно задается команде соперников, что, естественно, отражается на оценках.

- Аграрно-магические песни праздничного обхода дворов? (Колядки.)

- Большой календарный праздник, отмечающийся в день летнего солнцестояния, самого длинного дня в году? (Купало.)

- Три прославленных русских богатыря? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)

- Бог неба? (Перун.)

- Самая главная из ведьм? (Баба Яга.)

- Дух, хранитель, хозяин крестьянского жилища? (Домовой.)

- Устное народное творчество? (Фольклор.)

- Бог мира, примирения и согласия? (Ладонь, он же Лад, Ляд, Лиеда.)

- Вспомните фамилию известного русского композитора, корень которой «ляд»? (Лядов.)

- Самый шумный, веселый, долгий и сытный праздник на Руси? (Масленица.)

- Автор пословиц и поговорок? (Народ.)

- Писатель, ученый, великий подвижник, итогом жизни которого было создание «Толкового словаря живого русского языка»? (Владимир Иванович Даль.)

- Задорные припевки озорного, сатирического характера, часто сопровождаемые пляской? (Частушки.)

- Ржаной хлебушко чему дедушка? (Ржаной хлебушко - калачу дедушка.)

- Мужик, селянин, земледелец, крещенный человек? (Крестьянин.)

- Щепка, идущая на растопку и на свет? (Лучина.)

- Солнечное божество, бог плодородия? (Ярила.)

- В каких народных обрядах прославлялось солнечное божество? (Во время весеннего равноденствия устраивалась торжественная встреча Яриле, а в день летнего солнцеворота - его торжественные проводы.)

- Занятие ручной женской работой? (Рукоделие.)

- Деревянное устройство для прядение шерсти, приходящее в действие при помощи ноги? (Прялка.)

- Кусок распиленного и расколотого бревна для топки? (Полено.)

- Крестьянский ручной труд, работа, умение? (Ремесло.)

- Чем славится наш народ? (Русским гостеприимством.)

Конкурс. «Пословица неспроста молвится...»

Командам даются по четыре плаката, на которых выписана первая часть пословиц. Вторая часть выписана на других четырех плакатах и лежит на столе. Необходимо за пять минут правильно, по смыслу составить пословицу. Справившись с заданием, игроки поднимают плакаты в руки, тем самым показывая, что задание выполнено. Побеждает та команда, которая успешно справилась с заданием.

Задание 1-й команде:

Доброму слову — ...

Доброе начало - ...

Доброе дело - ...

Какие труды - ...

- такие и плоды;

- два века живет;

- не без конца;

- добрый ответ.

Ответ: «Доброму слову - добрый ответ»; «Доброе начало не без конца»; «Доброе дело два века живет»; «Какие труды - такие и плоды».

Задание 2-й команде:

Рожь поспела - ...

Ржаная каша - ...

Пока есть хлеб да вода — ...

Плох овес - ...

- сама себя хвалит;

- берись за дело;

- все не беда;

- наглотаешься слез.

Ответ: «Рожь поспела - берись за дело»; «Ржаная каша сама себя хвалит»; «Пока есть хлеб да вода - все не беда»; «Плох овес - наглотаешься слез».

В то время пока члены жюри совещаются между собой и подводят итоги, группа поддержки выступает с каким-либо самодеятельным номером.

Радел третий. Домашнее задание.

Команды показывают свои домашние заготовки. Это могут быть танцы, стихи, песни, частушки и т. п. В данном случае, одна из команд - «Песняры» - представляет на суд жюри и зрителей плясовые припевки под аккомпанемент баяна или балалайки. В исполнении юношей звучат задорные плясовые частушки, две-три девушки участвуют в «подтанцовке».

1-й скоморох.

Да, умел гулять народ...

Было, было дело.

Так плясал и песни пел,

Что земля гудела.

2-й скоморох.

Времена давно не те,

Праздники другие.

Но обычай старины

Помним, любим, чтим мы...

 

Плясовые припевки

Зазвени-ка, балалайка,

Вспомни молодость свою.

От души ты нам сыграй-ка,

Ну-ка, жару поддавай-ка!

 

Барыня ты моя, сударыня ты моя,

Пойдем плясать, пыль столбом поднимать!

 

Балалаечка, звени,

Струны мои звонкие.

Милка, бровки изогни,

Черные да тонкие!

 

Барыня ты моя, сударыня ты моя,

Голубка сизокрылая, подружка моя милая!

 

Ах вы, девоньки, не стойте,

Вы не стойте в стороне.

Ведь такого, как я парня,

Не найдешь в другой стране!

 

Барыня ты моя, сударыня ты моя,

Пойдем плясать, пыль столбом поднимать!

 

Я частушки пою

Да народ веселю.

Вот такой я весельчак,

Песни петь, плясать мастак!

 

Эх, барыня ты моя, сударыня ты моя,

Попросите меня, девки, спеть для вас еще припевки!

Я припевок много знаю,

До утра могу их петь.

Вы согласны меня, люди,

Еще часик потерпеть?!

Эх, барыня ты моя, сударыня ты моя,

Веселись, народ честной, пой, пляши! Пляши и пой!

Вторая команда «Веселые ребята» декламирует стихи с исполнением кадрили. В танце участвуют две-три пары. «Кавалеры» - в косоворотках, подпоясанные тонкими ремешками или поясками. На голове - фуражка, с прикрепленной к ней розочкой.

«Барышни» - в длинных в оборку юбках, приталенных ситцевых кофточка с длинным рукавом. На плечах - большие (в цветочный орнамент) платки.

Кадриль

Кадриль - старинный танец,

Любимый на Руси.

Через века, столетья

Танцуем теперь мы.

 

Умели наши деды

Душою отдохнуть:

И в поле поработать

И весело гульнуть.

 

Играй, гармонь веселая,

И балалайка пой,

Пройдись-ка, моя милая,

Я - следом за тобой.

 

«Какая пара славная!» -

Дивится весь народ.

«Вот удаль молодецкая

Красу свою ведет!»

 

Походочкою плавною

Манерно и легко

Танцует девка с парнем,

Соперницам назло...

 

Прошли года, столетья.

Не тот уже народ,

Но память он о предках

С любовью бережет.

 

И вот старинный танец,

Известный на Руси,

Через века, столетья

Танцуем теперь мы...

Исполняется танец «Кадриль», после чего жюри объявляет результаты конкурса.

Раздел четвертый. «Русские забавы».

«Перетягивание каната».

Ведущие-скоморохи объявляют о командном состязании между юношами.

1-й скоморох (обращаясь к командам). Где вы, парни-силачи?

2-й скоморох (пренебрежительно взмахнув рукой).

Да сидят все на печи,

Жуют пышки, калачи...

1-й скоморох (толкая в бок приятеля). Подожди, не стрекочи... (передразнивая).

На печи... калачи...

Где канат? Давай тащи!

Да парней играть зови...

2-й скоморох (вытянувшись по стойке «смирно», шутливо «отдавая честь» первому скомороху, обращается к юношам).

Ну, кто смелый? Выходи!

Силой всех нас удиви!..

Условие состязания: между командами соперников проведена черта. Взявшись за противоположные концы, игроки по знаку ведущего, начинают тянуть канат на себя. Та команда, которой удастся перетянуть соперника за черту, считается победительницей.

«Хозяюшка».

Пока юноши отдыхают после напряженного конкурса «перетягивания каната», в игру вступают девушки. По числу конкурсанток представлены предметы крестьянского обихода. Каждая девушка должна не только правильно назвать предмет, но и объяснив его прямое назначение, показать в действии. Каждый правильный ответ приносит команде дополнительное очко. Скоморохи объявляют о начале конкурса:

1-й скоморох.

Пока парии отдыхают,

В игру девицы вступают.

2-й скоморох (прихорашиваясь).

Все красотки - хоть куда!

Не отвесть от них глаза...

1-й скоморох (проводя перед глазами залюбовавшегося па девушек приятеля раскрытой ладонью).

Эй, приятель! Не зевай!

Что там дальше, объявляй...

2-й скоморох (ударяя себя по лбу).

Вот дубова голова...

Конкурс я не объявил,

Я о нем совсем забыл!

Ну-ка, девоньки мои,

Кто хозяйки - выходи...

Примерные атрибуты:

- Коромысло, с которым девушки, женщины в старину ходили по воду. Необходимо продемонстрировать.

- Гусиное крыло, которым, предварительно макнув в жир, хозяйки, смазывали сковороды, противни для выпечки;

- небольшая кукла выполненная из соломы, ниток, либо лоскутов - оберег, оберегала ребенка от дурного глаза, болезни, беды;

- ухват, которым хозяйка пользовалась во время приготовления пищи, нагревания воды. Чтобы не обжечь руки и не обвариться, ухватом брались горячие горшки и вытаскивались из печи;

- сундук служил для хранения верхней одежды, костюмов, приданного невесты и т. п. (то есть заменял крестьянам шкаф);

- светец - приспособление, куда вставлялась щепа (лучина) для освещения избы;

- вареная свекла, разрезанная на две половинки, заменяла девушкам, молодым женщинам румяна. Необходимо продемонстрировать;

- пяльцы, использовались для вышивки рукодельницами. Необходимо продемонстрировать: натянуть на пяльцы материал для вышивки;

- прялка (ножная), предназначена для прядения пряжи. Показ в действии;

- валенок, гребешок использовались молодыми девушками не всегда по назначению, например, во время рождественских гаданий «на суженого».

«Тараторки».

Тара-бара, растабара —

Две кумы у самовара.

Что и как? Почем, когда?

Ну, болтушки, вот беда...

Девушка должна быстро и четко протараторить свою поговорку рядом стоящей. Та, в свою очередь, другой и так далее. Победительницей считается та команда, девушки которой успешно справились с заданием и быстро, по очереди «протараторили» свою скороговорку.

Задание 1-й команде:

«Две товарки-тараторки тараторят во все глотки».

«Как у Жорки плодожорки все обгрызли помидорки».

Задание 2-й команде:

«Я на ярмарку ходила, бусы новые купила...

- А я красный сарафан, тятьке - новенький кафтан».

«Петушиный бой».

И вновь к состязанию приглашаются юноши. На этот раз им предстоит продемонстрировать свою ловкость и сноровку в «Петушином бою». Изображая драчливых петухов, скоморохи сзывают игроков:

«Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!» -

Кричит Петя через реку.

«Кто сразится со мной,

В честный петушиный бой?»

Два соперника становятся в очерченный круг друг против друга. Левой рукой они придерживают ногу, предварительно согнув ее в колене.

Цель игры: грудью наскакивая друг на друга, постараться вытолкать противника за черту, при этом оставаясь в кругу.

Далее жюри подводит и озвучивает итоги конкурса «Русские забавы».

Раздел пятый: «Скучен день до вечера, коли делать нечего...».

Ребята из команды «Песняры» исполняют песню «Оренбургский платок» и рассказывают о старинном промысле оренбургских рукодельниц:

«...Около двух веков назад возник в Оренбурге пуховязанный промысел. Путем длительного отбора и селекции была в этих местах выведена особая порода коз. Назвали ее «оренбургской». Со временем животные распространились по соседним районам, а слава об их пухе разлетелась по свету.

Вывозили оренбургских коз за границу. Только там через несколько лет пух у них исчезал, и они становились грубошерстными. Оказывается, для того, чтобы под козьей «шубой» образовывался мягкий и густой подшерсток, нужны жестокие морозы, ветры и снегопады. Именно такая погода держится зимой в предгорных степях Южного Урала.

Вяжут в оренбургских селах множество разных теплых вещей - кофты, варежки, свитеры, - но больше всего платков, шалей. Плотной, безузорной вязки или ажурной, с множеством разных рисунков, оренбургские платки славятся повсюду и не зря. Они и нарядные, и изящные, и теплые, и легкие. Каждый платок изумителен, неповторим. Вяжут их вручную, без трафарета. А ажурный орнамент - это всецело фантазия и мастерство вязальщицы.

В 1867 году паутинки - так называют ажурные платки - впервые были представлены па всемирной выставке в Париже. С тех пор они регулярно экспонируются за рубежом и получают высокие оценки посетителей и учредителей выставок.

В оренбургских селах не только любая женщина, но и каждая школьница умеет обращаться с веретеном и прялкой. Из поколения в поколение передаются секреты мастерства...»

Конкурсанты демонстрируют пуховые изделия ручной вязки, пуховые платки, шарфы, варежки и т. п.

Дополнительные вопросы к команде:

1. В чем особенности оренбургских вязанных изделий? (Качественность фактуры; каждое изделие - настоящее пуховое произведение искусств, уникальное и неповторимое; большой белый, тончайшей вязки платок, похожий на ажурное облако, без труда продевается и проходит через обручальное кольцо.)

2. Угадайте, о какой части женского гардероба идет речь (по словарю С. И. Ожегова): «Предмет одежды, кусок ткани, обычно квадратный или выходное изделие такой формы...»? (О платке.)

3. Какие старинные женские головные уборы вам известны? (Повойник, кокошник, шаль, полушалок, платок, косынка.)

Команда «Веселые ребята» рассказывает о декоративно-прикладном искусстве — граверно-медальерном.

«...Гравирование — древнейший способ обработки материала резанием. С камня, с кости, дерева или металла резцом, направляемым рукой мастера, снимаются частицы материала, и следом на поверхности возникает изображение.

Гравирование имеет многовековую историю. Уже в каменном веке первобытный человек с помощью кремневых резцов украшал орнаментами и рисунками орудия охоты и предметы быта, вырезал изображения животных на неподатливых каменных плитках, кусках кости и рога, на стенах пещер. В поздние эпохи истории ручное резание породило глиптику - искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, резец дал начало и монетному производству Древней Греции и Рима. Наивысшего развития искусство резания достигло в XV веке в эпоху итальянского Возрождения, подарив миру изящное искусство медали.

Ручное резание (художественное гравирование) - довольно сложный вид искусства. Но насколько оно сложно, в той же мере оно и привлекательно. Граверно-медальерное искусство было любимым увлечением не только многих живописцев, скульпторов, но и людей далеких профессий. Одна из русских цариц в качестве своего рукоделия избрала медальерную резьбу.

Первые произведения русского медальерного искусства относятся к X-XI векам. В этот период русские резчики стали изготовлять штемпели для чеканки золотых и серебряных монет киевских князей.

Наградные воинские медали своим рождением обязаны России. Их стали делать еще при Петре I, положив в основу старую русскую традицию жалования за ратные подвиги «золотыми». На протяжении нескольких десятилетий Россия была единственной страной, в которой произведения медальерного искусства служили массовыми воинскими наградами. Лишь ко времени наполеоновских войн примеру России последовали другие страны Европы.

На созданной в начале XIX века на Урале в городе Златоусте оружейной фабрике техника граверно-медальерного искусства успешно использовалась для декорирования холодного оружия. На всемирно-промышленных выставках в Лондоне в 1851 и 1862 годах изделия златоустовской фабрики завоевали бронзовые и серебряные медали. Императоры европейских государств стремились приобрести златоустовское оружие как художественную драгоценность.

Горный начальник златоустовских заводов и директор оружейной фабрики П. П. Аносов, создатель всемирно известной платинистой стали и литого булата для клинков, позаботился об организации в Златоусте производства стальных бытовых вещей - подносов, ларцов, столовых ножей и вилок, подсвечников и т. д. П. П. Аносову принадлежит также мысль применять для украшения стальных изделий самоцветные уральские камни.

Проникшая в Златоуст техника художественного гравирования на стали попала в надежные руки уральских умельцев, многие из которых работали дома и сбывали свою продукцию купцам- перекупщикам. ..»

Если нет возможности продемонстрировать граверные работы (ларчики, блюда, пепельницы и т. п.), можно рассказ сопроводить показом цветных слайдов, иллюстраций, открыток.

Дополнительные вопросы к команде:

1. Назовите наиболее крупные центры производства оригинальных художественных изделий из металла. (Ростовская финифть; Великоустюжское черневое серебро; Ювелирный промысел Костромской области.)

2. Приемы художественной обработки металла: гравировка, чеканка, ковка, литье, чернение, расписная эмаль, филигранна перегородчатая.

3. Разгадайте народную загадку:

Тит на работу вышел -

Каждый услышал. (Молоток.)

Заключительный раздел.

Подведение итогов и озвучивание результатов конкурса. Выступление с заключительной речью председателя жюри или культуролога. Награждение почетными дипломами, памятными сувенирами победителей и участников игры.

Дополнительный материал

Задания для знатоков русского фольклора и этнографии

Задания помогут учителю определить степень начитанности учащихся, расширят познания учащихся в данных областях.

Задание 1. Назовите великих мастеров русского слова, которые в своих произведениях использовали мифологические образы русского фольклора, праздники, обряды и т. п.

• А. С. Пушкин в стихотворениях «Русалка», «Домовому», «Песнь о вещем Олеге», поэма «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин» и др.;

• А. Н. Островский в пьесе «Снегурочка»;

• И. С. Тургенев в рассказе «Бежин луг»;

• М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Демон»;

• Н. В. Гоголь в книге «Вечера близ хутора Диканьки»;

• М. А. Булгаков в книге «Мастер и Маргарита»;

• В. А. Жуковский в балладе «Светлана»;

• Л. Н. Толстой в романе «Война и мир»;

• Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» и др.

Задание 2. Какой народный праздник описываются Лермонтовым в «Песне про купца Калашникова»?

...Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться.

И приехал царь с дружиною,

Со боярами и опричниками,

И велел растянуть цепь серебряную,

Чистым золотом в кольцах спаянную.

Оцепили место в двадцать пять сажен

Для охотницкого бою, одиночного.

И велел тогда царь Иван Васильевич

Клич кликал звонким голосом:

«Ой, уж где вы, добрые молодцы?

Вы потешьте царя нашего батюшку,

Выходите-ка во широкий круг;

Кто побьет кого, того царь наградит,

А кто будет бит, того бог простит!..»

Старинный праздник «Масленица»

- В какой старинный праздник согласно обычаю выпускали на волю пойманных певчих птиц? В Благовещенье (25 марта/7 апреля).

Задание 3. Ответьте на вопросы:

1. С какой целью на Руси водились хороводы? (В языческие времена целью хороводов было прогнать зиму, призвать хороший урожай, открыть сезон сватанья и свадеб.)

2. Почему непременным аксессуаром древнерусской одежды являлся пояс? (Понятие круга, и в частности ношение пояса издавна считался на Руси действенным средством борьбы с «нечистой силой». В древности великорусы носили пояс на голом теле и не решались снять его даже в бане.)

3. В произведении какого писателя описано магическое действие круга? (Магическое действие круга описано у Гоголя в сказке «Вий».)

4. Согласно старинным поверьям, что необходимо сделать при встрече с «нечистой силой»? (Наши пращуры в этих случаях накладывали на себя крест, то есть перекрещивались.)

5. Почему в славянские праздники, ярмарочные и базарные дни выводился медведь, а на шее язычники носили ожерелья из его когтей и зубов? (Славяне считали, что они произошли от рода медведя. Поэтому он почитался еще со времен родовой общины и назывался не иначе как «хозяином» леса. Считалось, что медведь прогонял злых духов, поэтому на праздники его водили по селению и заводили в дома. На шее язычники носили обереги из когтей и зубов животного, для того, чтобы зверь не напал на человека.)

6. Медведь - покровитель зверей, поэтому, когда человек приручил диких животных, медведь превратился в бога скота Волоса (Велеса) - «волохатого», то есть волосатого.

7. Почему на Руси издавна многие игрушки делались в виде глиняных свистулек? (Обычно такие игрушки пользовались большим спросом на празднике проводов зимы. Сам праздник назывался «Свистунья». В честь прихода весны устраивалась большая ярмарка, бродячие артисты показывали различные представления. Шум, гам, бойкие торги с шутками и прибаутками выливались во всеобщую радость и веселье. Заключив выгодную сделку, ударяли по рукам или присвистывали. Свист символизировал приход весны и считался средством противодействия злому началу, так же как и громкие крики и удары.)

Это интересно!

Люди научились писать примерно шесть тысяч лет тому назад, а бумагу стали делать только через четыре тысячи лет после этого.

Над входом в библиотеку, собранную в Фивах египетским фараоном Рамзесом Вторым (XII век до н. э.) была выбита надпись: «Аптека для души». Схожая мысль высечена на египетской надгробной плите. Составлена она в форме обращения к сыну: «Обрати свое сердце к книгам. Право, нет ничего выше книги...»

Со времени создания исторического документа «Слово о полку Игореве» прошло почти 200 лет. Кто автор этого древнего литературного памятника литературы? Ученые до сих пор не могут сойтись во мнении. Например, академик Б. А. Рыбаков уверен, что автором может быть только один из образованейших людей двенадцатого столетия - глава киевских бояр, военный деятель и дипломат Петр Бориславович.

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класс по теме увлечения

Внеклассное мероприятие 7, 8 класс по математике

Внеклассное мероприятие по географии 6, 7 класс

Внеклассное мероприятие в 6-7 классе ко Дню святого Валентина

Внеклассное мероприятие в 6, 7 классе. Тема: История мороженого

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!