Конкурсы по экономике для 5 класса
Конкурсная программа «Папа, мама, я - экономическая семья», 5 класс
Цели: привлечь внимание родителей к серьезности проблемы ориентирования детей в окружающей экономической жизни; способствовать развитию экономичности, рачительности и бережливости; воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
Оборудование: праздничное оформление кабинета; настольные таблички; кроссворды; карточки с вопросами.
Ход конкурсной программы
I. Вступительное слово классного руководителя.
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня, потому что есть важная тема, которая затрагивает не только родителей, но и детей. Это тема экономической адаптации наших детей в современном обществе.
Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни.
Человек осознает мотивы своего поведения, ставит перед собой конкретные цели, пытаясь достичь при этом наилучшего результата. Именно в этом и заключается основная задача экономики.
Общеизвестно, что благополучие человека и его семьи в решающей степени зависит от результатов его хозяйственной деятельности. Отсюда - глубокий интерес людей к экономике. При этом в процессе деятельности человек расширяет свой кругозор, повышает уровень своих знаний и квалификацию, становится специалистом. Формируется как личность, самореализуется и получает общественное признание.
Таким образом, экономическая сфера жизни не только связана с обеспечением основы существования человека, но и является источником его творческого, духовного и социального развития.
А развитие, как известно, начинается в детском возрасте. Поэтому нельзя не согласиться, что приобщение детей к экономическим знаниям - это позитивный путь роста будущих рачительных хозяев, экономистов, способных свободно ориентироваться в вопросах экономики и решать связанные с ней проблемы.
И сегодня я предлагаю вам, родители, поучаствовать в нашем экономическом празднике. Итак, «Папа, мама, я - экономическая семья».
II. Конкурсная программа-игра «Семья и экономика».
Родители и дети делятся на команды (семьи) по 4-6 человек.
В этой игре надо правильно распределить роли, обязанности членов семьи. Нужно создать уютный очаг, заботливо относиться к друг другу, уважать мнение другого человека, быть тактичным, научиться грамотно использовать в повседневной жизни экономические понятия.
Первый тур - «Приветствие».
Каждая команда-семья должна представиться, то есть показать свою визитную карточку. (5 баллов.)
Второй тур - «Роли».
С помощью жеребьевки необходимо распределить роли: мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка. Члены команды записывают свои роли, имя на табличке.
Третий тур - «Обязанности».
Распределить обязанности членов семьи в ходе обсуждения (обязанности записаны на карточках).
Кто будет выполнять эти обязанности?
• ходить в магазин за покупками;
• готовить еду;
• стирать;
• убирать, мыть посуду;
• зарабатывать деньги;
• распределять деньги;
• выносить мусор;
• выгуливать собаку;
• ухаживать за животными;
• отводить ребенка в детский сад;
• заниматься ремонтом мебели, сантехники;
• поливать цветы.
После распределения сравнить и обсудить, почему именно так распределили обязанности.
Четвертый тур - «Личное, семейное, государственное».
Каждой команде выдается комплект карточек с изображением предметов. Ведущий предлагает обсудить в группе-семье, какие из нарисованных предметов в действительности могут принадлежать семье, одному человеку, государству. (2 балла.)
Карточки с изображениями предметов:
Здание, автомобиль, диван, самолет, зубная щетка, учебники, карандаши, самокат, портфель, фотоаппарат, кастрюля, зонтик.
Пятый тур - «Очаг».
Нужно создать домашний очаг. Представьте, что у вашей семьи ничего нет, и вам необходимо сотворить уютный дом. (3 балла.)
Прочитайте перечень благ, которые необходимы для комфорта жилища и удовлетворения потребностей членов семьи. Установите последовательность приобретения этих ценностей.
• автомобиль;
• стиральная машина;
• телевизор;
• квартира;
• ковер;
• посуда;
• кровать;
• дача;
• гараж;
• кондиционер;
• компьютер;
• одежда;
• обувь;
• продукты.
По окончании необходимо обсудить, легко ли семья пришла к общему мнению. Что вызвало трудности? Почему семья сделала именно такой выбор?
Шестой тур - «Наши потребности».
Вспомните содержание сказки В. Катаева «Цветик- семицветик» и ответьте на вопросы (вопросы раздаются для каждой команды-семьи):
- Какие желания помог исполнить девочке Жене цветик- семицветик из сказки В. Катаева?
- Какое желание доставило ей самую большую радость?
- Какие потребности у девочки Жени?
«Вели, чтобы я была дома с баранками!
Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!
Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!
Вели, чтобы я сейчас же очутилась на нашем дворе!
Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!
Вели, чтобы игрушки поскорей убрались обратно в магазины!
Вели, чтобы Витя был здоров!»
- Для кого Женя просила исполнить свои желания? (Для себя, для других.)
- Если бы у вас был цветик-семицветик, какие бы желания вы загадали? Какие из них просили цветика исполнить?
(5 баллов.)
Седьмой тур - «Блицигра».
За короткое время нужно ответить на вопросы словами «да» либо «нет». За правильный ответ - 7 балл. Отвечает один представитель от семьи-команды.
Вопросы:
1. У каждого человека есть семья? (Да)
2. Тузик - член семьи? (Нет)
3. Молоко - главная потребность семьи? (Да)
4. Квартира - это товар? (Да.)
5. Взрослым нужны погремушки? (Нет.)
6. А младенцу? (Да)
7. Бартер - это обмен? (Да)
8. Мы носим одежду, чтобы отличаться друг от друга? (Нет)
9. Обувь должна быть удобной? (Да)
10. Обязательно человеку отдыхать? (Да.)
Восьмой тур - «Экономические понятия».
За три минуты вспомнить и записать экономические понятия. Победит та команда, у которой будет больший запас экономических терминов. За правильный термин — 1 балл.
Э _______________
П _______________
У _______________
Т _______________
С _______________
В _______________
О _______________
Девятый тур — «Знаешь ли ты?».
Объясните значение двух экономических понятий, которые вы вспомнили и записали (см. восьмой тур). За правильный ответ - 1 балл.
Десятый тур - «Разгадай кроссворд».
За каждый правильный ответ - 1 балл.
По горизонтали:
1. Работа на благо людей.
2. Человек с момента рождения.
3. Предмет, произведенный для продажи.
По вертикали:
4. Хозяйство страны.
5. Обмен.
6. Группа людей, которые являются родственниками и проживают вместе.
Ответ: 1. Услуга. 2. Потребитель. 3. Товар. 4. Экономика. 5. Бартер. 6. Семья.
Задание группам. Объясните значение хотя бы двух экономических понятий.
Жюри подводит итоги. Объявляется команда-победительница.
II. Заключительное слово классного руководителя.
Классный руководитель. Не секрет, что экономические знания становятся все более необходимы нам и нашим детям как в профессиональном отношении, так и в личном плане. Для того чтобы в полной мере реализовать свои способности, дети с малых лет должны хорошо ориентироваться в окружающей экономической жизни. А помогут в этом трудном, но интересном деле занимательные экономические занятия, конкурсы, игры, которые познакомят ребенка с ролью труда в жизни каждого человека и всей страны, с пониманием различий между разными видами собственности, с первоначальными представлениями о домашнем и школьном хозяйстве, семейной экономике, стоимости товара, услуг, с рациональными приемами деятельности с целью сбережения своего времени, природных и других ресурсов.
Нашим детям можно в доступной форме показать, что благополучие человека и всей страны зависит от качества труда, а богатство выражается не только в деньгах, но и в сокровищах природы, искусства, результате труда людей.
Удачи вам! До новых встреч!
Автор: Г. П. Попова
Похожие статьи:
Родительское собрание в 5 классе. Как научить детей планированию
Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе
Родительское собрание в 5 классе. Культурные ценности семьи и их значение
Родительское собрание в 5 классе. Домашние задания: помощь или контроль
Нет комментариев. Ваш будет первым!