Классный час о правах человека в 7 классе
Тематическая беседа для учащихся 7 класса. Тема «Как жить в обществе, или диалоги о правах человека»
Видеть несправедливость и молчать - это значит самому участвовать в ней.
Ж.-Ж. Руссо
Ход беседы
1. Права и свободы.
Проблема прав человека - одна из вечных проблем, сопровождающих человечество. Важность ее решения состоит в том, что осуществление (реализация) прав человека есть одно из главных условий физического и психического благополучия человека, его нравственного развития.
Говоря о правах, свободах человека важно выяснить, что конкретно обозначают эти понятия.
Право человека - это охраняемая, обеспечиваемая государством, закрепленная в правовых нормах возможность что-либо делать, осуществлять.
Свобода человека - это отсутствие каких-либо ограничений, препятствий в чем-то (деятельности).
Такое понимание прав и свобод находит свое отражение во многих международных документах о правах человека, которые являются основой для разработки законодательств конкретных государств. Россия в данном случае не является исключением.
Это важно знать!
Идея прав и свобод человека уходит в давнюю историю. Принципы свободы людей, достоинства человеческой личности нашли воплощение в ряде мировых религий, в частности в христианстве.
Принято считать, что история прав и свобод человека в их нынешнем виде начинается с Декларации независимости США и Великой французской революции. Так, вскоре после 14 июля 1789 г. Национальное собрание Франции проголосовало за Декларацию прав человека и гражданина.
Первый Конгресс США утвердил Билль о правах в виде десяти поправок к Конституции, принятых в 1789 г. Именно эти десять поправок определили фундаментальные права и свободы каждого гражданина США и запретили правительству принимать и проводить в жизнь законы, нарушающие эти права.
По окончании Второй мировой войны многие в мире поняли, что если права человека попираются в отдельных странах, то и весь мир легко может быть вовлечен в очередной кровавый конфликт. Подавление прав человека в отдельных странах - очаг пожара, который может охватить весь мир.
В связи с этим государства, победившие во Второй мировой войне, вместе с другими странами создали Организацию Объединенных Наций (ООН), в Уставе которой закреплено положение, в соответствии с ним народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенстве прав больших и малых наций...».
ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей. Самый важный из этих документов — Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для реализации во всех странах основные права и свободы человека, рассматриваемые во всех странах мира как стандарты, образцы для разработки и принятия национальных юридических документов.
Это интересно!
Исторически совокупность норм о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности как система в современном понимании стала складываться лишь в начале XX в. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в главе четвертой «О святотатстве, разрытии могил и ограблении мертвых тел» содержало всего две статьи, где речь шла о преступлениях, которые в настоящее время охватываются ст. 244 УК «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения». Согласно ст. 256 Уложения за разрытие могил для ограбления тел или поругания над погребенными виновные могли быть приговорены при отсутствии злого намерения, а по шалости или в пьянстве к наказанию в виде заключения в смирительный дом на время от шести месяцев до одного года (ч. 3) и максимум — к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную работу в крепостях на время от десяти до двенадцати лет, а также к наказанию плетьми с наложением клейм (ч. 1).
Уголовное уложение 1903 г. также содержало нормы, аналогичные вышеуказанным. Так, согласно ч. 1 ст. 79 Уложения виновный в похищении или в поругании действием умершего, преданного или не преданного земле, наказывался заключением в исправительный дом на срок не свыше трех лет. Если при этом над умершим было учинено оскорбляющее нравственность действие, то наказание назначалось заключением в исправительный дом на срок не ниже трех лет (ч. 2 ст. 79). Кроме того, в Уложении 1903 г. выделялась специальная глава - «О непотребстве». В ней, в частности, устанавливалась ответственность: за сводничество для непотребства (ст. 524); за потворство родителем, опекуном, попечителем или имеющим надзор за 17-летним несовершеннолетним непотребству такого несовершеннолетнего (ст. 525). Наказания за эти деяния предусматривались в виде ареста или денежной пени не свыше пятисот рублей (ст. 528), заключения в исправительный дом (ч. 2 и 3 ст. 524, ч. 2 и 3 ст. 526) либо в тюрьму (ч. 1 ст. 524, ст. 525, ч. 1 ст. 526, ст. 527, 529). Об ответственности за некоторые другие преступления в области здоровья населения и общественной нравственности упоминалось в других нормативных актах того периода. Так, в 1915 г. указом императора России «О мерах по борьбе с опиумом» по территории Приамурского, Иркутского генерал- губернаторства Забайкальской области в уголовное право были введены понятия «хранение, приготовление и перевозка наркотиков» (ст. 365).
В первые годы советской власти, когда еще не было нового уголовного законодательства, принимались отдельные акты в сфере борьбы с различными преступлениями. Так, 31 июня 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял предписание «О борьбе со спекуляцией кокаином». На основании декрета СНК от 4 марта 1920 г. «(5 делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» была издана «Инструкция комиссиям по делам несовершеннолетних», которая обязывала комиссии привлекать к судебной ответственности взрослых за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и соучастие с ними, за сводничество, склонение несовершеннолетних к проституции, за эксплуатацию труда несовершеннолетних и жестокое с ними обращение» (ст. 366).
В послереволюционный период нормы о преступлениях против здоровья населения традиционно рассматривались в одной главе с нормами о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка. Уголовный кодекс 1922 г. предусматривал специальную главу VIII «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок», состоящую из двух статей, где речь шла о преступлениях, посягающих на народное здоровье: о приготовлении ядовитых и сильнодействующих веществ (ст. 215) и неизвещении надлежащих властей со стороны лиц, к тому обязанных, о случаях заразных болезней или падежа скота (ст. 216).
Уголовный кодекс 1926 г., в несколько уточненном варианте наименования, предусмотрел отдельную главу VIII «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок», в которой содержался ряд статей о преступлениях, нарушающих народное здравие. В частности, ответственность устанавливалась: за приготовление, хранение и сбыт сильнодействующих веществ лицами, не имеющими на то специального разрешения (ст. 179); занятие врачеванием как профессией лицами, не имеющими надлежаще удостоверенного медицинского образования, а равно занятие медицинскими работниками такого рода медицинской практикой, на которую они не имеют права (ст. 180); нарушение правил по охране народного здравия, специально изданных в целях борьбы с эпидемиями (ст. 181). Кроме того, отдельные статьи о преступлениях против здоровья и нравственности содержались в других главах Кодекса. В последующие годы в главе VIII Кодекса вводились статьи об ответственности за новые преступления.
2. Основные права человека.
В действующей Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена вторая глава.
Гражданские права составляют большую часть всех прав и свобод человека, поскольку именно они обеспечивают само существование человека. Так, в соответствии со ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Среди основных прав человека, закрепленных в Конституции РФ, необходимо выделить: право на жизнь (ст. 20); на достоинство личности, свободу от пыток, насилия (ст. 21); человек может быть законным частным собственником имущества, ему гарантировано право наследования (ст. 35). Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).
С изменением возраста, естественно, насущными становятся другие права, которые также закреплены в Конституции РФ. Среди этих прав можно выделить: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); на неприкосновенность частной жизни (ст. 23); на неприкосновенность жилища (ст. 25); на свободное передвижение по стране и на свободный выезд из страны и беспрепятственное возвращение обратно (ст. 27) и др. Целая группа норм, закрепленных в Конституции РФ, защищает человека, попавшего в различные неординарные ситуации.
Право гражданина на образование является универсальным, что означает возможность его отнесения и к социальным правам, и к культурным. Данное право получило свое закрепление в ст. 43 Конституции РФ, в соответствии с которой государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый гражданин имеет право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии.
Более того, основное общее образование является обязательным, а родители или лица, их замещающие, должны обеспечить получение детьми данного вида образования. Собственно к культурным правам человека можно отнести закрепленное в ст. 44 Конституции РФ право на участие в культурной жизни и пользование учреждением культуры, право на доступ к культурным ценностям. В этой же статье содержатся гарантии на свободу различных видов творчества, преподавания.
Особенности несовершеннолетнего возраста, о которых много говорят в психолого-педагогических науках, не могут не учитываться и в праве. Несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. В этой связи большое значение для несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними.
Это важно знать!
Перечень международных и российских нормативных правовых актов и рекомендаций, касающихся защиты здоровья, нормального развития и нравственности несовершеннолетних:
1. Конвенция ООН о правах ребенка (статьи 13, 17, 34, 35 и др.).
2. Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (Женева, 12 сентября 1923 года).
3. Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (2 декабря 1949 года).
4. Венская декларация и программа действий (25 июня 1993 года), ориентирующая на укрепление национальных и международных механизмов и программ защиты и охраны детей, подвергающихся экономической и сексуальной эксплуатации.
5. Специальный Стокгольмский протокол (1996 г.) к Конвенции ООН о правах ребенка, требующий принять особые меры для защиты детей от сексуальной эксплуатации.
6. Рекомендация 1065 (1987) Парламентской ассамблеи Совета Европы по торговле детьми и другим формам детской эксплуатации.
7. Резолюция № 3 по сексуальной эксплуатации, порнографии и проституции и торговле детьми и несовершеннолетними 16-й Конференции министров юстиции Европы (Лиссабон. 1988 г.).
8. Рекомендация № R (91) 11 Комитета министров Совета Европы государствам - членам Совета Европы относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли несовершеннолетними (9 сентября 1991 года).
9. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 года.
10. Основные направления государственной семейной политики (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712).
11. Закон РФ «О средствах массовой информации» (статья 4).
12. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683) и Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (9 сентября 2000 г. № ПР-1895).
Это интересно!
Опыт защиты детей и подростков в сфере телевещания и радиовещания за рубежом и в России.
Защита здоровья и нравственности детей и подростков является существенным элементом систем правового регулирования вещания стран Европы и США. Анализ законодательства ведущих стран Запада показывает, что общественность и политическая элита в этих странах твердо убеждены в необходимости принятия и реализации соответствующих законодательных актов.
Например, в Великобритании Би-Би-Си проводит политику, в рамках которой на 21 час устанавливается «водораздел» в вечернем телевещании, до наступления которого все программы, кроме выходящих при особых обстоятельствах, должны отвечать требованиям общей аудитории, включая детей. Чем раньше размещается передача в сетке программ, тем больше она должна отвечать требованиям самостоятельного просмотра детьми.
Что касается частного вещания в Великобритании, то британский закон о вещании 1990 года требует от ITC (Комиссии по лицензированию и контролю над независимым частным вещанием) делать все возможное для того, чтобы «ничто не включалось в программы, что оказалось бы оскорбительным для хорошего вкуса, или благопристойности, или могло потворствовать либо побуждать к совершению преступления, или приводить к беспорядку, или оскорблять чувства публики».
Программный Кодекс ITC (раздел 1.6) содержит детальные правила в качестве условий использования лицензии на наземное, кабельное и спутниковое вещание. Хотя не установлено прямой связи между телевещанием и бытовой жестокостью, Кодекс предполагает, что любой выбранный вариант программы оказывает определенное влияние. Политика ITC состоит в том, что лучше переборщить с осторожностью, и советует: «Если сомневаешься, исключи» («If in doubt, cut»). Особое внимание придается содержанию программ передач, времени их показа, демонстрируемому в них поведению действующих лиц, которому можно легко подражать, и возможному воздействию на юных и ранимых.
Французский закон 1986 года требует, чтобы государственный орган лицензирования и контроля за вещанием - Высший аудиовизуальный совет Франции - следил за обеспечением защиты чувств детей и подростков в транслируемых программах. Более конкретные правила были изданы под влиянием этого принципа. Директива Высшего аудиовизуального совета Франции, изданная в мае 1989 года, обязывает вещателей (как общественных, так и частных) воздерживаться от показа эротических и жестоких программ (включая фильмы) до 22 часов 30 минут и передачи рекламы таких фильмов до 20 часов 30 минут.
Статья 5 часть 2 Основного закона ФРГ устанавливает, что свобода мнений, информации и печати «может быть ограничена ... законоположениями о защите молодежи».
В Италии закон о вещании тоже вводит жесткие правила. Телеканалы не имеют права показывать передачи, которые наносят вред психическому или нравственному развитию детей, демонстрируют необоснованную жестокость, содержат порнографию или побуждают к расовой, сексуальной, религиозной или национальной нетерпимости. Кроме того, запрещено показывать кинофильмы, которые не получили сертификата лицензирующего органа или в соответствии с которым запрещен их показ детям моложе 18 лет. Передающие станции, нарушающие это правило, должны быть закрыты. И наконец, кинофильмы, запрещенные для детей моложе 14 лет, можно показывать по телевидению только после 22 часов 30 минут.
В США защита детей от просмотра фильмов эротического содержания, порнофильмов является предметом особой заботы американских судов и законодателей. Считается, что Первая поправка к Конституции США, устанавливающая принцип свободы слова, не распространяется на права несовершеннолетних. Производство, распространение, владение или просмотр порнографических материалов с участием детей до 16 лет преследуется по принятому в 1977 году федеральному закону США «О защите детей от сексуальной эксплуатации» и по законам штатов.
Международное право тоже придает большое значение защите нравственности и здоровья детей и подростков. Директива Европейского Сообщества 1988 года предоставляет минимальную возможность приостанавливать ретрансляцию программ, поступающих из другого государства - члена Сообщества, и эта возможность связана именно с тем случаем, когда имеет место очевидное, серьезное, повторяющееся нарушение со стороны передающего государства его обязательств по обеспечению того, чтобы программы, содержащие насилие и порнографию, не нанесли ущерб развитию несовершеннолетних.
На территории Российской Федерации 5 мая 1998 года вступила в силу Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, статья 10 часть 2 которой допускает законодательное введение ограничений на деятельность вещательных организаций в целях защиты «здоровья и нравственности населения». Преамбула Конвенции о правах ребенка от 2 сентября 1990 года, вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 года, предусматривает, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». В части 2 статьи 13 этой Конвенции утверждается, что право ребенка свободно выражать свое мнение подвержено «некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы: а) для уважения прав и репутации других лиц; или Ь) для охраны государственной безопасности, или общественного порядка, или здоровья, или нравственности населения».
Положения указанной Конвенции закреплены и развиты в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ, а именно статья 14 этого закона очерчивает круг полномочий органов власти Российской Федерации в принятии мер по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Задания для учащихся
1. Перечисли основные права несовершеннолетних в нашей стране.
2. Что, по-твоему, необходимо предпринять, чтобы все люди могли воспользоваться своими правами?
3. Вообрази, что ты и группа твоих одноклассников попала на необитаемый остров. Напиши Конституцию острова.
4. Прочитай легенду:
«... Жил некогда могущественный повелитель Чингисхан. Он много воевал и покорил много стран, так что его империя простерлась от Восточной Европы до Японского моря.
Однажды Хан поехал на охоту и взял с собой своего любимого Сокола. Птица кружила высоко в небе и, едва заметив добычу, камнем кидалась вниз, чтобы настичь ее.
День был жаркий, и к полудню Хана сморила жажда. Он принялся искать родник, на который как-то раньше наткнулся в этом лесу. Наконец, он заметил тонкую струйку воды, что стекала с кручи, и понял: родник где-то наверху.
Вода сочилась медленно, капля за каплей. Ее было совсем мало, но это была вода, а великий Хан испытывал сильную жажду. Он достал небольшую серебряную чашу и подставил ее под падавшие капли. Чаша стала медленно наполняться.
Хану не терпелось прильнуть к воде, ощутить ее прохладу, смочить пересохшие губы, язык и горло. Он не стал ждать, пока чаша наполнится до краев, и уже поднес ее к губам, когда вдруг что-то стремительное пронеслось в воздухе и выбило чашу из рук Хана. Драгоценная влага пролилась на землю. Пораженный, Хан поднял голову и увидел Сокола, который перелетал с дерева на дерево с гордым видом. Сверкнув на него глазами, Хан поднял чашу и снова принялся собирать воду. На этот раз он дал чаше наполниться лишь до половины. Его губы уже коснулись края чаши, он почти ощутил вкус воды, но тут Сокол вновь ринулся с высоты вниз и вышиб чашу с водой.
Хан очень рассердился на Сокола. В третий раз он наполнил чашу -ив третий раз Сокол помешал ему напиться. Лицо Хана налилось кровью.
Устремив гневный взор па птицу, сидевшую поблизости на ветке дерева, он в бешенстве закричал: «Как ты посмел разлить мою воду!» Он нагнулся, чтобы поднять с земли чашу, и проговорил тихим, полным злобы голосом: «Только попадись мне, и я сверну тебе шею!»
Великий Хан снова принялся набирать воду в чашу, но на этот раз он держал наготове вынутую из ножен саблю. «Если ты опять осмелишься опрокинуть мою чашу, - сказал он Соколу, - поплатишься жизнью!» Нетрудно догадаться, что было дальше. Едва Хан поднес чашу к губам, Сокол ринулся вниз и выбил ее из рук Хана. Но Хан взмахнул саблей и точным ударом сразил птицу в полете. Сокол упал к ногам хозяина, и не сводя с него полных любви глаз, истек кровью. «Ты получил то, что заслужил», - сказал Хан и переступил через тело птицы, чтобы найти среди камней свою чашу. Но чаша завалилась в расщелину между камнями, и Хан, как ни старался, не смог ее достать.
«Ничего, - подумал Хан. - Я все равно утолю жажду. Эта струйка воды приведет меня наверх, к самому источнику».
И Хан полез на кручу. Чем выше он взбирался, тем сильнее ему хотелось пить. На самом верху он, наконец, увидел небольшое озерцо и в нетерпении бросился к нему, но, достигнув кромки воды, вдруг с ужасом отпрянул: в воде лежала огромная мертвая змея, ничтожной капли яда которой было достаточно, чтобы убить человека. Хан снова окаменел. Он уже не чувствовал жажды. Все его мысли устремились теперь к бездыханному Соколу, лежащему на земле далеко внизу. «Этой птице я обязан жизнью, - подумал Хан. - Сокол был мне верным другом, а я убил его».
Хан пустился бежать с горы, то и дело скользя по крутому склону. Внизу он бережно поднял с земли и уложил в охотничью сумку тело птицы, сел в седло и медленно, в горьком раздумье поехал домой».
• Какое отношение герои этой легенды имеют к нам?
• Какие уроки можно извлечь из этой легенды?
• А как вы относитесь к тем, кто оберегает вас от опасностей?
• Прислушиваетесь ли вы к советам этих людей?
Темы для размышлений
1. Правовые нормы государства.
2. Подросток и нравственные нормы.
3. Уголовное право.
4. Возраст наступления уголовной ответственности.
Похожие статьи:
Классный час «Наша Родина - Россия», 7 класс
Классный час «Родной край», 7 класс
Классный час «Разрешение конфликтов без насилия», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!