Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Беседа о красоте природы в 11 классе

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии для 11 класса

Беседа, 11 класс. Красота, гармония и целесообразность в природе

Цели: формировать знания о красоте природы, гармоническом соответствии её компонентов; развивать чувство прекрасного; воспитывать чувство любви к родной природе.

Ход беседы

Прекрасное проявляется во всех царствах природы, включая физическое совершенство человека, венчающее собой великий эволюционный ряд в развитии материального мира. Совершим путешествие по всем этим царствам с целью глубже узнать, что надо любить в природе и как обретать эту любовь.

Рассмотрим прекрасное в неорганической природе.

Мир камня. Многообразна и величава симфония форм и красок этого древнейшего образования планеты. Гранитные камни, взгорья и выступы, оставленные в наших северных краях ледниковой эпохой, красивы своими черноватыми, сероватыми и красноватыми тонами. Они как бы олицетворяют вековечность и незыблемость мира.

Заповедник «Столбы» (Красноярский край), образованный работой солнца, ветра и воды, поражает воображение причудливостью сказочных форм, а глыбы камней у подножия Ай-Петри в Крыму - своей хаотичностью. Японские «сады камней» вызывают наряду с эстетическим любованием и глубокие философские раздумья.

Камни самых разных цветов и оттенков всегда употреблялись для строительства домов, дворцов, храмов. Из этого материала создавалась белокаменная Москва. Розовый туф украшает сегодня столицу Армении.

Ослепительны по красоте камни, добываемые в подземном мире. Это минералы, драгоценные и полудрагоценные камни, праздничный хоровод самоцветов и кристаллов. Крупнейший советский учёный А. Е. Ферсман сложил своего рода гимн в честь камней, вобравших в себя всю красоту и гармонию мироздания.

Горы прекрасны, величавы, то есть эстетически значимы для нас.

Лучше гор могут быть

Только горы, на которых

Ещё не бывал.

В. Высоцкий

Альпинисты, которые с риском для жизни делают восхождения на труднодоступные вершины, не только закаляют своё тело и проверяют физическую выносливость, как они сами свидетельствуют, их властно, неотвратимо манит к себе неизведанная красота.

Горы делают живописным весь рельеф Земли.

Япония - Фудзияма

Африка - Килиманджаро

Америка - Анды

Европа - Альпы

Азия - Гималаи,

Саяны Кавказ - Казбек

Стоит мысленным взором на минуту «убрать» горы, как Земля предстанет более унылой и скудной, словно с неё будут сорваны торжественный наряд и суровые доспехи. Горы представляют собой величайшее эстетическое богатство природы. Впечатление от величественной красоты гор острее и полнее всего выразил русский художник Н. К. Рерих в своих картинах. Он явился единственным в своём роде творцом, который с громадной силой реализма отразил эту великую стихию, как неисчерпаемую эстетическую бесконечность и захватывающее дух первозданное зрелище.

Красота ландшафта. «Все земли прекрасны», - сказал Колумб. Каждая область земного шара прекрасна по-своему. Каждая страна света или географический район представляют собой уникальное сочетание естественных факторов, ритмов, цвета, движений.

С эстетических позиций прекрасны и тундра с её вечной мерзлотой, снегами, ягелем, буйством вешнего цветения трав и птичьим гнездовьем, и пустыня Сахара с её палящим солнцем, бесконечными песками, редкой растительностью и кочующим племенем таурегов, и Скандинавия с фьордами, туманами и дождями и т. д. Всюду живут люди и «впитывают» в себя эту красоту. Есть ещё и так называемые чудеса земли:

- огнедышащие вулканы;

- Ниагарский водопад;

- Большой каньон - величайшая долина в США;

- лавовые и карстовые пещеры, долина гейзеров на Камчатке.

Всё это редкостная, исключительная в своём роде красота, представляющая собой эстетические памятники природы.

Красота воды. Верно сказано, что в капле воды отражается целый мир. Дожди питают землю влагой. Тихие пруды и озёра, заводи и речки ласкают взор, умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветье неба, сверкание звёзд и сияние луны. Любовь к морю, без которого многие люди не мыслят себе жизни, есть одновременно любовь к его ни с чем не сравнимой красоте. Давно воспеты Балтийское свинцовое море, Средиземное лазурное море.

О Чёрном море А. С. Пушкин сказал:

Свободная стихия...

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Среди всех живописцев мира одним из лучших поэтов моря стал, по праву, И. К. Айвазовский. Он наиболее полно воссоздал основные состояния и превращения моря, его очаровывающую гладь, даль и волновую пучину. Художник отобразил эстетическое величие и богатство данного царства природы.

Красота неба. Огромную роль в образовании красоты природы играет лёгкая воздушная оболочка нашей планеты: она рассеивает прямые лучи солнца, порождая полусвет и полутень, бесчисленные цветовые переходы и рефлексы, воздушную перспективу и чарующие дали. Небо беспредельно в своих эстетических состояниях: лазурно-голубое, серое, пасмурное, грозовое, вечерние сумерки и нежный румянец зари, величественные восходы и закаты.

Импрессионисты художественно постигли диалектическую взаимосвязь предмета, цвета, света и воздушной среды, то есть «выразили» одну из величайших эстетических тайн природы.

Историческая справка. Импрессионизм - художественное направление, возникшее во Франции в последней трети XIX века. Всё началось с картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872 г), которая была выставлена на одной из выставок в Париже в 1874 г. На картине изображён вид гавани, окутанной розовым туманом, сквозь пелену которого проступает утреннее солнце. С лёгкой руки критика слово «впечатление» дало название творчеству участвовавших в выставке художников.

Повторение.

• Какие чувства вы испытали на уроке?

• Что бы вы хотели узнать по этой теме?

Домашнее задание: Составить рассказ о поразившем вас уголке природы, когда-либо виденном вами. По возможности, принести рисунки, фотографии понравившихся пейзажей природы.

На уроке используются стихи поэтов, репродукции картин, фотографии рассмотренных компонентов природы в виде мультимедиапрезентации.

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по экологии, 10 - 11 класс

Экологический суд над человеком. Внеклассное мероприятие для старшеклассников

Классный час в 11 классе о семье

Нравственный классный час, 11 класс

Классный час о вреде наркогенных веществ, 10 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!