Внеклассное мероприятие в начальной школе
Внеклассное мероприятие «Моя родословная», 3-4 класс
Цели: воспитывать уважение к своей семье, к предкам; развивать интерес к семейной родословной.
Ход мероприятия
(Звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина...» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).)
Учитель задает несколько вопросов:
— Какое чувство вызвала у вас песня?
— О чем в ней говорится?
— Что же объединяет людей, живущих в нашем городе, области, стране? (Мы все — россияне, наша Родина — Россия.)
Но в песне говорится не только о большой Родине, но и о малой, той, где человек родился, пошел в школу, где его друзья. А главное — родина начинается с отчего дома.
— От какого слова произошло это название «отчий дом»? Какие еще родственные слова вы можете назвать? (Отечество. отец, отчество.)
— От какого слова произошло слово «Родина»? (Ответы детей.)
Действительно, это слово имеет исторический корень «род», т. е. то единое, что соединяет людей одной семьи с землей, на которой они живут. «Родина» и «родословная» — тоже родственные слова.
— А что такое родословная?
В летописи «Повесть временных лет» рассказывается о князе Рюрике и его сыне Игоре, о князе Олеге, княгине Ольге, о семье князя Ярослава Мудрого и т. д. Но не только княжеские семьи имели свою историю, ее имеет любая семья. Иначе она называется родословной. Родословная включала в себя общих предков семьи, начиная с тех, кто жил много лет назад, и заканчивая современными днями, включая многочисленных детей, внуков, правнуков. Каждый член семьи имеет фамилию, имя, отчество.
(Учащиеся выясняют, откуда возникли имена и фамилии (из прозвищ, названий зверей, места рождения, названия рек, профессий, занятий)).
Фамилия переходит от старших к младшим. И у каждой современной семьи есть своя история, своя родословная. Известна ли вам родословная?
Родословную составлять очень интересно. Ее обычно оформляют в виде дерева с множеством веток. А основа может выглядеть так:
А сейчас, имея схему вашей родословной, необходимо выполнить несколько заданий.
1. Напишите фамилии, имена и отчества своих родственников, бабушек и дедушек.
2. Отметьте на схеме звездочкой своих родственников, фотографии которых есть у вас дома.
3. Напишите, с кем лично вы знакомы из своих родственников и в каком родстве вы с ними находитесь (брат, сестра, дедушка, бабушка, тетя, дядя, племянник).
Игровой момент
А. Разгадайте кроссворд.
1. История семьи. (Родословная.) 2. Запись событий по летам. (Летопись.) 3. Наука, которая занимается изучением вещественных источников, найденных при раскопах. (Археология.) 4. Место, где родился и вырос человек. (Родина.) 5. То, что дается при рождении. (Имя.)
Выделенное слово: история.
Б. Кто быстрее напишет фамилии, которые произошли от профессий. (Кузнецов, Садовникнов, Сапожников, Трубочистов, Рыбаков, Мельников.)
В. Объясните происхождение фамилий.
Г. Кто больше напишет имен на букву «А».
Похожие статьи:
Сценарий внеклассного мероприятия 1, 2, 3, 4 класс. День рыбака
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4, 5 класс. Поговорим о шляпах
Сценарий театрализованного представления для 1, 2, 3, 4, 5 классов
Сценарий конкурсной программы для младших школьников
Сценарий праздничного внеклассного мероприятия в начальной школе