Внеклассное мероприятие в начальной школе «Каша - мать наша»
Конспект внеклассного занятия о пользе каши для учащихся начальных классов
Цель: расширение представлений детей о крупяных культурах, их полезных свойствах, о том, что каша - лучшее блюдо для детей, наиболее подходящее для завтрака.
Ход занятия
I. Информационная справка.
Крупы получают из зерна различных культур: из проса - пшено, из гречихи - ядрицу, продел, из риса - рис шлифованный, дробленый, из овса овсяную крупу, геркулес, из пшеницы - манную крупу, из ячменя - перловую и ячневую.
Основная задача, которая ставится при переработке зерна в крупу, - наиболее полное удаление покровов зерна. Зерно очищают от примесей, отделяют наружные оболочки, шлифуют и полируют. Большинство круп содержит белок, в котором недостаточно такой важной аминокислоты, как мизин, а в молоке его избыток. Поэтому сочетание круп и молока, с точки зрения рационального питания, весьма удачно. Но молочные каши - очень калорийная пища, способствующая излишней полноте, и каша, правильно сваренная на воде, может быть не менее вкусной.
Какие же каши наиболее полезны?
Считается, что для детей и взрослых самые полезные каши - гречневая и овсяная. Они наиболее богаты белком (12-13 %), который близок к белку животных продуктов. В этих крупах есть собственные высокоценные растительные жиры: 3,3% в гречневой и 6,9% в овсяной. Богаты они и минеральными веществами. В гречке железа вдвое больше, чем в других крупах. Обычно порция гречневой или геркулесовой каши (250-300 г) удовлетворяет 10-15 % потребностей в большинстве ценных пищевых веществ. Как овсяная, так и гречневая крупа входят в состав детских молочных смесей и большинства медицинских диет. К тому же геркулесовая каша не очень калорийна - в ней мало крахмала.
Хотя рисовая и особенно манная каши по большинству этих показателей уступают гречневой и овсяной, они обладают своими достоинствами. Манную рекомендуют, когда организму требуется поменьше клетчатки, рисовую - когда нужно побольше крахмала. Но все каши: и упомянутые, и пшенная, и перловая, и другие - по-своему вкусны и питательны.
Когда человек начал есть кашу?
Каша является древнейшим кушаньем, появившимся у тех народов, где распространилось земледелие. Для приготовления каши пригодны плоды всех злаковых растений, известных человеку.
Любопытно, что первоначально крупу не варили, а в течение долгого времени размачивали в воде. Зерна разбухали, их середина становилась мягкой и пригодной в пищу. Использование огня лишь облегчило и ускорило этот процесс.
Зерна многих растений: риса, гречихи, ячменя, пшеницы - имели твердую одеревеневшую оболочку, которую организм не усваивает. На Руси для их очистки и изготовления крупы использовали ступы. Удары массивного песта хорошо отбивали шелуху, освобождая ценную сердцевину зерна.
С помощью специальных машин из ячменя стали изготавливать не только ячневую крупу, но и перловку - полностью очищенные от шелухи зерна. Получались красивые белые с жемчужным переливом зерна. Название этой крупы и происходит от латинского «перлум» - жемчужина.
С глубокой древности известна человеку и гречиха. Ее зерна служат основой для изготовления гречневой крупы - ядрицы.
Археологи находят зерна гречки и ячменя в самых древних культурных слоях.
II. Конкурс «Объяснялки».
Детям предлагается объяснить смысл пословиц.
• Щи да каша - пища наша.
• Кашу маслом не испортишь.
• Семейная каша гуще кипит.
• Как заварил кашу, так и расхлебывай.
• Разговорами каши не сваришь.
• Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.
• Без каши обед не обед.
• Воду жалеть - и каши не сварить.
• Не поесть кашки из пустой чашки.
• Хороша кашка, да мала чашка.
III. Викторина «Откуда каша на стол пришла».
1. Из крупы какой культуры варят пшенную кашу? (Просо.)
2. Из крупы какой культуры варят перловую кашу? (Ячмень.)
3. Из крупы какой культуры варят манную кашу? (Пшеница.)
4. Из какой культуры делают хлопья «Геркулес»? (Овес.)
5. Какая каша самая полезная? (Гречневая.)
6. Какие блюда можно приготовить из риса? (Кашу, плов, кутью и т. д.)
7. Из какой крупы делается «гурьевская каша»? (Из манки.)
8. С какой крупой обычно варят тыквенную кашу? (С пшеном или рисом.)
IV. Игра «Сварим кашу».
Ведущий. Если печка, то ...
Дети. Печет.
Ведущий.
Если сечка, то ... (сечет).
Ну, а гречка? То ... (гречет?).
Ведущий.
Вот и нет, она растет.
Если гречку собрать
И в горшок положить,
Если гречку водою из речки залить,
А потом, а потом Долго в печке варить,
То получится наша любимая каша.
Дети имитируют движениями слова стихотворения. По желанию можно менять название крупы.
V. Загадки.
1. Отгадай загадку нашу
Не испортишь маслом ... (кашу).
2. Любимая и желанная
Всем детям каша ... (манная).
3. Всем детям рост обеспечивает,
Полезная каша ... (гречневая).
4. Не спеша пережевываем
Желтую кашу ... (пшенную).
5. За обе щеки уписываем
Белую кашу ... (рисовую).
6. Силы дает и вес
Богатырь ... (геркулес).
7. Я бегом бегу в столовую,
Кашу я люблю ... (перловую).
8. Завтрак мы заканчиваем
Кашей вкусной ... (ячневой).
9. Ложки дружно облизали
И спасибо всем ... (сказали).
VI. Подведение итогов.
Похожие статьи:
Классный час: Путешествие на поезде «Здоровье», 3 класс
Классный час: Мое здоровье, 3 класс
Классный час: Секреты здоровья, 3 класс
Внеклассное занятие в начальной школе на тему: ЗОЖ. Кухня разных народов
Нет комментариев. Ваш будет первым!