Внеклассное мероприятие, 2-3 класс. Сказки Андерсена
Разработка внеклассного мероприятия для начальной школы «Сказки Ганса-Христиана Андерсена»
Цель: углубить представления детей о сказках Г.-Х. Андерсена; развивать внимание, память, мышление; воспитывать любовь к произведениям великого сказочника.
Оборудование: у учителя — распечатки таблицы «Найди ошибки» для каждой пары учащихся; распечатки изображения лебедя — одна на парту; у учащихся — цветные карандаши, тетрадь в клетку, ручка.
Учитель. Сегодня мы поговорим о сказках Ганса-Христиана Андерсена.
Какие произведения этого сказочника вам известны?
Отклики детей.
Ганс Христиан Андерсен по праву признан одним из лучших сказочников мира. И дети, и взрослые с удовольствием читают его сказки. В них есть то, что всегда должно быть с нами: доброта и сочувствие, любовь и уважение к людям, дружба, верность, преданность, надежда, мечта; презрение к грубости, жестокости, гордыни.
Родился великий сказочник в Дании, в городе Оденсе, в семье бедного сапожника. Казалось, ребенку была уготована судьба его отца, но Андерсен еще в детстве почувствовал непреодолимую тягу к театру. В 14 лет он отправляется в Копенгаген, столицу Дании, чтобы стать актером. Актером он не стал, но его писательский дар был замечен дирекцией театра, и благодаря ей он становится студентом латинской школы с правом бесплатного обучения и с крохотной стипендией, которая, тем не менее, позволяла будущему сказочнику кое-как сводить концы с концами.
Жизнь Андерсена была нелегкой, но, несмотря на все житейские невзгоды, он стал первым добрым советчиком для всех детей, да и для взрослых на Земле. В его сказках легко увидеть много мудрых и глубоких мыслей, которые заставляют нас задуматься, переосмыслить наши поступки, найти верное решение-подсказку в трудной ситуации.
2 апреля 2005 года весь мир отмечал 200-летие со дня рождения Андерсена. Горе и радость, смех и слезы — в его сказках все, как в жизни, потому они, несмотря на их почтенный возраст, всегда современны, понятны и любимы.
Прежде чем мы перейдем к основной части нашего занятия, я предлагаю вам задание: найти ошибки в таблице.
Дети получают распечатки таблицы «Найди ошибки».
Работа в парах. Проверка.
Далее занятие будет строиться так: я прочитаю вам стихотворение-загадку Наталии Белостоцкой. А вы будете отгадывать название произведения Андерсена, о котором рассказывает поэтесса, после чего вы выполните развивающие задания, связанные с данным произведением.
Слушаем первую загадку.
Скорлупку свою разбивая,
Птенец появился на свет,
И, внешностью всех поражая,
Не знал еще горя и бед.
Большой, некрасивый и серый
Птенец удивил даже мать,
Которая вслух не посмела
Родное дитя не признать.
Уродом птенца называя,
Весь Двор Птичий был с ним жесток.
Из этого сытого рая
Прогнали птенца за порог.
Там, мир для себя открывая,
Птенец научился летать,
И дивную, гордую стаю
Семьею он стал называть. («Гадкий утенок»)
Эта замечательная сказка учит нас быть добрыми, человечными, никого не осуждать за то, что он не такой, как все. Иначе мы с вами станем похожими на тех самых глупых и бессердечных обитателей Птичьего Двора, изгнавших Гадкого Утенка, который, как нам известно, впоследствии стал прекрасным лебедем.
ЗАДАНИЕ. Перечертить по клеточкам в тетрадь изображение лебедя.
Учащиеся получают распечатки рисунка. Самостоятельная работа. Проверка.
Слушаем следующую загадку.
В дождливый день история
Случилась, но которая
Для «бусинки» стручковой,
Уже давно не новой,
Пусть твердой, переспелой —
Явилась важным делом.
И ради королевы
Она у юной девы
Узнала, что перины
В кровати спальной — длинны,
Ужасно неудобны
И лишь камням подобны.
Весть эта долгожданна
Для королевы. Манна
Как будто бы упала
С небес и счастьем стала,
И с этих пор все знали —
В честь бусинки назвали
Быль эту про девицу,
Жену простого принца. («Принцесса на горошине»)
Только настоящая принцесса сумеет почувствовать горошину под неимоверным количеством мягких перин и тюфяков и только про привередливую девочку-ломаку, благодаря Андерсену, мы можем точно и ярко сказать: принцесса на горошине\
ЗАДАНИЕ. Запомнить тройки слов.
Учитель читает тройки слов. Дети пытаются их запомнить, каким-либо образом связав слова между собой в щепочку». Затем учитель читает первое слово тройки, а дети записывают в тетрадь второе и третье. Проверка.
принц — девушка — невеста
буря — дождь — дворец
королева — хитрость — проверка
опочивальня — кровать — тюфяки
неженка — сон — синяки
история — горошина — музей
А вот еще одна загадка.
Какое странное созданье!
Она прекрасно сложена,
И в море или в океане
С волной и пеною дружна.
И дно морское ей знакомо —
В подводном царстве рождена,
Она, мечтой своей влекома,
Частенько плавала одна.
В морской неведомой пучине,
В раздумьях детских о душе,
Не ведала людской кручины
Девица взрослая уже.
И не совсем чтобы девица,
И рыбкой тоже не назвать.
Как все, ждала земного принца,
Чтоб с милым счастье испытать. («Русалочка»)
Давайте вспомним фрагмент сказки, когда Русалочка впервые увидела принца. Послушайте его очень внимательно, чтобы потом как можно точнее ответить на вопросы.
«Русалочка подплыла прямо к окну каюты, и всякий раз, как ее приподымало волной, она могла заглянуть внутрь сквозь прозрачные стекла. Там было множество нарядно одетых людей, но красивее всех был молодой принц с большими черными глазами. Ему, наверное, было не более шестнадцати лет. Праздновался его день рождения, оттого-то на корабле и шло такое веселье. Матросы плясали на палубе, а когда вышел туда молодой принц, в небо взмыли сотни ракет, и стало светло, как днем, так что русалочка совсем перепугалась и нырнула в воду, но тут же опять высунула голову, и, казалось, будто все звезды с неба падают к ней в море. Никогда еще не видала она такого фейерверка. Вертелись колесом огромные солнца, взлетали в синюю высь чудесные огненные рыбы, и все это отражалось в тихой, ясной воде. На самом корабле было так светло, что можно было различить каждый канат, а людей и подавно. Ах, как хорош был молодой принц! Он пожимал всем руки, улыбался и смеялся, а музыка все гремела и гремела в чудной ночи».
ВОПРОСЫ.
— Сквозь что смотрела Русалочка на все происходящее на корабле? (Сквозь окно каюты.)
— Какими были глаза у принца? (Большими и черными.)
— Сколько лет предположительно было принцу? (Не более шестнадцати.)
— Что так поразило Русалочку, чего она еще никогда в жизни не видела? (Фейерверк)
— Как вел себя принц на палубе? (Пожимал всем руки, улыбался и смеялся.)
Вы, конечно же, помните, как однажды Русалочка спасла жизнь прекрасному принцу и полюбила его всем сердцем. Принц не ответил на ее любовь и женился на прекрасной принцессе. Но и тогда Русалочка не перестала желать ему и его жене добра и пожертвовала своей жизнью ради счастья любимого. Возможно, в награду за доброту Русалочку не постигла участь ее сестер, которые после своей кончины превращались в морскую пену — она стала одной из дочерей воздуха и поселилась в заоблачном мире, продолжая приносить радость людям, даря им прохладу в жаркий день, распространяя в воздухе благоухание цветов.
Послушайте следующую загадку.
А этот сказочный герой
Знаком с игрушечной войной.
Как все — в коробочке лежал,
Как все — ружье в руках держал.
Он прочный, стойкий, как металл,
По-человечески страдал.
Когда был доблестный парад
И выставлялся весь отряд,
То, нарушая статных строй,
Стоял безногий рядовой.
Он не был баловнем судьбы,
Но все надежды и мольбы,
Что с примой связывал одной,
Вели его всегда домой,
Где вновь судьба пытала тяжко,
И он сгорел в огне, бедняжка. («Стойкий оловянный солдатик»)
Вы наверняка помните, как выглядела дама сердца стойкого оловянного солдатика — прекрасная танцовщица из картонного дворца: «Но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге, в широко раскрытых дверях. Она тоже была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах — голубой шарф, а на груди — блестящая брошка, почти такая же большая, как голова ее владелицы, и такая же красивая».
ЗАДАНИЕ. Призовите на помощь всю свою фантазию и нарисуйте эту замечательную брошку так, как вы ее себе представляете.
Самостоятельная работа в тетрадях.
Раскраска цветными карандашами.
Обмен впечатлениями.
В конце этой сказочной истории можно прочесть о том, что от солдатика и танцовщицы остались только маленький комочек олова, похожий на сердечко, да обгорелая, черная, как уголь, брошка.
Несмотря на то, что у оловянного солдатика была всего одна нога, он был не только устойчивым, но и по-настоящему стойким, то есть твердо стоящим на ногах, мужественно выдерживающим все жизненные испытания, а их у него было ох как немало!
Для верного, мужественного человека лучшей характеристикой являются слова: «стойкий оловянный солдатик», ставшие крылатыми благодаря Г.-Х. Андерсену.
Наше занятие подходит к концу. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по сказкам Андерсена, 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!