Беседа на тему: Добро для младших школьников 1-2 класса
Беседа для учащихся 1-2 классов «Учимся быть добрыми»
Цели и задачи
— воспитывать такие нравственные качества, как доброта, сострадание;
— формировать бережное отношение к вещам.
Оборудование
У учителя — мягкая игрушка — котенок, распечатки задания с пословицами.
Ход классного часа
Введение в тему
Учитель. Сегодня, ребята, мы поговорим о доброте и поучимся быть добрыми не на словах, а на деле.
Сапожник починяет нам ботинки,
А плотник — табуретку и крыльцо,
Но только у волшебника в починке
Светлеют ваше сердце и лицо.
Какая тонкая работа —
Счастливым сделать хоть кого-то,
Цветок удачи принести,
От одиночества спасти.
А самому потом тихонечко уйти...
Волшебник — это сказочная личность,
И сказочно он скромен, господа,
В нем сказочно отсутствует двуличность,
И выгод он не ищет никогда.
Язык чужой обиды и печали
Волшебник изучает с детских лет,
Его вселять надежду обучали —
И это основной его предмет.
Ю. Мориц
Согласитесь, ребята, что стать добрым волшебником может каждый из вас, если сможет научить свое сердце быть чутким, внимательным, заботливым, отзывчивым, а руки — умелыми, трудолюбивыми.
Ко мне в руки попал вот этот котенок. Не спрашивайте — как. Это грустная история. Еще немного — и он оказался бы на помойке. Посмотрите, как он выглядит: длинная шерсть, бывшая когда-то белоснежной, свалялась и стала непонятного цвета; красный язычок надорван, хвост вот-вот оторвется...
Учитель предлагает детям по очереди подержать в руках игрушку, пожалеть ее, сказать ей несколько ласковых слов.
Учитель. Да, возможно, эта игрушка отслужила свой срок и о ней пора забыть. Но я посмотрела в эти зеленые с черными зрачками глаза, ничуть не потускневшие, увидела этот грустный взгляд — и меня охватила такая тоска, такая боль, как будто это не игрушка, а живой зверек, и ему суждено стать бездомным. А стать бездомным, согласитесь, это страшно!
Думаю, что у каждого из вас дома тоже есть любимые игрушки, которыми вы уже не играете, но не решаетесь с ними расстаться, потому что они были вашими друзьями детства, а с друзьями так не поступают. Правда ведь? (Отклик детей.)
Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Друг детства»
Учитель. Все вы либо читали, либо смотрели по телевизору «Денискины рассказы» писателя В. Драгунского. В одном из рассказов под названием «Друг детства» автор описывает такую ситуацию.
Когда мальчику было шесть с половиной лет, он стал задумываться о том, кем он станет, когда вырастет. Идей было много, но в конце концов Дениска решил стать боксером и приступить к тренировкам немедленно.
«Я сказал папе:
— Папа, купи мне грушу!
— Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.
Я рассмеялся:
— Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!
— А тебе зачем? — сказал папа.
— Тренироваться, — сказал я. — Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?
— Сколько же стоит такая груша? — поинтересовался папа.
— Пустяки какие-нибудь, — сказал я. — Рублей десять или пятьдесят.
— Ты спятил, братец, — сказал папа. — Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.
И он оделся и пошел на работу.
А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:
— Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну- ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.
И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.
Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.
Она бросила его мне на диван и сказала:
— Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!
И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.
А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный — желтый стеклянный, а другой большой белый — из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается...
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...
— Ты что, — сказала мама, она уже вернулась из коридора. — Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:
— Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером».
Вопросы для обсуждения:
— Почему Дениска не смог тренировать силу удара на мишке?
— Как смотрел мишка на своего хозяина?
— О чем вспоминал мальчик, видя перед собой «друга детства»?
— Как вы думаете, какие чувства испытывал мальчик в этот момент?
Обсуждение с детьми отношения к игрушкам
Учитель. Давайте снова обратимся к несчастному, потрепанному котенку. Как вы думаете, почему он стал таким? Виноват ли он в этом? Как бы он чувствовал себя, оставшись без хозяина и без дома? (Отклик детей.)
В наших ли силах помочь игрушке? Сможем ли мы стать добрыми волшебниками? Что для этого нужно сделать? (Отклики детей: постирать котенка с шампунем; причесать; подклеить носик; подшить хвост; привязать розовый бантик на шею или надеть веселый клоунский колпачок; повесить медальку на шею и т. д.)
Кто хочет поработать волшебником и подарить вторую жизнь игрушке? Все? Я и не сомневалась, что вы добрые, отзывчивые дети. Но котенок один, и нам нужно найти ему достойного хозяина. Кто им станет? Предлагаю выбрать хозяина на конкурсной основе. Тот, кто заработает больше всех баллов в конкурсной программе, тот и станет хозяином.
Конкурсная программа
Конкурс первый. Викторина
Назвать кота, произведение и автора. Конкурс оценивается от1 до 3 баллов.
+ «Подумаешь пироги! Я еще вышивать умею и на машинке шить». (Кот Матроскин из книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот».)
+ «Было у мельника три сына, и оставил он им, умирая, всего только мельницу, осла и кота». («Кот в сапогах», автор Ш. Перро.)
+ «У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том»... (Кот ученый из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».)
+ «... высоко подскочил, лапой сшиб ворону с ветки, выдрал ей полхвоста,— едва она улетела. И опять представился, будто он слепой». (Кот Базилио, «Золотой ключик, или Приключения Буратино», А. Толстой.)
+ «Он был рыжий. Когда взрослый черный соседский кот услышал, как зовут рыжего котенка, он сказал:
— Я не советовал бы котенку с таким именем спускаться во двор. Котенка с таким именем во дворе ждут одни неприятности». (Котенок по имени Гав, одноименное произведение, Г. Остер.)
+ «Тетя, тетя Кошка,
Выгляни в окошко.
Есть хотят котята,
Ты живешь богато...» (Кошка из «Кошкиного дома», С. Маршак.)
+ «Стала девочка котенка кормить.
Принесла овсяной кашки —
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски —
Отвернулся он от миски.
Принесла кусочек сала,
Говорит котенок: — Мало!» («Усатый-полосатый», С. Маршак.)
+ «Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста». (Кот из рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга».)
+ «Ты, мой Враг, ты, Жена моего Врага, ты, Мать моего Врага,— сказала Кошка,— посмотри: я здесь. В третий раз похвалила ты меня: давай же мне трижды в день побольше белого парного молока — во веки веков. Но все же запомни: я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе». («Кошка, которая гуляла сама по себе», Р. Киплинг.)
Конкурс второй. «Задачи про котов»
Оценивается по пятибалльной системе.
♦ Матроскин открыл фирму «МУРМАТРОС» и снабжает Муркиным молоком городских кошек. Сколько кошек он поит молоком, если Мурка дает девять литров, а каждая кошка выпивает четверть литра молока? (36)
♦ Пошли как-то кот Матроскин и галчонок Ктотам на рыбалку. Матроскин взял с собой банку, в которой было 40 червей. Кот поймал на пять червей пять рыбок, еще семь червей рыбы съели, но не поймались. А потом — глядь, а червей-то и нет: последнего галчонок доедает. Сколько червей склевал Ктотам? (28)
♦ Если дядя Федор варит обед, то ему на приготовление нужен час. Если Шарик делает пироги в форме сосисок, то он тратит в два раза меньше времени, чем дядя Федор. Кот Матроскин готовит молочную болтушку в шесть раз быстрее, чем Шарик пироги. Сколько времени тратит на приготовление обеда кот Матроскин? (5минут.)
Конкурс третий. «Собери пословицу»
Надо соединить стрелками начало И конец пословицы. Конкурс оценивается по четырехбалльной системе.
Дети получают распечатки задания.
Не все чье мясо съела.
Знает кошка, гостей намывает.
Кошка моется — девять жизней.
У кошки коту масленица.
Конкурс четвертый. «Планета кошек»
Внимательно послушайте стихотворение А. Усачева «Планета кошек», затем запишите в тетрадь все действия, производимые кошками в этом тексте. Каждое правильно выписанное действие оценивается в один балл.
Есть где-то Кошачья Планета.
Там кошки, как люди, живут:
Читают в постели газеты
И кофе со сливками пьют.
У них есть квартиры и дачи,
Машины и прочий комфорт,
Они обожают рыбачить
И возят детей на курорт.
Летают в заморские страны,
Находят алмазы с кулак,
Сажают на клумбах тюльпаны
И даже разводят собак.
Роскошная жизнь на планете
У кошек, котов и котят!
Но странные жители эти
Все время о чем-то грустят.
Как много игрушек хороших,
Как много пластинок и книг!
Вот нет только кошек у кошек...
Ах, как же им грустно без них!
Подведение итогов
Учитель. В результате конкурса определился победитель. Давайте поздравим его. Вручаю ему котенка. Дома хорошенько подумай, как ты его назовешь, поработай добрым волшебником. Думаю, через несколько дней ты представишь нам результаты твоего труда, а мы их оценим. Давайте, ребята, поаплодируем и котенку, который нашел себе новый дом и нового хозяина, и самому хозяину за его доброе сердце.
Дома у вас наверняка есть такие же игрушки, которыми вы уже не играете. Возможно, они тоже требуют починки, а после этого вы сможете подарить им новую жизнь — или отдать соседским малышам, или отнести детям из детского дома, или, в крайнем случае, отнести в ближайшую церковь — священник найдет им достойное применение, ведь на свете еще много детей, у которых мало или совсем нет игрушек. А так приятно доставить им радость! Вы согласны со мной?
Похожие статьи:
Психологический классный час, 2-3 класс
Классный час во 2 классе. Как развивать память
Классный час. Школьный дневник 2 класс
Классный час во 2 классе на тему: Взаимоотношения в коллективе
Нет комментариев. Ваш будет первым!