Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Беседа на тему: Добро для младших школьников 1-2 класса

Беседа для учащихся 1-2 классов «Учимся быть добрыми»

Цели и задачи

— воспитывать такие нравственные качества, как доброта, сострадание;

— формировать бережное отношение к вещам.

Оборудование

У учителя — мягкая игрушка — котенок, распечатки задания с пословицами.

Ход классного часа

Введение в тему

Учитель. Сегодня, ребята, мы поговорим о доброте и поучимся быть добрыми не на словах, а на деле.

Сапожник починяет нам ботинки,

А плотник — табуретку и крыльцо,

Но только у волшебника в починке

Светлеют ваше сердце и лицо.

Какая тонкая работа —

Счастливым сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести,

От одиночества спасти.

А самому потом тихонечко уйти...

Волшебник — это сказочная личность,

И сказочно он скромен, господа,

В нем сказочно отсутствует двуличность,

И выгод он не ищет никогда.

Язык чужой обиды и печали

Волшебник изучает с детских лет,

Его вселять надежду обучали —

И это основной его предмет.

Ю. Мориц

Согласитесь, ребята, что стать добрым волшебником может каждый из вас, если сможет научить свое сердце быть чутким, внимательным, заботливым, отзывчивым, а руки — умелыми, трудолюбивыми.

Ко мне в руки попал вот этот котенок. Не спрашивайте — как. Это грустная история. Еще немного — и он оказался бы на помойке. Посмотрите, как он выглядит: длинная шерсть, бывшая когда-то белоснежной, свалялась и стала непонятного цвета; красный язычок надорван, хвост вот-вот оторвется...

Учитель предлагает детям по очереди подержать в руках игрушку, пожалеть ее, сказать ей несколько ласковых слов.

Учитель. Да, возможно, эта игрушка отслужила свой срок и о ней пора забыть. Но я посмотрела в эти зеленые с черными зрачками глаза, ничуть не потускневшие, увидела этот грустный взгляд — и меня охватила такая тоска, такая боль, как будто это не игрушка, а живой зверек, и ему суждено стать бездомным. А стать бездомным, согласитесь, это страшно!

Думаю, что у каждого из вас дома тоже есть любимые игрушки, которыми вы уже не играете, но не решаетесь с ними расстаться, потому что они были вашими друзьями детства, а с друзьями так не поступают. Правда ведь? (Отклик детей.)

Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Друг детства»

Учитель. Все вы либо читали, либо смотрели по телевизору «Денискины рассказы» писателя В. Драгунского. В одном из рассказов под названием «Друг детства» автор описывает такую ситуацию.

Когда мальчику было шесть с половиной лет, он стал задумываться о том, кем он станет, когда вырастет. Идей было много, но в конце концов Дениска решил стать боксером и приступить к тренировкам немедленно.

«Я сказал папе:

— Папа, купи мне грушу!

— Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

Я рассмеялся:

— Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!

— А тебе зачем? — сказал папа.

— Тренироваться, — сказал я. — Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?

— Сколько же стоит такая груша? — поинтересовался папа.

— Пустяки какие-нибудь, — сказал я. — Рублей десять или пятьдесят.

— Ты спятил, братец, — сказал папа. — Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.

И он оделся и пошел на работу.

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:

— Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну- ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.

И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.

Она бросила его мне на диван и сказала:

— Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!

И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.

А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный — желтый стеклянный, а другой большой белый — из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается...

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...

— Ты что, — сказала мама, она уже вернулась из коридора. — Что с тобой?

А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:

— Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером».

Вопросы для обсуждения:

— Почему Дениска не смог тренировать силу удара на мишке?

— Как смотрел мишка на своего хозяина?

— О чем вспоминал мальчик, видя перед собой «друга детства»?

— Как вы думаете, какие чувства испытывал мальчик в этот момент?

Обсуждение с детьми отношения к игрушкам

Учитель. Давайте снова обратимся к несчастному, потрепанному котенку. Как вы думаете, почему он стал таким? Виноват ли он в этом? Как бы он чувствовал себя, оставшись без хозяина и без дома? (Отклик детей.)

В наших ли силах помочь игрушке? Сможем ли мы стать добрыми волшебниками? Что для этого нужно сделать? (Отклики детей: постирать котенка с шампунем; причесать; подклеить носик; подшить хвост; привязать розовый бантик на шею или надеть веселый клоунский колпачок; повесить медальку на шею и т. д.)

Кто хочет поработать волшебником и подарить вторую жизнь игрушке? Все? Я и не сомневалась, что вы добрые, отзывчивые дети. Но котенок один, и нам нужно найти ему достойного хозяина. Кто им станет? Предлагаю выбрать хозяина на конкурсной основе. Тот, кто заработает больше всех баллов в конкурсной программе, тот и станет хозяином.

Конкурсная программа

Конкурс первый. Викторина

Назвать кота, произведение и автора. Конкурс оценивается от1 до 3 баллов.

+ «Подумаешь пироги! Я еще вышивать умею и на машинке шить». (Кот Матроскин из книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот».)

+ «Было у мельника три сына, и оставил он им, умирая, всего только мельницу, осла и кота». («Кот в сапогах», автор Ш. Перро.)

+ «У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том»... (Кот ученый из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».)

+ «... высоко подскочил, лапой сшиб ворону с ветки, выдрал ей полхвоста,— едва она улетела. И опять представился, будто он слепой». (Кот Базилио, «Золотой ключик, или Приключения Буратино», А. Толстой.)

+ «Он был рыжий. Когда взрослый черный соседский кот услышал, как зовут рыжего котенка, он сказал:

— Я не советовал бы котенку с таким именем спускаться во двор. Котенка с таким именем во дворе ждут одни неприятности». (Котенок по имени Гав, одноименное произведение, Г. Остер.)

+ «Тетя, тетя Кошка,

Выгляни в окошко.

Есть хотят котята,

Ты живешь богато...» (Кошка из «Кошкиного дома», С. Маршак.)

+ «Стала девочка котенка кормить.

Принесла овсяной кашки —

Отвернулся он от чашки.

Принесла ему редиски —

Отвернулся он от миски.

Принесла кусочек сала,

Говорит котенок: — Мало!» («Усатый-полосатый», С. Маршак.)

+ «Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста». (Кот из рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга».)

+ «Ты, мой Враг, ты, Жена моего Врага, ты, Мать моего Врага,— сказала Кошка,— посмотри: я здесь. В третий раз похвалила ты меня: давай же мне трижды в день побольше белого парного молока — во веки веков. Но все же запомни: я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе». («Кошка, которая гуляла сама по себе», Р. Киплинг.)

Конкурс второй. «Задачи про котов»

Оценивается по пятибалльной системе.

♦ Матроскин открыл фирму «МУРМАТРОС» и снабжает Муркиным молоком городских кошек. Сколько кошек он поит молоком, если Мурка дает девять литров, а каждая кошка выпивает четверть литра молока? (36)

♦ Пошли как-то кот Матроскин и галчонок Ктотам на рыбалку. Матроскин взял с собой банку, в которой было 40 червей. Кот поймал на пять червей пять рыбок, еще семь червей рыбы съели, но не поймались. А потом — глядь, а червей-то и нет: последнего галчонок доедает. Сколько червей склевал Ктотам? (28)

♦ Если дядя Федор варит обед, то ему на приготовление нужен час. Если Шарик делает пироги в форме сосисок, то он тратит в два раза меньше времени, чем дядя Федор. Кот Матроскин готовит молочную болтушку в шесть раз быстрее, чем Шарик пироги. Сколько времени тратит на приготовление обеда кот Матроскин? (5минут.)

Конкурс третий. «Собери пословицу»

Надо соединить стрелками начало И конец пословицы. Конкурс оценивается по четырехбалльной системе.

Дети получают распечатки задания.

Не все                                   чье мясо съела.

Знает кошка,                         гостей намывает.

Кошка моется —                   девять жизней.

У кошки                                  коту масленица.

Конкурс четвертый. «Планета кошек»

Внимательно послушайте стихотворение А. Усачева «Планета кошек», затем запишите в тетрадь все действия, производимые кошками в этом тексте. Каждое правильно выписанное действие оценивается в один балл.

Есть где-то Кошачья Планета.

Там кошки, как люди, живут:

Читают в постели газеты

И кофе со сливками пьют.

 

У них есть квартиры и дачи,

Машины и прочий комфорт,

Они обожают рыбачить

И возят детей на курорт.

 

Летают в заморские страны,

Находят алмазы с кулак,

Сажают на клумбах тюльпаны

И даже разводят собак.

 

Роскошная жизнь на планете

У кошек, котов и котят!

Но странные жители эти

Все время о чем-то грустят.

 

Как много игрушек хороших,

Как много пластинок и книг!

Вот нет только кошек у кошек...

Ах, как же им грустно без них!

Подведение итогов

Учитель. В результате конкурса определился победитель. Давайте поздравим его. Вручаю ему котенка. Дома хорошенько подумай, как ты его назовешь, поработай добрым волшебником. Думаю, через несколько дней ты представишь нам результаты твоего труда, а мы их оценим. Давайте, ребята, поаплодируем и котенку, который нашел себе новый дом и нового хозяина, и самому хозяину за его доброе сердце.

Дома у вас наверняка есть такие же игрушки, которыми вы уже не играете. Возможно, они тоже требуют починки, а после этого вы сможете подарить им новую жизнь — или отдать соседским малышам, или отнести детям из детского дома, или, в крайнем случае, отнести в ближайшую церковь — священник найдет им достойное применение, ведь на свете еще много детей, у которых мало или совсем нет игрушек. А так приятно доставить им радость! Вы согласны со мной?

Похожие статьи:

Психологический классный час, 2-3 класс

Классный час во 2 классе. Как развивать память

Классный час. Школьный дневник 2 класс

Классные часы во 2 классе

Классный час во 2 классе на тему: Взаимоотношения в коллективе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!