Конспект классного часа на тему: Семья, семейные ценности для начальной школы, 3-4 класс
Под крышей дома моего (творческая мастерская для учащихся 3-4 классов)
Цели и задачи
— актуализировать знания детей о семье, о ценности семейных отношений;
— развивать внимание, мышление, зрительную память, воображение, артистические способности, речь.
Оборудование
У учителя — маленькие сувенирные свечи (для каждого ученика), зажигалка, образец изображения свечи, выложенного из деталей танграма, распечатки задания с пословицами (для каждой пары), карточки для игры «Пойми меня»; у учащихся — тетрадь, ручка, танграм, цветные карандаши.
Ход классного часа
Введение в тему
Учитель. Сегодня мы поговорим о семье — о близких людях, родственниках, живущих под одной крышей. Отгадайте загадки о родственниках.
+ Кто в семье со всеми дружен?
Кто всегда нам очень нужен?
Кто готовит, шьет, стирает
И почти не отдыхает?
Кто заботится о нас
Каждый день и каждый час? (Мама)
+ Детям он решит задачу,
Отвезет семью на дачу.
Починить готов утюг,
Если тот сломался вдруг.
Сильный, ловкий и отважный,
После мамы — самый важный. (Папа)
+ Он стар, но это ничего,
Его добрее нет.
Он папа папы моего,
А для меня он ... (дед).
+ У мамы сестра.
Вы добрей не найдете!
Я очень горжусь,
Ведь она моя ... (тетя).
+ Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне ... (сестренка).
+ К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне гладя: —
Руку жми, ведь я твой ... (дядя).
+ На Волге живут мои дядя и тетя.
Меня на каникулах там вы найдете.
От мамы и папы к ним я посланник,
Меня они любят, ведь я же ... (племянник).
+ Она совсем не старая,
Хотя совсем седая,
Она расскажет сказку мне,
На картах погадает.
Я сяду с нею рядышком:
Продолжи сказку,... (бабушка).
+ Она все на свете помнит и знает,
И бабушка мамой ее называет.
И часто приходят к ней в дом доктора,
Она же мне пра..., она же мне пра.... (Прабабушка)
Автор: А. Шевченко
Беседа «Что такое семья. Что объединяет членов семьи»
Учитель. Семья — это самое дорогое, что есть у человека. Это близкие люди, которые вас любят, неустанно заботятся о вас, стараются сделать все возможное, чтобы вы были счастливы. А когда вы станете взрослыми и обзаведетесь своей семьей, то также будете заботиться о своих близких, как делали это ваши папа и мама, бабушка и дедушка и другие родственники — тети, дяди, прабабушки, прадедушки...
Главное предназначение семьи в том, чтоб на свет появлялись новые люди, чтоб не иссяк род человеческий. Но рождение ребенка — это и огромная радость, и огромная ответственность. От того, как родители воспитают ребенка, сумеют ли заложить в него понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, будет зависеть, как сложится его жизнь в дальнейшем, станет ли он достойным человеком или опасным для окружающих.
Любовь — это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдет помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищенным, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды.
Игра «Свеча любви»
Учитель. Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви».
Конечно же, каждый из вас любит свою семью, какой бы она ни была — большой или маленькой, полной или неполной. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их — и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься именно об этом — о том, как дороги вам ваши близкие.
Описание игры. Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи и т. д., а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (лицам — маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.
Развивающие задания
Учитель вывешивает на доску образец изображения свечи.
Учитель. Зажженная свеча — символ тепла, уюта, а также атрибут торжественности. Когда в вашей семье зажигают свечи? (Отклик детей.)
1. Внимательно посмотрите на это изображение в течение 15 секунд. (Изображение снимается.) Выложите свечу из деталей танграма по памяти. (Самостоятельная работа. Проверка, исправление ошибок.)
2. У каждой семьи есть свое жилище — дом, квартира — или мечта об уютном семейном гнездышке, в котором каждому найдется уголок, которое будет всегда открыто для родственников, друзей и добрых соседей. А как вы представляете себе свой дом в бу-дущем, лет так, скажем, через 20—30? Нарисуйте его, разукрасьте.
Дети рисуют. Обмен впечатлениями.
Учитель. Расскажите, кто в вашем доме будет жить. (Ответы детей.)
Сообщение учителя о духе дома - домовом и об обычаях, связанных с ними.
Учитель. Добрым духом дома издавна считался домовой.
Домовой
От раскаленной крыши
На чердаке теплынь,
И терпким зноем дышит
Ромашка и полынь.
Как хорошо здесь летом!
Просох чердачный хлам.
Сквозь щели тени света
Трепещут по углам.
Когда ты слышишь скрипы,
Шаги над головой,
Шуршанье, кашель хриплый,
Знай — это Домовой.
Он в доме самый старый,
За все несет ответ.
Ворчит на всех домашних
И дом хранит от бед.
Он в полдень отдыхает
На жарком чердаке,
А сам напоминает
Сучок на потолке.
Автор: Т. Шарыгина
Некоторые люди до сих пор верят в существование домового. Говорят, кто с домовым дружит — горя не знает. Хозяйкам известно, что он ровно в полночь приходит ужинать, поэтому они оставляют ему на тарелочке кашу или хлеб с солью, приговаривая при этом: «Прими гостинчик да будь к нам поласковее, хозяин запечный». Бывает, что семья переезжает на новое место жительства, но не забывает переманить туда и своего домового: открывают настежь двери и говорят: «Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье».
А вы хотели бы, чтобы в построенным вами доме поселился домовой? Почему? (Отклик детей.)
Развивающие задания
Учитель. С домовым или без домового — дом требует ухода. От хозяев зависит, каким будет дом: ухоженным, уютным, гостеприимным или заброшенным, унылым, неприветливым.
Учащиеся получают распечатки задания.
Задание 1
Соедините стрелкой начало и конец пословицы. (Работа в парах. Проверка.)
Всякий дом сирота.
Без хозяина дом — хозяином держится.
Горе тому, а хозяин дом.
Не дом хозяина красит, не бородой трясти,
Дом вести — кто непорядком живет в дому.
Учитель. Чаще всего хранительницами дома, его душой являются мама или бабушка. Именно они выполняют повседневную, рутинную работу, без которой, кстати, дом не был бы домом, а скорее — сараем: уборка, стирка, глажение, приготовление пищи... И они же, как водится, создают добрую атмосферу в доме: пожалеют, приласкают, утешат, похвалят, организуют праздник... Столько забот у женщин!
Задание 2
Придумайте как можно больше прилагательных, относящихся к слову «МАМА» или «БАБУШКА», на выбор. (Дети записывают прилагательные в тетрадь. Проверка. Подсчет количества придуманных слов.)
Творческая игра «Пойми меня»
Учитель. Близкие люди, как правило, понимают друг друга без слов. Задание: изобразить с помощью жестов и мимики следующие просьбы.
Карточки
+ Дочка маме: «Купи мне туфли на высоком каблуке».
+ Папа маме: «Позвони мне в восемь вечера».
+ Брат сестре: «Пойдем выпьем чаю с бутербродом».
+ Внук бабушке: «Испеки, пожалуйста, блинов».
+ Мама папе: «Почисть селедку».
+ Папа детям: «Не включайте телевизор до моего прихода».
Подведение итогов
Учитель. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Дети приходят к выводу, что взаимопонимание и добрые отношения в семье — основные ценности в жизни человека.
Похожие статьи:
Классный час 4 класс. Культура общения
Классный час 4 класс. Россия – Родина моя
Нет комментариев. Ваш будет первым!