Классный час в 3 классе. Загадки
Классный час для 3 класса
Конспект классного часа на тему: Кто хочет на загадки находить отгадки
Задачи:
1. Развивать смекалку, сообразительность, ум, расширять кругозор, обогащать речь детей.
2. Способствовать активизации познавательной деятельности.
3. Знакомить учащихся с жанрами устного народного творчества.
Оборудование: кроссворд.
Ход классного часа
Учитель. Сегодня мы поговорим о загадках. Для чего они нуж- ны и кто их придумал?
Они возникли еще в древности, когда не было письменности. Древние люди относились к загадкам очень серьезно. Когда юноша подрастал, его признавали зрелым мужчиной, воином только после того, как он разгадывал несколько загадок.
- А наши мальчики готовы отгадать трудные загадки?
(Мальчики отгадывают ряд загадок.)
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдет он, станет гладко.
Будет ровная площадка. (Бульдозер.)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед.)
Толстый тонкого побьет.
Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь.)
Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (Телевизор.)
Полюбуйся, посмотри -
Полюс Северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник.)
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот откроет рот. (Экскаватор.)
В сказках и легендах рассказывали о чудовищах, предлагавших героям самые хитроумные загадки: разгадаешь - останешься жить, а нет - пеняй на себя! В древнегреческом мифе говорится, что крылатый лев с головой женщины - Сфинкс - загадал царю Эдипу трудную загадку: «Утром - на четырех, в полдень - на двух, а вечером - на трех ногах. Кто это такой?» Эдип разгадал: «Маленький ребенок ползает, на двух ногах - взрослый человек, а на трех ногах - старей с палочкой». Побежденный Сфинкс в отчаянии бросился со скалы и разбился. Этим древние люди хотели сказать, что человек может разгадать любую тайну природы.
Давайте вспомним сказки, в которых главному герою приходится отгадывать загадки, чтобы спасти жизнь. (Учащиеся называют сказки.)
Загадка - это жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность. Человеку нужно постоянно упражнять свой мозг, чтобы он развивался. С глубокой древности люди приучали к этому маленьких детей, загадывая им загадки. А сейчас практически ни один детский праздник не обходится без загадок. Они стали видом развлечения.
- Большое количество загадок построено по принципу перечисления признаков предмета, например: «Не куст, а с листочками; не рубашка, а сшита; не человек, а рассказывает». Что это? {Книга.)
Вспомните или придумайте загадки, перечисляющие признаки какого-либо предмета или явления. (Учащиеся предлагают свои варианты загадок. Например:
У конька у горбунка
Деревянные бока.
У него из-под копыт
Стружка белая летит. (Рубанок.)
Чиста, да не вода,
Клейка, да не смола,
Бела, да не снег,
Сладка, да не мед.
От рогатого берут
И детям дают. (Молоко.)
Я пушистый.
Мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот. (Клубок.)) '
Другие загадки указывают на происхождение предмета.
От воды родится - воды боится. (Соль.)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь. (Карандаш.)
Явился в желтой шубке:
Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка.)
Еще загадки говорят, для чего предназначен тот или иной предмет.
Землю рыть я помогаю.
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад. (Экскаватор.)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар.)
Конь стальной
Овса не просит,
А пашет и косит. (Трактор.)
Жужжит, но не летает.
От пыли дом спасает. (Пылесос.)
Во многих загадках используются образные выражения, сравнения с другим предметом, чаще - с живым существом. Например: «На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются». (Глаза.)
Или:
Сидит на ложке,
Свесив ножки. (Лапша.)
Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого.
Что ни шаг- То овраг. (Лестница.)
Два братца
Пошли в реку купаться. (Ведра.)
Жар-птица летает,
Золотые перья роняет. (Огонь.)
Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы.)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги.)
В наши дни широкое распространение получили шуточные загадки, основанные на путанице похожих по звучанию слов: «Шел дождь, ехал автобус. Все в автобусе спали, Толька водитель не спал».
- Вопросы к этой загадке такие: «Как звали водителя? Какой был номер автобуса? Какое колесо не крутилось?» (Водителя звали Толька, номер автобуса был мокрый, не крутилось запасное колесо.)
Загадки-шутки, основанные на игре слов, заставляют мысль работать в неверном направлении и поражают неожиданностью ответа. Например: «Бежало сорок волков, сколько у них у шей хвостов?» (Ни одного: у шей хвостов не бывает.)
С помощью загадок можно составить кроссворд, да не простой, а тематический, например о животных, о растениях, о транспорте и т. д. Я предлагаю вам разгадать «Цветочный кроссворд».
По горизонтали:
3. Он стоит на тонкой ножке,
Словно аист, в поле чистом
И накрылся, как шапчонкой,
Белым зонтиком пушистым. (Одуванчик.)
7. У реки, на лугу,
Босиком на снегу
Первые цветочки –
Желтые глазочки. (Мать-и-мачеха.)
По вертикали:
1. Крошечные чашечки развесил,
Словно бусы, он на стебельке
И, должно быть, думает о лесе.
Солнечной лужайке и реке. (Ландыш.)
2. Стоят в лугах сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашки.)
4. Твой глазок на ножке твердой
Затерялся в колосках.
Все же ты, красавец гордый,
Гость ненужный на полях. (Василек.)
5. На лугу со всех сторон
Легкий-легкий,
Тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон. (Колокольчик.)
6. Белая, пушистая.
Густая и душистая
Завесила село –
Как будто подморозило,
Как будто сад и озеро
Метелью занесло. (Черемуха.)
8. Этот цветок называют звездой.
Так бы его вы назвали и сами,
В нем лепестки разбежались лучами
От сердцевинки, совсем золотой. (Астра.)
У каждого жанра фольклора был свой прославленный собиратель. Известным собирателем загадок был Дмитрий Николаевич Садовников (родился 25 апреля 1847 года). Благодаря ему до нашего времени дошли загадки, сочиненные народом много лет назад. Его привлекало в загадках то, как в них отразились быт и мировоззрение крестьян.
Загадки русского народа
Маленький да гнутенький
Весь дом стережет. (Замок.)
У нас под лавкой
Медвежья лапка. (Полено.)
Стоит столбом,
Горит огнем:
Ни жару,
Ни пару.
Ни угольев. (Свеча.)
Без рук, без ног,
Рубашки просит. (Подушка.)
Светленько,
Чистенько,
Посмотреть любенько. (Зеркало.)
Стучит, бренчит, вертится;
Ходит весь век,
А не человек. (Стенные часы.)
Полная конюшня
Красных коров;
Черная зайдет.
Всех выгонит. (Кочерга и раскаленные угли.)
Ни свет ни заря
Пошел, согнувшись, со двора. (Коромысло.)
В брюхе - баня,
В носу - решето,
На голове пупок,
Всего одна рука,
И та на голове. (Чайник.)
Черна, мала крошка;
Соберут немножко,
В воде поварят –
Ребята съедят. (Каша.)
Не шит, не кроен,
А весь в рубцах;
Без счету одежек
И все без застежек. (Кочан капусты.)
Стоит древо,
Древо ханское,
Платье шамаханское,
Цветы ангельски,
Когти дьявольски. (Шиповник.)
Существуют готовые рифмованные загадки, в которых нужно отгадать только последнее слово, причем в рифму. Рифмы нередко служат подсказкой к загадке. Отгадайте загадки И. Ефимовой и Е. Григорьевой. Отвечайте хором.
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах.
И бензина в баке нет.
Это мой... (велосипед).
Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвется звон,
И голос друга издалека
Тебе подарит... (телефон).
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пестрой юбке танцовщица.
Музыкальная... (юла).
Идет спокойно, не спеша –
Пусть видят все, как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит... (черепаха).
На столе передо мной
Закружился шар земной.
Арктика, экватор, полюс...
Уместил всю Землю... (глобус).
Сто березовых солдат,
Взявшись за руки, стоят.
Днем и ночью,
Круглый год
Охраняют огород.
Те солдаты с давних пор
Называются... (забор).
- Итак, что же такое загадки? Для чего они нужны? (Дети отвечают.)
Правильно, загадки развивают наш ум, смекалку, сообразительность.
Жизнь не стоит на месте, развивается наука и техника, появляются новые виды товаров, дающие почву для рождения новых загадок.
Загадки невпопад
Прошу внимания и порядок,
Я предложу вам ряд загадок.
Кто отгадает их получше.
Тот ценный приз сейчас... (получит).
Ростов. Жарко солнце греет.
На горе раскинут он,
А внизу река синеет,
И течет красавец... (Дон).
Я считаю очень точно,
Посчитал я все и всем.
Умножаю три на восемь
Получаю... (24).
Городов я видел массу,
Но хочу в Москву давно.
Побежал скорее в кассу,
Чтоб купить билет... (в Москву).
Видел я медведя в клетке,
Мимо льва я проходил.
Вдруг гляжу: сидит на ветке
Серый жадный... (воробей).
Из распахнутых ворот
Вдруг свирепый лай раздался,
Это лаял серый... (пес).
В детстве плохо я учился,
Однажды сильно простудился.
Отец за это дал мне порки,
А доктор прописал... (таблетки).
За окном поля, равнины,
Я поездке очень рад.
В главный город Украины
Приезжаю - в... (Киев).
Сестра на базаре фасоли купила,
И суп из нее она долго варила.
Суп получился плохой из фасоли:
Забыла она положить в печку... (дрова).
Спасибо за то, что вы мне помогали.
За все те отгадки, что здесь сочиняли.
А так как антракт всему делу венец,
С вашего разрешения... (конец).
Дополнительный материал
Поиграем - угадаем
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец!
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то грозно бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшке лучший друг.
Угадайте, кто? (Индюк.)
Да! Индюк! Признайтесь, братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо –
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или... (собака)?
Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает. Кто? (Кошка.)
Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята:
Тут - лисички, там - опята.
Ну а это на полянке Ядовитые... (поганки).
С. Михалков
Учитель. Загадки относятся к малым жанрам фольклора, они отличаются краткостью и лаконичностью, с их помощью можно увлекательно провести время. Со временем в них появлялись новые реалии: «Без головы, без языка, а говорит на всех языках» (радио), «Белый шкаф купили мы, в нем немножечко зимы» (холодильник), «Висит груша - нельзя скушать» (лампочка).
Иногда загадки построены в виде прямого вопроса:
• Что видно только ночью? (Звезды.)
• Что за тварь людей питает, а церкви освещает? (Пчела.)
Некоторые загадки созданы путем изменения отгадки, при этом начальные звуки сохраняются, а конец слова сильно изменен:
Стоит пендра,
На пендре лежит дендра
И говорит кондре:
«Не лазай на пендру,
Там кандра -
А ундры - нет». (Печь, дед, кот, каша и утка.)
Часто встречаются загадки, построенные на диалоге:
- Она черная?
- Нет, красная.
- А почему белая?
- Потому что зеленая. (Красная смородина.)
Некоторые загадки строятся на отрицании:
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь. (Репа.)
В некоторых загадках описание признаков предмета, который надо отгадать, дано от первого лица:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут.
Я все терплю и всем добром плачу. (Земля.)
А иногда появляются новые отгадки к традиционным загадкам: «Сто одежек и все без застежек» (брак швейной фабрики).
Похожие статьи:
Классный час в 3 классе. Культура общения
Классный час в 3 классе на тему: Этикет
Конспект классного часа в начальной школе: «Я – семья – Мордовия - Россия»
Нет комментариев. Ваш будет первым!