Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час «Самовоспитание - путь к совершенству», 10-11 класс

Разработка классного часа для старшеклассников

Тема: Самовоспитание и проблема выбора

Задачи: подвести ребят к мысли о необходимости самовоспитания; стимулировать стремление вести дискуссию; заострить внимание на выборе положительного идеала на пути к самосовершенствованию; оказать помощь в выборе положительных жизненных целей; показать на примере жизненно важную ценность правильно сделанного выбора.

Подготовительная работа: задания учащимся по работе с литературой для проведения классного часа; подбор тренингов; подготовка девизов; принадлежности для работы по тренингу; приглашение гостя; организация сладкого стола; подготовка стихов; обеспечение техническими средствами.

Участники: учащиеся; классный руководитель; ученик-гость.

Ход мероприятия

Знай, выбор сделать в жизни

Придет и твой черед...

Классный руководитель. Нашему обществу нужны высококвалифицированные и высокообразованные труженики, и оно стремится создать все необходимые условия для их подготовки. Человек, в свою очередь, обогащает общество своим трудом. Эта взаимосвязь необходима и неоспорима. И в своей жизни, и в труде человек хочет быть счастливым. Другое дело, что каждый понимает счастье по-разному. Поэт Эдуард Асадов сказал по этому поводу:

А счастье бывает просто

Очень разного роста —

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

Как же научиться быть по-настоящему счастливым? Для этого надо и учиться и воспитывать себя. В обучении все большее место стало занимать самообразование, а в вопросах воспитания — нравственное совершенствование личности. И все это предполагает систематическое самовоспитание. Что же такое самовоспитание? (Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.)

Классный руководитель. Проводя целенаправленную работу над собой, личность идет к познанию смысла счастья в своей трудовой деятельности, в общении, среди своих друзей и товарищей, близких и родных людей. Если человек счастлив в своей жизни, то значит и в том обществе, в котором он живет. Самообразование и самовоспитание всегда помогало личности создавать себя. Но так ли просто создать свое «Я»? Учащиеся (2 человека) читают стихи:

Скажи, мой друг,

А к жизни ты готов,

К такой, чтоб за нее

Ты не стыдился,

Чтоб в час любой

И день любой

Ты и себе

И людям пригодился?

И что же слышу я в ответ?

— Скорее нет, пока что нет.

 

Но ты ведь думаешь о том,

Что впереди дорога жизни,

Что надо «Я» свое сказать

И послужить своей Отчизне?

И что услышал я тогда?

— Конечно думаю я, да.

 

А знаешь, что такое воспитать

Себя для жизни, счастья и признанья?

Как умным и достойным стать?

В ответ — заняться

Самовоспитаньем!

Классный руководитель. Вот давайте и поговорим о том, чем человек занимается в процессе самовоспитания.

Учащиеся:

— Это прежде всего формирование положительных качеств и постоянное преодоление недостатков. Человек должен бороться с собой всю жизнь, потому что она полна соблазнов: легкий рубль, легкая победа над кем-то или чем-то.

— Самовоспитание — это обязательно контроль над собой, своими поступками, поведением.

— Это еще и большая требовательность к себе, самокритичное отношение и, разумеется, объективная самооценка поступков, отношения к работе, людям, к своим близким и т.д.

Классный руководитель. Самовоспитание дает человеку многое. Вы становитесь умнее и наблюдательнее. Развивается ваша память и речь. Оно закрепляет и совершенствует все то, что дала вам семья и школа. Работа над собой — это то высокое, на что способен человек. Конечно, это тяжкий труд, но и какое счастье и гордость за то, что ты смог создать себя и свою жизнь. В процессе самовоспитания переплетается личное и общественное. Это взаимовыгодный процесс. Вы обогащаете себя духовно. А такие люди — самая большая ценность нашего общества. Становясь лучше, совершеннее, вы приносите большую пользу другим людям, а значит и всему обществу. Духовно и, конечно, физически развитый человек хочет и может быть счастливым. Он понимает и ощущает всю красоту жизни. Создавайте и совершенствуйте себя во имя своего успеха и счастья других.

Для самовоспитания существует ряд серьезных причин, среди них как объективные, так и субъективные. Давайте разберемся, чем же обусловлено самовоспитание.

Учащиеся:

- Человеку свойственно стремление стать лучше во всех отношениях. Подавляющее большинство людей хочет, чтобы у них было все прекрасно: «... и душа, и одежда, и мысли».

- Наше общество предъявляет определенные требования к своим гражданам. Значит, мы должны соответствовать уровню его развития и своим образованием и духовными качествами.

- Ив семье, и в школе мы подвергаемся определенным воспитательным воздействиям. Совместные усилия семьи и школы приводят большинство из нас к мысли о необходимости самообразования и самовоспитания. Так мы формируем наши взгляды, потребности, убеждения; определяем жизненные цели и идеалы.

Классный руководитель. Вы правы, ребята, воспитание, закрепленное самовоспитанием, поможет вам подготовиться к более серьезному и ответственному периоду вашей дальнейшей жизни в обществе. Вы сможете ощутить радость и счастье самосозидания, развив свои лучшие качества, способности, добившись желаемого успеха в жизни. А чтобы добиться успеха, необходимо прежде всего определить свои жизненные цели и идеалы.

Цель жизни человека вытекает из потребностей его существования. Мы чего-то желаем, к чему-то стремимся; у нас есть интересы, намерения, влечения. Исходя из этого мы начинаем действовать: что-то планируем, определяем свои ценностные ориентации. Все это вместе взятое и составляет цель жизни человека. И.П. Павлов говорил, что у не имеющих цели людей ослабевает жизнеспособность. Такие люди даже больше подвержены заболеваниям. Не зря говорят, что мы живем, пока надеемся, т.е., пока стремимся осуществить намеченную нами, жизненно важную для нас цель! А что вы думаете о выборе жизненных целей?

Учащиеся:

— Прежде всего человек должен знать, чего он хочет от жизни и от себя в этой жизни. Поэтому надо хорошо знать себя, изучить свои возможности и правильно их оценить. Тогда можно поставить перед собой реальную цель и достичь ее, а не строить вместо этого воздушные замки.

— Если ты еще не знаешь своих возможностей для будущего, то надо ставить реально достижимые цели на сегодня, завтра и т.д. Это тоже не просто — одержать победу над собой даже в мелочах (быт, уроки, здоровый образ жизни, сквернословие и т.д.). Хотя надо отметить, мудрые люди говорят, что мелочей в жизни не бывает. Эти повседневные мелочи и есть наша жизнь. Наше мужественное преодоление повседневных трудностей и соблазнов, а значит самосовершенствование, поможет потом в постановке и достижении более высоких жизненных целей.

Классный руководитель. Выбор жизненных целей происходит в соответствии с избранным вами идеалом. Что же такое идеал? (Идеал — форма мотивации, выражающая направление личных устремлении человека. Идеалом может быть личность ученого. Литературный герой, нравственное качество, норма поведения. Идеалом часто выступает у юношей и подростков мужество, выносливость, принципиальность, человечность, деликатность, честность и т.д. Идеал не всегда ясно осознается.)

Классный руководитель. Да, идеал — это образец, совершенство, высшая цель, которая определяет наши стремления и поведение. Моральные нормы тоже определяют поведение людей, но это для повседневных жизненных ситуаций. А идеал — это высший образец, к которому человек должен стремиться, это конечная цель нравственного воспитания человека и его самовоспитания. А что еще вы знаете об идеале?

Учащиеся:

— Я читал о том, что личное самовоспитание в разное время, при разных общественных системах основывалось на разных идеалах. Например, в Спарте эталоном личности считался мудрый и мужественный человек (Ликург - мудрец, Леонид - воин). Для афинян образцом служил Одиссей и его любознательность. Люди средневековья преклонялись перед монахами и отшельниками. Для простых людей примером служила жизнь Ильи Муромца и Робин Гуда.

— Я знаю прекрасные изречения об идеале. A.M. Горький сказал: «Жизнь идет к совершенству, руководствуясь идеалом». Л.Н. Толстой писал: «Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет направления, а нет направления, нет и жизни».

— Думаю, что жизнь великого русского полководца А. В. Суворова может для многих послужить примером, особенно для тех, кто мечтает о военной карьере. Ведь в детстве он был маленьким, худым и слабым мальчиком. Сверстники смеялись над ним. Однажды он твердо решил выработать в себе все те качества, на которые поскупилась природа, и принял это решение за основу своей жизни. Так Александр, закаляя себя, выработал выносливость и стойкость, силу и ловкость, которые впоследствии помогали ему одерживать судьбоносные для России победы. Советую поискать свой идеал на страницах книг из серии «Жизнь замечательных людей». Хочу привести одно из изречений А.В. Суворова: «Возьми себе за образец героя ... наблюдай его, иди за ним вслед. Поравняйся, обгони — слава тебе!»

— Я считаю, что не обязательно брать как образец всю жизнь определенного человека, хоть и великого. Мы все равно не сможем скопировать его поведение полностью. Да ведь и нельзя прожить чужую жизнь. У каждого она своя. Думаю, необходимо создать свой идеал, жизненный эталон, соединив воедино все положительные качества тех людей, которые тебе интересны. Для меня, например, важно умение общаться, организованность в делах, решительность, порядочность. И я нахожу все эти качества у многих своих современников и в близком окружении (приводит примеры).

Классный руководитель. Да, в жизни чаще встречается именно такой собирательный образ идеала. А каким вы видите идеал нашего общества? Я прошу вас продолжить фразу: «Это человек...

Учащиеся:

— с чувством гражданской сознательности и активной жизненной позицией;

— с развитыми способностями и разумно воспитанными потребностями;

— который готов к семейной жизни с чувством ответственности за нее;

— высокообразованный профессионал, умеющий трудиться и зарабатывать;

— грамотно ориентирующийся в потоке информации;

— ведущий здоровый образ жизни;

— умеющий противостоять злу и насилию;

— добрый, а не добренький;

— ставший патриотом не на словах, а на деле;

— умеющий достойно представить свой народ и страну;

— готовый к постоянному самосовершенствованию.

Классный руководитель. Ребята, лучше начинать с постановки перед собой самой простой задачи, как это сделал юный А. Эйнштейн. Он решил получить хорошее образование. И хотя потом много раз утверждали, что у него нет таланта, Эйнштейн оставался усердным и трудолюбивым в достижении своей цели. К нему пришла мировая слава. А его талант и ум развивались на основе самовоспитания.

Но ведь бывает и так, что человек из-за неблагоприятного стечения обстоятельств или по какой-то другой причине теряет веру в свои силы, идеалы и меняет жизненные цели.

Да, бывает и так, ребята. Поэтому надо воспитывать в себе чувство уверенности и возможности преодоления любых жизненных трудностей. Мы еще будем с вами об этом говорить. Другое дело, если люди стремятся достигнуть низменных целей, изменив своим идеалам. Заметьте, что при этом им приходится пренебрегать и совестью, и честью. Такие люди могут предать родных, друзей, Родину. Ублажая свое честолюбие, они не признают ни законов, ни нравственных норм. Счастье таких людей призрачно, а самодовольство временно, затрагивая при этом честь, гордость и интересы других людей. Не причиняй людям зла - говорят старые, умудренные жизненным опытом люди, все может обернуться против тебя самого. А народная мудрость гласит: «Во зле жить — по миру ходить», «Худо тому, кто добра не делает никому».

А сейчас, ребята, начертите шесть кругов. Выберите из событий своей жизни шесть наиболее значимых. Три из этих событий должны быть радостными, а три других - грустными. Каждое событие впишите в круг. В каждом круге выделите сектор по количеству процентов вероятности, насколько вы сами могли (или сможете повлиять на исход каждого из событий).

Классный руководитель (по окончании выполнения задании и его итогам). Давайте теперь подытожим, что в жизни человека зависит от него самого и насколько (комментируют).

В жизни множество трудных ситуаций, которые связаны с проблемой выбора, и этот выбор не так легко сделать. Продолжите фразу: «Когда мне приходится делать выбор, мне трудно, потому что...». {Наиболее часто повторяемые ответы записываются на доске.)

Обратите внимание на то, что у каждого человека есть ресурс, который используется им в сложных ситуациях, в том числе и в ситуации выбора. А какие положительные качества помогают вам, когда возникает ситуация сложного жизненного выбора?

Записывают на доске:

— люблю все обдумать и взвесить, не принимаю скоропалительных решений;

— всегда советуюсь с мамой или близкими мне людьми; считаю, что, обдумав несколько вариантов, можно прийти к более разумному решению;

— обращаюсь иногда к психологу;

— стараюсь узнать побольше об интересующей меня проблеме;

— надеюсь в основном на себя, свои силы и знания;

— моя жизненная установка - добиваться намеченной цели;

— умею просчитывать разные варианты и только после этого принимаю решение;

— всегда исхожу из своих возможностей.

Классный руководитель. Ребята, думаю, что последний вариант особенно характерен для зрелого человека. Всегда опирайтесь на имеющийся у вас ресурс. Человек встречает меньше разочарований, если разумно сочетает свои желания и возможности.

(Ребята приводят примеры решения проблемы своего жизненного выбора и тех качеств, которые помогли им это сделать (или наоборот, помешали).)

В жизни человек всегда стоит перед выбором: оставить чужую беду без внимания или помочь, даже жертвуя своими интересами; конфликтовать или свести все к спокойному объяснению; предать или остаться человеком в высоком смысле этого слова; выбрать любовь или стандартное благополучие и т.д. (Ребята приводят примеры из кинофильмов, произведений литературы и жизни окружающих.)

А сейчас, когда вы вступаете в более серьезный и ответственный период вашей жизни, на что вы можете опираться, ставя перед собой реальные цели? (Ребята приводят примеры.)

А сейчас давайте попробуем сформулировать свой жизненный девиз.

Учащиеся:

— Цель нашел? Иди к ней смело.

Будь настойчивым, умелым.

 

— Иди к цели с добрым делом

И в глаза смотри всем смело.

 

— Выбрав цель своей жизни,

Так скажу я, друзья,

Если могут другие,

Значит, смогу и я!

 

— Знай, выбор в жизни сделать

Пришел и твой черед;

Не жди, а просто действуй,

Смело иди вперед!

Классный руководитель. Вот так же смело и отважно сделал свой выбор и наш гость. Это ученик 7-б класса нашей школы. Он спас малыша во время пожара и был награжден за это. Но самая большая награда, как сказал он, — это слова благодарности и слезы счастья в глазах родителей спасенного мальчика. Хотя он сам сейчас нам обо всем расскажет.

Идет рассказ мальчика, затем вопросы ребят:

— Почему ты на это решился?

— Было ли страшно?

— Что помогло тебе действовать так умело?

— Какой была реакция твоих родителей, когда они обо всем узнали?

— Ты ведь мог погибнуть?

— Какие теперь взаимоотношения с родителями и самим спасенным мальчиком?

— Что помогло тебе сделать этот достойный, но такой опасный для жизни выбор?

— Как выглядит твоя награда?

Гость демонстрирует небольшой видеофильм о его награждении и встрече с родителями малыша. Гостя приглашают на классный чай в его честь. Ребята продолжают общаться в неформальной обстановке.

Похожие статьи:

Классный час в 11 классе. О вреде игромании

Классный час в 11 классе о семье

Нравственный классный час, 11 класс

Классный час 10-11 класс. Международный день памятников

Классный час в 11 классе по профориентации. Время инженеров

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!