Классный час о вреде курения, 9 класс
Классный час на тему: Здоровый образ жизни, 9 класс
Классный час для 9 класса «Затянись... и «Будь счастлив»»
Участники: учащиеся 9-го класса, классный руководитель.
Цели:
1) воспитывать у учащихся ответственное отношение к своему здоровью;
2) оказывать помощь ученикам в осознании пагубного влияния курения на здоровье человека, поиске убедительных доводов в пользу отказа от этой вредной привычки;
3) развивать у школьников умение отстаивать свою точку зрения.
Подготовительная, работа
I. Проведение в классе конкурса плакатов «Я — против курения!».
II. Поиск классным руководителем вместе с группой учащихся информации по теме классного часа.
III. Составление сценарного плана классного часа, распределение ролей между учениками —- организаторами предстоящего коллективного обсуждения: проблемы.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) выставка плакатов «Я — против курения!»;
б) на классной доске написана тема классного часа и следующие слова: «богатство», «слава», «здоровье», «любовь», «дружба», «семья».
Ход классного часа
Классный руководитель. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье — это состояние полного физического, психологического и социального благополучия», а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. К факторам риска, способствующим развитию болезней, относятся различные внешние и внутренние причины отрицательного влияния на состояние здоровья человека. Особое место среди них занимают так называемые дурные привычки и склонности — курение, употребление алкоголя и наркотиков. Сегодня человечество переживает кризис в результате распространения среди подростков курения, пьянства, нарко- и токсикомании. Министерство здравоохранения России свидетельствует о неблагополучной демографической ситуации в стране: растет детская смертность, увеличивается число детей, имеющих умственные и психические отклонения.
А как вы оцениваете свое здоровье? Если вы абсолютно здоровы, допускаете ли вы, что однажды у вас может обнаружиться какое-либо заболевание? Как вы считаете, кто отвечает за наше здоровье: врачи, родители или мы сами? Что разумнее — позаботиться заранее о своем здоровье, или надеяться, что «мне повезет», что «со мной ничего не случится» или «когда заболею, тогда и буду думать»?
Девятиклассники отвечают на вопросы, заданные классным руководителем.
1-й ученик. Почти все знают правильный ответ на эти вопросы: и то, что заботиться о здоровье надо смолоду, и то, что мы сами в ответе за свое здоровье. Но когда дело касается действий, — разум куда-то пропадает, а уж в возрасте 15—16 лет — об этом ли думать!
2-й ученик. Установлено, что наше здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 20 — от наследственности, и только на 8,5% — от системы здравоохранения.
Классный руководитель. Ярким примером здорового образа жизни является наш соотечественник, известный во всем мире человек — академик Федор Григорьевич Углов. Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самого старого оперирующего хирурга. Он является автором книг «Из плена иллюзий», «Правда и ложь о разрешенных наркотиках» и др. Этот человек никогда не пил спиртное, не курил, в любую погоду обливался холодной водой. И как результат — полноценная жизнь. В свои 100 лет Федор Григорьевич активен, жизнерадостен, строит планы на будущее, читает лекции студентам, проводит хирургические операции. Он убежден, что человеческий организм рассчитан не меньше чем на 150 лет, что никто еще не умер непосредственно от старости: ведь причина смерти всегда кроется в болезни или в несчастном случае. Просмотрите еще раз заполненные вами анкеты и выберите два пункта, которые, на ваш взгляд, требуют неотложного внимания с вашей стороны. Что это за проблемы? Что вы можете сделать, чтобы улучшить свои показатели? Что вы узнали о себе нового?
Учащиеся выполняют задание педагога.
3-й ученик. Вы никогда не задумывались над тем, зачем человек курит, пьет спиртные напитки, употребляет наркотики? Скорее всего вы ответите: «Чтобы получить удовольствие, расслабиться». Это самый распространенный ответ, который глубоко укоренился в умах большинства населения нашей страны.
2-й ученик. Давайте остановимся на табакокурении. Это считается самым «безобидным» пристрастием человечества. Вот высказывания наших сверстников.
— Курение помогает держать форму.
— Курение помогает расслабиться.
— С сигаретой я чувствую себя гораздо уверенней.
— Это круто!
— Я курю только по праздникам, чтобы обратить на себя внимание, когда я на людях.
Учащиеся высказывают свое мнение по поводу услышанных точек зрения сверстников.
1-й ученик. Благодаря рекламе курение считается модной, привлекательной и сексуальной привычкой. А что говорит жизнь?
2-й ученик. Вот как отвечают юноши старших классов на вопрос: «Нравится ли вам девушка с сигаретой?»:
— А что, нормально — 8%.
— Я не обращаю на это внимание — 21.
— Я бы не хотел, чтобы моя девушка курила — 38.
— Я испытываю отвращение к курящей девушке — 33%.
Классный руководитель. Возьмите лист бумаги, разделите его на две колонки и запишите слева все, что вы видите положительного в курении, а справа — все, что вы видите отрицательного. Поразмышляйте над тем, что у вас получилось.
Девятиклассники выполняют задание и обсуждают его результаты.
3-й ученик. А вот как с юмором взглянул на эту нешуточную проблему Дэн Кларк.
Почему я курю?
— Это — достойная, благородная привычка. Мне доставляет удовольствие кашлять и плеваться.
— Это делает мое дыхание таким приятным для окружающих. Поцеловать меня — все равно, что поцеловать пепельницу.
— Это подает хороший пример для подражания моим детям и друзьям.
— Мои зубы и пальцы приобретают прелестный желтый оттенок. Не говоря уже о том, что моя одежда, автомобиль и дом источают приятный и свежий запах.
— Это доказывает, что я умею владеть собой и не являюсь рабом привычек.
— Прежде чем я умру, мне хочется увидеть, какое количество яда может проглотить мой организм.
— Забавно швырять окурки из окна, устраивать лесные пожары и губить природу.
— Я курю — значит, я живу. Значит, я полон сил и здоровья.
— Это так весело — быть безжалостным к собственному телу. Не хотите попробовать?
— Видите, как уверенно я себя чувствую? Я не слабонервный, можете на меня рассчитывать!
2-й ученик. Согласно только официальной статистике, каждые 10 с в мире умирает один курильщик. Последние данные свидетельствуют, что в России курят 75% мужчин и 25% женщин. Среди молодежи это соотношение более угрожающее: 72% юношей и 65% девушек.
1-й ученик. Но вот другая статистика: если раньше заболевание раком легких наблюдалось только у людей после 65 лет, то сейчас контингент заболевших раком помолодел — 35 лет. Статистика — вещь упрямая: в мире от курения умирает больше людей, чем от потребления других (официально признанных) наркотиков, от СПИДа, насильственной смерти, чем в авто- и авиакатастрофах.
2-й ученик
— Жены заядлых курильщиков в четыре раза чаще умирают от рака легких, чем жены некурящих.
— Сердечные приступы у курильщиков случаются в 3 раза чаще.
— 80% страдающих раком легких — курильщики.
— Язвы желудка у курильщиков бывают чаще и труднее поддаются лечению.
— Смертность новорожденных у курящих матерей во много раз выше, чем у некурящих.
— 13% всех случаев внезапной смерти младенцев являются следствием пассивного курения плода.
3-й ученик. В США более 35 млн человек бросили курить, а в Англии — более 8 млн. Чего только не делают иностранные табачные компании, чтобы заманить нашу молодежь в ряды курильщиков: всячески рекламируют свою продукцию, выступают спонсорами спортивных соревнований. Но спорт и курение — не совместимы! У курильщиков в момент физической нагрузки наступает одышка, из-за недостатка кислорода в организме он быстро устает.
1-й ученик. Под воздействием веществ, входящих в состав табачного дыма, постепенно разрушаются головной мозг, сердце, легкие, желудок. Вместе с дымом сигареты в организм поступает более 30 вредных веществ — никотин, угарный и углекислый газ, различные смолы. Наиболее опасен радиоактивный полоний 210: он накапливается в бронхах, почках и печени. Никотин — это яд, который вызывает еще и привыкание. Поэтому очень трудно бывает бросить курить.
2-й ученик. Из закуривших подростков каждый четвертый умирает от заболеваний, связанных с курением. Рак легких, рак горла у курильщика возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. Особенно опасно начинать курить раньше 20 лет. Доказано, что на детский организм никотин оказывает более опасное влияние, чем на организм взрослого человека.
3-й ученик. Доказано, что все курильщики через 14— 20 лет заболевают бронхитом. А в тканях легких и бронхах при курении накапливается грязь и гной. Если вскрыть грудную клетку курильщика, то нежно-розовые легкие будут иметь цвет сажи и разрушатся при первом же прикосновении, как сгоревшая бумага.
1-й ученик. Курильщики нередко думают, что курение повышает работоспособность человека. Это не так. Курение снижает аппетит, поэтому курильщик может работать без приема пищи немного дольше, чем некурящий. Ко табачные яды сужают кровеносные сосуды. Кровоснабжение головного мозга ухудшается — в результате снижается умственная работоспособность. Поэтому успеваемость у курящего ученика падает, внимание ослабевает,
2-й ученик. Курение не делает человека стройным. Если человек, который много лет курил, решает бросить, то он действительно может пополнеть. Это объясняется не таинственными свойствами табака, а тем, что, отказавшись от нею, человек возвращает себе здоровый аппетит, у него восстанавливается вкусовая чувствительность. Но если одновременно с отказом от курения повысить физическую активность и контролировать аппетит, то можно вообще не набрать лишнего веса. Курение портит аппетит и ведет к гастриту и язве желудка.
3-й ученик. Известно, что человек живет столько, сколько живет его сердце. Сердце курильщика во время курения и после него начинает битья учащенно, повышается давление. Это приводит к истощению организма. Курильщик стареет раньше некурящего. Ученые Германии установили, что одна сигарета сокращает жизнь на 12 мин. Женщины, у которых курят мужья, живут на 4 года меньше, по сравнению с теми, у которых мужья не курят.
1-й ученик. Некоторые курильщики утверждают, что выкуренная ими сигарета помогает им успокоиться, снять нервное напряжение. Это — большое заблуждение. После выкуренной сигареты человек временно испытывает расслабление, успокоение, но через некоторое время начинает возрастать чувство тревоги, раздражения. И чтобы избавиться от этого, человеку хочется выкурить еще одну сигарету, а потом еще и еще. Так человек привыкает к сигарете, считая ее «успокоительным» средством.
2-й ученик. Курение на морозе (к сожалению, это наблюдается часто, даже среди учеников нашей школы) приводит к еще одному заболеванию — кариесу зубов. Морозный воздух, чередуясь с горячим табачным дымом, приводит к порче зубной эмали, трещинам. Курильщика можно узнать по желтому цвету эмали с так называемым «налетом курильщика».
3-й ученик. Послушайте народную притчу.
Старик на рынке торгует табаком и приговаривает: «Покупайте табак! Мой табак не простой, а с секретом. От него собака не укусит, вор в дом не залезет, стариком не станешь». Молодой человек подошел к продавцу и спрашивает:
— А почему собака не укусит?
— Потому что с палкой ходить будешь.
— А почему вор в дом не залезет?
— Так всю ночь кашлять будешь.
— А почему стариком не стану?
— Потому что до старости не доживешь.
Классный руководитель. «Курить — не курить» — важный вопрос, на который отвечает каждый сам для себя, ведь человек имеет право на свободу выбора. Но наш выбор не может быть по-настоящему свободным, если мы не познали самого себя, свои нравственные ценности и цели. Только поняв, что ты за человек, кем хочешь быть, к чему стремишься, можно свободно решить, вписывается или нет курение в твои планы.
1-й ученик. Запомни, что в 40 лет жить не хочется только больным, сломанным людям, которым приходится работать на лекарства да на свои нездоровые пристрастия. А здоровый, добившийся чего-то человек тебе скажет: «В 40 лет жизнь только начинается!»
2-й ученик. Хорошее здоровье — это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает, если хочет достичь для себя наивысшего благополучия.
Классный руководитель. Предлагаю провести игру «Остров мечты». Представьте, что сейчас вы находитесь на нем. На этом острове сбывается любая мечта человека. Но нужно выбрать только одну мечту из написанного на классной доске списка: богатство, слава, здоровье, любовь, дружба, семья.
Вы указываете на любого одноклассника и спрашиваете: «Какая твоя мечта?», дав ему на раздумья всего лишь несколько секунд. Сделав пометку на доске, переходите к другому участнику. Когда будут опрошены все, обсудите полученную картину, попросите некоторых из них объяснить свой выбор. Обсудите, какой может стать их мечта, если они не выбрали здоровье.
Проводится игра «Остров мечты».
3-й ученик
Курить иль не курить –
У вас готов ответ?
Что ж, вы решайте сами
Пусть на минутку тихо станет в зале
Подумайте, чего хотите вы?
Прислушайтесь, что сердце скажет
И разум ваш, какой вам даст совет?
Силен ты или слаб?
Свободен или раб?
1-й ученик
Твое имя — Сигарета
Ты красива, ты сильна
Ты знакома с целым светом
Очень многим ты нужна
Мозг и сердце ты дурманишь
Молодым и старикам
Независимо от знаний,
Скажем прямо, слабакам1
2-й ученик
Запомни: человек не слаб,
Рожден свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я — человек! Я должен жить!»
Классный руководитель. Надеюсь, что из нашей беседы вы узнали о курении много нового, и теперь сможете взвесить все «за» и «против», прежде чем возьмете сигарету в руки.
Литература
Мазикин П.А. С верой в добро! Кемерово, 2003. Коротченкова Л. В. Сценарии классных часов для старшеклассников. Саратов, 2006.
Сценарии классных часов и вечеров. 7—9 классы / Сост В.А. Ведерникова и др. Волгоград, 2005.
Похожие статьи:
Классный час о вреде курения, 3 - 4 класс
Классный час «Курение и подросток», 5-9 класс
Классный час «Курить - здоровью вредить», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!