Классный час на День конституции в начальной школе, 3 класс
Классный час, посвященный Дню Конституции РФ для 3 класса «Знай свои права»
Цели мероприятия
1. Познакомить учащихся с основными правами человека.
2. Применить полученные знания в игровой деятельности.
3. Способствовать воспитанию законопослушного гражданина.
Подготовка
1. Разработка классным руководителем сценария классного часа.
2. Разучивание ролей жителей древнего племени классным руководителем с шефами класса.
3. Подготовка классным руководителем карточек-заданий.
4. Подбор педагогом разрезных картинок-иллюстраций к русским и зарубежным сказкам.
5. Чтение учащимися 3-го класса русских сказок.
6. Изготовление шефами горы из картона, костюмов для инсценировки «Права человека».
7. Оформление выставки книг на тему «Права человека».
Участвуют учащиеся 3-го класса, классный руководитель, шефы-старшеклассники.
На доске крупными буквами написано «Знай свои права!». На столе классного руководителя «Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»; «Конституция РФ». Руками детей выполнены костюмы для инсценировки, подготовлены гора из картона, разрезные картинки, карточки-задания.
Ход классного часа
Действующие лица
Классный руководитель.
Там-Там.
Мне-Мне.
Классный руководитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с правилами, которые определяют, как можно поступать человеку и как нельзя. Эти правила называются правами человека. Посмотрите, пожалуйста, сценку про то, как эти права появились в жизни людей.
Шефы класса вместе с классным руководителем инсценируют рассказ «Как появились права человека».
Давным-давно, миллионы лет назад, на Земле появились люди. Они строили жилища, разводили скот, обрабатывали землю. На древнем острове жило племя. Два жителя этого племени были большими друзьями. Одного звали Там-Там, а другого Мне-Мне. Однажды встретились они под древним деревом.
— Послушай, Там-Там, — сказал Мне-Мне, — меня мучает один вопрос. Почему люди на нашем острове так часто ссорятся друг с другом, воюют, вступают в драки? И каждый из них думает, что он прав.
— Наверное, мой друг, — ответил Там-Там, — это оттого, что нет на нашем острове единых правил, которые знали бы все жители острова, соблюдали и могли бы ими пользоваться. Похоже, вечером нужно собраться нашему Совету племени и придумать эти правила.
Поздним вечером вокруг костра собрался Совет острова. Все участники Совета согласились с Там-Тамом и Мне-Мне. Не один час прошел в беседах, переговорах, прежде чем на древнем острове появились свои правила. Эти правила люди начертали на большой горе и назвали ее «Правильная гора».
Первое правило гласило о том, что каждый житель острова должен их соблюдать.
Правило № 1. Каждый должен соблюдать правила
Учитель прикрепляет карточку с записанным на ней правилом на «Правильную гору».
На острове часто происходили ссоры и драки между жителями. Одни пытались выгнать с острова других. Говорили, что им не место среди жителей острова. Поэтому было принято второе правило о том, что все люди равны в своих правах.
Правило № 2. Все люди равны в своих правах. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все они наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
Зачитывается текст на обратной стороне карточки, затем она также вывешивается на «Правильную гору».
Там -Там. Недавно жена моего соседа не разрешила сыну учиться делать лук для охоты. Она сказала, что этому учиться не обязательно, отец сделает ему лук сам. И мы начертали следующее, третье, правило об образовании.
Правило № 3. Каждый человек имеет право на образование, которое является обязательным и содействует полному развитию личности.
Мне-Мне. А я слышал, как ругались два соседа. Один сосед заставлял другого пойти с ним на охоту и говорил, что от нее больше пользы, чем от какого-либо другого труда. А сосед настаивал на рыбалке — рыба полезнее и вкуснее, а охота — это напрасный труд. В результате они поссорились и подрались. Поэтому было придумано четвертое правило о праве на труд.
Правило № 4. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда.
Там - Там. Три дня тому назад меня хотели побить за то, что я забыл слова нашей охотничьей песни. Ведь это не преступление, и никто из вас не хотел бы оказаться на моем месте!? Все согласились и приняли пятое правило — против бесчеловечного обращения.
Правило № 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.
Мне - Мне. А как-то раз вождь племени расправился с одним из жителей острова: связал бедняге руки, ноги и целый день продержал его в своей пещере, пока арестованный не пообещал принести вождю убитого лося. После этой истории было начертано правило шестое — о произвольном аресте.
Правило № 6. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Там - Там. А к нам в дом вчера заскочила соседка, даже не спросив разрешения войти. Она стала кричать, ругаться, бить нашу посуду. А все из-за ссоры на улице наших детей. В такую ситуацию не хотел попасть никто из жителей острова, и мы приняли седьмое правило — о неприкосновенности жилища.
Правило № 7. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательств на честь и репутацию.
Мне - Мне. И еще одно, восьмое, правило было принято на Совете в тот вечер — о владении имуществом. Очень часто жители острова пытались отобрать личные вещи, скот у своих соседей, потому что завидовали им и хотели иметь то же самое.
Правило № 8. Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать его имущества.
Там - Там. Уже под утро жители острова разбрелись по своим хижинам. Они были радостны и счастливы. Теперь они были уверены, что жизнь их станет спокойной и мирной, ведь у них есть свои правила — законы, которые все будут знать и выполнять. Так и было. Шли годы. Уже не стало Мне-Мне и Там-Тама. Поколения людей сменяли друг друга. Правила, придуманные в тот вечер на острове, дополнялись новыми. Но и сейчас иногда эти правила нарушаются.
Классный руководитель. Мы с вами теперь знаем, по каким правилам должны жить люди, чтобы всем было хорошо. А вот многие герои сказок еще не знакомы с ними и поэтому допускают ошибки. Поможем им правильно разрешить конфликты?
1-е задание. Командам предлагается в отрывке из сказки (литературного произведения) найти случай нарушения прав человека, вспомнить правило и придумать выход из затруднительной ситуации. У каждой команды свой текст.
1. — Почему ты, Заинька, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Весной ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки и выгнала.
Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».
(Нарушение 7-го правила.)
2. Только бедного безобразного утенка — того, что вылупился позже других, — обитатели птичьего двора клевали, толкали и осыпали насмешками. Решительно все — и утки и куры.
Больно уж велик! — говорили они. Все гнали беднягу, даже братья и сестры кричали на него:
Хоть бы тебя утащила кошка, урод несчастный!
А мать добавляла:
Глаза бы мои на тебя не глядели!
Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий Утенок».
(Нарушение 2-го правила.)
3. Кот Базилио и лиса Алиса нагнали Буратино и решили повесить его вниз головой. Привязали к ногам веревку, и Буратино повис на дубовой ветке... Они сели под дубом, протянув мокрые хвосты, и ждали, когда у него вывалятся изо рта золотые...
Сказка А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
(Нарушение 5, 6 и 8-го правил.)
Команды выполняют задание (время выполнения — 5 мин) и рассказывают о результатах его выполнения.
2-е задание. Команды должны сказать, в каких сказках нарушены правила № 3, 4 и 7? (На карточках перечень прочитанных заранее школьниками сказок.)
1. «Маша и Медведь». Русская народная сказка.
2. С. Баруздин «Кузнец». (№ 4)
3. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». (№ 3)
4. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
5. «Теремок». Русская народная сказка. (№ 7)
6. «Волк и козлята». Русская народная сказка.
7. «Колобок». Русская народная сказка.
3-е задание. Командам требуется собрать разрезную картинку, определить, из какой она сказки, и соотнести с одним из правил.
1. «Морозко». Русская народная сказка.
2. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».
3. Ш. Перро. «Кот в сапогах».
Классный руководитель. Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданиями и помогли сказочным героям.
10 декабря 1948 г. был принят документ, который назывался «Всеобщая декларация прав человека». Она насчитывала более 30 статей-правил. Среди них и те восемь правил, которых было достаточно древним людям. Декларация рекомендована ООН для всех стран мира.
А в России был принят свой закон — Конституция, который определяет права и обязанности граждан России. Принят он 12 декабря 1993 г.
Кроме того, в мире существует документ, защищающий права детей. Этот документ был принят 20 ноября 1989 г. и называется Конвенцией о правах ребенка.
Учитель предлагает ученикам продолжить фразу: «Правила нужны для того, чтобы...».
Литература
Конвенция о правах ребенка. М., 2001.
Права ребенка — доступно и интересно / Под ред. В.М. Сапогова. Псков, 2001.
Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. М., 1997.
Похожие статьи:
Классный час в 3 классе. Культура общения
Конспект классного часа в начальной школе: «Я – семья – Мордовия - Россия»
Нет комментариев. Ваш будет первым!