Классный час «Москва - столица нашей Родины», 3-4 класс
Разработка классного часа для учащихся начальной школы «Москва вчера, сегодня, завтра»
Цели и задачи:
• знакомство учащихся с историческим прошлым Москвы и современной Москвой;
• воспитание бережного отношения к историческому прошлому Москвы, гордости за настоящее и интереса к будущему столицы, патриотических чувств детей;
• активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
• развитие логического и творческого мышления учащихся, воссоздающего воображения, произвольной и непроизвольной форм памяти.
Оборудование:
• выставка книг о Москве;
• стенд с рисунками учащихся на тему «Москва златоглавая»;
• фотографии памятника Юрию Долгорукому, Красной площади;
• репродукции картин А. Васнецова «Строительство деревянных стен Кремля. XII век», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III»;
• раздаточный материал (тексты заданий командам).
Ход классного часа
Учитель: Сегодня мы будем говорить о столице нашей Родины Москве — о её прошлом, настоящем и будущем. Послушайте стихотворение Фёдора Глинки «Москва», написанное им в 1840 году:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка-Москва!
Кто, силач, возьмёт в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьёт златую шапку
У Ивана-звонаря?..
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернёт?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе,
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..
Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полонённою,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Первым упоминанием о Москве считается указание Ипатьевской летописи на встречу князя Юрия Долгорукого с друзьями и союзниками в городке Москов в 1147 году. Поэтому основателем Москвы считается именно Юрий Долгорукий.
♦ Учитель показывает фотографию памятника Юрию Долгорукому.
Учитель: Название города связано с названием реки Москвы, которая носила это имя задолго до появления поселения. Первоначально на месте современного города появилась деревянная крепость.
♦ Учитель показывает репродукцию картины А. Васнецова «Строительство деревянных стен Кремля. XII век».
Учитель: При Иване Калите крепость обнесли дубовыми стенами, именно тогда она стала называться Кремлём.
♦ Учитель показывает репродукцию картины А. Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите».
Учитель: В дальнейшем князь Дмитрий Донской дал указание заменить дубовые стены на каменные.
♦ Учитель показывает репродукцию картины А. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском».
Учитель: Какое название Москвы дошло с тех пор до наших времён?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Кирпичные стены и башни возводились при Иване III, именно они сохранились до наших дней.
♦ Учитель показывает репродукцию картины А. Васнецова «Московский Кремль при Иване III».
Учитель: Главная площадь нашей столицы — Красная площадь, она расположена вдоль северо-восточной стены Кремля. В старину она была меньшего размера, служила рынком и называлась Торг. Отсюда пошло название «торговые ряды».
♦ Учитель показывает фотографию Красной площади.
Учитель: Как вы думаете, почему площадь назвали «красной»?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Давайте разделим класс на 4 команды: историки, учёные, архитекторы и путешественники. Каждая команда получает задания согласно названию. На выполнение каждого задания вам даётся 5-6 минут.
♦ Командам предлагаются задания, время выполнения заданий контролируется учителем или одним из представителей от каждой команды.
Команда «Историки»
1. Прочитайте текст.
Столицей нашего государства является Москва. Город когда-то получил название по названию реки Москвы, на левом берегу которой возникло поселение. Откуда взялось название реки, точно не известно, и до сих пор идёт много споров. Корень «моек» переводят по-разному: «коровья река», «медвежья река» или «топкий, сырой, слякотный», что отражало положение города среди лесов и болот.
Основателем Москвы считается сын киевского князя Владимира Мономаха — Юрий. Он получил прозвище Долгорукий за своё стремление к объединению земель вокруг города.
Много интересного нам могут рассказать сохранившиеся названия улиц столицы.
Кузнецы куют таганы
На Таганской слободе,
Старый пекарь на Басманной
Выпекает хлеб «басман».
А в Калашном переулке
Для бояр и для царя
Выпекают пекаря
Калачи, баранки, булки.
(Н. Кончаловская. «Наша древняя Москва»)
Слобода — местность, в которой проживают люди, занимающиеся определённым ремеслом.
Сейчас Москва — это красивый современный город. Как и в любой столице, в Москве находятся органы государственной власти. Здесь работают Президент России, Государственная дума, Правительство. Главой города является мэр. В Москве принимаются важные законы, указы. Москва — крупнейший в России центр науки. Здесь много университетов, академий. Москва постоянно расширяется. Ежегодно в первую субботу сентября отмечается День города Москвы — общегородской праздник, во время которого по всему городу проходят народные гуляния и концерты и который завершается праздничным салютом.
2. Расскажите, что нового узнали.
3. Расскажите, какой Вы представляете Москву через 20-30 лет.
Команда «Учёные»
1. Прочитайте текст.
Для всех московских мальчишек и девчонок всегда есть место в одной из московских школ. Но так было далеко не всегда.
В старину первые школы открывались при монастырях. Самыми образованными считались монахи. Они и были первыми учителями. Главным предметом в школе был Закон Божий. Детей учили также чтению, основам математики.
В царской России хорошее образование могли получить только богатые жители Москвы. Модно было приглашать учителей из-за границы и обучать детей дома. Мальчиков учили языкам, математике, военному делу. Девочки осваивали музыку, танцы, рукоделие.
Ещё сто лет назад не все дети в Москве могли учиться в школе. В конце 18 века были начальные училища. Но их было немного. Учились там 3-4 года, успевая за это время освоить только чтение, письмо и счёт. Вот и получилось, что в начале 20 века только половина москвичей умели еле-еле писать и считать, а часть жителей города оставалась вовсе неграмотной.
Самыми лучшими учебными заведениями тогда считались гимназии. Они назывались классическими, потому что основу их программы составляли два классических языка — латынь и древнегреческий. Гимназии были женскими и мужскими. Обязательно изучался Закон Божий, а химию и биологию не преподавали вовсе.
Сейчас всё изменилось. Современные московские школы — красивые здания со светлыми классами, укомплектованными современной техникой и компьютерами.
2. Расскажите, что нового узнали.
3. Расскажите, какой вы представляете московскую школу через 20 лет.
Команда «Архитекторы»
1. Прочитайте текст.
Древнерусский город значительно отличался от современной Москвы. Укрепления в нём были не каменные, а деревянные. Центром был кремль. Но первые стены кремля были деревянные, ненадёжные. Часто случались пожары, Москва сгорала дотла.
В 14 веке московский князь Дмитрий Донской приказал построить кремль из белого камня. Этот кремль простоял более ста лет. К 15 веку возникла необходимость построить новые стены и башни, их возводили из кирпича более десяти лет. Эти постройки до сих пор возвышаются в Москве.
Московский Кремль стал новой надёжной крепостью — река Неглинная огибала Боровицкий холм с запада, Москва-река протекала с юга, с северо-востока был вырыт ров, заполнявшийся водой. Таким образом, Кремль превратился в укреплённый остров.
На территории древнего Кремля располагались княжеские дворцы, соборы и церкви, дома знати. Ремесленники, торговцы и другой городской люд жили за пределами Кремля. В доме городских жителей была основная комната — горница. В центре горницы обязательно находилась печь. А над горницей располагались летние комнаты — светёлки.
Сельское население жило в избах. Строились они из брёвен. В каждой избе клали печь. Она занимала в избе и доме самое почётное место, так как давала тепло и использовалась для приготовления пищи. Также печь была местом, на котором спали.
2. Расскажите, что нового узнали из текста.
3. Сравните старинный московский дом и дом, в котором вы живёте сейчас. Расскажите, каким вы представляете себе московский дом будущего.
Команда «Путешественники»
1. Прочитайте текст.
В старину, когда Москва занимала территорию современного Кремля, всю её можно было пройти от начала до конца за 5-10 минут. В то время городской транспорт был совершенно не нужен.
Но Москва быстро росла. И вот уже в 16 веке в городе появились первые извозчики. Но поездка на извозчике считалась большой роскошью для большинства москвичей: она обходилась слишком дорого. Нужен был более дешёвый транспорт. Тогда появилась конная линейка — первый вид городского общественного транспорта в Москве. В линейку запрягали две или даже четыре лошади, помещалось в ней до 10 пассажиров. Московские улицы были пыльные, ничем не мощёные. Затем по улицам проложили рельсы. В 19 веке на смену линейке пришла конка. Это вагончик, двигающийся по рельсам. Его тянула пара лошадей, управляемая кучером. В такой транспорт могло сесть уже 20-30 пассажиров. Но сколько не погоняли лошадей, их скорость была чуть больше скорости пешехода. Позже, когда появилось электричество, лошадей заменил трамвай.
В современной Москве пассажиров перевозят автобусы, троллейбусы, трамваи и поезда метро. Наибольшей популярностью у москвичей пользуется метро, потому что этот вид транспорта не зависит от городских пробок, поезда ездят с короткими интервалами и не останавливаются перед светофорами.
Самая большая беда наземного транспорта — он загрязняет воздух. Поэтому современные москвичи часто говорят «нечем дышать» и выезжают на выходные за город. А как бы хотелось, чтобы нашим потомкам досталась Москва с чистым воздухом!
2. Расскажите, что нового узнали из текста.
3. Расскажите, каким вы представляете себе транспорт в Москве через 50 лет.
♦ Выступление команд.
Учитель: Ребята, вы замечательно поработали в своих командах. А теперь все вместе подумайте и предложите, что нужно сделать, чтобы Москва стала самым красивым и чистым городом мира.
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: А теперь давайте проведём итоговую викторину. Ответьте на вопросы.
Викторина.
1. Кто считается основателем Москвы?
2. Почему город называется Москва?
3. Кто автор строк «Город чудный, город древний...»?
4. При каком московском князе Кремль стал белокаменным?
5. На скольких холмах стоит Москва?
6. Каким был первый московский транспорт и как он назывался?
7. Где открывались первые школы?
8. Сколько лет учились в начальной школе в XIX веке?
9. Как назывались лучшие учебные заведения?
10. Как в старину называлась площадь?
11. Какой вид транспорта самый быстрый в современной Москве?
12. Назовите самую главную башню Кремля.
Учитель: Понравилось вам путешествие в прошлое и будущее Москвы? Поблагодарите друг друга за сотрудничество. Вы молодцы! Урок окончен.
Автор: Н. В. Грищенко, г. Москва
Похожие статьи:
Классный час 4 класс. Научи себя учиться
Классный час. Толерантность 4 класс
Платон
|
Друзья. Очень обширную информацию, разложенную по полочкам, от истории образования до наших дней. Рекомендую! |