Классный час «Искусство в нашей жизни», 10-11 класс
Методическая разработка классного часа для старшеклассников. Тема «Искусство — восприятие красоты мира»
Форма проведения: монтаж-композиция с элементами драматизации.
Цель:
• раскрыть значение искусства в жизни человека;
• приобщить учащихся к познанию и пониманию великих музыкальных и художественных творений.
Подготовка
• Подобрать необходимый тематический материал о художниках и музыкантах.
• Распределить ролевые функции между участниками монтажа.
• Выявить среди учащихся таланты — играющих на музыкальных инструментах, декламирующих, поющих — и привлечь к выступлению.
• Оформить зал рисунками «Пегас», «Лира».
• Написать на плакате изречения великих:
«Невежество — ночь ума, ночь безлунная и беззвездная». Цицерон
«Только пчела узнает в цветке затаенную сладость. Только художник на всем чует прекрасного след».
А. Фет
«Истинной жизни нет без искусства». Еврипид
• Подготовить музыкальные фрагменты.
• Объявить конкурс рисунков «Наши таланты» и оформить «Школьную галерею».
• Подобрать и составить вопросы к викторине «В мире искусства».
Содержание классного часа
Фантазия, лишенная разума, производит чудовищ; соединенная с ним, она — мать искусства и источник его чудес.
Ф. Гойя
Вводное слово учителя
Ребята, многие из вас испытали волшебную силу искусства. Человек с момента своего существования начал рисовать; извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов (дудочка, гусли, балалайка) и петь... Сегодня мы не мыслим своего существования без музыки, поэзии, картин, книг.
Существует такое понятие как эстетика — это философское понятие о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и жизни (из словаря С.И. Ожегова).
Эстетическое восприятие мира воспроизводит искусство — творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
К нам в гости пришли некоторые представители богемы: художник, писатель, поэт и музыкант. Они поделятся своими мыслями, расскажут интересные легенды, истории.
Писатель: Чудодейственная сила искусства заключается в том, что оно влияет на чувства, через них прокладывая путь к разуму. Эстетическая мысль, понятие о красоте вошли в жизнь человека потому, что он не может воспринимать мир одним лишь умом — рационально, ему необходимо воспринимать его и сердцем, чувствами.
Поэт: Способность воспринимать прекрасное — великий дар природы людям; но это и дар человечества самому себе, потому что люди способны развивать в себе этот дар, а это ведет к глубине восприятия мира.
Музыкант: Мир музыки очень трудно объяснить словами. Музыку надо слушать, слышать и чувствовать. Это очень тонкий инструмент звукового совершенствования человека, способный привнести в его жизнь ту особенную эмоциональную окраску, без которой она была бы серой, тусклой, невыразительной.
Художник: Человек должен быть воспитан буквой, цифрой и обязательно нотой, иначе в нем будет упущено нравственное начало — в его жизни не будет красоты и гармонии.
Писатель: Музыка развивает и творческие возможности человека: он способен тоньше чувствовать, быстрее реагировать, легче понимать других людей, он наделен воображением, способен к творческому мышлению.
Музыкант: Ключ к пониманию классики — это народная песня; для восприятия народной музыки не нужно никакой специальной подготовки. Она требует только сопереживания, открытости души, слушая ее, человек становится лучше, чище... (Звучит песня «Эй, дубинушка, ухнем...» в исп. Ф. Шаляпина; аудиозапись народного фольклора в современной обработке.)
Учитель: Воспринимает ли современная молодежь хоровое искусство, русскую народную песню?
Ученица: Иногда, слушая мелодии старинных русских песен или духовную музыку, наворачиваются слезы на глаза помимо твоей воли. Почему так волнуют эти звуки? Ведь я не имею специального образования и постоянно не слушаю такие произведения.
Музыкант: Есть такое понятие, как генная память, которая в нас заложена на родную музыку и на глубокие душевные эмоции человека. Если вас «задела» классика, то она сопровождается естественным взрывом эмоций, слезами радости, очищения.
Музыкальная пауза. В исполнении ученика звучит «Лунная соната» Бетховена
Художник: Неизгладимый след в искусстве оставил Рафаэль. Он умер в 37 лет. С тех пор минуло пять столетий, но людская признательность окружила его имя поклонением, а его биографию украсила легендами.
Писатель: Рассказывают, что в Урбино, по соседству с домом Джованни Санти (отца Рафаэля), размещалась мастерская некоего Бенедетто Ронкони, гончарного мастера и художника по росписи керамики. Однажды мастер получил большой заказ от герцога Гидобальдо де Монтефельтре: изготовить блюдо и вазу из лучшей майолики с красочной многофигурной композицией.
Поэт: Бенедетто Ронкони, почти слепой, сам не мог взяться за роспись. Но у него было четыре ученика. Один из них 20-летний Лука, дружил с 7-летним Рафаэлем, нисколько не смущаясь разницы в возрасте. Лука любил Панцифику, дочь Бенедетто, и она любила его. Но над ними нависла беда: отец объявил конкурс среди своих учеников и обещал победителю право на брак с Панцификой. Лука был искусным гончаром, но писать красками он не умел. Он заранее знал, что проиграет в конкурсе, и был страшно удручен.
Художник: Тогда маленький Рафаэль пришел на помощь своему старшему другу: собрал кисти и краски и сел тайком рисовать. Мальчик расписывал вазу с весны до конца лета, забросив игры и забавы. Наконец, настал день, когда герцог Гидобаль- до приехал принять заказ. Десять художников, десять претендентов на руку Пацифики представили свои работы... Герцог и его свита остановились, потрясенные, возле вазы, расписанной Рафаэлем.
Музыкант: Однако больше всех был поражен Бенедетто. Он заявил герцогу, что у него нет ученика, способного так расписать вазу! Лука не посмел присвоить себе чужую славу. Все стояли в замешательстве. И только когда герцог настойчиво попросил художника отозваться, из толпы вышел маленький Рафаэль.
Писатель: Герцог снял с себя золотую цепь и надел ее на Рафаэля: «Вот тебе первая награда, ты их получишь еще много, чудное дитя!»
Рафаэль не растерялся и потребовал права на руку Пацифики, которую торжественно уступил своему счастливому другу.
Художник: Рафаэль родился в 1483 году. Конец XV века в Италии обозначился расцветом Возрождения. В это время работали такие великие мастера, как Микеланджело и Леонардо да Винчи. Рафаэль приезжает во Флоренцию, будучи хорошим художником, получившим уроки мастерства у Пьетро Ваннучи. Но он не останавливается на достигнутом — изучает анатомию, законы перспективы, математику, чтобы подняться вровень с такими талантами, как Леонардо и Микеланджело.
Поэт: Мастерство Рафаэля стало виртуозным.
— Как же писал Рафаэль?— спросили большого мастера живописи.
— Не знаю, чем он писал,— ответил тот.
— То есть как не знаешь? Он писал кистью?
— Скорее всего не кистью, а дыханием писал! Привычного прикосновения кисти на картинах
Рафаэля обнаружить невозможно. Его фантастическая техника сочеталась с глубокой простотой и неповторимостью поэтических образов.
Писатель: «Сикстинская мадонна» написана необыкновенно просто. На полотне нет следов инструмента. О такой живописи на Древней Руси говорили: «Дымом писано».
«Сикстинская мадонна» признана шедевром живописи.
(На экран проецируется картина Рафаэля «Сикстинская мадонна». Звучит музыка Баха...)
Музыкант: Карамзин писал, что Рафаэль выразил «в образе Марии красоту, невинность и святость».
Поэт: Фет восклицал: «Когда я смотрел на эти небесные воздушные черты, мне ни на мгновение не приходила мысль о живописи или искусстве... Я лицом к лицу видел тайну, которую не постигал, не постигаю и, к величайшему счастью, никогда не постигну... Разве это картина, разве это сочинено?»
Писатель: Но точнее смысл этого произведения передал Жуковский: «Чем далее глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит... Занавес раздернулся, и тайны небес открылись глазам человека. Все происходит на небе: оно кажется пустым и как будто туманным, но это не пустота и не туман, а какой-то тихий, неестественный свет, полный ангелов, которых присутствие более чувствуешь, нежели замечаешь... Святой Сикст и мученица Варвара стоят также на небесах: на земле этого не увидишь... все в размышлении... и святые, и ангелы... Один только предмет напоминает в картине о земле: это Сикстова тиара, покинутая на границе здешнего света... Перед глазами полотно, на нем лица, обведенные чертами, и все стеснено в малом пространстве и, несмотря на то, все необъятно и неограниченно».
Художник: Невесом полет мадонны. Но еще мгновение — и она ступит на землю. Она протягивает людям самое дорогое — своего сына; примите его, он готов за вас принять смертные муки. У младенца Сикстинской мадонны осмысленный взор. Это бог, и, как бог, он тоже посвящен в тайну своего будущего, он знает, что его ждет в этом мире, в который распахнулся занавес. Он прижался к матери, но не ищет у нее защиты, а как бы прощается с ней, лишь только вступив в этот мир и принимая всю тяжесть испытаний.
Музыкант: Эта картина пробуждает в зрителе добрые чувства, возносит Рафаэля как художника на недосягаемую высоту. Существует еще одна легенда, связанная с этим произведением. Некоторые художники смертельно завидовали Рафаэлю. Когда он был в отъезде, они решили погубить незаконченную «Сикстинскую мадонну».
Художник: Был праздник. У большого храма собралась толпа. Враги Рафаэля выставили нищим и бродягам бочки с вином и пустили слух, что Рафаэль на своей картине, изображающей Пресвятую с младенцем на руках, нарисовал портрет известной в городе куртизанки. Это вызвало взрыв негодования. Разъяренная толпа ринулась громить мастерскую Рафаэля. Злопыхатели были уверены, что разбушевавшиеся бродяги в религиозном фанатизме уничтожат картину.
Поэт: Вот взломали дверь. На мольберте, прикрытый покрывалом, стоит огромный холст. Фанаты жаждут разрушения, порвать, растоптать... Кто-то поднимается по лесенке к мольберту и срывает легкое покрывало...
Впервые Сикстинская мадонна встретилась с людьми. Она как бы спустилась со своей высоты в эту и радостную, и страшную земную жизнь. Толпа замерла. Замолкли крики. В задумчивом молчании все покинули мастерскую...
Писатель: Это красивая легенда! А вот быль: во время Великой Отечественной войны Сикстинская мадонна была спасена от гибели. В 1945 году гитлеровцы в преддверии краха спрятали в глубоких шахтах картины Дрезденской галереи. Шахты заминировали. Советские солдаты с риском для жизни спасли шедевры живописи для человечества, в том числе и мадонну...
Поэт: Наш рассказ о великом художнике и вообще о высоком искусстве хочется закончить словами Леонардо да Винчи: «Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат».
Художник: Живопись ревнива и требует, чтобы человек принадлежал ей весь целиком.
Микеланджело
Музыкант:
Нет на земле живого существа,
Столь жесткого, крутого, адски злого,
Чтоб не могла на час один
В нем музыка свершить переворот.
В. Шекспир
Писатель: Сочинения прекрасны именно отсутствием прикрас. Цицерон
Поэт: Гёте говорил: «Мне всегда лучше работается после того, как я послушаю музыку».
Художник: Тот не писатель, что не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.
К. Паустовский
Все вместе: ...Истинной жизни нет без искусства. Еврипид
Похожие статьи:
Классный час в 11 классе. О вреде игромании
Классный час 10-11 класс. Международный день памятников
Нравственный классный час, 11 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!