Классный час «Бардовская песня», 10-11 класс
Методическая разработка классного часа для старшеклассников. Тема «Бардовская песня»
Форма проведения: музыкальная игра.
Цель:
• познакомить учащихся с бардовской песней второй половины XX в.;
• развивать у учащихся навыки «слушания» музыки и исполнения песен.
Подготовка
Учитель готовит одного из учащихся класса на роль ведущего игры, приглашает аккомпаниатора, подбирает аудиозаписи песен: Ю. Визбор «Милая моя! Солнышко лесное!», В. Высоцкий «Кони», А. Макаревич «Птица счастья», Б. Окуджава «Ах, Арбат мой, Арбат», Ю. Шевчук «Что такое осень?», О. Митяев «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», и обеспечивает их прослушивание во время игры, готовит распечатки песен В. Миляева «Весеннее танго», А. Якушевой «Вечер бродит» и А. Дольского «Исполнение желаний».
Содержание классного часа
Учитель: Ребята, наш сегодняшний классный час посвящается бардовской песне второй половины XX века. 60-е годы XX века историки назвали периодом политической «оттепели». Именно в эти годы был разоблачен культ личности Сталина и советские люди ощутили себя по-настоящему свободными. Рождаются театр «Современник» и журнал «Юность», появляется радиостанция «Маяк», а молодые поэты А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко и Р. Рождественский декламируют свои стихи прямо на площадях и стадионах. Звучат песни А. Галича, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, А. Якушевой, А. Городницкого и В. Высоцкого.
Некоторые из этих кумиров молодежи 60—90 годов XX века уже умерли, но песни их, пройдя испытание временем, остались с нами. Сегодня мы вспомним песни бардов XX века и убедимся в том, что основные ценности бардовской песни, такие как:
• высокоинтеллектуальный дух;
• поэтическая образность содержания;
• простота, человечность и свежесть восприятия мира;
• отсутствие демагогичности, ложной красивости и шаблона восприятия прекрасного, обеспечили талантливой бардовской песне долгую и счастливую жизнь. А сейчас я передаю слово знатоку и ценителю бардовской песни Артему.
Музыкальная игра
Артем: Ребята, я предлагаю вам сыграть в музыкальную игру «Барды XX века». Для участия в этой игре вам надо сформировать три команды. Предлагаю каждому ряду объединиться в одну команду. Только сядьте в кружочек потеснее так, чтобы ощутить локоть друга.
Учащиеся рассаживаются, образуя три команды- кружочка.
Артем: Прекрасно! Команды сформированы, и в некоторых из них даже есть свои гитаристы. А теперь я предлагаю командам выбрать себе красивые и звучные имена в стиле любимых бардовских песен 60—70-х годов XX века.
Команды совещаются и выбирают себе имена. Артем записывает на доске имена команд, составляя табличку, в которую затем будут заноситься оценки команд.
Романтики Бригантина Флибустьеры
I тур
II тур
III тур
Итог
Артем: Как вы уже догадались, наша игра будет состоять из трех туров. А судить игру будет жюри, состоящее из меня, учителя и нашего уважаемого аккомпаниатора — учителя музыки Юрия Николаевича.
Первый тур. «Угадай мелодию»
Артем: Первый тур нашей игры называется «Угадай мелодию». Сейчас Юрий Николаевич исполнит одну за другой 5 мелодий знаменитых бардовских песен. Вам следует узнать эти песни и начать напевать их слова. За каждую верно угаданную мелодию команда, начавшая петь первой, получит одно очко. Прошу вас, маэстро.
Звучат мелодии песен.
1. «Бригантина». Музыка Г. Лепского, стихи П. Когана.
2. «Люди идут по свету». Музыка Р. Ченборисовой, стихи И. Сидорова.
3. «За туманом». Музыка и стихи Ю. Кукина.
4. «Пожелание». Музыка и стихи Б. Окуджавы.
5. «Песня о друге». Музыка и стихи В. Высоцкого. Жюри объявляет итоги первого тура, и Артем записывает их на доске.
Второй тур. «Кто автор песни?»
Артем: Поздравляем победителей первого тура и начинаем второй тур нашей игры «Кто автор песни?». Сейчас команды прослушают по одному куплету из песен пяти очень известных бардов. Команды должны вспомнить и записать на листочках имена авторов и исполнителей этих шлягеров. Каждый верный ответ будет оценен членами жюри в 1 балл. Слушаем...
Звучит попурри из песен известных бардов.
1. Юрий Визбор «Милая моя! Солнышко лесное!».
2. Владимир Высоцкий «Кони».
3. Андрей Макаревич «Птица счастья».
4. Булат Окуджава «Ах, Арбат мой, Арбат».
5. Юрий Шевчук «Что такое осень?»
Команды сдают свои ответы жюри. Жюри подводит и объявляет итоги второго конкурса, и Артем записывает их на доске.
Третий тур. «Любимые песни»
Артем: Поздравляем победителей второго тура и начинаем третий тур нашей игры «Любимые песни». Сейчас я раздам командам ноты и слова известных бардовских песен. Через 10 минут команды по очереди должны исполнить нам эти песни. Команды с помощью аккомпаниатора готовятся к исполнению песен:
1. «Весеннее танго» В. Миляева.
2. «Вечер бродит» А. Якушевой.
3. «Исполнение желаний» А. Дольского.
Команды под музыкальный аккомпанемент исполняют по 2—3 куплета песен, а жюри оценивает их исполнение по 5-балльной шкале. Артем записывает результаты третьего тура на доске и подводит итоги игры.
Артем: Я с большим удовольствием поздравляю команду-победительницу и вручаю ей приз — последний диск Земфиры.
А всем вам, ребята, я хочу напомнить, что скоро в нашем городе состоится концерт знаменитого барда (Ф.И.О.). Так что следите за афишами и постарайтесь попасть на этот замечательный концерт.
Заключение
Учитель: Ребята, спасибо вам за активное участие в нашей игре. И я надеюсь, все вы узнали что-то новое об авторской песне и с удовольствием вспомнили любимые мелодии.
Написали эти песни люди разных специальностей: студенты и рабочие, инженеры и медики, историки и литераторы, физики и лирики. Каждый по-своему, но доверительно и лирично говорят с нами барды о самых важных проблемах жизни: о дружбе и о любви, о преданности и об измене, о счастье и горе, о войне и мире. Есть песни-драмы, песни-новеллы, песни-притчи и песни-сатиры. Такие песни хорошо петь в походе у костра, глядя на пляшущие языки пламени или запрокинув голову и устремив взгляд в бездонное звездное небо.
У каждого поколения молодежи свои кумиры и свои любимые песни. Пройдет время, и по песням сегодняшних бардов ваши дети будут судить о нашем времени и о наших бедах и радостях.
Надеюсь, что интерес к бардовской песне приведет вас на концерты Юрия Шевчука, Андрея Макаревича, Сергея Никитина, Виктора Берковского, Бориса Гребенщикова, Александра Розенбаума, Александра Дольского и многих других наших замечательных бардов, а кто-то их вас, возможно, приедет на Грушинский фестиваль авторской песни. Так что до встречи с новыми песнями.
Звучит песня О. Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
ВЕСЕННЕЕ ТАНГО
В. Миляев
Вот идет по свету человек-чудак,
Сам себе печально улыбаясь.
В голове его какой-нибудь пустяк,
С сердцем, видно, что-нибудь не так.
Припев:
Приходит время —
С юга птицы прилетают,
Снеговые горы тают —
И не до сна!
Приходит время —
Люди головы теряют,
И это время
Называется — весна!
Сколько сердце валидолом ни лечи —
Все равно сплошные перебои.
Сколько головой о стенку ни стучи —
Не помогут лучшие врачи.
Припев.
Поезжай в Австралию без лишних слов.
Там сейчас как раз в разгаре осень.
На полгода ты без всяких докторов
Снова будешь весел и здоров.
Припев.
ВЕЧЕР БРОДИТ
В. Миляев
Вечер бродит по лесным дорожкам,
Ты ведь вроде любишь вечера.
Подожди тогда еще немножко,
Посидим с товарищами у костра.
Вслед за песней позовут ребята
В неизвестные еще края.
И тогда над крыльями заката
Вспыхнет яркой звездочкой мечта моя.
Вижу целый мир в глазах тревожных
В этот час на берегу крутом.
Не смотри ты так неосторожно —
Я могу подумать что-нибудь не то.
А. Дольский
ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ
Мне звезда упала на ладошку.
Я ее спросил: «Откуда ты?»
— Дайте мне передохнуть немножко,
Я с такой летела высоты.
А потом добавила, сверкая,—
Словно колокольчик прозвенел:
— Не смотрите, что невелика я,
Может быть великим мой удел.
Вам необходимо только вспомнить,
Что для вас важней всего на свете.
Я могу желание исполнить,
Путь неблизкий завершая этим.
— Знаю я, что мне необходимо,
Мне не надо долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым,
Я хочу, чтоб не болела мать,
Чтоб на нашей горестной планете
Только звезды падали с небес,
Были все доверчивы, как дети,
И любили дождь, цветы и лес,
Чтоб траву, как встарь, косой косили,
Каждый день летали до луны,
Чтобы женщин на руках носили,
Не было болезней и войны,
Чтобы дружба не была обузой,
Чтобы верность в тягость не была,
Чтобы старость не тяжелым грузом —
Мудростью бы на сердце легла,
Чтобы у костра, пропахнув дымом,
Эту песню тихо напевать.
А еще хочу я быть любимым
И хочу, чтоб не болела мать.
Говорил я долго, но напрасно,
Долго, слишком долго говорил.
Не ответив мне, звезда погасла —
Было у нее немного сил.
Похожие статьи:
Классный час в 11 классе о семье
Классный час 10-11 класс. Международный день памятников
Классный час в 11 классе. О вреде игромании
Нет комментариев. Ваш будет первым!