Классный час, 10-11 класс. Общение в жизни человека
Разработка классного часа для старшеклассников «Два полюса общения»
Задачи: показать значимость общения в жизни людей; дать возможность оценить уровень своей общительности; подвести ребят к мысли о возможности и необходимости поиска выхода из трудных ситуаций; развивать дискуссионные навыки и творческие возможности.
Подготовительная работа: предварительная работа с психологом; взаимодействие с руководителем драматического кружка; оснащение техническими средствами; поручения учащимся класса (стихи, принадлежности для рисования, плакаты, литература по теме); подготовка и распечатка тестов; плакаты с номерами телефонов доверия.
Участники: учащиеся; классный руководитель; психолог; члены драмкружка.
Ход мероприятия
Нет на земле большей роскоши,
чем роскошь общения.
Классный руководитель. Ребята, подведя итоги теста и проанализировав результаты, вы узнали, насколько вы общительны и приятны как собеседник. В вопросе общения есть две крайности: вы слишком общительны, поэтому некоторые люди считают вас просто надоедливым и стараются избегать, или вы слишком молчаливы, из вас не вытянуть ни слова, вы застенчивый молчун, и с вами трудно общаться. При определенных недостатках у первых не существует проблемы замкнутости. В то время как у других, замкнутых молчунов, эта проблема часто выстраивает вокруг них замкнутое пространство именуемое одиночеством. Почему же такое происходит?
Учащаяся. Я уверена, что у застенчивых людей, во-первых, очень занижена самооценка; во-вторых, такие люди постоянно думают, что окружающие воспринимают их только в негативе: смотрят на них с осуждением, насмешкой, выискивают что-то несимпатичное в их внешности. На самом же деле, людям часто просто не до нас. И даже глядя пристально (в том же метро), многие нас просто не видят, не воспринимают, смотрят как бы сквозь нас, так как их ум в это время занят своими думами, заботами и проблемами. Но даже допустим, что я кому-то несимпатична. Во-первых, это не значит, что я не нравлюсь другим людям; во-вторых, это не означает, что я плохой человек; в-третьих, для меня не столь важно мнение каждого. Есть определенный круг людей, с которыми я считаюсь и мнением которых дорожу. И потом, каждый человек должен знать себе цену и помнить, что он неповторим. Тогда чувство неловкости и застенчивости исчезает.
Психолог. Да, это так. Люди, казалось бы, рассматривая нас, могут думать о своем. И поверьте, что они часто относятся к нам с большей симпатией, чем нам кажется.
Представьте себе, что вы в общественном транспорте. (Ребята садятся напротив друг друга.) Один ряд - «застенчивые», другой — пристально рассматривающие. Совсем не обязательно, что вас рассматривают с осуждением или насмешкой. Чаще бывает наоборот. («Застенчивые» и «рассматривающие», настроенные на доброжелательную волну, ведут диалог.)
Например (образец может быть исполнен ребятами из драмкружка):
Застенчивая
— Что уставился, скажи,
В напряженьи не держи.
Ой, поправлю я прическу,
Лучше погляжу в окошко.
Говорила мне подружка:
Слишком яркие веснушки
Порассыпались кругом...
Лучше выйду и — пешком.
Рассматривающий
— Просто славная девчонка.
Только, что за странный взгляд?
Ты понравилась мне очень.
Ну, так в чем я виноват?
Смотрит очень недовольно,
Хочет, кажется уйти.
Ждут меня на тренировку...
Не до спорта, друг, прости.
Как ее мне упустить?
Будем вместе выходить.
(Ребята добавляют свои варианты.)
Психолог. Часто люди чувствуют неуверенность и замыкаются в себе из-за того, что их обидели, унизили злыми словами или речами. Ведь не зря говорят, что «злые языки страшнее пистолета». Многие люди из-за этого теряют уверенность в себе, их терзают сомнения, они отдаляются от близких и родных.
Сценка драмкружка
Ксанф (древнеримский философ). Эзоп, у меня будут обедать друзья. Ты должен приготовить самое лучшее, что есть на этом свете.
Эзоп (древнеримский баснописец, раб) уходит, возвращается с блюдом.
Эзоп. Ксанф, я купил свиных языков, поджарил и предложу их твоим гостям.
Ксанф (гневно). Ты считаешь это дешевое угощение самым лучшим?
Эзоп. Да, без языка в этом мире ничего не совершить: не попросишь, не прикажешь, не купишь, не продашь, не напишешь и не огласишь законы, которые поддерживают порядок в государстве — все в этом мире существует благодаря языку. И твоя философия, Ксанф, тоже.
Следующее появление Ксанфа и Эзопа.
Ксанф. А сегодня приготовь самое худшее, что только можно придумать.
Эзоп, возвращается с блюдом и языками на нем (на блюде может лежать просто красочный рисунок с изображением языков).
Эзоп. Ксанф, я купил свиных языков, поджарил и предложу их твоим гостям.
Ксанф (злорадно). Но вчера ты утверждал, что язык - самое лучшее, что есть на этом свете. А сегодня ты говоришь, что нет ничего хуже.
Эзоп (невозмутимо). Это так, хозяин. Что может быть хуже языка? Он начинает ссоры, обманывает, оскорбляет и завидует. Он — причина конфликтов, драк и войн. Из-за него гибнут люди. Ксанф, а ведь ты ругаешь меня тоже с помощью языка.
Ксанф, соглашаясь, только разводит руками.
Психолог. Язык — наш друг и враг. С его помощью мы можем вселить в людей надежду и уверенность или наоборот — уничтожить человека. Нашим языком, его словами и речами поется слава одним и наносится незаслуженная обида другим — незаслуженная и, к сожалению, иногда непоправимая. А это часто приводит к замкнутости. Думайте, прежде чем сказать человеку что-то плохое.
Учащиеся:
- Некоторые люди одиноки из-за своих физических недостатков. Осознавая свою неполноценность, они болезненно реагируют на любое сочувствие, не хотят идти на контакт, уходят в свои мысли и разъедающие сердце и душу думы.
- В таких случаях многое зависит от окружающих их людей. Потому что те, кого не оставили в одиночестве, кого поддержали, чувствуют уверенность в себе и обретают тот жизненный заряд, который помогает им петь и танцевать на сцене, участвовать в соревнованиях, писать книги и музыку, жить полной жизнью.
Психолог. Вы правы, ребята. Уверенность в себе, своих возможностях - великая жизненная сила. Она не позволяет человеку замыкаться в себе, уходить от действительности жизни и ее радостей: радости достижений и преодолений, радости признания и, конечно, радости общения. А насколько вы уверены в себе?
Тест «Уверенность в себе»
1. Часто ли вы ощущаете внезапную усталость, хотя, в сущности, вы не переутомились?
2. Бывает ли с вами, что вы вдруг испытываете неуверенность - заперли ли вы за собой дверь?
3. Часто ли вы огорчаетесь без определенной причины?
4. Безразлично ли вам, какое место вы занимаете в зале театра?
5. Трудно ли вам настроиться на чей-то неожиданный визит?
6. Пугаетесь ли вы иной раз, когда звонит телефон?
7. Часто ли вам снятся сны?
8. Быстро ли вы принимаете решения?
9. Неприятно ли вам, если вы обнаруживаете на своей одежде пятно, и вам приходится в таком виде куда-нибудь идти?
10. Любите ли вы заводить новые знакомства?
11. Бывает ли с вами, что перед интересной поездкой вам вдруг приходит мысль отказаться от нее?
12. Просыпаетесь ли вы ночью с ощущением сильного голода?
13. Хочется ли вам порой остаться наедине с самим собой?
14. Если вы пришли один (одна) в кафе, присаживаетесь ли вы за столик, за которым сидят посетители, хотя есть свободный стол?
15. Руководствуетесь ли вы в своих поступках главным образом тем, чего ожидают от вас другие?
На вопросы следует отвечать только «да» или «нет». Вы получите по одному очку за утвердительные ответы на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 11, 12, 15 и за отрицательные ответы на вопросы 7, 8, 9, 10, 13, 14. Значит, вы можете получить максимум 15 очков.
0 очков. Вы в такой степени самоуверенны, что можно предположить, что вы не вполне откровенны в своих ответах.
1—4 очка. Вы свободны от опрометчивых поступков, свойственных неврастеникам. Некоторая доля неуверенности не является недостатком, а только доказывает гибкость вашей психики.
5—8 очков. У вас ярко выраженная потребность чувствовать себя уверенно. Другие люди могут почти всегда на вас положиться. Правда, вы не всегда непосредственны в выражении чувств.
9—12 очков. Ваша потребность быть уверенным в себе настолько сильна, что вам грозит опасность зачастую видеть вещи не такими, какие они есть на самом деле, а в соответствии с вашими представлениями. Если вы не готовы хотя бы изредка отважиться на «прыжок в неизвестное», то в вашей жизни будет крайне мало счастливых мгновений.
13—15 очков. Ваш страх перед непредвидимыми ситуациями настолько велик, что даже, например, выигрывая в лото, вы прежде всего испытываете какие-то сомнения, опасения. Потребность устойчивости, стабильности вполне понятна, но малейшее изменение обстоятельств уже разрушает в вас чувство уверенности в себе. Если довести эту мысль до логического конца, то речь пойдет об отказе от развития собственной личности. Если вы хотите преодолеть это, то вам придется заставить себя примириться с некоторой долей неуверенности.
Классный руководитель. Обстоятельства могут складываться неудачно. И в таком случае человека застенчивого и неуверенного в себе настигает одиночество. Чувствовали ли вы себя когда-нибудь покинутыми, никому не нужными и одинокими?
Учащиеся:
- Думаю, что хоть однажды в жизни такое чувство приходило ко всем.
- Я очень общительна, не могу долго быть одна. Мне это чувство незнакомо. Уверена, что человеку постоянно необходимо общение. Одиночество — это просто пытка для ума и нервов. Люди в изоляции (например, заключенные) находили для себя всевозможные занятия: читали, писали, сочиняли, даже делали открытия, — и все это для того, чтобы не сойти с ума без общения.
- Это если говорить о длительном сроке одиночества. Я считаю, что человеку иногда просто полезно побыть одному. Это помогает восстановить свои духовные и физические силы, многое взвесить, обдумать, решить для себя, побыть немного в так называемом замкнутом пространстве, которое в данном случае состоит не из терзаний, а из твоих мыслей и размышлений.
Классный руководитель
(читает стихи)
И вот я в замкнутом пространстве...
Мне не звонят, я не звоню.
Все думают: со мной что-то неладно.
Нет, просто хочется побыть мне одному.
Обдумать все, спокойно взвесить
И очертить свой жизни круг.
Потом попозже, разобравшись,
Я позвоню тебе, мой друг.
Ну а пока - одни сомненья...
И что? И почему? Я не пойму...
Хочу во всем спокойно разобраться.
Так дайте же побыть мне одному.
Классный руководитель. Есть люди, которые понимают друг друга и без слов.
Вновь за молчание хвалю
Я ту, с кем эту жизнь делю.
Глазами сказанное слово
Мудрей речения иного.
Как многословен путь земной,
Увитый спесью и сарказмом,
В то время как вселенский разум
Объят могучей тишиной.
Эдуард Балашов
Классный руководитель. Здесь налицо великое единение чувства и души двоих. Но такое бывает не часто.
(Тихо звучит музыка из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.)
Психолог (обращается к ребятам). Закройте глаза, слушайте музыку и свои чувства. Представьте себя в экстремальных условиях. Вы одни, вам плохо, вы несчастны и обижены на всех и вся. Вы одиноки. Оставайтесь несколько секунд с этим чувством. А открыв глаза и вернувшись к теме нашего разговора, скажите, что вы почувствовали.
Учащиеся:
— Мне трудно это почувствовать.
— У меня было скорее чувство умиротворения, чем тревоги.
— А у меня было чувство беспокойства и оторванности от мира.
— Я почувствовала щемящую тоску, захотелось побыстрее открыть глаза.
— На секунду мне действительно показалось, что я брошен всеми. Во мне отозвалось чувство какой-то пустоты.
Классный руководитель. Ребята, а сможете ли вы передать свои чувства в рисунке?
(Ребята рисуют (по желанию). Возможные рисунки: черный замкнутый круг с одинокой фигуркой человека в центре; множество черных стрел, летящих в направлении человека; человек среди множества безлистных деревьев; человек под огромным черным колпаком; в центре человек, который пристально рассматривает огонек свечи, а вокруг лица, которые смотрят в обратную от него сторону и т.д. Ребята комментируют свои рисунки.)
Классный руководитель. Есть люди, которые без постоянного общения чувствуют себя покинутыми и несчастными. Но существует такая категория людей, которым не скучно гулять одним, бродить в молчании по парку и мечтать, слушать часами любимую музыку или до самозабвения увлекаться конструированием, программированием, каким-то ремеслом и т.д. и при этом нисколько не чувствовать себя чем-то обделенным. А вы склонны к одиночеству?
Тест «Склонны ли вы к одиночеству?»
1. Можете ли вы после занятий отправиться бродить по городу один (одна)?
2. Очень ли вы огорчены, если вам приходится ехать в турпоездку в компании незнакомых вам людей?
3. Вы встречаетесь с другом через два часа. Можете ли вы занять себя на это время?
4. Вы любите смотреть на пламя костра?
5. Вы заняты чем-то очень важным. В такие минуты вас раздражают телефонные звонки?
6. Вы любите ходить пешком?
7. Вы можете отметить Новый год в одиночестве и остаться при этом в хорошем настроении?
8. На день рождения вы приглашаете много гостей?
9. Чувствуете ли вы себя совершенно свободно, находясь в компании четырех незнакомых человек?
10. Вы оказались в чужом городе и не можете отыскать нужную вам улицу, как вы поступите? (А. Спросите у прохожего. Б. Обратитесь в киоск Горсправки. В. Попробуете найти сами.)
11. Вы любите делать подарки?
12. Вы мечтали стать актером?
Итак, по одному баллу вы можете прибавить за ответы «да» на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10Б, 12, за ответы «нет» - на вопросы 2, 8, 9, 11. Два балла за ответ «да» на вопрос 10В.
Больше 8 баллов. Безусловно, вы склонны к одиночеству. Вы любите подумать, проанализировать различные ситуации, просто помечтать или посозерцать. Но это довольно опасный путь. Ведь так можно стать и нелюдимым.
От 4 до 8 баллов. Вы в меру общительны, однако время от времени вам необходимо побыть одному, чтобы привести мысли в порядок. Но достаточно вам провести хотя бы несколько часов в одиночестве — и вы способны с удовольствием общаться с людьми. Это прекрасно!
Меньше 4 баллов. Вы человек весьма общительный. Вам претит одиночество. Создается ощущение, что вы не всегда любите обдумывать свои действия. Учтите, пара часов, проведенных наедине с самим собой, зачастую спасает от многих ошибок
Психолог. Возможно, вы не настолько застенчивы, чтобы возникла опасность одиночества и неуспеха в жизни. Но согласитесь, что у каждого из вас может возникнуть проблема общения со взрослыми или даже сверстниками по некоторым жизненно важным вопросам и ситуациям. В этом случае можно воспользоваться услугами молодежного телефона доверия (тел. ...). Психологи готовы ответить на ваши вопросы в любое время суток. Есть такой телефон и в нашей школе (сообщает телефон и часы работы, на классной доске закреплены небольшие плакаты с номерами телефонов). Если вас смущает мысль о том, что ваш голос кто-то узнает, то помните, что тембр голоса по телефону очень отличается от обычного. И всегда на ваш вопрос «Что мне делать?» вам ответят квалифицированные специалисты, которые при этом еще и просто люди, желающие помочь. Наше общение по телефону не принудительно. Вы сами решаете звонить или не звонить. Вам не будут читать морали или отчитывать за ваши поступки. Вам просто помогут разобраться в сложившейся ситуации, ваших трудностях и проблемах. Наши беседы с вами анонимны, и вы в любое время, если так решите, можете прекратить разговор. Я желаю вам запомнить на всю жизнь, что безвыходных, неразрешимых ситуаций не бывает. Поговорите с нами, и вы в этом убедитесь. Поверьте, одиночество — не самый лучший советчик.
Классный руководитель. Я знаю безнадежно отчаявшихся людей, которым помог телефон доверия. Но уверена, что и у каждого из вас уже есть какой-то жизненный опыт помощи другим людям в трудных ситуациях. А какой путь из одиночества вы могли бы посоветовать, если к вам обратятся за помощью? Что бы вы сказали таким людям?
Учащиеся:
— Прежде всего, займитесь интересным делом. Вы не будете одиноки. У вас появятся единомышленники. Общность дел и взглядов сблизит вас, появятся интересные темы для общения.
— Просто вспомни старых друзей и позвони им. И тебе обеспечено общение и положительные эмоции. Это встряхнет тебя и даст положительный заряд, который поможет уйти от мыслей об одиночестве.
— Не может быть, чтобы в твоей жизни не было ничего хорошего. Постарайся подумать о том, ради чего ты жил до сих пор. Найди интересную точку опоры в жизни, старайся думать о том, чему можно радоваться в жизни, а значит стремиться к этому и добиваться. Тогда не останется времени для того, чтобы сидеть в одиночестве, думать думы тяжкие и жалеть себя.
— Если вам плохо, звоните мне. Моя мама утверждает, что я разговорю любого. Я мечтаю хорошо изучить психологию, а также вопросы журналистики и актерского мастерства после школы (изучением некоторых вопросов я занимаюсь уже сегодня) с той целью, чтобы потом создать свой клуб общения (например, «Поговори со мной, подружка»), куда бы люди смогли приходить и просто общаться,
спорить, высказывать свое мнение по определенным темам. Или хорошо бы иметь такой телеклуб. К сожалению, у нас еще много людей, которым по каким-либо причинам не с кем поговорить: и молодым, и особенно пожилым. Им так хочется поделиться своими воспоминаниями. Вот как об этом говорит моя бабушка:
Поговори со мной, подружка,
Мы так не виделись давно.
Где те уроки, перемены,
Походы, танцы и кино,
Сентиментальных вальсов звуки
И ослепительный «начес»?
Словами тихими напомни,
Что поезд времени унес.
Поговори со мной, прошу я,
И добрых слов не пожалей.
Поговори со мной, подружка,
Бальзам мне на душу пролей.
Она-то и навела меня на мысль о таком клубе. Это стало целью моей жизни. Мне это интересно. И я постараюсь помочь людям не чувствовать себя одинокими.
А еще хочу посоветовать: не сидите, уставившись в одну точку. Посмотрите в окно, там солнце и голубое небо. Ваше настроение поднимется, захочется поговорить с кем-нибудь об этой красоте, поделиться своими чувствами. Хотите избежать одиночества? Заставьте себя увидеть эту красоту. Что? Холодно, серо и мрачно? Так вспомни, что впереди весна!
— Ищите смысл жизни и единомышленников, своеобразную точку опоры, которая поможет вам чувствовать себя нужным, полезным, а значит счастливым и уж никак не одиноким.
— Уж если ты не в ладу со всем белым светом, все и вся тебе не мило, тогда доверься хотя бы телефону. Вспомни номер телефона доверия и позвони. Позвони обязательно. И ты поймешь, что не все так в жизни плохо, как ты думал. По себе знаю.
— Просто оцени себя по достоинству, почувствуй в себе уверенность. Такие люди редко бывают одинокими и несчастными. Их уважают, они всем нужны, и уже не ты будешь искать собеседников, а с тобой будут искать общения. Разумеется, что для этого надо представлять из себя что-то стоящее.
Классный руководитель:
— Какой из вопросов темы затронул вас больше всего?
— Над чем вы задумаетесь после классного часа?
— Кто услышал что-то полезное для себя?
— Затронули ли вас проблемы, о которых мы говорили?
— Хотите ли вы стать более активными собеседниками при обсуждении других проблем?
— О каких проблемах общения вам бы еще хотелось поговорить?
Похожие статьи:
Нравственный классный час, 11 класс
Классный час 10-11 класс. Международный день памятников
Классный час в 11 классе. О вреде игромании
Нет комментариев. Ваш будет первым!