Сценарий фольклорного развлечения в средней и младшей группе детского сада
Сценарий развлечения для ДОУ. Семейная гостиная «Матрешечки»
Проводится игра-приветствие.
Дай скорее руку мне,
А потом всей стране,
А потом стране другой —
Мы обняли шар земной.
Вопросы воспитателя родителям
• Когда и как, по вашему мнению, надо начинать знакомить детей с трудом взрослых?
• Как вы воспитываете в ребенке чувство патриотизма?
• Как вы объясняете ребенку, что такое семья?
• Когда и как надо начинать воспитывать в ребенке чувство интернационализма?
• Как вы объясняете ребенку, что такое Родина?
• Назовите народные промыслы Подмосковья.
Родители заполняют анонимные анкеты, они складываются в отдельную папку для дальнейшего анализа и обсуждения.
Погружение в тему
Народное творчество — целебный родник житейской мудрости, радости, любви. Оно раскрывает истинные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Народное искусство в совокупности всех его видов и направлений обладает большими воспитательными возможностями. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, труде, добре и зле, учатся понимать прекрасное. В процессе чтения и обсуждения художественных произведений развивается их собственное творчество, богаче становится речь.
Народное искусство — будь то сказка, песня, декоративное искусство, потешка или поговорка — это части единого целого, дополняющие друг друга. Нельзя себе представить русский обряд без песни, пляски, частушки, русского национального костюма.
С русским фольклором ребенок знакомится в самом раннем, грудничковом, возрасте в виде колыбельной песни. Родной человек — мама или бабушка ровным, тихим голосом напевно и протяжно исполняет ее, при этом спокойно похлопывает ребенка по спинке. Это оказывает на него успокаивающее действие, он ощущает чувство защищенности, внимание со стороны взрослых.
Баю-баю-баю-бай,
Глазки, ляля, закрывай.
Отец ушел рыбу ловить,
Мать пошла пеленки мыть,
Дедушка дрова рубить,
Бабушка уху варить,
Нянюшка детей кормить.
Не меньший воспитательный эффект оказывают на ребенка русские народные песенки, потешки, пестушки. В них содержится веками отобранный и практически проверенный материал, который несет в себе любовь и красоту, создает положительный эмоциональный фон.
О чем они рассказывают?
В деревне играют свадьбу. Все окна в избе, где происходит обряд, облепили ребятишки. А сколько их на печке и на полатях — трудно сосчитать! Дети ловят каждую реплику, запоминают каждое слово. Происходящее формирует у ребенка норму поведения, которую он принимает под влиянием собственных положительных эмоций и которой следует в дальнейшем всю жизнь.
Тяжела работа в поле. Под палящими лучами солнца девушки жнут рожь, вяжут снопы. Звучит протяжная песня о тяжелой доле русской крестьянки, непосильном труде.
Закончился трудовой день в поле, а дома свое хозяйство — скотину накормить, корову подоить, в избе прибрать. К вечеру девушки так и падают с ног. Но тут послышались звуки гармошки — усталость как рукой сняло! Собрались девушки и парни хороводы водить, песни петь. А на березе, на пряслах, как воробьи, — ребятишки. Их пока не берут в хоровод: «Малы еще. Пусть подрастут!» А они вслушиваются и всматриваются во все происходящее. Впитывают сердцем саму суть родной культуры.
Так, из поколения в поколение передается на Руси народная мудрость, названная иностранным словом «фольклор».
Огромной любовью у детей пользуются сказочные повествования. Ребенок встречается с ними в самом раннем детстве. В русской народной сказке заключаются богатое содержание, языковые средства выразительности, которые дети начинают использовать в собственной речи. Сказка вводит ребенка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые запоминаются на всю жизнь.
Знакомясь с произведениями народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда», — говорит отец своему шестилетнему сыну. А сын-то от горшка два вершка, но уже помощник отцу в любой работе: сено ли с лугов привезти, за дровами ли в лес съездить. Велика сила народной мудрости. Дети понимают и запоминают меткую образность и краткость пословиц и поговорок.
К сожалению, в последнее время образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение наших детей. В данном случае необходимо предоставить ребенку возможность познать истоки национальной культуры и искусства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно- прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения России.
Глава го Домодедово Леонид Павлович Ковалевский — ярый приверженец народного искусства в плане воспитания молодежи, настоятельно рекомендующий руководителям образовательных учреждений и культуры отказаться от празднования зарубежных Дня Валентина, Хэллоуина и др. «На Руси существует своя, накопленная веками и просеянная через жизненное сито культура. Русь богата своими праздниками с зажигательными плясками, озорными частушками, задушевными, протяжными песнями. Народное творчество, музыкальный фольклор должны найти свое почетное место в воспитании подрастающего поколения», — говорил он на встрече с общественностью. Его рекомендации были услышаны. В го стало доброй традицией отмечать народные праздники — Рождество, Святки, Масленицу. Второй год большой интерес вызывает праздник День святых Петра и Февронии — праздник любви, верности, самопожертвования. Коллективами ДОУ были также приняты к сведению слова о необходимости воспитания дошкольников в русле русской национальной культуры.
Проводится игра «В деревеньке Родничок». Зал оформлен в русском стиле — уголок избы с подворьем.
Воспитатель
Есть в Подмосковье уголок
Под названьем «Родничок».
Там, словно в детской книжке,
Живут наши малышки.
Танцуют, играют, шалят,
Труд ручной ценят,
Традиции чтят.
Кто с детишками живет,
Кто их за руку ведет?
Послушайте, ребятки,
Новую загадку.
В этой молодице прячутся сестрицы.
Каждая сестрица для меньшей — темница.
Отгадайте, кто это.
Дети. Матрешки.
Входит Матрешка.
Матрешка
Я — подмосковная матрешка.
У меня простой наряд,
На платке моем горошки,
Глаза весело блестят.
Матрешка выполняет танцевальные движения под веселую музыку.
Любим мы с детьми играть,
Но Машутке пора спать —
Будем Машеньку качать,
Будем песню напевать.
1-й ребенок (качает куклу Машу под колыбельную песню)
Вот уж ноченька кончается,
Зорька в небе занимается.
Дети и Матрешка подходят к керамическому петушку.
2-й ребенок
Петушок, петушок — золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Дети и Матрешка подходят к керамической корове.
3-й ребенок
Рано-рано по утру
Пастушок — ту-ру-ру-ру.
А коровки в лад ему — Му-у-у!
Дети и Матрешка подходят к керамической лошадке.
4-й ребенок
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости!
Матрешка
Нас туда уже зовут,
Хороводы не ведут,
В игры не играют,
Нас с вами поджидают.
Проводится хороводная игра «Шла коза по лесу». Игроки образуют круг, один игрок — «коза» — становится в центре. Все участники идут по кругу в правую сторону, а «коза» — влево. Затем «коза» выбирает одного игрока, выводит его на середину круга, и они вместе делают движения в соответствии со словами песни. Остальные участники, стоя в кругу, повторяют движения.
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем, качаем, качаем.
И снова начинаем, начинаем, начинаем...
«Коза» и выбранный игрок выводят другую пару участников и повторяют движения. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в центре круга.
Не одна я к вам пришла,
Своих сестренок привела —
Кукол деревянных,
Красивых да румяных.
Матрешка достает разъемную игрушку, показывает ее детям.
Что умеют наши матрешки?
Поиграем с ними немножко?
Матрешка достает кукол одну за другой, дети их считают.
Матрешки выстроились в ряд —
Как красив у них наряд!
Какие мастер краски взял
И наряд их расписал?
Дети отвечают.
Теперь садитесь поудобней,
Навострите ушки.
Мы с сестрицами сейчас
Споем для вас частушки.
Частушки исполняют Матрешка, дети в костюмах маленьких матрешек и родители.
1-й ребенок
Хоть я ростом не высок,
Имею звонкий голосок.
Я частушки пропою
Про землю Подмосковную.
Мама (или папа)
В Домодедовском районе
Очень весело живем.
Мы в «Название ДОУ» детишек водим,
На работу в порт идем.
Папа (или мама)
А в «Название ДОУ» их зовут
Веселые затейники.
Ребятишек в этой группе —
Словно в муравейнике.
2-й ребенок
Здесь и петь мы будем,
И плясать мы будем.
Но лишь солнышко зайдет,
Маму ждать мы будем.
3-й ребенок
В саду мы как котята,
На улице — щенята.
И веселые весь день,
Как желтые цыплята.
Мама (или папа)
В Подмосковье у нас
Матрешка родилась.
Игрушка деревянная,
Красивая, румяная.
Матрешка
Я — нарядная матрешка,
В краю вашем родилась.
Поиграйте со мной, дети,
Будет весело у нас.
Воспитатель
Хватит песни распевать,
Пора нам с вами поиграть.
Проводится игра «Отгадай, чей голосок». Игра начинается со считалки.
Ехала белка на тележке,
Продавала всем орешки,
Кому два, кому три,
Выходи из круга ты.
Таким образом выбирается водящий. Участники встают в круг, водящий — в центр, с закрытыми глазами. Участники водят хоровод, один из них поет.
Отгадай, чей голосок,
Становись скорей в кружок.
Участники останавливаются, водящий подходит к игроку, который пел, ощупывает его голову, плечи и пытается угадать, кто это. Если он угадывает, водящим становится узнанный игрок.
Матрешка
Вот так живет наш уголок
Под названьем «Родничок».
Здесь играем и поем,
И растем, растем, растем.
Проводится мастер-класс. На экране (или стене) — карта Московской области. На столах — силуэты матрешек (по количеству детей).
Воспитатель. Много в Подмосковье славных мест. Одно из них — Сергиев Посад (показывает на карте). Леса здесь дремучие, густые. Поэтому все промыслы связаны с обработкой дерева — это богородская игрушка, абрамцево-кудринская резьба по дереву и знаменитая на весь мир матрешка.
Рассмотрите ее повнимательнее. Она приземистая, толстая. Наряд ее простой, не отличается ярким орнаментом. В руках матрешка держит петушка или куколку.
У вас на столах силуэты матрешек. Лицо матрешки — портрет вашего ребенка. Нарядите их.
Родители вместе со своими детьми с помощью красок и кистей украшают двусторонний силуэт матрешки.
Подведение итогов. Разговор о патриотическом воспитании.
Похожие статьи:
Сценарий осеннего спортивного развлечения для старших дошкольников
Конспект спортивного развлечения в средней группе
Сценарий развлечения в средней группе по ПДД
Познавательное мероприятие в средней, младшей группе ДОУ
Сценарий развлечения для средней и младшей группы детского сада
Ольга Игоревна Фролова
|
||
|
Ольга Ивановна Марченко
|
||
|