Русские посиделки в детском саду
Досуг «Русские посиделки» в средней-старшей группе в ДОУ
Цели: формировать умение организованно и интересно проводить досуговое время; вызвать интерес к русским традициям.
Оформление: убранство зала стилизовано под деревенскую избу: столы, лавки, печь, самовар, деревянная и глиняная посуда.
Ход досуга
I. Вступительная часть.
Ведущая. Посиделки - это вечер отдыха, который можно приурочить к православным праздникам, к выходным дням. На посиделки сходятся для увеселений. Здесь поют, пляшут.
Посиделки - встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен. Посиделки часто просто необходимы для поддержания и продолжения фольклорных традиций, для культуры общения.
Культуре праздничного общения надо учиться. Русские люди должны уметь отдыхать, используя опыт традиций своих предшественников.
На посиделки собираются в установленное время. Помещение (комнату) украшают предметами старины.
II. Посиделки.
Под звуки баяна выходит Хозяйка посиделок.
Хозяйка.
Собрались сегодня мы,
Хвори - нет и нет тоски.
Начинаем с хлеба-соли,
А букет наш - колоски.
Ставит букет - снопик из колосьев в глиняной вазе на стол. Входят 3 девочки в русских костюмах с хлебом и солью, кланяются.
1-я девочка.
Мы начинаем посиделки,
Несем вам хлеб и соль
На этой расписной тарелке.
2-я девочка.
Живы традиции Руси,
Какого б не было пути,
От старины нельзя нам отступать,
Традиции нам надо соблюдать.
3-я девочка.
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке,
Из наших рук вам хлеб и соль!
Ешь на здоровье, хочешь сколь!
Кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб самому старшему. Тарелку двигают по кругу, каждый участник отщипывает кусочек от каравая, макает в соль и съедает.
III. Программа «Пельмени».
Хозяйка.
Русские пельмени,
Пельмени-пельмешки.
Ешь - не хочу,
Сто штук проглочу!
Звучит русская народная музыка. Девочки вносят на тарелках горячие пельмени, ставя перед гостями на стол.
Гости после отведывания пельменей слушают хозяйку.
Хозяйка. Бежали овечки по калинову мосту, увидели огонь, кинулись в воду. О чем идет речь?
Дети. О пельменях.
Хозяйка. Правильно! По-фински пельмени - «пельняни». На вогульском языке пельмени называют так: пель - ухо, нянь - хлеб, получилось «ушки из хлеба».
Дети. Давайте поиграем!
Хозяйка. Хорошо! А в какую игру?
Мальчик. В ушки.
Хозяйка. Итак, игра «В ушки».
Двое играющих становятся друг против друга и поднимают обе руки, согнутые в локтях, так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням другого. В такт песне они ударяют в ладоши друг другу:
Мама била, била, била
И все папе доложила,
Папа бил, бил, бил
И все бабе доложил.
Баба била, била, била
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил
И все сестрам доложил.
Сестры били, били, били
И все братьям доложили.
Братья били, били, били
И в кадушку закатили.
А в кадушке две лягушки - Закрывай скорее ушки!
Произнося последнюю строчку, играющие быстро прикрывают ладонями уши. Побеждает тот, кто сделает это первым.
Девочка. Если это ушки, то при чем пельмешки?
Хозяйка. Потому что пельмешки похожи на детские ушки.
Дети обращают внимание на уши соседа и убеждаются, что пельмени напоминают форму детского уха.
IV. Игры, забавы.
Игра «Баба-Яга».
Играющие выбирают Бабу-Ягу и двух «собак». На полу проводят черту. По одну сторону черты становится Баба-Яга с «собаками», по другую - дети. Бабу-Ягу дразнят:
Баба-Яга,
Костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугала народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку!
Потом дети разбегаются, а Баба-Яга посылает «собак» их ловить. Кого «собаки» поймают, проводят к Бабе-Яге. После этого пойманные становятся «собаками» и также ловят детей. Когда «собаки» переловят всех детей, игра заканчивается.
Игра «Заяц и волк».
Ведущий вытягивает перед собой руку ладонью вверх. Каждый из играющих кладет свой указательный палец на ладонь.
Ведущий (считает).
Сидит заяц
На припечке,
Молвит слово
По-турецки:
Эванк, бонк,
Куралоне,
Этот - заяц,
Этот - волк!
При каждом слове ведущий дотрагивается своим указательным пальцем до пальцев игроков. Участник, на палец которого пришлось слово «заяц», - убегает, а другой, на палец которого пришлось слово «волк», - ловит его. Волка, не поймавшего зайца, легонько «бьют» жгутами, скрученными из платков, и прогоняют. Затем выбирают новых зайца и волка, игра начинается сначала.
Игра «Челнок».
Выбирают двух ведущих. Один из них - челнок, другой - нитка. Остальные участники встают парами в круг, берут друг друга за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Челнок встает у одной пары, нить - у другого. Все поют:
Челнок бежит,
Земля дрожит,
Шьет-пошивает,
Дале посылает.
Со словами «дале посылает» челнок начинает бегать змейкой, пробегая через каждые ворота, а нить его догоняет. Если нить догоняет челнок прежде, чем он обежит круг, то она становится челноком, а нитью выбирается новый игрок.
Хозяйка.
У кого хороший вкус,
Начинаем перекус.
Входят три девочки, выносят на тарелках жареный картофель с соленым огурчиком (порезать кружочками).
Девочки.
Русская картошка,
Каждому по плошке.
На масле поджаренная,
С мяском да с кваском!
Всем по плошке –
Нет лучше картошки!
К картошке подают по кружке квасу.
Хозяйка.
Говорилки, прибаутки –
Это русские шутки.
Говорить, шутить мы будем,
Про веселье не забудем.
Выбегает Тит с ведром «смолы» (имитация).
Дети. Куда, Тит, идешь со смолой?
Тит. Лодку смолить.
Дети. На что лодка?
Тит. Рыбу ловить.
Дети. На что рыба?
Тит. Ковалёчка (кузнеца) кормить.
Дети. На что ковалёчек?
Тит. Ковать тополёчек.
Дети. На что тополёчек?
Тит. Рубить лесочек.
Дети. Что в том лесочке?
Тит. Дубовая бочка.
Дети. Что в той бочке?
Тит. Маковое зерно.
Дети. А где зерно?
Тит. Куры склевали, в поле побежали.
Дети. А где поле?
Тит. Цветами заросло.
Дети. А где цветы?
Тит. Дети пощипали.
Дети. А где дети?
Тит. На войну побежали.
Дети. А где война?
Тит. Посреди двора!
Хозяйка.
Кто шутку расскажет,
Тот свой ум покажет!
Мальчик.
Вот приехали два брата
Во деревню из села,
Одного зовут Ерема,
А другого звать Фома.
Вот Ерема купил лодку,
А Фома купил челнок.
У Еремы лодка с дыркой,
У Фомы челнок без дна.
Вот Ерема стал тонуть,
Фому за ноги тянуть,
Вот Фома пошел на дно,
А Ерема там давно.
Девочка.
Это, дети, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез на ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.
Дети водят хоровод.
Хозяйка.
Собирайся, народ,
Становись в хоровод,
Будем бойко плясать,
Каблуки ломать!
Дети становятся в круг, поют и пляшут.
Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Ванюша,
Попляши-ка со мной!
Дроби бей, дроби бей,
Под ногою воробей!
Под другою - серый гусь,
Я плясать-то не боюсь!
Бабка Оля пляшет,
Платочком белым машет,
Песни новые поет,
В пляске спуска не дает!
Эх, топни, нога,
Топни, правенькая!
Я плясать пошла,
Хоть и маленькая!
Пойду плясать
По соломушке.
Раздайся, народ,
По сторонушке!
Встал наш Ваня на носок,
А потом на пятку
Стал он русскую плясать,
А потом вприсядку!
Топ-топ, топочок.
Приударь-ка, башмачок!
Так и этак,
Так и сяк!
Вот и этак!
Вот и так!
Ух, ух, во весь дух!
Попляши, Игнат,
За двух!
Мы частушек много знаем,
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких!
V. Заключительная часть.
Выходит хозяйка с девочками, которые обслуживали гостей, и скоморохами.
Хозяйка.
До свиданья, посиделки,
Посиделкам каждый рад,
Делу - время, а потехе –
Удели счастливый час!
Девочки.
Посиделки, вечеринки,
Наши яркие картинки.
Это русские картинки,
Жизни нашей на Руси!
Скоморохи.
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светелке,
До свиданья, ждем еще,
Любим вас - и это все!
Посиделки окончены.
Похожие статьи:
Книжкины именины в детском саду. Сценарий
Ритмическое занятие по сказкам в старшей группе
Сценарий итогового праздника в подготовительной группе
Нет комментариев. Ваш будет первым!