Методика организации и проведения праздников в школах
Рекомендации и подсказки в организации праздника
В этой статье мы делаем попытку рассмотреть общеметодические подходы к организации праздников. Методика буквально - процесс осуществления задуманной деятельности, совокупность способов и приемов упорядоченных действий по организации чего-либо.
В нашем случае, праздников. Методика - это алгоритм конструирования и организации деятельности.
Праздник основан на ценностях общения, ценностях коллективных переживаний и ценностях творчества в различных видах деятельности. Ведь детский праздник - комплексная, синтетическая деятельность, которая вбирает в себя разнообразные средства эмоциональной выразительности: ритуалы, традиции, элементы театральности и костюмированного шоу, различные жанры художественного творчества; это сфера разностороннего творческого сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. Сценарий праздника построен на разноплановом действии - программном и импровизированном, предполагая творческое самовыражение каждого участника в разнообразных ролях и положениях. Дети, участвуя в празднике, всегда ожидают от него что-то необычное, яркое. И бывают очень разочарованы, если их ожидания обмануты. Трудно предугадать, что может быть значимо для школьника на празднике: где, в чем и как проявятся его непосредственность, праздничные чувства, творческая фантазия? Но можно спроектировать события, значительные для активных натур ребят.
Праздник лишь тогда удается когда придумывается, выстраивается на синтезе традиций прошлого и настоящего, самостоятельного творчества участников - детей и опыта мудрых режиссеров - взрослых, которые умеют организовать работу с учетом таких принципов подготовки и проведения детских праздников, как:
1. Коллективность (всеобщее участие детей, педагогов, а по мере необходимости, возможности, желания и родителей в подготовке и проведении праздника);
2. Самореализации каждого ребенка (у каждого должно быть необходимое творческое пространство для выражения своей индивидуальности в любом празднестве);
3. Разумная цикличность праздников (не слишком редко, но и не очень часто; с учётом структуры учебного - года продолжительности четвертей, каникулярного времени, возможности подготовки и эмоционального насыщения).
Праздники - рентген характера растущего юного человека. И этим они значимы для учителей и воспитателей. Праздники нельзя превращать в торгово-бизнесные ярмарки (как и в «праздники желудка»). Они приобщают детей к мировой национальной культуре, к народному досугу, важнейшей частью которых они, праздники, являются.
Праздник лишь тогда Праздник, когда придумывается, выстраивается на синтезе традиций прошлого и настоящего, самостоятельного творчества участников-детей и опыта мудрых режиссеров-взрослых.
Любой праздник - радость: ты получаешь ее от самого участия в нем и оттого, что можешь подарить радость другим. Поэтому все - и взрослые - преподаватели, и дети - учащиеся школы с удовольствием готовятся к празднику, а затем и участвуют в его проведении.
Праздничная программа включает в себя стихи и драматические постановки, вокальные и хореографические номера, а также выступление ребят, обучающихся играть на различных музыкальных инструментах и, конечно - разнообразные подарки, которые готовятся на уроках творчества в начальных классах и в творческих мастерских.
Таким образом, к празднику практически у всех ребят всегда готовы и сделанные своими руками подарки, и разножанровые номера (руководители мастерских, составляя план работы на год, заранее продумывают учебный материал так, чтобы к традиционным праздникам у ребят было чем удивить и порадовать преподавателей, родителей и друзей). Эта система позволяет нам воплощать на практике принцип самореализации каждого ребенка.
О реализации принципов коллективности и разумной цикличности праздников пойдет речь далее.
Любой праздник в школе - праздник «семейный»: на него собирается либо «малая семья» - класс, параллельные классы или две «параллели», либо «большая семья» - учащиеся со своими родителями и преподавателями всей школы, а также выпускники разных лет, которые стараются, по мере возможности, «зайти на огонек», чтобы повидаться со своими преподавателями, бывшими одноклассниками, младшими друзьями.
В течение года в торжественной обстановке «большая семья» обычно собирается около 5-ти раз: 1 сентября, 5 октября, накануне 8 марта и 9 мая, 25 мая; «малая семейка» же - чаще: в дни времен года (4 раза в год), день мальчиков (23 февраля) и день девочек (7 марта), на вечер встречи выпускников. В классах могут также проводиться и нетрадиционные праздники, такие как Рождество, День влюбленных, Масленица или встреча Нового года по восточному календарю и т. п.
Поэтому и в подготовке, и в проведении любого праздника всегда принимают участие абсолютно все дети, а также преподаватели и родители - по мере необходимости возможности и заинтересованности (так мы воплощаем принцип коллективности).
Поздравление, конкурсы, игры, танцевальная часть и угощение - это традиционные компоненты праздничных классных мероприятий, которые имеют менее торжественный, но более спонтанный, импровизированный, развлекательный характер. Проводится это может, как в специально оформленной для мероприятия классной комнате, так и в лесу (на природе вообще - в парке, на берегу реки, водохранилища и т. д.), в друг ом городе, куда ребята едут по случаю торжества и т. п.
Главная задача в том, чтобы ребята не воспринимали праздник только как возможность получить подарок и съесть приготовленные сладости, но ценили возможность коллективной подготовки к нему (лучше - по секрету от других участников, потому что сюрпризы всегда приятны и интересны), возможность порадовать других и пообщаться с друзьями в нетрадиционной обстановке. Поэтому мы стараемся не приучать детей к обильному угощению, длительному поеданию сладостей во время торжества, а поощряем именно деятельную часть мероприятия, где ребята представляют самостоятельно подготовленные номера и спонтанно, творчески проявляют себя в предлагаемых одноклассниками или взрослыми организаторами играх и конкурсах, поздравляя друг друга и гостей: учителей, родителей, братьев, сестер и друзей, которые могут присутствовать на любом празднике не только как зрители, но и как активные его участники; в гости к классу может прийти также и любой другой приглашенный класс.
Праздник как человек интересен своеобразием (нельзя по одному сценарию с одними и теми же участниками проводить не только разные праздники, но и дин и тот же праздник несколько лет подряд). Нельзя, однако, отрицать и традиции - повторение чего-либо: традиционные формы, номера и т. п. - это родное, этого всегда ждут. Все равно любое традиционное действие, повторенное вновь, будет иным по сравнению с предыдущим. Оптимально - сочетать традиции и новые идеи, элементы.
У каждого праздника - своя прелесть, свой характер, свои краски и звуки, у каждого - свое лицо, своя идея. Ведущую идею праздника отражает его наглядность, церемониалы, символы, репертуар концертной части и т. д. Содержание праздника воплощается в музыке, стихах, песнях, тематических, хореографических и актерских постановках, играх конкурсах.
Безусловно, сценарии одного праздника будут абсолютно отличны друг от друга, если будут написаны разными людьми, ведь работа сценариста - это творчество, а оно есть проекция индивидуальности личности. Конечно, и один человек вполне может создавать ежегодно новые сценарии к традиционным праздникам, но «почерк» сценариста и режиссера, его стиль, индивидуальность, подход всегда узнаваемы какой бы неплохой была новая работа на предыдущую.
Поэтому для того, чтобы праздничные представления получились еще более разнообразными и интересными, созданием сценариев и подготовкой к праздникам занимается не один специально назначенный на такую работу человек, а разные представители педагогического коллектива: любой, кто пожелает проявить себя в сценаристском и режиссерском творчестве (а нередко и как исполнитель каких-либо ролей, хореографических номеров, аккомпаниатор или ведущий программы), будь то педагог-организатор, психолог, пре- подаватель-предметник или классный руководитель (ведь преподаватели школы, в большинстве своем, - люди творческие).
Положительный смысл такой работы мы видим не только в том, что каждый праздник получается непохожим на предыдущий, но и в том, что преподаватели имеют возможность самоактуализироваться через творчество, получать удовлетворение от своей работы и показать детям пример того, что творить может каждый, независимо от должности и профессии, а это является очень существенным условием в развитии творческой в личностях воспитанников.
Ниже мы представляем главные элементы алгоритма детского праздника.
Сценарий. «Сцена», кроме обычного смысла этого понятия, в латыни означает «явление» и «происшествие в лицах». Согласно Ф. Перлзу, каждая личность имеет две сцены: личная сцена - это скрытые мысли, в глубине которых человек непрерывно репетирует свою будущую жизнь, все, что произойдет через минуту, час, день и т. п.; вторая сцена - это события, в которых мы участвуем, наши поступки, проявления, чувства. В первой «сцене» придумывается сценарий, во второй он воплощается на практике. В обыденной жизни все личные драматические события и принимаемые роли определяются замыслом-сценарием. Психологические сценарии похожи на литературные, драматургические. В них есть темы, сюжеты, исполнители, воображаемые действия, диалоги, монологи и даже ремарки. В этом плане прав Э. Берн, считающий, что почти вся человеческая деятельность запрограммирована продолжающимся сценарием. Психологические (внутренние) сценарии как план будущих действий - вопрос иной проблемы, и я его не рассматриваю. Сценарий как план праздничного события может быть литературно-драматическим произведением с подробным описанием действия, например, на новогоднем празднике. Сценарий может быть заранее подготовленным детальным планом осуществления, скажем, спортивной праздничной олимпиады в школе, летнем лагере. Сценарием имеет право называться краткое изложение сюжетной схемы, по которой мы проводим какое- то массовое праздничное действо с пространством импровизации его участников. Скажем, сценарий выпускного бала или праздника «Первый звонок».
Сценарий праздника обычно прогностичен, ибо включает систему предположительных действий, которые могут быть неизменными (по сценарию) или предположительными (уточнение внесет сам ход праздника). В любом случае сценарий - один из возможных вариантов прогноза того, каким хотелось бы видеть праздник на самом деле. А.С. Пушкин писал, что драма рождается на площади и составляет увеселение народное.
Итак, сценарий и есть основа «драмы - увеселения народного», в нашем случае, увеселения детей. Необходимо помнить, что педагогический сценарий пишется для тех, кто будет в нем участвовать, т. е. для детей, ради обогащения их некоей «радиоактивной силой» праздника, события, которые он отражает, и ради представления возможности школьникам стать лучше, себя проявить, пройти опыт идеального праздничного общения.
Конечно, есть сценарий праздника как своеобразный спектакль. В данной книге это многие сценарии православных праздников, но и в них большое пространство для импровизации и творчества. И есть сценарии как заранее задуманная канва, по которой потом, как по клеткам сетчатой ткани, можно импровизированно «вышивать» сюжет праздника, уже по его ходу. Есть также сценарии, где необходимо выучить свои роли, произнести их по канве задуманных сценарных действий и всех авторских ремарок. Таким образом, сценарий - это такая авторская композиция, в которой отражена личная партитура праздничного события.
Тема. У каждого праздничного сценария есть тема (или совокупность тем). Тема праздника - это то событие (факт, явление, дата), которое разыгрывается, это предмет театрализованного изложения какого-то жизненного (или сказочного) материала. Тему праздника можно выразить одной фразой, например: приход на землю нового года.
Сюжет (от франц. Sujet - предмет) - предмет, предметы праздничного творчества, последовательность и связь описания событий в сценарии, совокупность и разнообразие событий во всей их противоречивой сложности, лежащих в основе праздника, всех его составляющих. Это сублимация, переключающая иные виды энергии на энергию творчества (3. Фрейд). Источник сюжета праздника - процессы, происходящие в реальном мире, поэтому сюжет оказывает существенное влияние на его форму. Сюжет любого праздника предполагает завязку, основное развитие хода действия, включая кульминацию и концовку - завершение, финал праздника. Сюжет близок к фабуле (изложение событий, события), но носит в отличие от нее более общий характер. Сюжет как бы сквозная тема праздника. Выпускной бал, к примеру, можно оформить как сказочный сюжет: морской, космический и др.
Роли в сценарии. Роль-образ, воплощаемый участником праздника по сценарию.
Праздник предполагает несколько, а по возможности, много ролей. Сценарий тогда успешен, когда он многоролевой, когда для участников праздника придумано много разных ролей. Причем это могут быть роли для конкретных людей. Итак, на любом празднике не должно быть «глазеющих» слушателей, инертных «безучастников». В любом празднике всегда присутствуют актеры, танцовщики, музыканты, игроки, ведущие. Но необходимо придумать (если позволяет сценарий) Скептика, Клоуна, Шута, Ангела и т. п.
На каждом празднике необходимы роли для встречающих гостей, для провожающих гостей, для участия в ритуале, церемониале награждения победителей, для открытия или закрытия праздника, для сюрпризов, для организации игр, для концерта и т. д. и т. п.
Ролевой праздник - это и есть детский праздник. В нем нет гостей, все хозяева, все активные участники. Роль - тогда роль, когда нравиться ребенку.
Присутствие исторических, литературных, сказочных, мифологических персонажей на празднике оправдано либо его идеей и обращением к прошлому, либо задачами настоящего. Если в сценарий, например, городского праздника включается парад-кавалькада старых машин, в том числе, той, которая у Ильфа и Петрова называлась «Антилопа-Гну», то присутствие Козлевича Адама Казимировича, Паниковского, Балаганова, Бендера, наверное, желательно. Равно как на водном празднике - Нептуна, Посейдона или Водолея, Водяного, на празднике медиков - Гиппократа, физиков - Архимеда и др.
Присутствие героев такого рода усиливает зрелищность и театральность праздника. Если не существует реального персонажа, его необходимо выдумать. Пусть на математическом празднике действуют: барон Ромб, княгиня Трапеция, граф Квадрат, герцог Треугольник, боярыня Окружность. А на празднике русского языка: сударыня Существительное, сударь Глагол и др.
Оформление праздника. Праздник должен хорошо «смотреться», быть визуальным. Собственно говоря, с внешней его необычности он и воспринимается: парадные костюмы (а то и бальные или карнавальные); флаги, транспаранты, гирлянды флажков, шаров или лампочек; особая подсветка зданий или атрибутов праздника; афиши, стенгазеты, летописи; тематические выставки; парадное (сказочное, шуточное, сюжетное) оформление главного места; ритуальные аксессуары; цветы и т. п.
Создание внешнего антуража, «лица» праздника, наглядной территориальности является как бы пространством для творчества ребят. Придумать себе и сделать соответствующий костюм, головной убор, эмблему, визитку - дело творческое, а уж оформление сцены, зала (комнаты), всех помещений, задействованных на празднике, - тем более. Дети - хозяева праздника - обязаны продумать и придумать:
- оформление школьного двора (побелить деревья, реставрировать клумбы, расписать асфальт цветными мелками, сочинить лозунги, правила, приветствия и написать их красками на асфальте;
- соорудить флагштоки на школьных воротах или у входа в школу, вывесить на них разноцветные флаги, транспаранты; оформить вход в школу (в зал, в комнату), может быть, и гардероб соответственно сюжету праздника;
- наглядно оформить главное место проведения праздника - сцену, зал. Декорации должны быть легкими, аппликативными, легко сооружаемыми. Сегодня в моде цветочные гирлянды (декоративные цветы), вмонтированные в гимнастические круги; лозунги и цитаты (они не постарели), если таковые на злобу дня, тематически и содержательно оправданы и т. п.
Практически любой праздник, тем более детский, есть важное и целесообразное развлечение (удовлетворение к разному влечению, разнообразным влечениям детей). Праздник обязан смешить, включать в свой сюжет приемы чистого развлечения, по крайней мере располагать для этого достаточным рабочим материалом. Праздник, таким образом, не должен быть перегруженным непраздничным. Алогично, к примеру, на празднике читать доклады или лекции, как это было совсем недавно. Нужна ли в таком случае «торжественная часть»? Да! Но какая?! Торжество - это чувство радости, удовлетворения. Элементы торжественной обстановки на празднике естественны: торжественная встреча гостей, торжественное открытие праздника, торжественная клятва, обряд, ритуал и т. п.
Игра как основа сценария. Игры включаются в контекст практически любого праздника. Игры как таковые могут присутствовать во всех частях сценария праздника: подготовительной, вступительной, основной, массовой и финальной. Они служить могут разным задачам - диагностическим, воодушевительным, познавательным, развлекательным, реабилитационным, коррекционным и т. п. В программы праздников правомерно включать все виды и «жанры» игр: спортивные и подвижные, двигательные забавы и аттракционы, дидактические и познавательные (предметные) игры, строительные, технические и трудовые игры, музыкальные и хороводные игры, игры-упражнения психологического характера, игры-тренинги, игры- развлечения, игры-шутки, ролевые, сюжетные, режиссерские игры, деловые и организационно-деятельностные игры.
Особое внимание следует уделить народным, национальным играм, тем более, если они предназначены для народных, православных праздников. Праздник суть зрелища, а игра зрелищна. Игру смотрят с удовольствием. Игра - сквозное действие большинства детских праздников. Вместе с тем ее используют чаще всего в ритуальных частях праздника (вручение сладких пирогов как хлеба-соли; подъем флага праздника одновременно с гирляндами цветных флажков и шаров; запуск бумажных голубков или живых голубей; выбор живой эмблемы праздника - Петрушка, Винни Пух, Гадкий утенок, Карлсон и т. п.); в массовой части (игры-общение); в конкурсной части (игры-аттракционы); в основной части праздника для разрядки, переключения и т. д.
Традиционные обычаи в проведении праздника. Обычай - общепринятый для данного праздника порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения учащихся и взрослых.
В хорошей школе (с нравственными устоями) существуют такие простые обычаи всех школьных праздников: надевать праздничное платье, не приходить в будничном, учебном (школьной форме, джинсах и т. д.); в гардеробе помогать девочкам, девушкам, женщинам снять верхнюю одежду, помогать одеться по завершению праздника; не позволять девочкам и девушкам переносить мебель и тяжелые вещи.
Есть школы, где гостей встречают уполномоченные для встречи старейшие учителя и именитые учащиеся.
В некоторых селениях Швейцарии, кстати, и в Грузии до сих пор сохранился любопытный обычай. В день, когда в какой-либо семье появляется новорожденный, отец вывешивает над домом флаг. На нем вышит аист, несущий в клюве младенцев. А что если в день праздника на специальной мачте во дворе школы поднимать флаг этого праздника? Такие флаги могут придумать сами школьники.
Существует обычай поднимать государственный флаг России во дворе или в зале. Тогда при этом исполняется гимн России и все встают. В школе могут быть и шуточные обычаи как, например, в День святого Валентина. Хороший обычай дарить друг другу в дни государственных и международных праздников сделанные своими руками подарки... по жребию. Ребята тянут листочки с фамилиями участников и, не сообщая последним об этом, готовят им свой подарок. Подарки персонально вручаются в установленное на празднике время.
Очень правильный обычай перед праздником подавать в письменном виде предложения и подсказки, заявки на участие в чем-то (концерт, игры, соревнования), заявки на... проводы домой (девочки), на танцевальный репертуар и т. п. Прекрасный обычай на празднике все делать вместе учащимся и учителям, учащимся и родителям по традициям сотворчества.
Обычай - краеугольный камень традиций. Известно: нация вне традиций может утратить все и себя в том числе. Образец величия России - ее традиции. Традиция несет в себе возможности, которые необходимо использовать, не боясь ошибок, не боясь ересей.
Карнавал может быть и самостоятельным праздником, и частью какого-то праздника.
С давних времен считается, что пятое время года - это карнавалы. Мы - единственная страна, где они не проводятся даже в дни новогодних праздников; стало быть, у нас нет пятого времени года. У понятия «карнавал» много толкований. «Карне вале» по-немецки - «прощай, мясо». Это был праздник кельнцев перед постом. «Карнавалом» называлась колесница богини Изи, с приходом которой в реках начиналась подвижка льда. И все-таки карнавал чаще всего связывают со святками, с новогодними праздниками. Раз в году у ребят есть шанс стать кем-то на несколько часов. Мушкетером, разбойником, королевой, снежинкой, чертом или поросенком. Придумать себе костюм и сделать его - значит, побывать в стране Фантазии, на острове Мечты. А что если сделать так: приготовить интересный вечер отдыха, входным «билетом» на который будет карнавальный костюм для ребят и учителей, для всех гостей.
Содержание карнавала может быть самым фантастическим. Пусть пройдут митинги «против зверской серьезности», пусть авторов самых смешных костюмов наградят «орденами» Улыбки, Веселой рожи, «32-х зубов» и т. п.
Смехом спасают и спасаются. На карнавале имеет право быть мини-дискуссия на тему «Жизнь хороша, как скумбрия в томате». Здесь же можно «позволить» собраться вместе ученикам, которые уже носят звания «кузен», «зять», «свояченица», «сноха». На карнавале полезно устроить конкурс веселых лозунгов, типа «ударим макаронами по кастрюле!» Именно на карнавале пройдет «смехотека» вместо дискотеки, откроется «Музей смеха», «Юмориал» имени Паниковского, выставка карикатур и шаржей. Еще будет состязание рыбаков. У каждого «рыбака» на ниточке болтается по полу бумажная рыбка, пришитая к брюкам или к пиджаку. Рыбаки бегают и пытаются наступить на чужую рыбку, а свою спасти. Именно на карнавале в один миг все снимут левую туфлю или ботинок и бросят в кучу. Потом по команде, завязав глаза, будут эту кучу разбирать, чтобы найти свою обувь наощупь и «сдать» ее на регистрацию. Кто это сделает первым, получит право... танцевать 30 минут, с кем хочет, и звание «крепкий каблук», «подкаблучница».
Пусть в день праздника карнавал станет свободно конвертируемой валютой для всех без исключения.
Подарки на празднике. Ну, какой же праздник без подарков?!
Почему лишь на Новый год эта традиция реализуется в полную силу? Подарки любят все. Необходимо помнить, что мы покупаем или делаем сами подарок тому, чьи вкусы и потребности могут сильно отличаться от наших собственных. Необходимо помнить, что подарок должен соответствовать не столько обстоятельствам, сколько: а) празднику; б) возможностям; в) своей фантазии.
Подарки могут быть одинаковыми для всех, скажем, эскимо на палочке или большая конфета. Могут быть индивидуальными. Это хлопотливо, но реально. Маленьким детям, живущим в детских домах, школах-интернатах, в летних лагерях, подарки, гостинцы можно положить под подушку или в парту. Можно привести на особой тележке, принести в красочно оформленных корзинках и т. п.
Подарок на празднике и подаваться должен по-праздничному. К примеру, 20 ребят на празднике, заслужили право получить памятный подарок. Им всем приготовлено 20 подарков, завернутых в коробки, пакеты - очень большие и очень маленькие.
Вот тут-то и надо пофантазировать, чтобы каждый подарок был представлен интересно. Ребята тянут жребий (бумажки с номерами) и по очереди берут подарки «на глазок». Потом в присутствии всех разворачивают. Иногда подарки раскладывают в карманы пальто и курток. Иногда вручают при входе или наоборот в минуту выхода из школы.
Подарок напоминает, что лишних детей на празднике не бывает.
Цветы - спутник любого праздника. Цветами встречают именитых гостей праздника, их вручают артистам после исполнения номера, юбилярам на торжестве, всем девочкам, девушкам, женщинам в день 8-го Марта, всем учителям и сотрудникам школы в День знаний, на последнем звонке, в День учителя, на выпускном балу. Цветы вручают именинникам, победителям олимпиад и конкурсов, выпускникам 11 -х классов и т. д.
Цветы возлагают к мемориалам, к вечному огню, к памятникам и памятным доскам. Цветы опускают в воду в День Победы и 22 июня. Цветы вплетают в гирлянды, венки. Цветы ставят в вазы на сцене, на столы во время торжественных собраний, в напольные вазы с подсветкой. Цветы дарят всем, кто их заслуживает. Цветы отражают личность, личность отражает цветы.
Цветы для подарка нужно выбирать очень тщательно, учитывая возраст, пол и состояние того, кому даришь.
Мальчикам и девочкам дарят цветы нежные и мелкие, составленные в маленькие, округлые, разноцветные, теплых радостных тонов букетики. Они должны дополнять игрушку или коробку конфет.
Взрослым дарят букеты на длинных стеблях. Молодым женщинам вручают «благородные» цветы от интенсивно красных до пастельных красок - в зависимости от степени близости людей. Это могут быть гвоздики, герберы. Орхидея уместна для подарка женщине, обладающей зрелой чувственной красотой, дарить ее девушке не стоит. Женщинам старшего возраста - любые благородные цветы, в том числе лилии и хризантемы, но пусть они будут пастельных, спокойных тонов. Мужчинам обычно дарят цветы одного тона и на длинных стеблях. И ни в коем случае маленький разноцветный букетик - бидермейер, если, - конечно, «мужчине» не три года.
Официальным гостям, к примеру, заграничной делегации, можно вручить букеты роз, гвоздик, тюльпанов и других цветов, но из оранжереи. Нельзя использовать цветы открытого грунта, такие, как георгины, астры, ирисы.
Артистам дарят хризантемы, гладиолусы, розы, гвоздики, герберы. Если их преподносят на сцене, то собирают в изящные круглые, односторонние или диагональные букеты с богатой аранжировкой зеленью или оформляют в корзины. На дом лучше послать небольшой фантазийный букет.
Меняются времена, меняются обычаи. Еще несколько лет назад букет из 5-10 видов цветов многие считали признаком дурного вкуса. Сегодня его дарят по разным поводам. Раньше невозможно было подумать о вручении кому-то одного цветка. Сейчас - это знак внимания при свободных, товарищеских отношениях. Все популярнее подарочные горшки с красиво цветущими комнатными растениями.
В нашей стране прочно мнение, что четное количество цветов в букете - для похорон. Логичного объяснения этому нет. А кстати, «магия чисел» с нечетным количеством цветов у многих вызывает улыбку: 1 - знак внимания; 3 - уважение; 5 - признание; 7 - обожание; 9 - я у твоих ног... Но это сегодня. Наши прадедушки и прабабушки очень почитала язык цветов.
При вручении букет держат в левой руке и цветками вверх. Отдавая цветы, не забудьте поклониться и сказать соответствующие моменту слова.
К празднику можно приурочить выставку: домашних цветов в горшочках; букетов садовых цветов или композиций; букетиков полевых цветов. Чтобы использовать цветы на празднике, тоже необходимы такт и воображение. Кстати, в Павлышской школе В. Су- хомлинского было пять праздников цветов.
Реклама - двигатель не только торговли, но и праздника. Реклама - завязка праздника, ее задача воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес.
Реклама праздника (афиша, объявление) может быть обычной, плоскостной, и объемной (тумба, шар, дом). Но и плоскостная делается по конфигурации необычной и зависит от сюжета, идеи праздника. Если праздник новогодний, реклама может быть сделана в виде елки, головы Деда Мороза с бородой, которая тянется по всей школе. Если это праздник Масленицы, то реклама будет в виде блина, солнца и т. п. Словом, пусть будет необычной, интересной детям. По тексту - доброй и завлекательной: «На праздник Колеса явка строго необязательна. Приглашаются только веселые и умные! Сообщаем: все игры будут «круглые», а призы как колесики...»
По школе накануне праздника могут дефилировать «ходячие рекламы» - ребята, у которых рекламные тексты в руках или даже на груди и спине. Такую рекламу нельзя не прочесть.
Реклама может быть театрализованной. Представьте себе: по школе бродят живые шахматы и вербуют желающих на шахматный турнир или скоморохи на ходулях, которые зазывают на русские народные игрища. В класс под звонок входит почтальон Печкин с Матроскиным и приглашает на просто-квашинские посиделки. Школьные радио и телевидение - источник необычных реклам, но в жанре этих коммуникационных средств.
Конечно, можно сделать из дерева или картона, снега и льда перед входом в школу, например, жирафа и повесить ему на шею рекламу праздника в виде большого банта. Конечно, можно накачать гелием шар или зонд, поднять его в небо и повесить под шаром красочный плакат. Конечно, рекламу праздника можно расписать на листовках и обклеить ими всю школу или написать рекламу на стеклах окон, или цветными мелками на асфальте перед школой. Реклама - распространение сведений о празднике с целью создания ему популярности, реклама - это интересные рекомендации. Придумайте их!
Рекламщик - это тоже праздничная роль, в которой можно развернуться.
Приглашение - процесс деликатный и с выдумкой. Рекомендуем сделать необычные красочные билеты (билет-игрушка, билет-шапочка, билет-буклет, билет-программа и т. п.), создать группу костюмированных курьеров - пусть персонально разносят билеты, которые сами по себе уже продукт творчества ребят; написать индивидуальные и коллективные письма с красочными конвертами (обычными, очень маленькими, очень большими) и послать эти письма (или почтовые яркие открытки или даже визитки) по государственной почте, а если есть школьный почтамт, то через его почтальонов. Ну, кто же откажется принять участие в празднике, если ему личное послание отправлено? Кроме того, можно создать небольшие группы приглашения, хорошо костюмированные, они будут ходить по адресам и приглашать персонально к участию в празднике; в конце концов можно пригласить ребят по телефону.
Гости праздника - это те, кто приглашен как бы со стороны, кто не включался в процесс его подготовки. Гости - украшение праздника. Каждому празднику подбираются свои гости. На спортивном празднике - это известные спортсмены, на театральном - актеры, на вечере встречи с выпускниками - выпускники прошлых лет и т. д. В гости на праздник школьники приглашают сверстников из других школ (классов, кружков, клубов), именитых выпускников, учителей- пенсионеров, родителей и тех взрослых, которые помогут обеспечить успех программы праздника. Участие интересного гостя заранее предусмотрено программой, сценарием праздника.
В качестве кого и как могут гости соучаствовать в празднике:
- открывающего праздник, поздравляющего (обычно это гости с положением, именитые граждане села, города, участники Великой Отечественной войны, кавалеры правительственных наград и т. д.);
- участвующего в жюри всех конкурсов праздника (или отдельных);
- участвующего в какой-то части праздника как основной источник информации (докладчик, отвечающий на вопросы, участник пресс-конференций, интервью);
- участвующего в показательных выступлениях и демонстрациях (концерте, показе и т. д.);
- участвующего в церемониалах, награждениях;
- дающего экспертную оценку каких-либо событий, явлений, фактов и т. д. и т. п.
Гость в определенной степени воодушевитель детей на новую творческую активность, вносящий свою лепту в контекст праздника. Гостей следует уважительно (лично) приглашать, привозить (приводить), провожать, благодарить. Гость не должен быть статистом, «бесплатным приложением к празднику». Напротив - он его украшение. С гостями следует деликатно договариваться о регламенте выступлений.
Собственно говоря, праздник начинается со встречи гостей, как театр с вешалки. Организация встречи определяет отношение ребят к данному празднику. Какие бывают встречи:
- торжественная - с цветами, с хлебом-солью, хоровой песней, обрядом чествования;
- театрализованная - с персонажами, героями, разыгрыванием сюжетного действа, церемониалами;
- встреча с «препятствиями» - ответить на вопросы анкеты; дать интервью; отгадать какие-то загадки, шарады, задачи; сдать в жюри мини-сочинение, реферат, афоризм, игрушку, сувенир; принести в качестве входного билета книгу для сельской библиотеки или библиотеки погранзаставы, репродукции для школьной картинной галереи, игрушки для детского дома или многодетной семьи и т. п. Вот, к примеру, какой может быть встреча школьников на новогоднем балу.
Гостей встречает специальный патруль масок - добры молодцы и красны девицы обсыпают всех входящих конфетти из больших деревянных половников, вручают новогодние эмблемы, значки, дарят полумаски. Вход в здание охраняют рыцари, мушкетеры, братья-разбойники, которые берут выкуп в форме песни, частушки, отгадки, пляски. Арлекины, шуты, скоморохи балагурят, читают стихи, выкрикивают приветствия, берут интервью. Снежные роботы собирают заявки на танцы, записывают заветные желания, просят заполнить новогоднюю анкету участников. Веселый костюмированный эстрадный оркестр исполняет любые мелодии по заявке.
Встречающая группа должна придумать свои особые веселые конкурсы. Например, выдать премии первому, тринадцатому и последнему посетителям. Можно подсчитать пуговицы на пальто и костюмах. У кого их больше всех, тот получает особый приз. Можно требовать от каждого монету давнего года выпуска. Обладателю такой монеты также вручить приз.
Собираются ребята на вечер, раздеваются, сдают пальто на вешалки, получая взамен лотерейный билет. После этого можно пойти смотреть школу, знакомиться с праздничными «учреждениями», готовиться к выступлениям, играм, конкурсам, надевать свои новогодние костюмы. Точно так же, по своему сюжету, можно организовать встречу на празднике, посвященном международному дню женщин или на празднике юмора и смеха.
Хочется обратить внимание на то, что встреча гостей и участников - прекрасное пространство для творчества.
Кто-то установит в школьном вестибюле наковальню и дюжие кузнецы под народную песню «Во кузнице» будут выковывать металлические буквы фразы «Добро пожаловать!» и выкладывать эти буквы к ногам тех, кто пришел на праздник. Кто-то сделает буквально на час-два у входа в школу снежную горку, и если хочешь попасть на бал, взбирайся на горку и... катись по льду прямо к входу.
Детский праздник хорош тем, что доступен всем.
Организация праздника. Он существует везде и на празднике тоже. До официального начала праздника необходима организационная пауза, чтобы раздеться в гардеробе; привести себя в порядок; сориентироваться во времени; выполнить поручение (выверить, доделать); повторить роль; подготовить аксессуары и т. д. Время организационного момента - адаптация ребят на празднике; как говорится, им надо остановиться и оглянуться. В структуру организационного момента входит также осмотр выставочного материала. Практически любой праздник предполагает демонстрацию творчества школьников.
Если есть шанс подготовить к празднику тематическую выставку, ее надо делать. Руками детей. В организационный момент в школе, на празднике могут действовать «Справочное бюро», «Почтамт», «Студия звукозаписи», «Радиоцентр», «Салон печати», «Шахматный салон», «Магазин-лотерея», игротека, костюмерная, буфет и др. Оргмомент нужен, но пусть он будет коротким.
При организации праздника в своей школе, помните, что каждый праздник отличает фантазия. Сценарий любого праздника выстраивается по канве его традиционного сюжета. О них кратко речь ниже. Но есть нечто общее для любых детских праздников, общие методические элементы.
1. ЗАЧИН. Роль начала праздника необычайно важна. Начало возбуждает внимание, отсекает старые связи, порождает интерес и внимание, включает школьников в интригу праздника. Зачин - начало - есть действие краткое, необычайное, ярко эмоциональное. Существуют такие методические приемы зачина.
Вербальный. Яркое вступительное слово ведущего или ведущих. Эпиграф в прозе или стихах о празднике, о его идее. Устная композиция, агитпролог, даже театрализованное начало.
Дискуссионное начало. Обращение к сенсации, необычной информации (стихи, письмо, документ), парадоксу. Выступление интересного гостя, представление гостей и участников.
Ритуальный. Элемент линейки. Подъем флагов, эмблем, вынос знамени. Возложение цветов. Вынос венков и гирлянд. Церемониал хлеба-соли. Вручение вымпелов, писем. Зажигание огня (костер, военная гильза, факелы). Минута молчания. Клятва. Посвящение. Передача эстафеты.
Музыкальный. Оркестровое вступление. Тематическая увертюра. Общая песня. Кольцовка песен. Калейдоскоп песен. Фанфарное вступление. Колокола.
Кинопролог. Киноклип. Фрагмент художественного или документального фильма на тему праздника.
Технические и иные эффекты. Запуск шаров, птиц. Цветные, световые гирлянды, панно, эмблемы. Зеркальные шары. Панорама цветных слайдов.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Она реализуется через слово, деятельность, демонстрацию. Словесные праздничные формы: рассказ-со- общение очевидцев; пресс-конференция, конференция; защита идей, рефератов, проектов; ответы на вопросы; диалог; викторина; агитбригада; напутствие; литературный монтаж, устный журнал и др. Словесные компоненты вписываются в любой сценарий, они обращены к сознанию и чувствам, потому необходимо, чтобы форма слова была яркой, эмоциональной.
Основная часть реализуется через действия, деятельность - общественно-трудовую, творческую (по изготовлению поделок и т. п.), художническую, спортивно-двигательную, познавательную, конкурсную и т. п. Она раскрывается через показательные выступления, демонстрацию опыта, выставки через жанры искусства и художественной самодеятельности.
3. КОНЦЕРТНАЯ ЧАСТЬ. Нужен ли на каждом празднике обязательный концерт? В широком понимании этого слова - нет. Дело в том, что весь праздник - это своеобразный концерт, который начинается от входа. Вместе с тем концерт на праздничном балу может быть тематическим и лирическим, целостным и рассыпанным по всей программе. Он может идти при свечах, может быть подарком, может быть конкурсным. Главное, чтобы не было скучных номеров, длинных стихов, очень грустных песен и плохих интермедий. Рекомендуется включать в программу праздничного концерта следующие детские жанры: пирамиды, акробатику, ревю (синтез всех жанров), веселый «капустник», живую газету на местные темы, театр веселой пантомимы, кукольный театр (концерт на местные темы), театр теней, шумовой оркестр, агитбригаду, цирк, эстрадный концерт, шуточную оперу или оперетту на местные темы, концерт иллюзионистов, звуковой фотоальбом, ансамбль бальных танцев, тантамореску (сочетание рисунка и актера); и еще: пусть этот концерт будет коротким. У младших ребят он будет импровизированным. В любом концерте, кроме школьников, должны бы участвовать и учителя, и родители, и гости. Это очень сближает.
4. МАССОВАЯ ЧАСТЬ. В структуре любого праздника все значимо, каждый элемент. В равной степени работают на идею праздника и встреча участников, и высокий гость, и общая песня, и дискотека. Массовая часть праздника-это творческое общение, это условия для самореализации, само проявления, простор для полета фантазии.
В массовую часть, как правило, включаются следующие виды творчества детей:
Танцы. Индивидуальные и коллективные, медленные и ритмические, обычные и игровые, с сюрпризами и без. Издавна сложилось такое понятие, как «тур танцев». В нем не может быть более трех танцев. Подбор танцев на празднике делается по заявкам ребят. Танцы должен вести танцмейстер (диск-жокей), заводила, ведущий. Есть танцы, которые помогают познакомиться. Есть конкурсные, в которых можно показать свое искусство, изобретательность. Есть танцы переходные, сценические, камерные и т. п. Танец учит культуре поведения, этикету, развивает пластику, координацию и красоту движений.
Танец - это высокая праздничная педагогика.
Игры. Без детских игр немыслим детский праздник. В праздник обычно включаются коллективные игры, которые можно смотреть. Например, «Шуточный футбол». Играют в зале, на площадке две команды (небольшие). У всех игроков ноги связаны шарфами. Остальные правила как у настоящего футбола. Только тайм длится не более 5-7 минут.
Празднику необходимы игры на общение, знакомство, на соперничество, на юмор.
Конкурсы. Краткое (как правило) соревнование, состязание, игровое соперничество, которое имеет целью выделить наилучший результат, наилучшего участника. Конкурс на празднике - желанный «гость». Можно рискнуть дать краткий «разворот» конкурсов на празднике. Часть из них проводится на первом, подготовительном этапе. Конкурсу необходимы простейшие условия, которые разрабатывают, сочиняют сами школьники. В любом конкурсе проявляются яркие индивидуальности.
а) Конкурсы исполнителей:
- песен, танцев, стихов, музыкальных пьес, драматических отрывков, других жанров - актерского мастерства;
- театрализованных анекдотов, авторской песни, драматизированной басни, загадок в стихах, речевок, считалок, страшилок, частушек;
- пантомимы, пирамид, удивительного рассказа, художественного свиста;
- спортивных танцев и др.
б) Конкурсы:
- сочинителей любовного письма, письма-ультиматума, буриме, поздравления, сказки, связного рассказа из названий художественных кинофильмов;
- лучших авторов подписей к рисунку, фотографии;
- авторов перевода, сурдоперевода, репортажа, интервью, «научного» реферата, кроссворда;
- авторов литературной дискуссии, музыкальной пародии, эпиграммы, досье, шуточной анкеты, автобиографии, детектива, легенды, рекламы, «брачного» объявления, тоста и др.
в) Конкурсы «Мастериц и мастеров» (конкурсы на лучшее изделие, выполненное руками учащихся):
- визитной карточки, эмблемы, значка, банта, галстука, бабочки;
- шляпы, воротника, жабо, домашних шлепанцев, кружева;
- цветов из... узелков, проволоки, соломы, травы, лент;
- выжигания и выпиливания; «ювелирных» изделий из ягод, ракушек, камушков, коры, почек, цветной проволоки, каштанов, орехов, желудей;
- картин из цветов, чешуек, пластилина;
- шкатулок из открыток, ракушек;
- изделий из бересты (туеса, коробочки, лапти, солонки, плошки);
- нарядов для кукол и самих кукол, а также самодельных игрушек, в том числе меховых;
- бумажных змеев и бумажных голубков, масок из папье-маше, цветных ледовых фигур;
- изделий из глины (сосуды, свистульки, шахматы и др.), керамической плитки;
- изделий из песка и глины (песочных архитекторов, больших и малых);
- поделок из бумаги (оригами);
- юных парикмахеров и кулинаров;
- букетов цветов, икебаны, композиций из лесного, садового материала;
- вышивки и шитья;
- витражей (рисунки и композиции на стекле);
- лесных диковинок, поделок (из перьев, шишек, семян);
- рисунков и аппликаций, фотографий, фотомонтажей, рисованных фильмов.
Пространство конкурсности безгранично. На праздниках могут проводиться конкурсы известных литературных героев: Робин Гуда, барона Мюнхгаузена, Джеймса Бонда, бравого солдата Швейка, Ходжи Насреддина, Остапа Бендера, Робинзона Крузо, Дон Кихота, Шерлока Холмса, графа Калиостро и даже Бабы Яги, а уж тем более Золушки, Хозяйки медной горы и т. д.
На празднике место веселым конкурсам, таким как:
- конкурс вралей (сочинение необычных историй);
- конкурс речевок, все слова которых имеют три буквы (все там, где БАМ. Мой нос год рос);
- конкурс «Несмеяна» (задача рассмешить «Несмеяну»);
- конкурс «буриме» (придумать стихотворение на заданные рифмы);
- конкурс пантомимы на известные пословицы и поговорки (например, «Один с сошкой, семеро с ложкой», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и др.).
Пародии. Берите известные стихи, которые сами провоцируют на пародию. Например, известное стихотворение В. Маяковского «Кроха». «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?»» Если бы к отцу сейчас обратилась кроха, думаю, сказал бы так папа без подвоха: «Если в городе у нас выстрел где-то грохнул, это знают люди все: для прогулок плохо» и т. д.
Почек и запись (в школе, по месту жительства) текстов на известные юмористические рубрики газет: «Разношерстные мысли», «Самое-самое», «Нарочно не придумаешь» и т. п. Например, надпись на картонке у молодого человека в метро «Куплю все!» Или объявление в газете о клубе любителей собак: «Дорогой друг! Приглашаем вас 16 мая в 11 часов на собрание собак без родословной». Ученик об ученике: «Ты витязь в тигровых джинсах». Запись с урока: «Для чего у тебя голова, Иванов?» - говорит учительница. «Для головной боли», - отвечает ученик.
Имитация. Изобразить голосом: кипящий чайник со свистком, плохо заводящийся мотор катера, тормозящий автомобиль, шторм на море, шум взлетающего самолета, вой пожарной сирены, водосточный бачок, скрипящую дверь, взрыв боевой гранаты, плохо работающий транзистор, топот коня, писк комариной тучи, треск падающего дерева и т. п.
Пантомима. Изобразить мимикой и движениями: проколотый воздушный шарик, часы с кукушкой, мигающую лампочку, кипящий кофейник, яблоко с червяком, попугая в клетке, колесо велосипеда с «восьмеркой», гусеницу на ветке, распускающуюся розу, завядший цветок и т. п.
Миманс. Изобразить человека, который: ест лимон или тающее мороженое, или огромную дольку арбуза, или яйцо всмятку; девушку, у которой на дороге сломался каблук; юношу, несущего сетку, из которой все время падают яблоки, и, кроме того, у него чешется правое ухо и т. д.
Изобразить любыми средствами: паутину на стене, коврик на полу, часы с маятником, кактус, вешалку, трактор, летящее перышко, тугой замок в двери, треснутое зеркало, рекламу пирожных и др.
Исполнительское мастерство. Продемонстрировать мимически игру скрипача, пианиста, контрабасиста, барабанщика, трубача, балалаечника, дирижера оркестра, канатоходца, иллюзиониста, оперного певца, лектора в большой аудитории и др. Как оценивать участников такого конкурса, придумайте сами.
Комическая эстафета. Проводится как соревнование между командами. Порядок участия разыгрывается жребием. Ведущий объясняет правила проведения эстафеты, знакомит с этапами, с порядком судейства, представляет судей.
Ответственный за организацию эстафеты размечает этапы, готовит необходимый реквизит, призы победителям, проводит показ выполнения заданий на всех этапах эстафеты. И только после демонстрации, когда участники подготовлены к эстафете, проводит ее.
Примерные этапы:
Встать спиной друг к другу, взяться под руки и, прибежав к следующему этапу, передать эстафетную палочку. Участников двое.
Бег с ложкой и картошкой. Картошка кладется в ложку и на вытянутой руке проносится к следующему этапу. Здесь ее передают как эстафетную палочку. Стоящие на этом этапе чистят принятую картошку не на скорость, а на самую длинную ленточку из кожуры.
Бег «на трех ногах». Участников двое. Один берет эстафетную палочку, другой связывает полотенцем или шарфом ноги - свою и второго участника.
Бег в мешке. Участник один.
Провести футбольный мяч мимо городков, не сбивая их.
Двое несут третьего на переплетенных руках.
«Лягушка». Участник берет себя за пятки и прыгает.
Чехарда. Двое бегут дистанцию, перепрыгивая друг через друга. На конце этапа надо достать зубами конфеты из тарелки с мукой и т. д. и т. п.
Аттракционы. Это игровая миниатюра на личное достижение, маленькую победу, на ловкость, изобретательность. На право стать звездочкой первой величины хоть так, хоть здесь. Привожу несколько аттракционов.
«Достань конфету». Надо встать к стене, прижаться к ней спиной и... достать конфету, лежащую у ног. Это можно сделать лишь согнувшись, но не просто так, а проявив изобретательность.
«Достань яблоко». Сидя на стуле, поджав ноги, изогнувшись, перекинув тело через сиденье, необходимо зубами достать яблоко, лежащее у задней ножки стула.
«Повернись, покрутись и пройди». Необходимо, повернувшись вокруг своей оси 13 раз, затем пройти по линии, прочерченной мелом. Прямо и только прямо.
«Распишись!» К лыжной палке прикреплен фломастер. На другом конце палки - пара ботинок. Такую палку-фломастер надо взять одной рукой (можно положить на плечо) и расписаться на бумаге.
«Гвоздь - в бутылку». К леске на большом удилище прикреплен большой гвоздь. Его надо опустить в горлышко (узкое) бутылки.
Сюрпризы. Сюрприз - неожиданный подарок, неожиданная выдумка. О сюрпризе знает лишь небольшая группа посвященных, которые его готовят. Школьники обожают сюрпризы.
Сюрпризами могут быть:
- Интересные, желанные, уважаемые и любимые детьми гости, которых не ожидали. Гость может выступить с поздравлением, концертным номером, вручить участникам необычный подарок. Может судить конкурсы, вручать сувениры.
- Чтение праздничных (организованных) телеграмм, открыток, писем в адрес всех и конкретных лиц. Конечно же, это должны быть оригинальные послания по форме и содержанию.
- Демонстрация мод: праздничных, карнавальных или шуточных костюмов с музыкальным сопровождением, комментариями, наградами.
- Переозвученный по своему замыслу короткометражный фильм или фрагмент известного фильма, созвучный теме праздника.
- Незапланированный короткий концерт «цыганского табора» с «медведем», с «собаками» и т. п. Концерт бродячих факиров, акробатов, фокусников.
- Шуточная «лекция» или «доклад» на местные темы.
- Поздравление именинника, юбиляра, победителя.
- Выступления оракулов, гадалок, предсказателей, адресованные участникам праздника.
- «Судебное» заседание (короткое) с привлечением к ответственности всех нетанцующих, неулыбающихся, чем-то провинившихся на празднике.
- Чтение эпиграмм, «досье», пожеланий, вручение карикатур, шаржей.
- Технические сюрпризы: фейерверк, светомузыка, световое панно, появление говорящих роботов и др.
Общая песня. На празднике, да и не попеть вместе?! Общие песни встроены в сценарий праздника там и тогда, когда в них особая нужда. Ребята садятся или встают вместе, в кружок, баянист в центре (пианист у рояля, гитарист - рядом) и поют любимые песни. Хорошо бы свет притушить, может быть, свечи зажечь; если праздник на природе - зажечь костер. И пойте себе в удовольствие.
5. КОНЦОВКА ПРАЗДНИКА. «Конец - всему делу венец», говорит народная пословица.
Концовка, финал праздника, в определенной степени-его апогей (второй апогей). Концовка праздника должна быть краткой, четкой, яркой. Что может быть концовкой праздника?
Награждение всех отличившихся участников. Раскрытие секретов и сюрпризов. Общая песня в кругу. Эффекты: фейерверк, зажжение прощального костра. Ритуальная линейка прощания. Последействие и т. д. и т. п.
В конце праздника могут быть проведены праздничный ужин; маленький, но очень яркий концерт; красочный ритуал; приняты какие-то обращения, письма, правила; вручены подарки и сувениры и т. п.
6. ВКЛЮЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ В АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ.
Великий антропософ (воодушевитель) русский актер М. Чехов в своей книге «Путь актера», рассуждая об обязанностях актера перед публикой, а публики перед актером, свидетельствует о том, что публика может повысить качество спектакля своим участием в нем, но может понизить его чрезмерным спокойствием, пассивным ожиданием впечатлений.
Спектакль праздника нуждается в том, чтобы его участники были не пассивными зрителями, но активными участниками. Детская «публика» технологически должна быть встроена в контекст праздника как зритель, слушатель и непременно как активный участник. Воспитатель, придумывающий праздник вместе с детьми, обязан вмонтировать в сценарий духовные точки опоры для тех, кто пока не главный герой действа.
Раскладывая праздничный пасьянс, организатор праздника ищет пути взаимодействия участников «спектакля» и зрителей, которое делает зрителей актерами, исполнителями разнообразных ролей праздника.
Драматическое действие праздника обязательно предполагает наличие в сценарии приемов, активизирующих аудиторию, включающих детей в его творческий процесс.
К вербальным (словесным) приемам мы относим следующие модели.
Интервью. Организаторы праздника приглашают к участию в нем гостей, способных выступить в роли экспертов, информаторов, специалистов, просто интересных людей - интервьюеров. Задают вопросы по предложению ведущего: любой участник праздника; специально отобранные для этого ребята; дети, выступающие в ролях «журналистов», иных персонажей.
Дети любят то, что они знают хотя бы частично, что им привычно и понятно. Дети любят спрашивать. Вот, пусть и спрашивают.
Опрос. В сценарий праздника можно включить короткий опрос всех или части участников по какой-то значимой для него теме - веселой или серьезной. Например: что нужно человеку для счастья? Что захватишь с собой в рейс на Луну, если разрешается взять только один предмет? Что ценишь в людях, сверстниках, прежде всего? и т. п.
Общее мнение. Учащимся заранее или на старте праздника задаются в письменной анкете (опроснике, вопроснике) несколько вопросов. Анкеты можно раздать накануне праздника, положить их на столы у входа перед началом программы, на праздничные столики и т. д. Специальная группа ребят прочитывает анкеты и делает краткий сравнительный анализ ответов, этой информации, что в них заложена, составляет своеобразный социологический обзор. Вопросы анкеты могут носить статистический характер, содержать ряд мнений о чем- то конкретном или мнения о мире вообще. Естественно, празднику более импонируют веселые, шуточные вопросы и ответы типа:
Кто ты по типу нервной деятельности: сангвиник, меланхолик, холерик?
Согласен ли ты петь в хоре холериков или меланхоликов? А солировать?
Что ты очень не любишь делать на уроках? А после уроков?
Ты выиграл миллион долларов, как им распорядишься?
Что пожелаешь своим друзьям на встрече в школе в 20... году?
В анкете могут быть вопросы-просьбы, вопросы-предложения.
Например:
Какая роль для тебя будет наиболее интересной на празднике?
В чем хочешь участвовать лично?
Закажи любимые танцы, игры для игродискотеки на празднике. Какие?
Чтобы ты хогел(а) видеть на нашем празднике во чтобы то ни стало? и т. д.
Жюри. Существует традиция, когда все конкурсы праздника (или многие) судит не специальное жюри, а сами участники, оценивая «номер» громкостью аплодисментов.
Есть и такой прием: вывешивается афиша, плакат с фамилиями участников или групп участников, а рядом приклеен конверт, куда необходимо опустить свой жетон. Бумажных жетонов может быть несколько. К примеру, жетон красного цвета - первое место, синего - второе, зеленого - третье и т. д. Жетоны раздаются всем участникам праздника. После конкурса зрители, слушатели подходят к плакату и опускают в конверт (бумажный ящичек) свои жетоны. Побеждает тот, кто получил большее количество соответствующих жетонов. Наверное, можно придумать и другие приемы.
Праздники должны делать талантливые люди, только тогда они, праздники, будут наполнены богатой историей и современным смыслом. Организаторам детских праздников не должен изменять вкус. Ни в чем. Никогда!
Похожие статьи:
Сценарий внеклассного игрового мероприятия совместно с родителями, 2 класс
Сценарий внеклассного мероприятия 1 класс. Итоговый праздник
Сценарии праздников в начальной школе
Праздники в начальной школе. Сценарии
Итоговое внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!