Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Воспитание хороших манер у детей 6-7 лет

Уроки поведения для старших дошкольников

Шпаргалка для родителей (как привить хорошие манеры поведения своему ребёнку)

С хорошими манерами не рождаются, их приобретают в детстве под влиянием взрослых и окружающей среды. Родительский дом оказывает огромное влияние на установки в поведении и формирование системы ценностей ребенка. Мы, взрослые, являемся для ребенка образцом как в речевом поведении, так и в поступках. Как часто можно услышать фразу: «Он весь в отца» или «У нее походка как у мамы!». Дети наблюдают за нами: как мы ходим, держим осанку, жестикулируем, смеемся, разговариваем. Наши контакты с людьми в разных ситуациях (поликлиника, кинотеатр, магазин и т. д.) также замечаются детьми. И если родитель проявляет недовольство, придирчивость и даже грубость, то сможет ли ребенок сам по себе стать вежливым?

Если малыш будет понимать сущность правильного поведения, то найдет способ, как поступить в той или иной ситуации. А сущность здесь проста — уважение, внимание, чуткость к тем, кто с тобой рядом. Первая мысль должна быть не о себе, а о ближнем. Настоящая воспитанность заключается не только в знании того, кто первый должен поздороваться или пройти в дверях. Если вы относитесь к людям доброжелательно и открыто, не считая их хуже себя, не срываете на них своего плохого настроения, то этим вы укрепляете их чувство собственного достоинства и проявляете к ним свое уважение.

Многие из нас не вникают в суть правил этикета, считают их сложными и надуманными, тогда как в них есть разумный смысл, удобство и польза. Например, за столом не принято тянуться своей вилкой к общему блюду. Есть риск попасть рукавом в соус или салат, еда может соскочить с вилки и попасть в тот же соусник. Лучше попросить, чтобы вам передали блюдо. Если вы объясните смысл этого правила ребенку и будете сами его придерживаться, то ребенок без труда его усвоит. Если вы воспитываете девочку, то можно сказать: «Настоящие принцессы не утруждают себя даже за столом, а позволяют поухаживать за собой присутствующим мужчинам. Давай будем такими принцессами!» А мальчиков можно попросить: «Поухаживай за мамой как настоящий мужчина, передай, пожалуйста, салат».

Хорошие манеры прививаются в повседневной жизни, как бы случайно, незаметно, не спеша и терпеливо. Научить ребенка слушаться, то есть подчиняться разумной жизненной дисциплине, можно лишь тогда, когда он осознает необходимость правила. Например, если ребенок перебивает вас в разговоре, то не достаточно грозно сказать: «Не мешай мне разговаривать! Это некультурно». Лучше объяснить ему, как это мешает говорящему человеку, а также научить его вежливо прерывать разговор, если дело срочное. Возможно, вам придется повторить это много раз, чтобы ребенок понял и усвоил ваше объяснение.

А теперь несколько практических советов по воспитанию у детей хороших манер.

Родитель или педагог, прививающий хорошие манеры, должен сам безукоризненно им следовать. Если вы будете допускать отступления от норм, то ребенок, в конце концов, запутается между правильным и неправильным образцом вашего поведения.

Превратите урок воспитания в игру. Если ребенок собрался на день рождения, разыграйте с ним поздравление: «Давай я буду именинником, который ждет гостей с подарками, а ты — гостем. Ты приходишь и говоришь: “Женя, здравствуй! Поздравляю с днем рождения! Это тебе от меня” А Женя тебе обязательно скажет: “Спасибо, мне очень нравится!” А ты ответишь: “Пожалуйста”».

Вовлекайте своего ребенка в вашу светско-общественную жизнь: походы в театры, музеи, на концерты и просто в гости. Такие выходы научат ребенка спокойно реагировать на публику, уверенно держаться и общаться с окружающими. Если вы будете рассказывать ему о ваших знакомых (об их семье, профессии и др.), то и он будет чувствовать себя их знакомым.

Если Ваш ребенок забывает произносить вежливые слова, не заставляйте его, особенно публично, произносить их. Сделайте это за ребенка. Развивайте и поддерживайте со своими детьми хорошие отношения, на основе которых обязательно сформируются хорошие манеры. Если малыш будет уважать вас, то не станет грубить. И даже если у ребенка случаются срывы, и он становится чудовищно невоспитанным, то это не повод для отчаяния. Оставайтесь тверды, проявляйте заботу, будьте примером для него, научите быть таким же сдержанным, как вы, и эти уроки не пройдут для вас даром. Неслучайно говорят: «Дети — зеркало родителей», «Яблочко от яблоньки недалеко падает».

Волшебные слова

❀ Поиграйте в вежливые слова. Приготовьте цветок с четырьмя лепестками разного цвета. На каждом лепестке напишите вопрос. Предложите выбрать любой лепесток. Прочитайте вопрос и помогите ребенку с ответом, если он будет испытывать затруднения.

♦ Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром.)

♦ Какие слова нужно говорить, если вы хотите что-либо попросить или обращаетесь к кому-либо с просьбой?

(Будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите, можно вас попросить.)

♦ Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? (Простите, извините, прошу прощения.)

♦ Какие слова мы произносим, прощаясь? (Прощайте, всего хорошего, всего доброго, до свидания, до скорой встречи.)

Доброе слово

❀ Расскажите малышу о том, что в русском языке есть очень хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это — слово «здравствуйте». Это слово очень старинное. Связано оно со словом «здоровье», «здравие». Люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми и крепкими. В русском языке много добрых слов, например, «благодарю», «всего доброго», «доброе утро», «будь здоров». Разберите с ребенком эти слова и их смысловое значение. Когда произносят эти слова, что они обозначают?

❀ Стихи о «волшебных» словах

Здравствуйте!

— Здравствуйте! — ты скажешь человеку.

— Здравствуй! — улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

 

Доброго пути!

Нам желают: доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

 

Спасибо!

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы —

Кому сказали?

Сколько раз?

(А. Кондратьев)

Найди ошибки

❀ Предложите ребенку несколько ситуаций, в которых ему нужно найти «потерянные» вежливые слова.

Первая ситуация.

Вся семья села ужинать. Дочка просит маму: «Дай мне хлеб».

Вторая ситуация.

Папа возвращается домой с работы, а сын встречает его и спрашивает: «А что ты мне принес?»

Третья ситуация.

Мальчик сломал игрушку друга и говорит ему: «Я нечаянно!»

Четвертая ситуация.

Девочка покупает игрушку в магазине и просит продавца: «Дайте мне куклу».

Пятая ситуация.

Мальчики гуляли вместе, а потом одному из них пришлось идти домой. Он говорит своему другу: «Мне пора», — и уходит.

Что такое хорошо и что такое плохо?

❀ Познакомьте ребенка со стихотворением В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Обсудите поступки героев этого произведения.

❀ Очень важно обсуждать и учить ребенка оценивать поступки других и свои собственные. Для этого можно смотреть мультфильмы вместе и оценивать поступки героев, кто поступил хорошо, а кто плохо, как надо было поступить в подобной ситуации и т. д. Читайте ребенку стихи, истории, рассказы, которые потом не забудьте обсудить. Это крайне важно!

Вот некоторые из них.

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно!

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

(В. А. Осеева)

Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял...

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко еще!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, — сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

(В. А. Осеева)

Отрывки из стихотворения С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы»

...И ежели вы

Вежливы,

Поможете

Вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы —

То есть сами.

 

И ежели вы

Вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьете.

 

...И ежели вы

Вежливы, —

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

 

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку

Воспитание.

 

Был вежлив

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших

Мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо!» — говорил.

 

Нет, ежели вы

Вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика

У мальчика

Без спросу

Не берите!

Мои хорошие поступки

❀ Предложите ребенку проанализировать свои поступки за весь день. Пусть он вспомнит, какие хорошие поступки он совершил за этот день и какие поступки нельзя было назвать хорошими. Составьте карту поступков. Разделите лист на две части: одну часть пометьте солнышком, а другую — тучкой. Все хорошие поступки запишите в ту часть, где нарисовано солнышко, а все проступки — в ту часть, где нарисована тучка. Сравните, чего больше: солнышек или тучек? Обсудите вместе с ребенком результаты.

Две страны

❀ Вместе с ребенком вырежьте из раскрасок, детских журналов (или нарисуйте сами) персонажей из разных сказок. Это могут быть как положительные, так и отрицательные герои. Например, Красная Шапочка, Волк, Карабас-Бара- бас, Мальвина, Баба-Яга, Золушка и другие. Подготовьте два листа цветной бумаги: светлый и темный. Разместите положительных героев на светлом листе — это Страна хороших поступков, а отрицательных персонажей — на темном листе — это Темное царство. Обсудите, почему ребенок помещает героев в ту или иную страну. После того как две страны обретут своих жителей, и малыш объяснит причины размещения их в одну или другую страну, спросите, в какой стране лучше, почему? Пожалейте тех персонажей, которые попали в Темное царство, и предложите совершить чудо. Пусть ребенок станет добрым волшебником или добрым сказочником. Ему можно будет наделить отрицательных героев хорошими манерами и обменять их плохие качества на хорошие. Ребенку предстоит изменить образы этих персонажей. Например, нарисовать им улыбки, украсить их цветами, дорисовать их таким образом, чтобы они превратились в хороших и добрых героев.

Пословицы и поговорки

❀ Прочитайте пословицы и поговорки о вежливости и воспитанности. Объясните их значение и попросите ребенка нарисовать иллюстрацию к одной из этих пословиц или поговорок.

♦ Ласковое слово и кошке приятно.

♦ Плохое слово что грязная вода.

♦ Доброму — добрая слава.

♦ Доброе дело два века живет.

♦ Кто за худым пойдет, тот добра не найдет.

♦ Ленивый сидя спит, а лежа работает.

♦ Вежливости все двери открываются.

Культурный человек

❀ Обсудите с малышом, кого считают культурным человеком, а о ком говорят: «Как жаль, что этот человек некультурный». Предложите продолжить историю «Утро культурного человека». История начинается так:

«Воскресный день. Мама готовит завтрак на кухне. Пора вставать. Ты уже проснулся, но не хочешь вставать.

— Доброе утро! — улыбается мама. Что отвечаешь ты? (Доброе утро!)

— Прошу к столу, завтрак готов, — приглашает тебя мама.

Ты встаешь с постели. А что происходит дальше? (Встаю,

застилаю постель, желаю всем доброго утра, умываюсь, делаю зарядку, одеваюсь и иду завтракать.)

После завтрака ты пошел заниматься своими делами. Так? Как должен поступить культурный человек? (Поблагодарить за завтрак, помочь убрать посуду, вымыть ее.)»

Расскажите ребенку о том, что культурный человек — это хорошо воспитанный человек, уважающий труд других людей, благодарный за заботу и помощь.

Грязь в доме и подъезде, мусор на площадке, надписи на стенах, сломанные детские качели во дворе, разбитые стекла, испачканные лифты — все это дело рук некультурных людей. Они ничего не создают сами, более того, они портят и разрушают созданное другими людьми. Они не следят за чистотой не только в доме, но и своей одежды. Пятна на одежде, отсутствие пуговиц, непричесанные волосы, грубые слова — это облик некультурного, невоспитанного человека. А культурный человек — это чуткий, добрый, вежливый, заботливый человек, который старается исправить свои недостатки. Так, например, мальчик катался на велосипеде и упал в лужу. Он испачкался, порвал штанину. Ему стыдно за свой внешний вид. Он пошел домой, признался в случившемся, извинился за свой вид, положил вещи в грязное белье и, переодевшись, снова пошел гулять.

Можно ли назвать человека культурным в следующей ситуации?

Мальчик аккуратно одет, причесан, вежливо поздоровался с соседями, а выйдя за дверь, пнул ногой котенка. Сел в автобус и сделал вид, что не заметил бабушку, стоящую рядом, и не уступил ей место.

Что можно, а что нельзя

❀ Прочитайте ребенку стихотворения. Пусть он самостоятельно закончит каждое четверостишие.

На дорогу осторожно,

Маму за руку держа,

Выходить, конечно, можно;

Одному — никак...     (нельзя)

 

Сильным быть ты сможешь тоже,

Тренируй, малыш, себя.

Защищать всех слабых можно,

Обижать — совсем...      (нельзя)

 

Видишь, мальчик нехороший

Бросил фантик у ручья.

В урну мусор бросить можно,

А на землю — нет,...     (нельзя)

 

Вымыть руки мне несложно,

Ведь пришел с прогулки я.

Съесть конфету будет можно,

А чумазикам — ...     (нельзя)

 

Коль пролил ты не нарочно

Сок иль кружку киселя,

Тряпкой вытереть все можно,

А рукой, увы,...     (нельзя)

 

Мыть посуду нам несложно,

Маме помощь так нужна!

Мыть посуду нужно, можно,

А вот бить ее...      (нельзя)

 

Быть послушным каждый должен.

Это так легко, друзья!

Стать послушным важно, можно,

Непослушным быть...     (нельзя)

Страна хорошего воспитания

❀ Предложите ребенку стать автором правил поведения. Приготовьте альбом для рисования. Это будет Книга правил поведения. На каждой страничке малыш будет составлять список правил для той или иной ситуации. Роль ребенка — царь (или царица) хороших манер, которому(ой) надо написать указ для жителей Страны хорошего воспитания. Роль взрослого — писарь, который записывает эти правила в альбом. Помогите оформить первую страницу и написать на ней «Книга правил поведения». Пусть ребенок поставит свою царскую подпись, чтобы все жители Страны хорошего воспитания знали, что эти правила составлены самим царем или самой царицей, и что их надо обязательно соблюдать.

❀ Важно составить правила по следующим разделам:

♦ Поведение дома, или как вести себя дома (правила послушания, трудолюбия, аккуратности, правила гостеприимства).

♦ Поведение на улице, или как вести себя на улице (на площадке; важно обозначить правила пешехода).

♦ Поведение в транспорте.

♦ Поведение в театре, музее.

♦ Поведение в магазине, поликлинике, детском саду.

♦ Поведение в гостях, или как вести себя в гостях.

♦ Правила охраны природы (отношение к природе).

♦ Правила заботы о животных (отношение к животным).

♦ Правила культурного общения с людьми (отношение к старшим, младшим, родителям, друзьям, к самому себе).

♦ Как вести себя в школе (как обратиться к взрослым с вопросом; как вести себя на уроке, на перемене, если возникли проблемы: опоздал на урок, потерял класс, отвлекся на занятии, не выполнил задание, захотел в туалет).

❀ Можно красочно оформить Книгу правил поведения, добавив в нее иллюстрации, соответствующие определенной теме. Так, например, в правилах заботы о животных можно нарисовать картинку, как ребенок кормит птиц или гуляет с собачкой, и многое другое.

❀ Стихотворения о правилах тоже будут хорошим дополнением, и Книга получится весьма интересной.

❀ Например, к какой теме можно отнести эти стихотворения?

Случай в автобусе

Один пассажир малолетний

Ногою канал и канал,

Один пассажир малолетний

По спинке сиденья ступал.

 

Другой — на переднем сиденье —

Терпел, и терпел, и терпел...

И, тихо теряя терпенье,

Зубами скрипел и скрипел...

(А. Усачев)

 

Уши

— Доктор, доктор,

Как нам быть:

Уши мыть

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть:

Часто мыть

Или пореже?..

 

Отвечает доктор:

- ЕЖЕ... -

Отвечает доктор гневно:

- ЕЖЕ –

- ЕЖЕ –

- ЕЖЕДНЕВНО!

(Э. Мошковская)

 

Котенок

Я нашла в саду котенка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.

 

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?

 

День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде...

Так и быть, зверек несчастный,

Помогу твоей беде!

 

Я взяла его домой,

Накормила досыта...

 

Скоро стал котенок мой

Загляденье просто!

 

Шерсть как бархат,

Хвост — трубой...

До чего ж хорош собой!

(Е. Благина)

Автор: Надежда Лунина

Похожие статьи:

Поведение за столом для детей дошкольников

Игры на тему «Вежливость» для детей дошкольников 5-7 лет

Сценарий праздника вежливости для дошкольников 5-6 лет в ДОУ

Игровые занятия на тему «Вежливость» в подготовительной группе детского сада

Занятие «Вежливые слова». Старшая группа

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!