Урок литературного чтения по ФГОС «Школа России», 2 класс. Михалков «Новогодняя быль»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль»; отрабатывать навыки беглого осознанного чтения; развивать внимание, память, речь; совершенствовать умение работать с иллюстрациями.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.
Оборудование: выставка рисунков со стихами о зиме и Новом годе; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Соотнесите по смыслу пословицы и сказки (с. 202, задание 5).
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение Елены Благининой, вставив пропущенные слова.
Елка
Есть одна игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идет,
Скоро праздник... (Новый год).
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от... (елки).
Ветви слабо шелестят.
Бусы яркие... (блестят).
И качаются игрушки —
Флаги, звездочки, ... (хлопушки).
И верхушку украшая.
Там сияет, как всегда.
Очень яркая, большая,
Пятикрылая... (звезда).
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос.
— Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.
— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.
IV. Постановка целей урока
— Скоро наступит Новый год. А почему вы так любите этот праздник? (Примерный ответ. Это волшебный праздник, все загадывают желания, отправляют письма Деду Морозу, наряжают елку, водят хороводы. Кругом сказочно красиво.)
- Сегодня мы прочитаем новогоднюю сказку, которую написал С. Михалков (с. 203-207). Прочитайте ее название.
- Как вы думаете, о чем это произведение?
V. Работа по теме урока
(Учитель читает сказку.)
- Почему автор назвал эту сказку былью?
- Что в этой сказке реально, а что вымышлено?
- Что вам понравилось в этой истории? (Ответы детей.)
- От чьего лица ведется рассказ? (От автора.) V!. Физкультминутка
Елочка
У маленьких детишек
Елочка большая.
Огнями и шарами
Елочка сверкает.
Ай да елочка!
Погляди, погляди!
Деткам, елочка,
Посвети, посвети!
(Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи. Грозят пальчиком.)
Не коли нас, елочка,
Веточкой лохматой.
Убери иголочки
Дальше от ребяток.
VII. Закрепление изученного
1. Выборочное чтение и обсуждение
- Где происходят события?
- Где жила Елочка?
- Прочитайте описание Елочки.
- Были ли у нее друзья?
- Как жилось Елочке одной в лесу?
- Что заставило Елочку забеспокоиться? (Сорока рассказала ей, что под Новый год ее срубят.)
- Какие чувства возникли у Елочки? Представьте себя в такой ситуации.
- Что произошло с Елочкой дальше?
- Что с ней случилось, когда она очнулась?
- Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему?
- Какой характер был у Елочки? (Добрая, скромная, вежливая, воспитанная.)
- Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах? Вот что у него получилось.
В снегу стояла елочка —
Зелененькая челочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее! —
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена...
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх...
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают украшения —
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Несрубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел ее?
Сынишка лесника!
— Какой вариант истории вам больше понравился?
2. Тест
1. Кто автор сказки?
а) С. Маршак;
б) С. Михалков; +
в) Н. Сладков.
2. Недалеко от чего росла Елочка?
а) от леса;
б) от города;
в) от дома лесничего. +
3. С кем она однажды познакомилась?
а) с зайцем; +
б) с лисой;
в)с волком.
4. Кто рассказал Елочке про Новый год?
а) ворона;
б) сорока; +
в) сова.
5. В страхе и беспокойстве Елочка прожила:
а) весну и лето;
б) лето и осень; +
в) осень и зиму.
6. Когда нашли Елочку?
а) 30 декабря;
б) 31 декабря; +
в) 1 января.
7. Елочку:
а) срубили;
б) нарядили; +
в) срубили и нарядили.
VIII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
IX. Подведение итогов урока
— Какое произведение мы читали на уроке?
— Кто его автор?
— Как была украшена Елочка?
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки от лица Елочки.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения Толстой «Старый дед и внучек», 2 класс
Урок литературного чтения, 2 класс. Веселые стихи
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Житков «Храбрый утенок»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. «Русские писатели»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Бианки «Музыкант»
Нет комментариев. Ваш будет первым!